Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
статья по технологии на тему

Виденеева Елена Александровна

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ более эффективны такие уроки, т.к. они более восприимчивы к ярким иллюстрациям.....

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Мастер-класс21.35 КБ

Предварительный просмотр:

Воскресенская коррекционная школа-интернат для обучающихся

с ограниченными возможностями здоровья

Мастер-класс по теме:

«Информационно-коммуникативные технологии

на уроках трудового обучения с обучающимися  

с ограниченными возможностями здоровья»

(из опыта работы)

                                                                                             Подготовила:

                                                 учитель трудового обучения    

                                                 Виденеева Елена Александровна

                                                                                   

2018г.

Информационно-коммуникативные технологии на уроках

в коррекционной школе

Образовательных технологий в педагогике существует более 50,

но ключевой технологией XXI века является применение

информационно-коммуникативных технологий (ИКТ).

В настоящее время в образовании произошли кардинальные изменения.

Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучения ребёнка, основанные на информационных технологиях. Компьютеризированные средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться во всех содержательных областях и на всех этапах школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Действительность современной жизни такова: везде и повсюду нас окружают компьютеры и другие средства массовой информации.

Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, доступным, а полученные знания более глубокими и обобщёнными.

Сейчас особенно остро встаёт вопрос о повышении эффективности адаптации и последующей интеграции в современном обществе детей с ограниченными возможностями здоровья. Из своего опыта работы в школе, постоянно наблюдаю в развитии детей с отклонениями в здоровье ряд особенностей, характеризующих низкий уровень межличностных отношений, недоразвитие речемыслительной деятельности, специфические проявления эмоционально – волевой сферы. Вследствие дефицита общения у детей не формируются устойчивое положительное самоощущение и активная позиция к окружающему миру, навыки совместных действий и умений действовать по образцу; умственные действия у детей с отклонениями крайне ситуативные, воображение не развито, познавательная инициатива отсутствует.

Я работаю в коррекционной школе с категорией детей, имеющих нарушение интеллекта и сложный дефект и надо отметить, что школа дает детям необходимые знания и умения, способствует преодолению, либо компенсации нарушенных психических функций, стимулирует дальнейшее психическое развитие, помогает стать полноценным членом семьи и общества. Для детей с нарушением интеллекта характерен основной общий недостаток – нарушение сложных форм познавательной деятельности. Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения.

Особую значимость и актуальность современное обучение видит в активном применении информационно – коммуникативных технологий. Они способны решать многие педагогические задачи, предоставляют совершенно новые возможности для творчества, приобретения и закрепления профессиональных навыков, позволяют реализовать новые формы и методы обучения. Современному ребёнку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц, но отказываться от давно проверенных методов полностью не стоит. Информационно – коммуникативные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определённых этапах.

Известно, что при изучении предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным. Зрение — это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала. Вот это и заставляет учителя искать новые методы работы, и помочь ему может использование на уроке информационно-коммуникативных технологий.

        К моменту появления компьютеров в специальной школе (в начале 90-х годов) уже имелся опыт нескольких лет использования компьютеров в массовой школе, в основном на уроках информатики. По ряду причин этот опыт не мог использоваться в условиях специальной школы.

Коррекционная направленность педагогического процесса с использованием данных технологий предполагает преодоление и коррекцию имеющихся у детей нарушений: речевых, интеллектуальных, коммуникативных навыков общения, недостаточности развития высших психических функций.

Коррекционная деятельность – это планируемый особым образом

организуемый педагогический процесс, направленный не только на исправление индивидуальных качеств, но и на создание необходимых условий для личного развития каждого учащегося.

Одним из таких условий является использование информационно-коммуникативных технологий на уроках в коррекционной школе.

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативных технологии благотворно влияют на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а также способствуют развитию творческой активности обучающихся, воспитывают любознательность и повышают интерес к учебным занятиям.

Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового   обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила.

В своей работе я использую прикладные программы:

Word – при отгадывании кроссвордов, тестировании;

Power Point - создание наглядных презентаций к урокам, мероприятиям, мастер – классам, классным часам.

Один из перспективных способов создания современных учебных материалов – это мультимедийная презентация. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединённую в единую оболочку учебного процесса.

Мультимедиа - это представление объектов и процессов не традиционным текстовым описанием, но с помощью фото, видео, графики, анимации, звука, то есть во всех известных сегодня формах. Здесь мы имеем два основных преимущества – качественное и количественное. Качественно новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением. Количественные преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности.

Основная цель применения информационно-коммуникативных технологий состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это и есть, то для чего мы работаем.

Одним из очевидных достоинств мультимедийного урока является

усиление наглядности. По словам К.Д. Ушинского: «Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти неизвестным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету…»

Для повышения заинтересованности, обучающихся к изучению любой новой темы профессионально - трудового обучения целесообразно вводный урок проводить с применением мультимедийной презентации.

Урок, включающий слайды, презентации, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных. Экран притягивает внимание учащихся.

 Дидактические возможности и методические варианты мультимедийных средств обучения достаточно широкие и разнообразные. В своей работе мультимедийные средства я использую в самых разнообразных ситуациях.

 Учитываю предназначение урока:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для обобщения, систематизации знаний;

-для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

- для контроля знаний, умений, навыков.

При подготовке урока учитываю конкретные условия учебной работы, возрастные особенности детей, уровень знаний учащихся, их жизненный опыт и технические возможности оборудования класса.

 Действительно, использование мультимедиа позволяет хоть чем-нибудь заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам – фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.

