Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы
статья на тему

Введение

Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.[1]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5-6 классов для педагогов, и в частности учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Объектом изучения по данной теме является процесс формирования  коммуникативных УУД  школьников  на уроках русского языка и литературы.

Цель – теоретически разработать и определить средства формирования коммуникативных УУД  школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

1)  провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

2) разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 5-6 классов на уроках русского языка;

3) подтвердить результативность работы учителя русского языка по формированию коммуникативных УУД школьников.

 

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 27.docx39.08 КБ

Предварительный просмотр:

Казенное образовательное учреждение

 «Специальная учебно-воспитательная школа № 2»

Реферат

тема: «Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы»

Выполнила: Часова Е.Ю.


Сургут 2015

Оглавление

Введение        

Системно- деятельностный подход как методологическая и теоретическая основа УУД.        

Понятие и виды универсальных учебных действий.        

Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся на уроках русского языка и литературы.        

Заключение        

Литература        

Введение

Приоритетным направлением Федеральных государственных образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей – обеспечение развития универсальных учебных действий как собственно психологической составляющей фундаментального ядра содержания образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин. “Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность личности к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта, а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин”.[1]

Актуальность данной темы обусловлена тем, что в данный момент особенно актуальной становится задача преемственности в период перехода учащихся из начальной школы, в которой уже внедряются Федеральные образовательные стандарты второго поколения, в общеобразовательную. Поэтому определение средств формирования УУД школьников 5-6 классов для педагогов, и в частности учителей русского языка, является бесспорной необходимостью уже сегодня.

Объектом изучения по данной теме является процесс формирования  коммуникативных УУД  школьников  на уроках русского языка и литературы.

Цель – теоретически разработать и определить средства формирования коммуникативных УУД  школьников на уроках русского языка, практически подкрепить результативность данного исследования.

Для достижения данной цели предстоит решить ряд задач:

1)  провести анализ педагогической литературы по проблеме формирования универсальных учебных действий школьников;

2) разработать средства формирования коммуникативных универсальных учебных действий школьников 5-6 классов на уроках русского языка;

3) подтвердить результативность работы учителя русского языка по формированию коммуникативных УУД школьников.

Практическая новизна данной работы состоит в том, что она может стать основой для создания собственной методики преподавания учителя русского языка средней общеобразовательной школы в условиях модернизации российского образования, повысить эффективность процесса обучения. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями-словесниками на уроках русского языка в школе.

Системно- деятельностный подход как методологическая и теоретическая основа УУД.

Универсальные учебные действия разработаны группой ученых-психологов под руководством члена-корреспондента РАО, профессора МГУ А.Г. Асмолова. Методологической и теоретической основой УУД является системно-деятельностный подход Л.В. Выготского, А.Н. Леонтьева, П.Я. Гальперина, Д.Б. Эльконина, А.В. Запорожца, В.В. Давыдова. Термин “универсальные учебные действия” можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса.

В этих подходах учебная деятельность сама становится предметом усвоения. Концепция универсальных учебных действий учитывает опыт компетентностного подхода, в частности, его акцент на достижение учащимися способности эффективно использовать на практике полученные знания и навыки. Системно-деятельностный подход предполагает анализ видов ведущей деятельности (игровая, учебная, общение), выделение универсальных учебных действий, порождающих компетенции, знания, умения и навыки. Развитие универсальных учебных действий “строится по формуле: от действия – к мысли”.[3] В деятельностном подходе обосновано положение, согласно которому процесс учения - это процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и его личности в целом, а деятельность – это активное взаимодействие человека со средой, в которой он достигает сознательно поставленной цели. Таким образом, основное различие традиционного и деятельностного подходов заключается в двух принципиально разных путях получения образования. Для первого пути характерна активность учителя, для второго – активность ученика.

Следует отметить, что деятельностный подход не является новым. С давних времен педагоги выделяли два основных направления, по которым может быть организовано учение: для одного из них свойственна активность учителя на уроке и пассивность ученика; для другого, самым важным становится активность самого ученика, ориентированного на самостоятельное добывание знаний. Вместе с тем, идея внедрения в образовательную практику активных форм и методов обучения, основанных на деятельностном подходе, носит скорее несистемный, эпизодический характер, и все попытки выстроить систему образовательной деятельности в массовой школе не приводят к ожидаемым результатам.

