Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»
методическая разработка

Данный материал содержит рекомендации по использованию информационно-коммуникативных технологий на всех этапах школьного обучения с обучающимися с ограниченными возможностями

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx24.8 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации по теме «Информационно-коммуникативные технологии

на уроках трудового обучения  с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Разработала: учитель технологии Жмуркина Т.Е.

                                        МОУ С(К)ОШ №15 (2019г)

Одним из важных компонентов профессиональной компетенции современного педагога является умение использовать средства изучения и обучения ребёнка, основанные на информационных технологиях. Компьютеризированные средства обучения, основанные на использовании информационных технологий, могут и должны применяться на всех этапах школьного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Цели применения ИКТ:

  • владение информационными телекоммуникационными технологиями;
  • формирование общеоучебных и общекультурных навыков работы с информацией.

Компьютер – это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным, быстрым, доступным, а полученные знания более глубокими и обобщёнными.

     Компьютерные технологии являются одним из способов формирования целостного восприятия учебного материала, развития способности эмоционального выражения собственного отношения к нему, развития смекалки, сообразительности, воображения.

Информационно – коммуникативные технологии надо применять согласно требованиям к уроку, только на определённых этапах.

     Известно, что при изучении предмета основная нагрузка падает на самый мощный слуховой канал, тогда как зрение, на которое  приходится 80% поступающей информации, хронически остаётся недогруженным. Зрение это важнейший вид памяти, который несёт немаловажную ответственность за запоминание и усвоение материала.

      Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативных технологии благотворно влияют на интеллектуальное и речевое развитие «особых детей», а так же способствуют развитию творческой активности обучающихся, воспитывают любознательность и повышают интерес к учебным занятиям.

Задачи информационно-коммуникативных технологий в коррекционном обучении:

  •  развитие психических функций обучающегося: мышления, внимания, памяти, воображения и т.д.;
  •  знакомство с информационными процессами в современном обществе;
  • развитие творческих способностей;
  • формирование основных навыков использования компьютера как универсального инструмента для решения разнообразных задач;
  • формирование коммуникативных способностей;
  • индивидуализация обучения;
  •  использование компьютера как средства познания.

Компьютер может использоваться на всех  этапах процесса обучения:

  • при объяснении нового материала,
  • закреплении,
  • повторении,
  • контроле ЗУН

При этом для ребёнка компьютер выполняет различные функции:

  • учителя
  • объекта обучения
  • рабочего инструмента
  • игровой среды

Основная идея использования компьютерной техники в коррекционной школе состоит в том, что компьютер должен быть не объектом изучения, а средством, с помощью которого ребёнок с ограниченными возможностями здоровья  сможет заполнить пробелы в знаниях по различным предметам.

     Основные направления учителя, использующего информационно – коммуникативные технологии в образовательном процессе коррекционной школы:

  • Обзор и анализ учебного материала, представленного на электронных носителях. Отбор и структурирование этого материала в содержательные блоки с учётом индивидуальных способностей обучающихся.
  • Продумывание способов мотивации обучающихся на освоение учебного материала.
  • Оказание помощи обучающимся в овладении навыками работы на компьютере.  
  • Разработка контрольных заданий, критериев оценивания, способов анализа ошибок. Разработка тестов.

Преимущества применения информационно-коммуникативных технологий:

  • резко возрастает уровень использования наглядности на уроке;
  • повышается производительность труда учителя и учащихся на уроке;
  • устанавливается логика подачи учебного материала, что положительно сказывается на повышении уровня знаний учащихся;
  • расширяются возможности представления учебной информации;
  • часть наглядных демонстрационных пособий и модулей можно хранить в цифровом варианте (для экономии места, времени на подготовку учителя к уроку и прочее) и при необходимости выводить на большой экран;
  • изменяется отношение к компьютеру как дорогой и увлекательной игрушке;
  • обучающиеся начинают воспринимать его в качестве универсального инструмента для работы в любой сфере человеческой деятельности.

Применение информационно-коммуникативных технологий на уроках в коррекционной школе можно отнести к наглядным средствам обучения, которым принадлежит ведущее место в образовательных технологиях.

