Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."
статья по теме

Гришина Жанна Юрьевна

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

Специальная (коррекционная)

общеобразовательная школа-

интернат VIII вида

г. Кольчугино

Владимирской области

КОНСПЕКТ

 ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА

СОЦИАЛЬНО-БЫТОВОЙ ОРИЕНТИРОВКИ

И РИСОВАНИЯ

В 6 КЛАССЕ

               ТЕМА УРОКА:  ОБОБЩАЮЩИЙ УРОК ПО ТЕМЕ

                                            «СРЕДСТВА   СВЯЗИ».

                                           ПОЗДРАВИТЕЛЬНАЯ ТЕЛЕГРАММА».

УЧИТЕЛЬ РИСОВАНИЯ: ГРИШИНА Ж.Ю.

                                         

                                           УЧИТЕЛЬ СБО: ЩЁЛОКОВА В.П.

2007

ЗАДАЧИ УРОКА: - закрепить знания учащихся о средствах связи;

  1. познакомить с новым видом поздравительной телеграммы;
  2. продолжать знакомство с работой операторов-телеграфистов;
  3. работать над развитием связной речи;
  4. воспитывать культуру общения через элементы сюжетно-ролевой игры;
  5. развивать навыки аккуратности при выполнении практической работы;
  6. приучать учащихся самостоятельно пользоваться услугами связи через инсценировку и практическую деятельность;
  7. совершенствовать навыки развития эстетического вкуса.

ОБОРУДОВАНИЕ: картинки с изображением солнышка и тучки;

                            Конверты со словами по теме «Средства связи»;

                                  Большие слова отделений связи (для доски);

                                  Образцы писем (открытое, закрытое, простое, заказное,

                                  ценное);

                                  Почтовый ящик;

                            Бланки телеграмм (простая и срочная);

                                  Касса «Телеграф» и бланки телеграмм для

                                  инсценировки;

                                  Полоски со словами для телеграммы;

                                  Образец поздравительной телеграммы;

                                  Листочки для рисования поздравительной телеграммы;

                                 

ХОД УРОКА.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ  МОМЕНТ.

   Прозвенел, друзья, звонок,

   Начинается урок!

- У вас на парте лежат два значка: солнышко и тучка. Поднимите тот значок, который выражает ваше настроение, с которым вы пришли на урок.

- Надеемся, что те, у кого солнышко, так и останется до конца урока с хорошим настроением. А те, у кого тучка, к концу урока превратятся в солнышки.

  1. РАБОТА УЧИТЕЛЯ СБО.

  1. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

- А настроение  ваше должно быть хорошим, потому что сегодня у нас необычный урок СБО. Мы проведём его вместе с Жанной Юрьевной, т.е. совместно с уроком рисования. Сегодня мы закрепим с вами знания о средствах связи, познакомимся ещё с одним видом почтовых отправлений, поупражняемся в его оформлении.

  1. РАБОТА С КОНВЕРТАМИ.

 (на доске перевёрнуты слова «телефон»,  «Телеграф»,  «Почта»).

- На одном из уроков этой четверти мы ходили с вами на экскурсию.  Вспомните, какие  слова написаны на этом здании? (по мере отгадывания слова открываются).

- У вас на парте лежит длинная полоска с этими же названиями. Положите её перед собой.

- В конверте найдите слова, которые относятся к слову «Почта», выложите их в этот столбик. (Инд. Работа: - Прочитай, какие слова у тебя относятся к отделению связи  «Почта»).

- С какими почтовыми отправлениями из этих слов мы с вами уже познакомились? (марка, почтовая карточка,  открытка, конверт, письмо).

- Для чего нужна марка?

- Каково назначение конверта?

- Какие виды писем вы знаете?

- Что у нас относится к открытым письмам? (открытки, почтовые карточки)

- Почему их называют открытыми письмами?

- Покажите закрытое письмо.

- Чем они отличаются друг от друга?

- Покажите, что вы будете делать  при отправке письма без марки, простого письма с маркой, ценного письма, заказного письма? (дети рассказывают и показывают).

- А теперь найдите слова, которые относятся к средству связи «Телефон», выложите их в этот столбик. (Инд. работа)

- Какое средство связи у нас осталось пустым? 

- Найдите слово, которое к нему относится. Назовите его.

- Что такое телеграмма? ( Телеграмма – краткое письмо-сообщение, которое передаётся по телефону или по телеграфу).

- Какие бывают телеграммы?

- Вот у меня два бланка телеграмм. Покажите, где из них простая телеграмма, а где срочная? Как вы узнали?

  1. ИНСЦЕНИРОВКА «ОТПРАВЛЯЕМ ТЕЛЕГРАММУ».

- Представьте, что вам надо отправить телеграмму. Как вы это сделаете?

- Чего не пишется в телеграмме?

- Правильно.  Именно так отправляются телеграммы. Молодцы!

Ш. РАБОТА УЧИТЕЛЯ РИСОВАНИЯ.

 1. (Берёт телеграмму, читает текст)

- Какой хороший текст телеграммы. Знаете, такое поздравление можно послать на художественных открытках. Они предназначены специально для отправления именно поздравлений (показ образцов). Давайте и мы с вами изготовим такую поздравительную открытку-телеграмму.

2. Физкультминутка.

3. Беседа по вопросам учителя рисования.

- Почему открытка называется художественной? (Над ней работал художник-оформитель: он придумывает сюжет к какому-нибудь празднику)

- В каком месте  вы  будете обводить шаблон ёлки? (Вверху, посередине).

- Для чего вам нужны надписи «С Новым годом»? (Наклеивать внизу).

- Что потом вы будете делать  с обведенной ёлкой? (Украшать игрушками, гирляндами, бусами, серпантином, снежинками).

- Как будем оформлять  сделанный рисунок? (Ярко, красиво, празднично. Не нужно использовать чёрные и коричневые цвета).

4. Практическая работа.

  1. РАБОТА УЧИТЕЛЯ СБО.

- Что ж, открытка готова. Чего не хватает в нашей поздравительной открытке-телеграмме? (текста).

- Давайте представим, что мы с вами операторы-телеграфисты. По телеграфу нам пришёл поздравительный текст, нам его надо наклеить на нашу телеграмму. (Дети составляют текст, мы его проверяем, а затем они наклеивают его на свою открытку-телеграмму).

- Посмотрите, так ли вы выполнили свою работу? (На доске на большой открытке-телеграмме приклеен текст).

- А чем отличается простая открытка от открытки-телеграммы? Есть ли среди вас внимательные дети, которые заметили это отличие?

- Верно. На задней стороне открытки отведено место для написания адреса и есть марка, а на открытке-телеграмме этого нет. Там только место для написания времени, когда отправляют поздравление и подпись ответственного лица за отправление.  

  1. РАБОТА УЧИТЕЛЯ РИСОВАНИЯ.  

     (Все телеграммы выставляются на доске).

- Посмотрите, какие красивые поздравительные телеграммы у нас получились! Знаете, мне сегодня пришло извещение явиться  на почту за получением заказного письма. Я его получила, но ещё его не читала. Хотите узнать, что в нём написано?

VI. РАБОТА УЧИТЕЛЯ СБО.

- Разрешите мне прочитать его ребятам? (читаю новогоднее письмо-поздравление)

  1. ИТОГ УРОКА. 

- Что нового вы узнали сегодня на уроке?

- Понравилась ли вам ваша работа по изготовлению открытки-телеграммы?

- Что ещё интересного было  на уроке?

- С чьей профессией нам пришлось не раз сегодня встретиться?

- Понравилась ли вам профессия оператора-телеграфиста?

А. ОЦЕНКИ ЗА УРОК.

Б. Р ЕФЛЕКСИЯ.

- Какой же значок вы поднимете после этого урока?

- Мы рады, что вы уходите с урока с хорошим настроением.                            



Предварительный просмотр:

Тема опыта: «Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья ».

Адрес: специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Кольчугино Владимирской области

Автор: Гришина Жанна Юрьевна.

Условия возникновения опыта.

Что натолкнуло на идею возникновения опыта?

В организации педагогической деятельности с учащимися коррекционных школ приходится сталкиваться с рядом трудностей и проблем, что и обусловило выбор и актуальность данной темы.

Дело в том, что многими психологами и педагогами-дефектологами (В.В.Воронкова, Д.Т.Митрофанов, И.А. Грошенков и др.) разработаны теоретические предположения и особенности воспитания и обучения детей с отставанием в развитии. Но, изучая материал многих научных работ, знакомясь с экспериментальными данными и обобщением практического опыта работы ведущих специалистов ( В.В.Воронкова «Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе». Школа-Пресс 1994.) приходится констатировать, что вопросы организации, формы и особенности интегрированной деятельности педагогов освещены недостаточно полно и объёмно, не прослеживается последовательности и прогнозируемой позитивности в получении результатов влияния тех или иных видов интегрированных занятий (совместно с ИЗО-деятельностью).

В связи с этим представляется важным рассмотреть и обосновать в своей работе практическую реализацию построения системы интегрированных уроков, обеспечивающих развитие познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данной работе предпринята попытка сформулировать теоретические позиции, заключающие специфику уроков ИЗО, дополнительных занятий по ИЗО и межпредметные связи, дать практические рекомендации по организации таких занятий в общей целостной структуре и художественно-эстетическом комплексе коррекции, развитии и социальной адаптации школьников.