В Федеральных государственных образовательных стандартах отмечается, что деятельностный подход “позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах ключевых задач развития учащихся и формирования универсальных способов учебных и познавательных действий, которые должны быть положены в основу выбора и структурирования содержания образования” [1]. В связи с этим акцент здесь делается на такие виды развития как личностное, социальное, познавательное, коммуникативное.

Так личностное развитие основывается на готовности и способности учащихся к саморазвитию и реализации творческого потенциала в духовной и предметно-продуктивной деятельности, высокой социальной и профессиональной мобильности на основе непрерывного образования и компетенции “уметь учиться”. Кроме этого личностное развитие предусматривает: “формирование образа мира, ценностно-смысловых ориентаций и нравственных оснований личностного морального выбора; развитие самосознания, позитивной самооценки и самоуважения, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам.

Под социальным развитием Стандарты подразумевают “формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия учащимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений; освоение основных социальных ролей, норм и правил”.[1]

Познавательное развитие характеризуется не только формированием у учащихся научной картины мира, но и развитием способности “управлять своей познавательной и интеллектуальной деятельностью”; овладением “методологией познания, стратегиями и способами познания и учения”; развитием “логического, творческого мышления, продуктивного воображения, произвольных памяти и внимания, рефлексии”.[3]

И наконец, коммуникативное развитие определяется в Стандартах как “формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию учащихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности, умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации…”[6]

Понятие и виды универсальных учебных действий.

В «Концепции Федеральных государственных образовательных стандартов общего образования» выделяют три вида образовательных результатов, отражающих индивидуальные, общественные и государственные потребности: предметные, метапредметные и личностные.[6]

Предметные результаты образовательной деятельности выражаются в усвоении обучаемыми конкретных элементов социального опыта, изучаемого в рамках отдельного учебного предмета, – знаний, умений и навыков, опыта решения проблем, опыта творческой деятельности, ценностей.[6]

Под метапредметными результатами понимаются освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.[6]

Под личностными результатами понимается сформировавшаяся в образовательном процессе система ценностных отношений обучающихся – к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам.[6]

Для современной российской школы новыми образовательными результатами можно назвать результаты метапредметные и личностные. Хотя и советская школа была ориентирована на становление гармоничной всесторонне развитой личности, а постсоветская школа – многосторонне развитой личности, личностные качества школьника не отражались в требованиях стандарта, так же как и метапредметные результаты.

Достижение новых образовательных результатов есть приоритетная задача современного образования, сформулированная как «умение учиться» еще в советской школе.

В широком смысле слова, «умение учиться» в новых образовательных стандартах рассматривается как «универсальные учебные действия», т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая:

1) познавательные и учебные мотивы;

2) учебную цель;

3) учебную задачу;

4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка).

Функции универсальных учебных действий включают:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;

— обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области.

В составе основных видов универсальных учебных действий, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре блока: личностный; регулятивный (включающий также действия саморегуляции); познавательный; коммуникативный.[6]

1.Личностные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (знание моральных норм, умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:

— личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;

— смыслообразование, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение и уметь на него отвечать;

— нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают учащимся организацию их учебной деятельности. К ним относятся:

— целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

— планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

— прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

— контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

— коррекция — внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата;

— оценка — выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения;

— саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и к преодолению препятствий.

  1. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.

Общеучебные универсальные действия:

— самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

— поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

— структурирование знаний;

— осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

— выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

— рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

— смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных

жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

— постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

— моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);

— преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

— анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);

— синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;

— выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;

— подведение под понятие, выведение следствий;

— установление причинно-следственных связей;

— построение логической цепи рассуждений;

— доказательство;

— выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

— формулирование проблемы;

— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

  1. К коммуникативным действиям относятся:

— планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

— постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

— разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

— управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка его действий;

— умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.[3]

Средства формирования коммуникативных УУД у учащихся на уроках русского языка и литературы.

Механизм формирования различных УУД в курсе русского языка и литературы – это установление взаимосвязи типовых заданий, текстов, иллюстративного, словарного материала и планируемых результатов.