  1. Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения  с обучающимися  с ограниченными возможностями здоровья

Использование информационно-коммуникативных технологий в коррекционной школе должно быть ориентировано на ведущую деятельность ребёнка – игру, все задания носить игровой, занимательный характер, не превышать доступный возрасту уровень сложности и формализации. Кроме этого, задания удовлетворяют возрастным интеллектуальным потребностям детей с ограниченными возможностями здоровья и развивают их способности. В работе на компьютере должны соблюдаться санитарно – гигиенические нормы и правила.

В  своей работе я использую прикладные программы:

Word – при отгадывании кроссвордов, тестировании;

Power Point - создание наглядных презентаций к урокам, мероприятиям, мастер – классам, классным часам;

Рaint- составление эскиза для лоскутного шитья.

Один из перспективных способов создания современных учебных материалов – это мультимедийная презентация. Она позволяет одновременно использовать графическую (видеоролики, анимацию, учебные рисунки, таблицы, графики), текстовую и аудио – информацию, объединённую в единую оболочку учебного процесса.

Основная цель применения информационно-коммуникативных технологий состоит в повышении качества обучения.

Качество обучения – это и есть, то для чего мы работаем.

Для повышения заинтересованности обучающихся к изучению любой новой темы профессионально - трудового обучения целесообразно вводный урок проводить с применением мультимедийной презентации.

Урок, включающий слайды, презентации, вызывает у детей эмоциональный отклик, в том числе и самых инфантильных или расторможенных Экран притягивает внимание учащихся.

 Дидактические возможности и методические варианты мультимедийных средств обучения достаточно широкие и разнообразные. В своей работе мультимедийные средства я использую в самых разнообразных ситуациях.

 Учитываю предназначение урока:

- для изучения нового материала, предъявления новой информации;

- для закрепления пройденного, отработки учебных умений и навыков;

- для обобщения, систематизации знаний;

-для повторения, практического применения полученных знаний, умений, навыков;

- для контроля знаний, умений, навыков.

При подготовке урока учитываю конкретные условия учебной работы, возрастные особенности детей, уровень знаний учащихся, их жизненный опыт и технические возможности оборудования класса.

 Действительно, использование мультимедиа позволяет заинтересовать каждого ученика, насытить урок разнообразными материалами, расширяет возможности варьирования различных форм воздействия и работы, делает урок на порядок ярче. Особая роль принадлежит, конечно, визуальным материалам – фото, плакатам, видеофрагментам, что при определённых условиях способствует коррекции и развитии высших психических функций, коррекции пробелов в знаниях, формированию познавательных способностей.

Здесь я использую данные технологии, представленные в схемах, слайдах, видеороликах, текстах в следующих направлениях:

- название темы урока;

- сопровождение и иллюстрации объяснения;

- информационно – обучающее пособие;

- контроль и проверка знаний.

В зависимости от материала включаю в свою презентацию текстовые или графические фрагменты, анимацию, видеофильмы, а также музыкальное или голосовое сопровождение.

Для решения обучающей задачи на уроках трудового обучения использую презентации с видеороликом, делая свой рассказ более насыщенным, иллюстрированным. Беседа активизирует обучающихся, развивает их память и речь, делает открытыми знания обучающихся, имеет большую воспитательную силу, является хорошим диагностическим средством.

При этом, я перекладываю роль образца на технику и тем самым, освобождаю руки, выполняя одну из немаловажных функций на уроке – оказываю индивидуальную помощь обучающимся. Это один из главных аспектов урока профессионально – трудового обучения при изучении профессии - швея. Так как, при показе трудовых приёмов: ручных работ, машинных работ или утюжильных работ мне приходится неоднократно показывать приёмы работы обучающимся с разными категориями.

Для создания большинства мультимедийных учебных пособий использую программу Power Point. Такая презентация характеризует возможности использования самого разнообразного по объёму и времени представления материала, удобством структуры слайд – шоу, относительно простотой создания и демонстрации. Использование таких презентаций, по общему мнению, оптимизирует процесс обучения, поэтому их широко применяю при проведении учебных занятий в школе.