Здесь я использую данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:

- название темы урока;

- сопровождение и иллюстрации объяснения;

- информационно – обучающее пособие;

- контроль и проверка знаний.

В зависимости от материала включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Для решения обучающей задачи на уроках трудового обучения использую презентации с видеороликом, делая свой рассказ более насыщенным, иллюстрированным. Беседа активизирует обучающихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания обучающихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

При этом, я перекладываю роль образца на технику и тем самым, освобождаю руки, выполняя одну из немаловажных функций на уроке – оказываю индивидуальную помощь обучающимся. Это один из главных аспектов урока профессионально – трудового обучения при изучении профессии — растениевод.

Для создания большинства мультимедийных учебных пособий использую программу Power Point. Такая презентация характеризует возможности использования самого разнообразного по объёму и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому их широко применяю при проведении учебных занятий в школе.

Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационно-коммуникативных технологий, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

 Презентации в своей работе использую авторские и создаю свои. В авторские презентации вношу свои коррективы (использую фрагментарно): регулирую объём, формы подачи материала, исключаю «ненужное», готовлю её для данного класса с конкретными учениками.

Урок, включающий слайды презентации, видеосюжет вызывают у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных, расторможенных. Экран притягивает внимание, которого мы порой, не всегда можем добиться при фронтальной работе с классом.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках профессионально – трудового обучения в мастерской способствует повышению эффективности обучения, позволяющее:

  • повысить уровень мотивации обучающихся;
  •  находить источники дополнительной информации по предмету;
  •  увеличить динамику и образность предлагаемого учебного материала;
  •  проверить объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
  •  применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся;      
  • развивать новую информационную культуру деятельности для обучающихся коррекционных школ;
  •  проводить словарную работу;
  •  систематизировать новые знания для обучающихся;
  •  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе;
  •  расширить зону индивидуальной активности ребенка.

Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения ребят, повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность обучающихся.

Достаточно большая часть учебного материала по растениеводству предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Информация о сельскохозяйственном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях при возделывании сельхозпродукции, разнообразие и ассортимент новых приемов и многое другое доступно показать и рассказать только с использованием информационно-коммуникативных технологий. Интернет безгранично расширил возможности обнаружения и демонстрации учебной информации. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного материала.

На уроках производственного обучения темы «Промышленное тепличное хозяйство» предполагает использование видеоролика о ведении тепличного хозяйства в промышленных масштабах; «Современное оборудование при мелиорации» - о возможностях современного оборудования на полях.

 

 Заключение

В преподавании профессионально – трудового обучения использование информационно-коммуникативных технологий качественно изменяет восприятие учащимися информации. Для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья более эффективны такие уроки, так как они более восприимчивы к ярким иллюстрациям, для них интересны виртуальные экскурсии, погружающие в атмосферу прошло или будущего.

Считаю, что использование информационно-коммуникативных технологий в специальной (коррекционной) школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания должны удовлетворять возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивать их способности.

Совершенно очевидно, что применение информационно-коммуникативных технологий способствует оптимизации процесса обучения детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках, но для достижения высокого результата необходимо совершенствование методических приемов и отмеченные выше направления могут быть взяты за их основу.

 Мультимедийные презентации облегчают работу учителю. По сравнению с традиционной формой ведения урока, заставляющей учителя постоянно обращаться к мелу и доске, использование таких презентаций высвобождает большое количество времени, которое можно употребить для дополнительного объяснения материала. Использование презентаций, делает рассказ учителя более насыщенным, иллюстративным. Презентации позволяют учителю использовать различные формы обучения и виды деятельности на уроке для развития различных видов мышления ученика. Презентация позволяет учителю не просто читать лекцию, но белее продуктивно вести беседу с учащимися, задавая вопросы по теме и тем самым, заставляя учащихся актуализировать знания, полученные ранее по другим предметам, высказывать предположения, анализировать получаемую информацию, сравнивать, обобщать, делать выводы. Тем самым, развивая мышление учащихся, активизируя их познавательную деятельность. Беседа активизирует учащихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания учащихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

Следовательно, информационно-коммуникативные технологии выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникативных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.  Планируя урок в коррекционной школе, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а также способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям.

Литература

Интернет источники

http://celinny.ucoz.ru/publ/poleznye_stati/korrekcionnaja_pedagogika/ispolzovanie_ikt_na_urokakh_trudovogo_obuchenija_v_korrekcionnoj_shkole/25-1-0-82

1.Программа Министерства образования РФ для специальных (коррекционных) общеобразовательных школ VIII вида: 5-9 классов, под ред. В.В.Воронковой.

        2. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под ред. В.В. Воронковой – М.: Просвещение, 1994.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути и средства коррекционно - развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Основная задача обучения швейному делу, дать обучающимся основы профессиональной подготовки по изучаемому предмету....

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 5 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья (умственной отсталостью)  5 класс...

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья 6 класс

Адаптированная рабочая программа профессионально-трудовому обучению для детей с ограниченными возможностями здоровья ( для детей с умственной отсталостью) 6 класс...

Статья "Организация трудовой практики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Проблема развития социально-трудовых навыков у детей с нарушением интеллекта приобретает в настоящее время особое значение. Не секрет, что большинство выпускников школ-интернатов, детских домов не мог...

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями...

Пути и средства коррекционно-развивающей работы на уроках трудового обучения с детьми с ограниченными возможностями здоровья

Дети с ограниченными возможностями здоровья - это дети, имеющие различные отклонения психического или физического плана, которые обусловливают нарушения общего развития, не позволяющие детям вести пол...