статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".
статья по географии (6 класс) по теме

Мохамед Салем Ольга Александровна

 

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географии

Работая по проблеме “ Активизация  самостоятельной и  познавательной   деятельности   учащихся   на   уроках   географии ”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для  учащихся , а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

         ГБСКОУ АО «Харабалинская СКОШИ VIII вида»

Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках   географии.

                                                                       Учитель географии:  

                                                                            Мохамед Салем О А

Работая по проблеме “ Активизация  самостоятельной и  познавательной   деятельности   учащихся   на   уроках   географии ”, я ставила задачи, как сделать так, чтобы учение проходило с увлечением, чтобы трудный материал стал более понятным и доступным для  учащихся , а уроки более интересными. Поиску таких форм обучения, методов и приемов, которые позволяют повысить эффективность усвоения географических знаний, помогают распознать в каждом школьнике его индивидуальные особенности и на этой основе воспитывать у него стремление к познанию и творчеству.

Исследовав методологические аспекты поставленной проблемы, изучив находки в передовом опыте учителей, я активно и целенаправленно направила свою деятельность на развитие и формирование познавательных интересов  учащихся   на   уроках   географии . Решению этих задач способствовало включение нетрадиционных методов и форм обучения на разных этапах урока.

При организации и осуществлении учебно-познавательной  деятельности , стимулировании и мотивации, контроле и самоконтроле в своей практике я использую нетрадиционные подходы в преподавании  географии : игровые моменты по теме, объяснение с использованием стихотворений, кроссворды, занимательный материал, нетрадиционные формы обучения на разных типах уроков.

Использование нетрадиционных методов обучения, на мой взгляд, ведет к активизации  познавательной   деятельности   на   уроках , обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует к их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. Такая работа на уроке и внеурочное время имеет большое образовательное, воспитательное, а также развивающее значение. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Использование нетрадиционных подходов в преподавании  географии  является важным средством для формирования личности, гуманного отношения ко всему живому, творческого воспитания и развития. Задания различного содержания способствуют развитию познавательных психических процессов. Данные педагогических наблюдений можно представить в виде таблицы (Табл. 1).

Таблица 1
Влияние различных типов заданий
на развитие познавательных процессов учащихся

Уровни

Типы заданий

Развитие психических процессов

Репродуктивный

Рисунок

Воображение

Сообщение

Устная речь, память

Чайнворды, кроссворды, ребусы

Мышление, память, внимание

Игра “термин – понятие”

Память, внимание

Частично-поисковый

Рассказ с ошибками

Внимание, память

Составление логических цепочек

Внимание, логическое мышление

Узнай объект (по контуру, фрагменту карты, по описанию)

Внимание

Исследовательский

Путешествие

Внимание, память, мышление, воображение

Решение географических задач

Внимание, логическое мышление

Составление образа территории

Внимание, память, логическое мышление, воображение

В своей практике я использую разнообразные методы и приемы, которые позволяют мне провести ребенка от любопытства к познавательному интересу.

Особое же внимание уделяю тем методам, средствам и формам обучения, исходя из опыта работы, которые стимулируют активную познавательную деятельность, развивают интерес к предмету, способствуют повышению качества образования. Подробнее остановлюсь на некоторых из них:

1. Создание проблемных ситуаций

Здесь могут быть любые задания, в которых учащийся осознает цель, но не знает способов ее достижения. Он оказывается в положении исследователя, вырабатывает мышление свободное от шаблона, выдвигает новые объяснения, собственные суждения, догадки, гипотезы, творчески подходит к познанию действительности. Пример задания: Какие климатообразующие факторы определяют климат Европы? Покажите схематически.

2. Дидактические игры: “Найди половинку”, “Составь слово”, “Справочное бюро”, “Третий лишний”, “Заочное путешествие”, “Географические диктанты”, “Заморочки из бочки”, “Туристическое агентство “По странам и континентам”, “Угадай” и т.д.

Игры не только позволяют активизировать познавательную деятельность  учащихся , но и вызывают у них стремление к получению новых знаний. По времени можно проводить игры-минутки, игры-эпизоды, игры-уроки. Избыток игр не допустим. При разработке и определении места игр  на   уроках  необходимо найти не только тему игры, но и место включения ее в урок, отводимое время и средства повышения  познавательной  активности

3. Творческие работы

Сила влияния творческих работ школьников на познавательный интерес состоит в их ценности для развития личности вообще, поскольку и сам замысел творческой работы, и процессе выполнения, и ее результат – все требует от личности максимального приложения сил. Из творческих заданий возможны такие, как составление загадок, кроссвордов, изготовление макета вулкана из пластилина, сообщения, доклады, презентации и т.д.