Предметная линия «Филология» обеспечивает формирование личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных действий. Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Коммуникативные универсальные учебные действия в курсе «Русский язык» и «Литература» обеспечивают развитие основных видов речевой деятельности (слушания, чтения, говорения и письменной речи).

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы.

Важнейшую роль в формировании УУД играет работа с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое. В деятельности чтения участвуют такие механизмы, как восприятие, узнавание, сличение, понимание, осмысление, антиципация, рефлексия и др.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2.Прием составления граф-схемы. Граф-схема – это способ моделирования логической структуры текста. Выделяют два вида граф-схемы – линейная и разветвленная. Средствами графического изображения являются абстрактные геометрические фигуры (прямоугольники, квадраты, овалы, круги и т.д.), символические изображения и рисунки и их соединения (линии, стрелки и т.д.). Граф-схема от плана отличается тем, что в ней наглядно отражены связи и отношения между элементами.[19]

3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4. Прием составления сводной таблицы – позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.[19]

5.Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

6.Прием сравнения, способность видеть, как изменяется герой, оценка персонажа. Сравнение - логическая операция - это умение общего порядка, но он важен и для решения задач литературного образования.

Умение сравнивать те или иные элементы художественного произведения стимулирует развитие воображения учащихся, их ассоциативного мышления. На сходстве или на контрасте строится система образов многих произведений, а также пейзажные, портретные, бытовые описания, речевые характеристики. Вот почему основное внимание в среднем звене направлено на обучение школьников умению пользоваться сравнением. Очень важно для учащихся овладеть умением видеть, как изменяются герои, то есть целенаправленно следить за становлением и развитием личности персонажа литературного произведения.

7. Оценка литературного героя позволяет говорить об уровне понимания художественного произведения, обогащении чувств и мыслей учащихся.

Формирование характера героя побуждают учащихся каждый урок продумывать и запоминать самые важные обстоятельства, влияющие на героя. Большинство прочитавших произведение обычно любят его главных героев.

Роль художественного слова велика. Художественный текст – это высшая единица обучения. В книге Е. И. Никитиной «Связный текст на уроках русского языка» поднимаются современные проблемы. В абсолютном большинстве методических пособий, разработок, во всех учебниках русского языка в качестве закрепления любой грамматической темы рекомендуются главным образом разрозненные предложения. Этот пестрый набор фраз воспринимается как нелепость, которая может рассмешить детей. Так возникает опасность формализма в преподавании языка. Ведь подбирая и рекомендуя языковой материал для уроков, методисты проявляют непростительное безразличие к содержанию его, к задачам воспитания учащихся, развития из связной речи. Текст может быть центральным компонентом любого урока русского языка, именно через текст реализуются все цели обучения в комплексе: коммуникативная, образовательная, воспитательная. Весь материал, организующийся вокруг текста, работает на него.[20]

Таким образом, утверждение в методике преподавания русского языка текстоцентричного подхода обусловлено функциями текста в учебном процессе и учебнике, его ролью и статусом (текст является единицей содержания обучения, единицей контроля).

Учебный предмет «Литература» имеет особое значение для формирования морально-ценностной позиции учащихся. Поэтому очень важно специально организовать ориентацию учащихся на поступок героя и его нравственное содержание. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». (из теории критического мыщления), опять же для разнообразного контроля  знаний учащихся текстов  художественной литературы.

«Составление кластера» - особая графическая организация материала, позволяющая систематизировать и структурировать имеющиеся знания. В центре записывается ключевое слово и от него расходятся стрелки-лучи, показывая смысловые поля того или иного понятия.

8.Дискуссия – еще одно средство формирования универсальных учебных действий школьников. Диалог учащихся может проходить не только в устной, но и письменной форме. Для становления способности к самообразованию очень важно развивать именно письменную форму диалогического взаимодействия с другими и самим собой. Наиболее удобное время для этого – основное звено школы (5-8 классы). Следует обратить внимание на развитие тех коммуникативных умений, которые являются предпосылкой успешно проведенной письменной дискуссии: четко письменно излагать свое мнение, понимать точки зрения своих одноклассников, выраженные письменно, задавать вопросы на понимание, вступать в спор с автором письменного текста в ситуации, когда автор может (не может) ответить читателю. Эти коммуникативные умения могут послужить основой для серьезной работы в дальнейшем с текстами (документами, первоисточниками и т.п.), в которых содержатся разные точки зрения, существующие в той или другой области знаний.