Умственно отсталые дети, как правило, до школы элементами рисования не овладевают из-за общего недоразвития познавательной деятельности, моторики (особенно тонких движений кистей и пальцев рук) и недостаточности взаимодействия анализаторов, недоразвитие физических процессов и функций.

Одно из главных задач педагогов нашей школы является развитие познавательной деятельности учащихся через урочную и внеурочную работу. Формирование интереса, потребности личности школьника осуществляется различными средствами. Этот процесс будет более успешным, если сочетать на одном уроке несколько видов деятельности, развивать интерес у учащихся в разных направлениях, дополнять и улучшать один вид деятельности другим. Этому способствуют интегрированные уроки: ИЗО-музыки, ИЗО-чтение, ИЗО-СБО и др.

Рисование часто применяется в работе и на других уроках: естествознание, география, математика, трудовое обучение.

Учащимся быстро надоедает одна и та же деятельность, внимание их рассеивается, активность восприятия снижается. Интегрированные уроки, праздники, выставки благотворно сказываются на развитии учащихся, оказывают влияние на их нравственное и эстетическое развитие,  что очень важно для общего развития учащихся, для успешной реализации общепедагогической задачи школы по социальной адаптации детей.

В нашей школе постоянно проводятся недели литературы и искусства. На них проходят праздники, уроки соответствующей теме моего опыта, выставки детского рисунка. Это является важным условием возникновения этого опыта.

Во внеурочное время под руководством воспитателей учащиеся также рисуют, в школе работают кружки по художественному творчеству: ИЗО, «Умелые руки», «Солёное тесто» и др.

Эти направленности опыта реализованы в условиях:

  1. большой подбор репродукций картин известных художников, работы архитекторов, скульпторов;
  2. гипсовые муляжи розеток, геометрические тела;
  3. систематизированные средства наглядности по разделам и темам уроков;
  4. итоговые выставки детских работ;
  5. диагностический материал;
  6. учебно-методический комплекс по программе И.А.Грошенкова (программа, поурочные планы);
  7. авторская программа кружка ИЗО.

Актуальность и перспективность опыта.

Предлагаемый опыт работы посвящён одной из главных проблем современной коррекционной педагогики: развитию познавательной деятельности детей с ограниченными возможностями здоровья, коррекции их недостатков и адаптации в социальной среде.

Задачами обучения конкретно изобразительной деятельности детей с интеллектуальными нарушениями являются:

  1.  Формирование положительного эмоционального отношения к изобразительной деятельности;
  2.  Обучение приёмам и средствам рисования;
  3. Совершенствование мелкой моторики, зрительно-двигательной координации, координации движений обеих рук;
  4. Воспитание адекватного отношения к результатам собственной деятельности и деятельности других, формирование основ самооценки.

Урок по изобразительному искусству, независимо от решаемых в его процессе задач, должен быть комплексным, т.е. включать несколько видов деятельности. Эту задачу наиболее успешно решают интегрированные уроки, т.е. уроки с другими педагогами-предметниками.

Такое построение работы позволит формировать у учащихся понимание того, что предмет может быть изображён с помощью разных средств: в музыке, литературе, изобразительном искусстве. И одно другому здесь не мешает, а наоборот, дополняет друг друга, развивает интерес, внимание. Познавательную деятельность школьников.

Успешность обучения детей с ограниченными возможностями здоровья очень сильно зависит от разнообразных методов и приёмов, применяемых учителем. В процессе проведения уроков изобразительного искусства совместно с педагогами других предметов используются следующие методы и приёмы:

  1. Обыгрывание предметов, определение их  функционального назначения, свойств и качеств для последующего более точного изображения в рисунке;
  2. Использование рисунков в процессе других уроков (основы математических представлений, родная речь, музыкально-ритмических занятий и др.);
  3. Соотнесение предметов с соответствующими им изображениями с последующим их называнием или указанием на них с помощью жеста;
  4. Предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции педагога рисунков, картин, специально подобранных народных игрушек, картинок и т.п.;
  5. Действия с контурными изображениями, использование приёмов  наложения и обводки шаблонов, трафаретов для создания целостного образа изображаемого предмета.

Положительное влияние на ход проведения уроков оказывает введение игровых моментов, участие игровых персонажей, которые будут поддерживать интерес детей к предлагаемой деятельности, ориентировать их на выполнение заданий, вести их в течение всего урока. Кроме того, целесообразно использовать художественное слово – стихи, загадки и др.

Важным элементом этих уроков является музыка. Она создаёт особый эмоциональный настрой, способствует ритмической организации процесса рисования, усиливает выразительность создаваемых изображений и связывает их с игрой.

Перспективность опыта заключается в том, что предлагаемый опыт даёт возможность для самореализации, самоутверждения детей с различным уровнем способностей для развития их познавательной деятельности.

