Главные вкладки

    Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ
    статья по теме

    Свиридова Елена Михайловна

        По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением  раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь?

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл sviridova_e.m._razvitie_poznavatelnoi_dejatel.docx146.08 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ»

    Учитель химии ЦДО Свиридова Е.М.

    «Всякая познавательная деятельность, всякий мыслительный процесс, взятый в своей реальной конкретности, совершается одновременно на разных уровнях многопланово».

    С.Л. Рубинштейн

            

          За годы работы в школе я пришла к выводу, что не в количестве знаний заключается образование, а в полном понимании и умелом применении всего того, что знаешь, чему учишь.  

        По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы ребятам хотелось с интересом и увлечением  раскрывать новые тайны предмета. Но как всего этого достичь? Этой теме посвящен не один научный труд, но многие уроки по-прежнему скучны, неинтересны, и ученики считают минуты до конца урока. Интерес должен возникнуть с первой минуты. А что интересно нашим детям? В нашу жизнь независимо от нашего желания, сознания и воли вторглись новые информационные технологии. Всё большее количество учеников становятся владельцами компьютера, следовательно, они привыкли к яркому, красочному, находящемуся в постоянном движении виртуальному миру. Да и специфика работы с детьми, у которых ограниченные возможности здоровья, тоже накладывает определенный отпечаток на процесс обучения. Вот с чем необходимо считаться и построить так учебный процесс, чтобы компьютер и проекционная техника стали незаменимыми «помощниками» на уроке. Используя неподдельный интерес детей к этой технике, можно решить ряд проблем современного урока, поэтому перед системой образования остро стоит проблема внедрения современных достижений науки в образовательный процесс. Сегодня учащиеся готовы к урокам с использованием ИКТ. Для них не является новым и неизвестным ни работа с различными редакторами и процессорами, ни использование ресурсов Интернета, ни компьютерное тестирование. Со всем этим учащиеся знакомятся на уроках информатики.

           Химия считается одним из наиболее трудных школьных предметов. И уже через некоторое время после начала изучения активность, интерес учащихся и качество знаний падает из-за большого объема теоретического материала и большого количества практических упражнений, в разнообразии которых учащиеся не успевают разобраться из-за недостаточного количества времени, отведенного на изучение тем.  Как повысить познавательную активность школьников на уроках химии, ведь качество знаний учащихся во многом определяется их отношением к учебному предмету. Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) помогают решить эту проблему. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время.

          Федеральный компонент государственного стандарта, разработанный с учётом основных направлений модернизации образования, ориентирован не только на знаниевый, но в первую очередь на деятельностный компонент образования, что позволяет повысить мотивацию обучения, в наибольшей степени реализовать способности, возможности, потребности и интересы ребёнка. Поэтому не случайно одной из главных целей на ступени общего образования является развитие познавательной активности учащихся.

    На своих уроках для решения этой задачи я применяю самые разнообразные формы работы с использованием ИКТ. Это использование готовых программ по химии, имеющихся в медиатеке; создание собственных презентаций к урокам; работа в сети Интернет.

             Так, например, в 8  классе, при изучении темы «Строение атомов химических элементов» я использую материалы, взятые из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов». Яркие анимации и презентации позволят  учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы.  Причем, данный материал можно увидеть не только в классе, но и просмотреть неоднократно дома, для закрепления материала. У каждого ученика своя скорость чтения и мышления. И укладываться в строго определенные временные рамки могут не все.

        При освоении методов решения задач удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются (и одновременно объясняются на доске) способы и приемы решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.

    Информационно-коммуникативные технологии позволяют обеспечить полноценное усвоение ребенком учебного материала, усиливают ориентацию обучающегося на практическое применение знаний и умений. Каждый обучающийся может вернуться к проблемной точке неоднократно. ИКТ позволяют проверить, насколько глубоко усвоен материал той или иной темы. Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень теста, при этом компьютер мгновенно выдаст результат, не ориентируясь на личность, а только на примененные знания.

    Кроме вышеперечисленного я применяю в обучающем процессе  эксперименты и опыты, которые невозможно провести в школьной лаборатории, так как дети обучаются в основном дистанционно. Современные 1С программы не только имитируют на экране химические реакции, но и позволяют учащимся получать соответствующую количественную информацию. Например, определять выход «синтезированного» вещества, а также его важнейшие характеристики: точки плавления и кипения, спектры, хроматограммы и т. п., - это позволяет идентифицировать данное соединение либо сделать вывод о его чистоте. Учащиеся получают также представление о способах и методах разделения и очистки веществ, таких как: вакуум-фильтрование, фракционная дистилляция и др.

            Я использую и готовые мультимедийные пособия на уроках: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» - виртуальная школа;  электронные пособия - «Неорганическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для всех».

    Мною разработаны уроки с использованием ИКТ по многим темам.

    Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволило:

    А) Осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ.

    Б) Организовать проведение лабораторных практикумов                                 с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения, ограниченности во времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте).

    В) Обработать результаты эксперимента.

    Я отметила, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества. А ведь эти особенности восприятия информации индивидуальны. Ученик, который до этого только смотрел на  рисунок в учебнике или на плакате и не понимал устройства, например, микромира, порой сам додумывал (не всегда верно), теперь увидел реальный процесс организации и движения частиц. Это очень важно для понимания именно химии, ведь это наука о строении вещества и его превращении.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

    Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

    Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ

    Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....

    Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

    Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

    Доклад по теме «Инновационные методы обучения и воспитания на уроках трудового обучения как средство активизации познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

    Педагогические чтения – 2017 «Совершенствование профессиональной компетентности учителя как способ повышения качества образовательных услуг в условиях модернизации системы образования». Секция «В...

    Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс

    Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых сп...