4. Использование на уроке дополнительной литературы

Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении  географии  невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Например, выдержки из “Записок охотника” И.С. Тургенева: “Глянешь – с горы такой вид: круглые, низкие холмы, распаханные и засеянные доверху, разбегаются широкими волнами; заросшие кустами овраги вьются между ними; продолговатыми островами разбросаны небольшие рощи; от деревни до деревни бегут узкие дорожки … Но далее, далее едете вы. Холмы все мельче и милые, дерева не видно…” Учащиеся по описанию распознают природную зону. Использование  на   уроках  дополнительной литературы способствует работе мысли  учащихся , дает возможность разнообразить формы и методы преподавания.

 На   уроках   географии  также обширны возможности использования поэзии, которая выполняет сразу три функции: познавательную, развивающую и воспитательную. Стихотворные строки, умело используемые на уроке, помогают разнообразить объяснение учебного материала, усиливает его эмоциональное восприятие, глубже раскрывает причинно-следственные связи, повышает интерес к уроку. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно будят мысль  учащихся .

При объяснении темы “Явления природы ” в 6 классе можно зачитать детям отрывок из “Сказки о мертвой царевне и о семи богатырях”:

Ветер, ветер! Ты могуч,
Ты гоняешь стаи туч,
Ты волнуешь сине море,
Всюду веешь на просторе …

А затем задать вопросы по теме.

В старших классах даю задание подготовить сообщение, например  : « Разнообразие животного мира Австралии» (8 кл.), «Страны Евразии, культура и традиции» (9 кл.). Конечно, все эти задания выполняются под контролем учителя, но учащиеся стараются красиво оформить, приклеить фотографии из журналов. И в конце получить заслуженные положительные оценки.

5. Работа с картой

Карта является одним из основных средств обучения  на   уроках   географии . Система разнообразных заданий, предполагающих обращение к карте, позволяет мне создать условия для формирования  познавательной   деятельности   учащихся  на разных уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском.

Например, репродуктивный уровень предполагает проверку географической номенклатуры. Здесь я использую задания типа: “Покажи моря, омывающие территорию России”.

Отличие частично-поискового от репродуктивного уровня заключается в том, что при выполнении заданий ученик должен уметь анализировать карту, интегрируя приобретенные географические знания с умениями работать по карте. Используемые мною задания выглядят следующим образом: “Найди по заданной характеристике или контуру географический объект на карте”, например: “Эта река – главная артерия Восточной Сибири. Она начинается в 30 км от западного берега Байкала и несет свои воды на север, в море Лаптевых”.

И, наконец, третий – исследовательский уровень состоит из заданий типа: “На основе анализа ряда карт сделать вывод, вывести закономерности о каком-либо географическом явлении или процессе”. Вот пример одного из вариантов заданий: Сравнив (сопоставив) физическую карту и карту природных зон России, определите, самые холодные и жаркие участки  зон, сделайте выводы .

Карта – второй язык  географии . Нет практически таких вопросов, тем в курсах школьной географии, ответ на которые не нуждался бы в картографическом сопровождении. Карта является необходимым условием при проведении географических диктантов, уроков-путешествий. Особенность диктантов, основанных на проверке знаний номенклатурного характера в том, что они разнообразят методику проверки и вносят в нее элементы новизны. Диктанты с географическими ошибками позволяют внести элементы занимательности в проверку усвоения материала, но в то же время дают возможность осуществить проверку знаний, выявить пробелы у отдельных учеников и помочь им устранить их в дальнейшем

6. Игры .Ребусы

Для развития познавательного интереса в преподавании географии,    на уроках    и во    внеклассных    работах    я    использую географические  игры. В процессе игры срабатывают ассоциативная, механическая, зрительная и другие виды памяти по запросам игровой ситуации, а не по требованию учителя.

Особенности игр по географии – наличие игрового правила, в котором внутренне заключена игровая задача. Решение игровой задачи делает игру стремящейся к определённому результату. Наличие игровой задачи способствует развитию самооценки, мышления, воображения.В  VI классе после изучения темы «Условные знаки изучения местности» я провожу игру «Географическое лото».

А воображаемые путешествия! Ученик мобилизует все свои знания и представления, если предложить такое начало в 7 классе: «Итак, моя мечта сбылась, я в тундре».

8 класс. Задание: «Представьте себе, что вы оказались на экваторе. Что вы возьмёте с собой: зонт, шляпу…». Такие игры способствуют развитию творческого воображения, мышления, учащиеся приобретают опыт творческой деятельности.

Среди игр, которые особенно влияют на эффективность обучения, следует выделить деловые и ролевые игры. Наличие сюжета развивает у ребят воображение, мышление, волю, способствует вовлечению учеников в творческую деятельность и общение, предполагает личностный подход к игровой ситуации, стимулирует познавательную активность учащихся. Например, в ходе занятия ученик без предварительного предупреждения ставится в ситуацию «Вы капитан корабля, Ваша задача – провести груз из Мурманска до Владивостока». Этот приём экспромта хорош тем, что даёт возможность оживить урок, внести в него элемент дискуссии, способствует развитию умения быстро ориентироваться в предполагаемых условиях.

Так  же на уроках географии используются настольные игры: головоломки, ребусы, кроссворды, мозаики.

