Главные вкладки

    Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья
    статья по технологии на тему

     

    Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл puti_i_sredstva_korrektsionno.docx15.34 КБ

    Предварительный просмотр:

    Пути и средства коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

                                                                   Учитель профессионально - трудового обучения

     первой категории

                                                                                                     Воронецкая Н.Д

                                 

    Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету.

    Ученицы изучают терминологию, технологию изготовления изделий, теоретический материал, учатся планировать свои действия, выполнять трудовые приемы и операции.

    Эффективность занятий в коррекционных учреждениях во многом зависит от того, насколько правильно учителем выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Под методами обучения и воспитания понимаются способы учителя в процессе которой происходит, усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности. По этому, для правильности организации учебно-воспитательного процесса учителю трудового обучения необходимо знать особенности каждого метода, коррекционно-развивающей работы.

    Рассмотрим эти методы подробнее.

    Вербальные методы - это передача и восприятие устной информации: рассказа, беседы, объяснение, лекции. К вербальным методам обучения относятся так же книги. Учебники, справочники, инструкции, карточки.

    Наглядные методы – это наблюдение натуральных объектов явлений, процессов или их плоскостных, объемных, графических изображений (моделей, таблиц, диафильмы и презентации)

    К практическим методам – относятся упражнения решение практических задач, выполнение трудовых заданий. На занятиях швейного дела особо следует выделить упражнения, в процессе выполнения которых учащиеся знакомятся с приемами выполнения той или иной работы. Источник информации – практическая деятельность учителя и учащихся.

    В трудовом обучении наиболее ярко выступают два взаимосвязанных процесса – самостоятельная практическая деятельность учащихся и руководящая деятельность учителя.

    Соответственно и методы, и приемы можно разделить на две группы: методы самостоятельной работы учащихся под руководством учителя и методы преподавания (изложение учебного материала, демонстрация изучаемых объектов, процессов выполнения изделий).

    Деятельность учащихся на уроках швейного дела состоит в восприятии, запоминании, обработке и применении поступающей информации. Процесс получения информации учащимся на уроках швейного дела сложен. Поступившую информацию учащиеся должны запомнить, понять, осмыслить. Запоминание учебного материала связано с тем, насколько они могут управлять своим вниманием.

    Школьники с нарушением интеллекта не всегда могут с первого раза запомнить материал. Для этого я планирую  повторение учебного материала и практические упражнения.

    На уроках использую различные методы коррекционно-развивающей работы, организую, деятельность учащихся, даю им теоретическую и практическую информацию, закрепляю учебный материал, стимулирую процесс его использования учащимися.

    Вербальные (словесные) методы имеют особую коррекционную значимость при обучении учащихся и используются на любом этапе занятия во всех классах.

    Беседа – наиболее распространенный метод. Однако на уроках швейного дела беседа не может рассматриваться как основной и единственный источник сообщения знаний. Она должна сопровождаться наглядными пособиями. Вопросы нужно составить в строго определенной последовательности. Они должны быть краткими и нацеливать ученика на однозначный ответ.

    Рассказ нужно строить в определенной логической последовательности.

    Он должен быть эмоциональным, предельно ясным, простым и содержать вывод. Темп рассказа спокойный.

    Большое внимание на занятиях уделяю работе учащихся с дидактическим материалом. Это обусловлено тем, что задания по швейному делу на дом практически не задаются и весь объем теоретического материала усваивается школьниками на занятии.

    Важным источником приобретения знаний на занятиях швейного дела является наглядный (материал) метод обучения. Реализация его зависит от вида демонстраций наглядных пособий. На занятиях часто использую графические наглядные пособия (чертежи, технологические карты, плакаты) и натуральные предметы (образцы изделий).

    Демонстрируя тот или иной изучаемый объект предлагаю, не только его рассмотреть, но и потрогать руками.

    Здесь объясняю функциональное назначение данного изделия более подробно рассмотреть внешний вид, форму, модель. Так же на занятиях большое значение имеет правильно организационный инструктаж учащихся. Документами письменного инструктажа являются рабочие тетради, рабочие чертежи, эскизы, карточки-задания, инструкционные технологические карты.

    Инструктаж как совокупность различных методов и приемов коррекционной работы, представляет собой объяснение цели, задач и техники выполнения задания отдельных операций сопровождаются показом действий и технологических процессов, которые предстоит освоить учащимся на занятии.

    Из практических методов на занятиях по швейному делу следует выделить упражнения, знакомящие учащихся с приемами выполнения той или иной работы. При этом источником сообщения знаний является показ учителем приемов выполнения работы и демонстрация инструкционных карт с целью организации деятельности школьников.

     - Инструкционные карты способствуют развитию самостоятельности учащихся, приучают их к умению пользоваться технологической документацией.

     - Показ приемов выполнения трудовых операций производить следует последовательно

    - целостный показ в рабочем темпе;

    - расчлененный или медленный показ;

    - повторный целостный показ в рабочем темпе;

    Затем предлагаю учащимся самим повторить показанные действия выполнить практическую работу. После этого анализирую ошибки и снова показываю.

    Объяснение трудовых практических действий при расчлененном показе целесообразно сопровождать демонстрацией учебно – наглядных пособий. В сочетании с традиционными средствами обучения (дидактический материал, таблицы) использую на уроке информационно-компьютерные технологии они, значительно повышают эффективность обучения учащихся с нарушениями развития, открывают новые резервы образовательного процесса и личности его участников: учащегося и учителя. Учитель строит урок, опираясь на коррекционно – развивающие общедидактические приемы и методы, обогащая его собственным опытом и наблюдениями, привнося свои находки и открытия в практику преподавателя.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Пути и средства формирования навыков коммуникативного общения и культуры поведения у воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.

    Доклад:а) развитие мотивов общения;б) развитие средств общения;в) совершенствование форм общения....

    СТАТЬЯ: Специфика подготовки и проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Статья написана для сборника Научного Издательского Центра «Педагогический поиск»....

    Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

    Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

    «Особенности взаимодействия учителя-логопеда и педагога-психолога ДОУ в коррекционной работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья»

    Психолого-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья (речевыми нарушениями) выявляет у многих из них характерные недостатки в развитии познавательной сферы, обусловленные...

    Особенности проведения урока английского языка с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

    Обучающиеся образуют и используют в связной речи глаголы во F.S. Осознают возможность самореализации изучения иностранного языка....

    Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

    Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...