Главные вкладки

    Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
    методическая разработка по теме

    Василенко Нила Иосифовна

    Доклад:

    а) развитие мотивов общения;

    б) развитие средств общения;

    в) совершенствование форм общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puti_i_sredstva_.docx16.22 КБ

    Предварительный просмотр:

    Краснодарский край, г-к Анапа, п.Суворов-Черкесский

    Государственное бюджетное специальное коррекционное образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья общеобразовательная школа-интернат № 28 VIII вида

    Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Учитель: Василенко Н.И.

    Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Издавна на Руси люди, страдающие от тяжелых недугов и имеющие ограниченные возможности для жизни и деятельности, традиционно являлись одним из объектов благотворительности и милосердия. Кроме того, в православной культуре им было уготовлено особое место. Поэтому деятельное сострадание и участие в их судьбе было явлением нравственного порядка, отличавшим культуру русского общества того времени.

    В послереволюционной России долгие годы дети с- тяжелыми нарушениями развития нередко исключались из активной общественной жизни. Это привело к тому, что целый "пласт" людей, самых разных, часто особо одаренных, оказался невостребованным обществом к активной, полноценной жизни.

    Сегодняшние российские законодательные акты относительно заботы и помощи людям с ограниченными возможностями по содержанию приближаются к законам и принципам, принятым во всем мире, которые утверждают не дискриминационное отношение к инвалидам и призывают мировое сообщество создать условия для интеграции в общество больных детей, обеспечивая для них равные возможности в сфере обслуживания, получения услуг, информации, образования и трудовой деятельности. И хотя люди с ограниченными возможностями и их семьи по-прежнему наталкиваются на барьеры во взаимопонимании и общении с другими людьми, многое свидетельствует о том, что в целом социальное отношение к инвалидам постепенно меняется, пройдя путь от невнимания и отвержения до принятия их прав, достоинства и полезности обществу.

    На современном этапе развития общества, в связи с изменениями в различных сферах жизни, особо остро стоят вопросы, связанные с подготовкой к самостоятельной жизни подрастающего поколения. Не являются исключением в этом плане и дети с проблемами в психофизическом развитии.

    Кризисные явления в обществе сказались на здоровье населения. Негативные факторы природной и социальной среды, падение уровня жизни ведут к накоплению хронических больных в каждом поколении. Особое беспокойство вызывает здоровье детей: по всем прогнозам показатель детской инвалидности будет расти.

    Социальная реабилитация детей, имеющих аномалии развития, направлена на восстановление физических и психических нарушений, формирование способности к самообслуживанию, обучению, к общению и трудовой деятельности в будущем. Комплексная социальная реабилитация, обеспеченная участием команды специалистов и семьи, дает возможность интегрировать больного ребенка в общество. Интеграция лиц с нарушениями развития в общество нормально развивающихся сверстников и взрослых по праву признается дефектологами как высшая ступень социально-трудовой и профессиональной адаптации.

    Проблема подготовки детей-инвалидов к интеграции в социальную среду должна решаться не вообще в России, а в каждом конкретном регионе, городе, районе, селе, в каждой семье. Это требует участия всех уровней государственной администрации, общественных организаций, а также различных профессионалов и граждан России. Специфика особой профессиональной помощи зависит и от возраста ребенка и от конкретных обстоятельств его жизни.

    Движущей силой психического развития ребенка является постоянное разрешение противоречий между возникающей потребностью в новых формах общения, взаимоотношений с людьми и старыми способами их разрешения. Поэтому оптимизация социально-коммуникативных контактов детей с ограничениями жизнедеятельности является реальной практической помощью в деле интеграции их в общество нормально развивающихся сверстников. Активизация коммуникативно-речевой сферы ребенка с задержкой речевого и психического развития является необходимым условием для его полноценной жизнедеятельности, развития способностей, успешного овладения им бытовыми, учебными, игровыми умениями и навыками.

    Анализ литературы показал, что проблема развития речи аномальных детей давно волнует педагогов, психологов, дефектологов. Овладение активным словарем способствует становлению коммуникативных контактов детей с ограниченными возможностями со сверстниками, взрослыми.

    Жан Пиаже, всемирно признанный авторитет в области детского мышления, полагал, что общение с другими людьми имеет могущественное значение для крепнущих познавательных сил ребенка. Девиз Пиаже - взаимодействие:

    " Исходный путь познания не субъект и не объект, а их нерушимая взаимосвязь".

    Неоценим вклад Л. С. Выготского в отечественную дефектологию. Его открытия в области аномального детства обогатили общую психологию и педагогику. В области коррекционной педагогики Выготский проводил идею социальной обусловленности высших психических функций.

     Он писал:" Всякий телесный недостаток - будь то слепота, глухота или врожденное слабоумие не только изменяет отношение человека к миру, но прежде всего сказывается на отношениях с людьми". Считал задачей воспитание из умственно отсталых - социально активных индивидуумов. Эта идея является весьма актуальной для современной олигофренопедагогики.

    Исследования отечественного психолога А. Р. Лурия в области речевых нарушений имеют большое значение для работы по развитию речи у аномальных детей.

    Отечественный педагог-психолог Д.Б. Эльконин отмечал, что особенно благоприятные условия для личностного развития детей создаются в общении ребенка с другими детьми в сюжетно-ролевых играх. "В ролевых играх между детьми складываются отношения сотрудничества, взаимопомощи, разделения и кооперации труда, заботы и внимания друг к другу, а также иногда и отношения властвования и даже деспотизма и грубости, то есть такие, в которых формируются как положительные, так и отрицательные качества ребенка".

    Учёные специально изучали процесс развития общения и его роль в воспитании детей. Вопросы взаимоотношений ребенка с окружающими людьми хорошо освещены в таких работах, как "Проблемы онтогенеза общения", "Возникновение общения у ребенка", "Общение, личность и психика ребенка", "Развитие общения у детей в первые семь лет жизни".

    По мнению М. И. Лисиной, потребность общения с окружающими людьми у детей отчетливо выступает уже в возрасте 2,5 месяцев от рождения и непосредственно проявляется в известном комплексе оживления. В дальнейшей жизни ребенка процесс развития общения движется в следующих основных направлениях:

    а) развитие мотивов общения;

    б) развитие средств общения;

    в) совершенствование форм общения.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

    Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

    Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

    Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

    «Развитие познавательного интереса у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья в целях формирования общих трудовых навыков и умений»

    В исследованиях многих специалистов, работающих с детьми, имеющими отклонения в развитии, отмечается запоздалое, по сравнению с нормой, развитие познавательного интереса, его неустойчивость, малая глу...

    Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации.

    Формирование навыков коммуникативного общения у воспитанников с умственной отсталостью как средство социализации....

    ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПОСЫЛОК КОММУНИКАТИВНЫХ УУД У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ

    Школа и детский сад – две последовательные ступени в системе образования. Проблема подготовки ребёнка-дошкольника к школьному обучению актуальна всегда. В настоящее время  её актуальность о...

    Самообразование на тему "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соответствии с ФГОС"

    Самообразование "Формирование экологической культуры здорового и безопасного образа жизни  воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) посредством современных технологий в соо...

    "Значение и особенности формирования культуры поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья и значение для становления личности в условиях современного общества"

    Перед коррекционными школами и интернатами стоит задача развития личности умственно отсталых детей. В исследованиях, посвященных развитию личности умственно отсталых, отмечается, что выпускники школ и...