В условиях модернизации образования учителя-предметники должны уходить от фронтальной формы работы и внедрять в свою деятельность

9.групповую форму работы. «Именно в обществе со сверстниками ребенок может и смеет практиковать традиционно взрослые формы поведения (контроль, оценку). В общении со сверстниками зарождается необходимость и всегда есть возможность встать на точку зрения другого, координировать его действия со своими, а за счет этого понимать другого». Учащиеся учатся в этом случае также искать информацию, сообщать ее другим, высказывать свою точку зрения, принимать чужое мнение, создавать продукт совместного труда. Это обеспечивает также формирование всех видов УУД.

Частным случаем групповой совместной деятельности учащихся является работа парами. Реализовываться она, например, может так. Ученики получают задание под одним и тем же номером: один ученик становится исполнителем – он должен выполнять это задание, а другой – контролером – должен проконтролировать ход и правильность полученного результата. При этом у контролера имеется подробная инструкция выполнения задания. При выполнении следующего задания дети меняются ролями: кто был исполнителем становится контролером, а контролер – исполнителем.

Использование парной формы контроля позволяет решить одну важную задачу: учащиеся, контролируя друг друга, постепенно научаются контролировать и себя, становятся более внимательными. Объясняется это тем, что внимание, являясь внутренним контролем, формируется на базе внешнего контроля.  Работа в парах или группах помогает организации общения, так как каждый ребенок имеет возможность говорить с заинтересованным собеседником, высказывать свою точку зрения, уметь договариваться в атмосфере доверия и доброжелательности, свободы и взаимопонимания, быть в сотворчестве равных и разных. Групповая поддержка вызывает чувство защищенности, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

10. Проектная и исследовательской деятельности – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. В процессе этих видов деятельности у учащихся формируется весь спектр УУД: коммуникативные (развитие навыков работы в группе, воспитание толерантности, формирование культуры публичных выступлений.

На уроках русского языка можно использовать типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:

- «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».

- «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».

- «Найди и выпиши слова, которые….  В первом предложении автор играет словами.  Ты заметил? Прочитай их».[14]

На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие нового.  Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»[14]

На уроки материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания и  другие.

Заключение

Модернизация российского образования ставит перед учителем средней общеобразовательной школы задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.

В данной работе был рассмотрен комплекс средств, которые, при системном подходе, позволят обеспечить достижение поставленной перед учителем цели. Особенно актуально это в период экспериментального внедрения Федеральных государственных стандартов второго поколения в основной общеобразовательной школе. К 2015 году в педагогической практике основной школы уже должна будет сложиться система образования, соответствующая требованиям ФГОС и способная обеспечить преемственность при переходе школьников из начальной школы в 5 класс. Поэтому уже сегодня учителя должны осваивать и применять, исследуя практические результаты своей деятельности, современные средства формирования универсальных учебных действий.

Результатом исследования стало определение тех средств, которые позволяют формировать универсальные учебные действия.

Рекомендации по развитию коммуникативных универсальных учебных действий:

  1. Научите ребенка высказывать свои мысли. Во время его ответа на вопрос задавайте ему наводящие вопросы.
  2.  Не бойтесь «нестандартных уроков», попробуйте различные виды игр, дискуссий и групповой работы для освоения материала.
  3. Составьте для учеников алгоритм пересказа текста, материала.
  4.  Организовывая групповую работу, напомните ребятам о правилах ведения дискуссий беседы.
  5.  Приучите ребенка самого задавать уточняющие вопросы по материалу, переспрашивать, уточнять.
  6. Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы, особенности развития.

Русский язык как школьный предмет выполняет особую роль, являясь не только объектом изучения, но и средством обучения всем школьным дисциплинам. Ни одна школьная проблема не может быть решена, если ученик плохо или недостаточно хорошо владеет русским языком, поскольку именно родной язык - это основа формирования и развития мышления, воображения, интеллектуальных и творческих способностей учащихся; навыков самостоятельной учебной деятельности. В частности, на уроках русского языка есть возможность наиболее эффективно организовать работу по формированию и развитию познавательных, регулятивных и коммуникативных универсальных действий.