Данные анкетирования свидетельствуют, что ученики высоко оценивают подобные уроки и приёмы, отмечая, что: «Если было бы больше игр, то было бы здорово»; «Хотелось бы, чтобы игр было в 2-3 раза больше, тогда учиться было бы интереснее и легче»; «Не скучно сидеть на уроке». Сравнительный анализ классов показывает, что там, где ученики не играют на уроках, они хуже владеют устной речью, закрепощены в решении нестандартных вопросов, медленнее приходят к решению проблем.

Учащиеся 6–7-х классов с удовольствием работают с ребусами. Ребус – головоломка, требующая для разгадки сообразительности, фантазии и работы мысли. Ребусы можно использовать для проверки знаний учащихся, как одну из форм домашнего задания или для работы на уроке в группах.

7.Краеведение

Познание своего края даёт возможность ученикам осознанно воспринимать окружающий мир, грамотно взаимодействовать с ним. География и краеведение – направления взаимосвязанные.

Географическое краеведение входит в учебную программу с 6 по 9 класс.

Наиболее полно краеведческий материал раскрывается на занятиях факультатива «Природа родного края». Мною разработана программа факультативного курса по

краеведению и система занятий для 6 – 9 классов, направленных на развитие интеллектуальной и социальной активности обучающихся, познавательного интереса к изучаемому предмету.

 Развивающий характер занятий предполагает принцип отбора содержания и форм деятельности на основе возрастных особенностей школьников и качественного роста их интеллектуальных и умственных способностей. Ученики самостоятельно изучают особенности краеведения с помощью специально организованных наблюдений, зарисовок, сравнений, проведения практических работ, высказывая собственные мнения, развивая собственное творчество.

На занятиях факультатива «Природа родного края» я использую различные формы изучения своего края. С учащимися мы читаем легенды, сказки, рассказы о животном и растительном мире. После прочтения, обсуждения зарисовываем сюжеты в альбомы.

 Практическое краеведение это практическая часть краеведческой работы, в которую я включаю экскурсии, мини – походы. Перед мини – походами, экскурсиями проводится теоретическая работа с использованием фотографий и другого дополнительного материала. Богатые возможности приобщения учащихся к краеведению открываются на экскурсиях в местный музей. В Харабалинском краеведческом музее проходят задания по темам: «Флора и фауна нашего края», «Картины местных художников», «Быт села Харабали». Школьники не просто рассматривают экспонаты, они сами выступают в качестве гидов, ботаников, географов.

8. Использование инновационных технологий.

Мною на уроках географии применяется технология профессора В.К.Дьяченко – «Коллективный способ обучения». Групповую форму обучения использую при изучении нового материала, на уроке – практикуме с элементами творческих, поисковых заданий, обобщающих уроках. Например при изучении национального состава , изучении традиций учащиеся работали в творческих группах. В результате были изготовлены макеты  традиционных типов жилищ народов.  

9. Экскурсии

Развивать интерес, в частности, к географии можно разными путями, одним из которых является проведение экскурсий.

Экскурсия в природу – это форма организации учебно –воспитательной работы с учащимися, позволяющая наблюдать и изучать предметы, процессы и явления природы в естественных условиях. Она даёт возможность наблюдать то, что часто нельзя показать в школьном кабинете. В совокупности с уроком и различными видами учебно–практических занятий экскурсии в природу играют важную роль в развитии познавательного интереса. Экскурсия воспитывает любознательность, внимательность, нравственно – эстетическое отношение к действительности. Экскурсии учат наблюдать, сравнивать, сопоставлять, проводить практические работы. Это своего рода занятия под открытым небом. Красота родного края вызывает глубокие переживания, способствует развитию эстетических  чувств. По содержанию экскурсии подразделяются на тематические и комплексные, по целям – на учебные, краеведческие.

Для того, чтобы экскурсия была интересной, я использую стихи, загадки, пословицы, игровые приёмы, вопросы. Сравнения, исследовательские действия. Экскурсия включает в себя наблюдение, беседу, выполнение коллективных и индивидуальных заданий. В процессе наблюдения у школьников включаются все анализаторы: зрительный – размеры, цвет исследуемого объекта; слуховой – шум ветра, плеск воды в реке, шелест листвы, шум капель дождя. Вкус, осязание запах. При наблюдении у школьника развивается не только зрительная, слуховая память, но и развивается любознательность, интерес к исследовательской деятельности.

Вывод : На уроках географии и во внеурочное время использую различные формы и методы подачи учебного материала (уроки-путешествия, уроки-конференции,  экскурсии, викторины, ребусы и т.д). Применяю технологии В. К. Дьяченко., В.Ф. Базарного. У школьников не только повысился познавательный интерес к географии, но и в целом расширился кругозор, пополнился словарный запас. В 6-9 классах нет неуспевающих. Качество знаний, умений и навыков стабильно, выше среднего уровня (качество ЗУН в среднем по классам– 85 %). Учащиеся самостоятельно выполняют посильные задания ; умеют самостоятельно работать с контурными картами, атласом; могут подготовить сообщение, используя СМИ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...