 "Презентация" - переводится с английского как "представление". Основа любой современной презентации - это облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов. Подготовка подобных уроков требует еще более тщательной подготовки, чем в обычном режиме. Составляя урок с использованием информационно-коммуникативных технологий, продумываю последовательность операций, формы и способы подачи информации на большой экран.

 Презентации в своей работе использую авторские и создаю свои. В авторские презентации вношу свои коррективы (использую фрагментарно): регулирую объём, формы подачи материала, исключаю «ненужное», готовлю её для данного класса с конкретными учениками.

Использование информационно-коммуникативных технологий на уроках профессионально – трудового обучения в швейной мастерской способствует повышению  эффективности обучения, позволяющее:

  • повысить уровень мотивации обучающихся;
  •  находить источники дополнительной информации по предмету;
  •  увеличить динамику и образность предлагаемого учебного  материала;
  •  проверить  объем и правильность знаний, их глубину, осознанность, гибкость и оперативность;
  •  применить различные способы активизации мыслительной деятельности обучающихся;      
  • развивать новую информационную культуру деятельности для обучающихся коррекционных  школ;
  •  проводить словарную работу;
  •  систематизировать новые знания для обучающихся;
  •  активизировать максимальное творческое участие детей в учебном процессе;
  •  расширить  зону индивидуальной активности ребенка.

Применение информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения учащихся швейному делу повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность обучающихся.

Достаточно большая часть учебного материала по швейному делу предполагает не столько рассказы по теме, сколько наглядные показы некоторых познавательных моментов. Информация о прядильном, ткацком и швейном производстве, о современном оборудовании, о новых направлениях моды, разнообразие и ассортимент новых материалов и многое другое доступно показать и рассказать только с использованием информационно-коммуникативных технологий. Ничто так не привлекает внимания и не стимулирует работу ума, как иллюстративно-объяснительный метод. Бесспорно, что именно это способствует получению хорошего результата в плане усвоения программного  материала.

На уроках профессионально – трудового обучения тема «Швейная машина» предполагает использование видеоролика об истории создания швейной машины; «Оборудование современного швейного производства» - о возможностях современного оборудования на современном производстве. При изучении таких тем, как «Пошив юбки» в 7 классе, «Пошив блузки», «Пошив платья» в 8 классе и тем по пошиву разного ассортимента одежды в 9 классе предполагает использование видеороликов или презентаций об истории развития одежды, что способствует активизации обучающихся на учебный процесс, формирует познавательные способности, развивает чувство прекрасного.

 Использование презентации на уроке есть применение наглядного метода иллюстраций во взаимосвязи с другими методами, позволяющими развивать мышление учащихся и активизировать их познавательную деятельность. Иллюстрации особенно необходимы тогда, когда объекты не доступны непосредственному наблюдению, а слово учителя оказывается недостаточным, чтобы дать представление об изучаемом объекте или явлении. Информация, размещенная на слайде и появляющаяся в нужные моменты объяснения, заставляет учащихся пройти через все этапы мышления, использовать различные мыслительные операции.

В 5 классе по теме «Хлопчатобумажное волокно» доходчиво показываю слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон хлопка», в 6 классе по теме «Льняное волокно» - слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Свойства волокон льна», по теме «Сравнение льняных и хлопчатобумажных тканей по свойствам» - слайд с постепенно заполняющейся таблицей «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей»

В 8 классе по теме «Понятие силуэт в одежде», «Фасоны цельнокроеного платья, описание фасонов» обучающиеся получают информацию о различных силуэтах, о фасонах платья, о тенденциях современной моды. В 9 классе по теме «Готовые выкройки и чертежи изделий в масштабе и в натуральную величину» (при использовании журналов мод) - обучающиеся получают дополнительную занимательную информацию о развитии представлений людей о моде, учатся использовать готовые выкройки и чертежи изделий из журналов мод в индивидуальном порядке.Большой интерес у детей вызывает тема «Вышивка» (8класс), где обучающиеся знакомятся с историей развития рукоделия, с видами вышивки, с инструментами и приспособлениями, с основными орнаментальными элементами, применяемыми в народном декоративно-прикладном творчестве с помощью виртуальной экскурсии.

