Выступление на педагогическом совете школы "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии"
статья по географии на тему

Филиппова Наталья Юрьевна

Выступление на семенаре

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_semenare.docx24.11 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Высокогорская СОШ № 2»

Высокогорского муниципального  района РТ

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности 

  учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  

на  уроках   географии.

                                                                                   Учитель специального                  (коррекционного) класса VIII вида:  

Филиппова Наталья Юрьевна

                                   

Работая по проблеме “ Активизация  самостоятельной и  познавательной   деятельности   учащихся   на   уроках   географии ”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для  учащихся, а уроки более интересными. Целью моей работы был поиск  таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов  учащихся   на   уроках   географии. Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.                          При организации и осуществлении учебно-познавательной  деятельности , стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании  географии : игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации  познавательной   деятельности   на   уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании  географии  является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций (слайд 9)

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Дидактические игры (слайд10): 

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность  учащихся , но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр  на   уроках  необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения  познавательной  активности

3. Творческие работы (слайд 11)

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

4. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении  географии  невозможно обойтись без географических описаний в литературе (слайд 12).Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование  на   уроках  дополнительной литературы способствует работе мысли  учащихся , дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

 На   уроках   географии  также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку (слайд 13). Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль  учащихся.

В старших классах даю задание подготовить сообщение, например: « Разнообразие животного мира Австралии» (8 кл.), «Страны Евразии, культура и традиции» (9 кл.). Конечно, все эти задания выполняются под контролем учителя, но учащиеся стараются красиво оформить, приклеить фотографии из журналов. И в конце получить заслуженные положительные оценки.

5. Работа с картой (слайд 14,15)

Карта является одним из основных средств обучения  на   уроках   географии . Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования  познавательной   деятельности   учащихся  на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую карту и карту природных зон России, определите, самые холодные и жаркие участки  зон, сделайте выводы .

Карта – второй язык  географии . Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

6. Игры. Ребусы (слайд 16,17)

Для развития познавательного интереса в преподавании географии,    на уроках    и во    внеклассных    работах    я    использую географические  игры. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.

Особенности игр по географии – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определённому результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки, мышления, воображения.

Среди игр, которые особенно влияют на эффективность обучения, следует выделить деловые и ролевые игры. Наличие сюжета развивает у ребят воображение, мышление, волю, способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход к игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Например, в ходе занятия ученик без предварительного предупреждения ставится в ситуацию «Вы капитан корабля, Ваша задача – провести груз из Мурманска до Владивостока». Этот приём экспромта хорош тем, что даёт возможность оживить урок, внести в него элемент дискуссии, способствует развитию умения быстро ориентироваться в предполагаемых условиях.

Так  же на уроках географии используются настольные игры: головоломки, ребусы, кроссворды, мозаики.

Данные анкетирования свидетельствуют, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приёмы, отмечая, что: «Если было бы больше игр, то было бы здорово»; «Хотелось бы, чтобы игр было в 2-3 раза больше, тогда учиться было бы интереснее и легче»; «Не скучно сидеть на уроке». Сравнительный анализ классов показывает, что там, где ученики не играют на уроках, они хуже владеют устной речью, закрепощены в решении нестандартных вопросов, медленнее приходят к решению проблем.

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

7.Краеведение (слайд 18)

Познание своего края даёт возможность ученикам осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним. Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 класс в качестве регионального компонента. Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные мнения, развивая собственное творчество. С учащимися мы читаем легенды, сказки, рассказы о животном и растительном мире. После прочтения, обсуждения зарисовываем сюжеты в альбомы.

 Практическое краеведение это практическая часть краеведческой работы, в которую я включаю экскурсии, мини – походы. Перед мини – походами, экскурсиями проводится теоретическая работа с использованием фотографий и другого дополнительного материала. Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются на экскурсиях в местный музей.

8. Использование инновационных технологий. (слайд 19)

Мною на уроках географии применяется технология профессора В.К.Дьяченко – «Коллективный способ обучения». Групповую форму обучения использую при изучении нового материала, на уроке – практикуме с элементами творческих, поисковых заданий, обобщающих уроках. Например, при изучении национального состава, изучении традиций учащиеся работали в творческих группах. В результате были изготовлены макеты  традиционных типов жилищ народов.  

Вывод: На уроках географии и во внеурочное время использую различные формы и методы подачи учебного материала (уроки-путешествия, уроки-конференции,  экскурсии, викторины, ребусы и т.д). Применяю технологии В. К. Дьяченко., В.Ф. Базарного. У школьников не только повысился познавательный интерес к географии, но и в целом расширился кругозор, пополнился словарный запас. В 6-9 классах нет неуспевающих. Качество знаний, умений и навыков стабильно, выше среднего уровня (качество ЗУН в среднем по классам– 85 %). Учащиеся самостоятельно выполняют посильные задания ; умеют самостоятельно работать с контурными картами, атласом; могут подготовить сообщение, используя СМИ. (слайд 20)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

Развитие познавательной деятельности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках химии с использованием ИКТ

По моему мнению, современный урок должен быть интересным, познавательным, обязан учитывать интересы учащихся, оставлять некоторую недосказанность и побуждать к творчеству, чтобы реб...

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Развитие познавательных процессов учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики с использованием ИКТ

Данная работа представляет собой обобщение опыта работы   с детьми с ограниченными возможностями здоровья по развитию познавательных процессов на уроках математики....

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

Приемы активизации познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики 5-6 класс

Активизация познавательной деятельности учащихся c ОВЗ– это система педагогических воздействий учителя, направленная на формирование у всех учеников способности к усвоению новых знаний, новых сп...