Умение учиться - существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, в том числе знаний по русскому языку.

Литература

1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011.

2.Александрова О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку [Текст] / Александрова О.А - Русский язык. - 2006. - №3

3.Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., Володарская И.А. и др.        Как проектировать универсальные учебные действия: от действия к мысли: пособие для учителя — М.: Просвещение, 2008

4.Беркалиев Т.Н.        Развитие образования: опыт реформ и оценки прогресса школы. — СПб., 2007.

5.Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий./Педагогические технологии, №1, 2006

6.Кондаков А.М., Кузнецов А.А.        Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования: проект / РАО. - М. : Просвещение, 2010.

7. Молокова А.В.        Современные технологии на современном уроке // Материалы Международной конференции «ИТО 2010 - Москва» / http: // msk.ito.edu.ru/

8. Шемякина Е.В. Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка

8. Петерсон Л.Г.        Как перейти к реализации ФГОС второго поколения по образовательной системе «Школа 2000...» / Под ред. Л.Г. Петерсон. - М., 2010.

9. Петерсон Л.Г.        Деятельный метод обучения: образовательная система «Школа 2000...»/ Построение непрерывной сферы образования. - М., 2007

10.Савинов Е.С. (составитель) Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Основная школа. - М.: Просвещение, 2011.

11.Авдеева, С. Учебные материалы нового поколения в проекте ИСО. / С. Авдеева. // Народное образование, №9, 2007. - С.187-193.

12.Азимов, Э.Г. Методическое руководство для преподавателей по использованию дистанционных технологий в обучении русскому языку как иностранному. / Э.Г. Азимов. - М.: МАКС Пресс, 2004. - 112 с.

13.Алгазина, Н.Н. Дидактические материалы по орфографии с компьютерной поддержкой. / Н.Н. Алгазина - М., 1997. - 112с.

14.Александрова, О.А. Проблема воспитания речевой (коммуникативной) культуры в процессе обучения русскому языку//Русский язык. - 2006. - №3. - С. 4-6.

15.Андреева, Л.С. Русский язык в школе: опыт, проблемы, перспективы. / Л.С. Андреева. // Русский язык в школе. - 2001. - №4 - с.106 - 108.

16.Бершадский, М.Е. Возможные направления интеграции образовательных и информационно-коммуникативных технологий. / М.Е. Бершадский. // Педагогические технологии, №1, 2006. - с.29-50.

17.Бершадский, М.Е., Гузеев, В.В. Дидактические и психологические основания образовательной технологии. / М.Е. Бершадский, В.В. Гузеев. - М.: Педагогический поиск, 2003. - 276с.

18.Беспалько, В.П. Программированное обучение. Дидактические основы. / В.П. Беспалько. - М. - Высшая школа, 1990. - 245с.

19. Бройде, М. Русский язык в упражнениях и играх. / М. Бройде. - М., 2001. - 307с.

20. Е. И. Никитина. Связный текст на уроках русского языка./Е.И. Никитина.- М.,2003.-245с.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания, поэтому я решила найти такие методы и ...

Формирование положительной мотивации школьников на уроках русского языка и литературы через использование методов и приемов педагогических т

В данной статье представлена информация, при помощи каких методов можно сформировать  у учащихся интерес к предмету....

Использование методов и приемов развития критического мышления для формирования мыслительной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы

  На протяжении длительного периода обучение в школе ориентировалось на формирование, прежде всего знаний, умений и навыков; носило репродуктивный, информационный характер. Современный эта...

Формирование УУД. Способы и приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В работе рассматриваются важные вопросы, связанные с введением ФГОС, анализируются приемы формирования коммуникативно - речевых УУД на уроках русского языка и литературы, педтехнологии, отвечающ...

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы.

В данной статье говориться о коммукативных универсальных учебных действиях: их видах и способах применения....

Способы формирования и развития коммуникативно – речевых компетенций обучающихся на уроках русского языка и литературы

В статье представлено краткое  описание опыта работы по формированию коммуникативно-речевых компетенций у обучающихся 5-7 классов....

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка

Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка...