Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».
материал на тему

Алейникова Марина Геннадьевна

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования».

 

Секция «Воспитательное пространство ОО как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одаренных, детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (представление опыта по обновлению подходов к воспитанию в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ)».

 

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_ovz.docx31.77 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ школа-интернат основного общего образования

г. Татарска Новосибирской области

Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования».

Секция «Воспитательное пространство ОО как условие позитивной социализации всех детей, в том числе одаренных, детей с ОВЗ, детей, находящихся в трудной жизненной ситуации (представление опыта по обновлению подходов к воспитанию в соответствии со стратегией развития воспитания в РФ)».

Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Подготовила: учитель технологии

и трудового обучения I кв. к.

Алейникова Марина Геннадьевна

2016 – 2017 учебный год

(Слайд 1-2) Общая задача коррекционной школы состоит в подготовке обучающихся к самостоятельной жизни и труду.

Трудовое обучение, как и остальные учебные предметы, решает задачу всестороннего развития обучающихся. Оно вносит существенный вклад в физическое, умственное, эстетическое и нравственное развитие. (Слайд 3) Однако основная задача трудового обучения — дать школьникам начальное профессиональное образование, т.е. вооружить их доступными техническими и технологическими знаниями, профессиональными навыками и умениями, которые необходимы для работы по определенной специальности.

За последние годы усложняются коррекционно-воспитательные задачи и сам процесс обучения, воспитания, социальной адаптации. Это обусловлено рядом социально-экономических, а также усложнением форм патологических отклонений у детей с нарушениями интеллектуального развития.

Наибольшая сложность трудового обучения в коррекционной школе состоит в формировании обобщенных умений — способности выполнять трудовые задания не только в определенной ситуации, но и при изменении условий. (Слайд 4) Подготовленность выпускников к самостоятельной жизни и труду во многом определяется состоянием их умений действовать в новых условиях.

Достичь хорошего результата в выполнении этой задачи можно в условиях реализации инновационного подхода в обучении, обеспечивающего переход на продуктивно-творческий уровень. Этого можно достичь при помощи разнообразных технологий, включая интерактивные.

В чем же суть интерактивных методов обучения? 

(Слайд 5) Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учеников не только с учителем, но и друг с другом и на доминирование активности учащихся в процессе обучения. Причем, происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет не только получать новое знание, но и развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.

Чтобы сделать урок динамичным и более насыщенным, я использую следующие приемы и методы.

Одним из требований к современному уроку с точки зрения здоровьесбережения является создание на уроке благоприятного психологического климата. Поэтому каждый урок я стараюсь начинать с создания у детей благоприятного настроя. (Слайд 6) Для этого использую рифмованное начало урока. Например: 

                ***

Всем, всем - добрый день!
Прочь с дороги, злая лень!
Не мешай учиться,
Не мешай трудиться!

                                 ***

Пусть этот день несет нам радость общения,
Наполнит сердце благородными чувствами.

(Слайд 7) Подводить итог урока тоже стараюсь в стихотворной форме:
                            ***
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас,
Учитель ваш уже итог подводит,
Не сводит с вас своих довольных глаз.
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!

                     ***

(Слайд 8) Урок сегодня был удачный,
Не прошёл для вас он зря.
Вы все очень постарались.
Вам понравилось, друзья?

(Слайд 9) Проблемный вопрос, ситуация, задание позволяют мне понять, что из спланированного на урок материала ученики знают, а что нет. На какие знания школьников можно опираться, давая новый материал. Я задаю обучающимся вопросы, подводя их к цели и задачам урока. Учащиеся, отвечая на них, выясняют совместно со мной, что они уже знают по данной теме, а что нет. Например, при составлении плана работы, предлагаю учащимся за определенное количество времени написать интересующие их вопросы. К примеру, изучая темы из раздела «Кулинарии», вопросы могут быть такие: «Как обработать картофель?», «Как выполнить пассировку?» и т.д.

(Слайд 10) Проектная деятельность также является методом активизации учебно-познавательной активности. Этому способствует высокая самостоятельность учащихся в процессе подготовки проекта. Выступая координатором, я лишь направляю деятельность ученика, который исследует выбранную тему, собирает наиболее полную информацию о ней, систематизирует полученные данные и представляет их, используя различные технические средства, в том числе, и современные компьютерные технологии.

Работа над проектами позволяет почувствовать учащимся значимость своей деятельности, повышает их социальный статус в школе, открывает новые возможности.

Метод проекта в специальной (коррекционной) школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации, и прежде всего, ориентирован на психофизические возможности учащихся и на коллективную деятельность. Для учащихся с ОВЗ бывает очень сложно ориентироваться в задании, планировать свои действия, проводить контроль и оценку работы. Проектирование способствует коррекции этих недостатков путем анализа, синтеза, сравнения прообраза изделия с тем, что получилось в итоге. Творческие проекты по изготовлению изделий также являются средством экономического воспитания.

(Слайд 11) Уже несколько лет я использую метод проекта при подготовке учащихся к выпускным экзаменам по швейному делу. Во втором полугодии девятиклассники самостоятельно выбирают тему своего творческого проекта и выполняют работу по определенному алгоритму.

(Слайд 12) Учебные творческие проекты выполняются по следующим разделам:

1.    Обоснование проблемы и потребности.

2.    Выбор модели и ее описание (рисунок и описание модели по плану).

3.    Выбор материалов (образцы тканей для выбранной модели и характеристика ткани).

4.    Выбор инструментов, приспособлений, оборудования (таблица).

5.    Правила безопасной работы.

6.    Раскрой изделия (детали кроя, мерки, раскладка на ткани, расход ткани на выбранную модель).

7.    Технологическая последовательность изготовления изделия (описание пошива изделия по плану).

8.    Себестоимость изделия (таблица).

9.    Анализ и оценка качества работы (учащийся сам оценивает свою работу).

10.  Список используемой литературы.

(Слайд 13, 14) Работа выполняется в печатном виде (12-15 листов), используется компьютер в классе или на факультативных занятиях по обучению компьютерной грамотности.

(Слайд 15, 16) Защита творческого проекта происходит на выпускных экзаменах – демонстрация модели и устная защита по всему объему работы.

(Слайд 17) Профессионально – трудовое обучение позволяет успешно развивать познавательную активность школьников через использование на уроках интернет-ресурсов, компьютерных презентаций и тестовых технологий. ИКТ на уроках трудового обучения применяю с целью организации коллективной, групповой и индивидуальной работы, развития творческой и познавательной активности, повышения качества знаний по предмету, формирования умений и навыков работы на компьютере.  Применение компьютерных технологий помогает мне за небольшой отрезок учебного времени сформировать у учащихся знания, необходимые для выполнения практических работ.

(Слайд 18) На слайдах я размещаю необходимый картинный материал, цифровые фотографии, тексты; добавляю музыкальное и голосовое сопровождение. При такой организации материала включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная. Это позволяет мне сформировать устойчивые визуально-кинестетические и визуально-аудиальные условно-рефлекторные связи центральной нервной системы.  (Слайд 19) А электронные тесты и кроссворды повышают мотивационную активность. Благодаря последовательному появлению изображений на экране, дети имеют возможность выполнять упражнения более внимательно и в полном объеме. Использование анимации и сюрпризных моментов делает коррекционный процесс интересным и выразительным. Дети получают одобрение не только от учителя, но и со стороны компьютера в виде картинок-призов, сопровождающихся звуковым оформлением.

(Слайд 20) Для работы с детьми любого возраста использую игры-энергизаторы и оптимизаторы, которые являются частью здоровьесберегающих технологий. Это короткие упражнения, восстанавливающие энергию учащихся, которые позволяют за короткое время повысить работоспособность, актуализировать творческие способности детей, повысить их настроение и общий тонус.

 Например, игра «Земля – воздух - вода». Дети встают в круг. Ведущий бросает мяч кому-то из детей и называет одну из стихий. Тот, кто поймал мяч должен назвать животное этой стихии.

(Слайд 21) Упражнение-энергизатор для снятия эмоционального напряжения «Лимон и Котенок»:

- Представим, что в правую руку мы все взяли лимон и стараемся его сдавить, чтоб потек сок. Мы напрягаем руку и постепенно сжимаем ее в кулак. Выдавили сок!

- А теперь представим, что мы все стали котятами, которые только что проснулись и тянутся. Потянемся хорошенько! Поднимем руки, выгнемся и потянемся вправо, влево, вверх, вытягивая шею и выгибая спинку!

(Слайд 22) Игра-Оптимизатор «Пожелание».

Все играющие садятся в круг.

Инструкция: «Давайте начнем сегодняшний день с того, что скажем друг другу пожелания на день, и сделаем это так. Кто-нибудь встанет, подойдет к любому другому, поздоровается с ним и выскажет ему пожелание на сегодня. Тот, к кому подошел первый участник, в свою очередь, подойдет к следующему и так далее до тех пор, пока каждый из нас не получит пожелание на день».

(Слайд 23) При изучении тем из раздела «Материаловедения» использую исследовательскую форму проведения занятия с элементами проблемного обучения.

Данный подход дает возможность понять ход научного исследования, различной трактовки полученных данных и нахождения правильной, соответствующей реальности, точки зрения. При исследовательском методе от обучающихся требуется максимум самостоятельности.

Так, обучающиеся исследуют образцы тканей и определяют технологические и эксплуатационные свойства по внешнему виду и характерным признакам. (Слайд 24) Результаты исследования выполняют в виде таблицы.

Для завершения образовательного мероприятия я использую разные виды игр: деловые, имитационные, ролевые, которые стимулируют активное участие обучающихся в учебном процессе и вовлекает даже наиболее пассивных.  

(Слайд 25) Такие активные методы подведения итогов как: "Мухомор", «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Ресторан» и т.д. помогают мне эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу. 

(Слайд 26)  Пример «Ресторан». 

Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов: - Я съел бы еще этого… - Больше всего мне понравилось… - Я почти переварил… - Я переел… - Пожалуйста, добавьте… Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.  

Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

(Слайд 27) Указанные выше методы работы, позволяют мне повысить результативность обучающихся в образовательном процессе. Анализ контрольных работ, выпускные экзамены по профессионально-трудовому обучению (швейное дело) свидетельствует о том, что мои воспитанницы получают достаточную подготовку по швейному делу. Учащиеся выпускных классов разбираются в элементарных вопросах, касающихся их будущей профессии. Они умеют читать чертежи, понимают рисунок готового изделия, у них сформированы навыки и умения самостоятельной работы.

  Участвуют в школьных, районных, областных и международных конкурсах. За последние три года мои ученики приняли участие в следующих мероприятиях:

(Слайд 28, 29) Март 2015г. - Открытая Областная предметная олимпиада по профессионально - трудовому обучению среди обучающихся с ОВЗ, номинация «Творческие проекты», 1 место;

(Слайд 30) Апрель 2015г.  - Конкурс детского технического творчества «Символ Победы», посвященный 70-летию Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945годов, участие;

(Слайд 31, 32) Ноябрь 2015г. - Конкурс декоративно-прикладного искусства «Таланты Сибири», номинация «Инновационные технологии», два 2-х места;

(Слайд 33) Декабрь 2015г. - Выставка декоративно – прикладного искусства детей с ограниченными возможностями здоровья «Дари добро», благодарность;

(Слайд 34) Март 2016г. - Творческий конкурс «Гражданин Вселенной», номинация «изобразительное искусство и прикладное творчество», участие;

(Слайд 35) Сентябрь 2016г. - Региональный молодежный интеграционный фестиваль творчества инвалидов и их сверстников, не имеющих инвалидность «Сильная личность», диплом участника.

Достигнутый успех пробуждает интерес к познанию и предполагает переход каждого ученика на более высокий уровень. 

(Слайд 36) Использование на уроках интерактивных форм обучения влияет на рост уровня познавательной активности учащихся, на формирование у учащихся стремления к поисковой деятельности. Прослеживается положительная динамика роста качества обученности.

Качество обучения.

Класс

Качественная успеваемость

2013-2014 уч. г.

2014-2015уч. г.

2015-2016 уч. г.

5 «Б»

100%

72%

100%

6 «Б»

100%

82%

100%

7 «Б»

100%

94%

100%

8 «Б»

100%

100%

100%

9 «Б»

75%

100%

100%

Замечу в заключении, что в современном процессе обучения используются, как традиционные, так и инновационные методы обучения. Не нужно забывать о традиционных методах, которые не менее действенны, а в иных случаях без них просто не обойтись.

А. Адамский (Член Общественной палаты, ректор Института образовательной политики «Эврика») утверждал, что: «Только наивный или заблуждающийся человек может полагать, что инновационная педагогика является универсальной заменой традиционных методов обучения».

Нужно, чтобы традиционные и инновационные методы обучения были в постоянной взаимосвязи и дополняли друг друга. Эти два понятия должны существовать на одном уровне. (Слайд 37)  

Литература

  1. Ананьева Н.А., Ямпольская Ю.А. Здоровье и развитие современных школьников // Школа здоровья, 1994. т. 1, №1, с. 13- 18.
  2. Ковалева А.В. Прогнозирование школьной успеваемости по объективным физиологическим и психофизиологическим показателям // Материалы 1-й конференции ПМС-центров г. Москвы, август 1998.
  3. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии. – АРКТИКИ, 2002.
  4. Педагогические технологии воспитательной работы в специальных (коррекционных) школах I и II вида. Часть I/ под ред. Е.Г. Речицкой. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2009.
  5. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы. – М.: Педагогика, 1985.
  6. Речицкая Е. Г. Формирование отношений сотрудничества у глухих детей в процессе совместной деятельности. М, 1994.
  7. Шевченко С. Г. Вариативные формы образования детей с трудностями в обучении в массовых школах// Дефектология. – 1996. - №1.
  8. Яковлева Г. В., Лаврова Г.Н., Кулькова Ж. Г., Ратанова Н.Я., Ожгихин М.Ю., Донскова В.А., Чернова И. М., Шевченко Е. И. Личностно ориентированное образование детей с ограниченными возможностями/ Челябинск: Цицеро, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников на уроках географии путём активизации их познавательной деятельности»

МБОУ Устьинская СОШ Моршанского района  Тамбовской области        ДОКЛАД на тему: «Личностно – ориентированное обучение и воспитание школьников ...

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Самостоятельная работа как способ активизации познавательной активности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья

Одна из задач школы в современных условиях развития общества – формирование навыков самостоятельного приобретения знаний.Для меня, как и для многих учителей, сегодня актуален вопрос: как эффективнее у...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс

Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых сп...

Активизация познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья на внеклассных мероприятиях.

повысить свой профессиональный уровень, систематизировать работу по реализации системы внеклассных мероприятий направленных на формированиепознавательных интересов у школьников с недостатками интеллек...