Используя компьютер и средства мультимедиа, можно многократно демонстрировать приемы выполнения технологических операций, их последовательность, проследить процесс изменения объекта, построить чертеж.

 При повторении пройденного материала актуализация знаний проходит  через работу со схемами, таблицами и тестами, составленными по разделам «Оборудование», «Материаловедение», «Технология изготовления одежды».  Также вызывают интерес тематические кроссворды, разгадывая которые происходит закрепление знаний.

С целью контроля знаний учитель может использовать различные открытые тестовые задания  Подобные тестовые работы позволяют учащимся и учителю быстро оценить знания по теме.

Работая в швейных мастерских с 5 класса, обучающиеся начинают подробно знакомиться с рядом профессий швейной промышленности. Без использования информационно-коммуникационных технологий невозможно ознакомить ребёнка с историей профессии, с её особенностями, с условиями работы на рабочем  месте, с видами приёмов работ инструментами или на оборудовании по данной специальности. С 9 класса происходит знакомство обучающихся с условиями приёма выпускников в профессиональные училища или на работу, где рассказываю и показываю как правильно оформить заявление, какие документы подготовить и где их можно получить.

Сегодня более актуальными являются вопросы профориентации детей с ограниченными возможностями здоровья. Презентации или видеоролики предоставляют возможность обучающимся более подробно и доступно ознакомиться с профессиями, которые предназначены для выпускников специальных (коррекционных) школ.

Физкультминутки для обучающихся тоже помогает провести компьютер. На экране монитора появляются схематичные изображения человечков в разных гимнастических позах, дети должны под весёлую музыку выполнить движения. Использую компьютерные программы-тренажёры для глаз, позволяющие дать отдых глазам ребёнка.

Использование созданных мною презентаций показало, что у школьников повысилась мотивация учения, что просматривается в результатах диагностики, проводимой в течение учебного года. Улучшилась результативность обучения, повысился интерес к предмету. Проведение уроков с применением мультимедийных презентаций – это мощный стимул в обучении. При этом у учителя появляется возможность проявить творческий подход к созданию и проведению современного, полноценного, интересного урока. Информационно-коммуникативные технологии выполняют определенную образовательную функцию, помогают ребёнку разобраться в потоке информации, воспринять её, запомнить. Учитывая психологические особенности детей с ограниченными возможностями здоровья, работа с использованием информационно-коммуникативных технологий должна быть чётко продумана и дозирована.  Планируя урок в коррекционной  школе, необходимо тщательно продумать цель, место и способ использования информационно-коммуникативных технологий.

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияет на интеллектуальное и речевое развитие , а так же способствует развитию творческой активности обучающихся, воспитывает любознательность и повышает интерес к учебным занятиям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка "Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья" (из опыта работы)

Применение информационно-коммуникативных технологий существенно облегчает процесс преподавания учебного материала. Информационно-коммуникативные технологии благотворно влияют на интеллектуальное и реч...

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

Мастер-класс:«Информационно-коммуникативные технологии на уроках трудового обучения с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья»

Доклад на МО учителей технологии. Применение информационно-коммукативных технологий на уроках технологии помогают педагогу широко и подробно ознакомить учащихся с профессиями. Для обучающихся с ОВЗ бо...

Открытый урок математики для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Цель этого урока- создание условий для интеллектуального, нравственного и...

Методические рекомендации по применению информационно-коммуникативных технологий на уроках географии в 7 классе

Использование ИКТ дает свои плюсы и минусы, к плюсам мы можем отнести:1. индивидуальный подход к обучению;2. повышение уровня саморазвития обучающихся;3. увеличение объема проходимого материала;4...

Методы коррекционной работы на уроках ИЗО для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (с задержкой психического развития) с применением здоровьесберегающих технологий

Дети, испытывающие трудности в обучении, в достижении творческих результатов, нуждаются в особенной помощи со стороны преподавателя, в его внимании, в создании условий для пробуждения и реализации их ...

Проект «Допрофессиональная трудовая подготовка обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в условиях школы-интерната»

Характерной особенностью российского и регионального социума последних лет остается проблема социальной адаптации и интеграции детей с различными видами физических и психических нарушений. В настоящее...