Это ведёт к повышению творческого потенциала обучаемых, и таким образом, к более глубокому, осмысленному и быстрому освоению изучаемой дисциплины, позволяет быстрее и глубже обеспечить усвоение учащимися знаний, умений и навыков по ряду разнообразных предметов, изучаемых в нашей школе.

В синтезе взаимопроникающих искусственно-художественного слова, драматизации, музыки, предметов изобразительного искусства(оформление выставки, сценические эффекты) оказывается сильное воздействие на детей любого возраста.

Изобразительное искусство в свою очередь на таких уроках помогает раскрыть идею и содержание урока, по-разному окрашивает его на разных этапах.

В зависимости от темы и педагогических задач изменяется и варьируется педагогами структура урока (интегрированный), но всё вместе создаёт ситуацию успеха. Процесс сотворчества позволяет решать и аспекты социальной адаптации учащихся специальных школ.

Уроки и разработки праздников не предполагают жестокой заданности. Именно такой подход определяет и заказывает основную задачу: творческий, изобретательский потенциал педагога, решение изобретательских задач, развитие творческого воображения, всей познавательной деятельности делает педагогический процесс интересным и увлекательным.

Замысел подчинён цели – показать детям интересные зрелища, наполнить их души впечатлениями, доставить радость, дать им возможность проявить самостоятельность и творческую активность. Всё это способствует развитию вкуса, положительному отношению к окружающему.

Ведущая педагогическая идея.

Ведущей педагогической идеей своего опыта является взаимодействие педагогов на различных типах уроков для развития познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Эта идея реализована через проведение интегрированных уроков. Уроков-праздников, где сочетается изобразительная  деятельность и  изучаемые в школе предметы: чтение, музыка, СБО.

        Идея опыта заключается в следующем: если через систему информации, которая исходит из нескольких источников, включить учащихся в активную деятельность, направленную на развитие внимания, впечатлительности, восприимчивости, обобщения знаний, т.е. художественных способностей. То у детей сформируется желание, потребность в решении задач, ведущих к развитию фантазии, мышления, саморегуляции, работоспособности, всей познавательной деятельности.

Особенность заключается в том, что ребёнок находит удовлетворение не только в достижении цели творчества, но и в самом процессе познания, получения знаний.

Способности детей сугубо индивидуальны и заключаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Для ребёнка такая форма проведения урока очень важна и полезна для развития их способностей, т.к. вызывает неподдельный интерес с его стороны. Ребёнок мобилизует своё воображение, синтезирует прежний жизненный опыт и новое, только что пережитое, чувство при восприятии разных видов искусства, он испытывает потребность материализовать своё воображение, придать ему объективную форму, будет ли это рассказ, рисунок, музыкальное произведение и т.д.

Из всего вышеизложенного следует, что главная цель учителя изобразительного искусства в специальной школе состоит в том, чтобы пробудить в детях потребность в собственном творческом росте, углубить интерес к искусству, музыке, чтению,  развивать познавательную деятельность учащихся путём сравнения, обобщения, некоторого углубления впечатления.

Исходя из комбинированного характера проблем учащихся специальных школ, мы с другими педагогами пришли к необходимости организации комплексного подхода в коррекционно-развивающей работе. Он заключается в создании благоприятных для учащихся условий, организации такой педагогической деятельности, в ходе которой решаются следующие задачи:

  1. Формирование познавательной мотивации детей с ограниченными возможностями здоровья;
  2. Целенаправленное формирование высших психических функций;
  3. Коррекция речи школьников;
  4. Развитие эмоциональной сферы, раскрытие творческих способностей;
  5. Коррекция нарушений социально-личностного развития;
  6. Преодоление недостатков общей и мелкой моторики.

Особенность интегрированных уроков в комплексном воздействии всех художественных средств на восприятие, чувства и сознание учеников.

Теоретическая база опыта.

        Психолог Б.М.Теплов подчёркивал, что эстетическое воспитание не может быть полноценным, если ограничиться лишь восприятием и исполнительством.

        В своей работе я использую современные концепции воспитания и обучения, которые заложены в основу конкретного педагогического процесса. Их существует несколько десятков, но все они имеют три направления:

  1. Государственная политика в области образования и воспитания;
  2. Авторские концепции;
  3. Психолого-педагогические закономерности воспитания.
  1. Федеральный закон об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (принят Государственной Думой 18 июля 1996г.)
  2. Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида -5-9 классы (сборник – 1). М. «Владос» 2001г. Под редакцией В.В.Воронковой
  3. Теоретическая база опыта опирается на принципы обучения и воспитания (дидактики), изложенные в трудах Б.П.Пузанова, Н.П.Коняевой, Г.М.Дульнева, И.М.Бгажноковой.
  4. В основе методики художественной деятельности лежат концепции И.А.Грошенкова.
  5. Данный опыт опирается на учёт общих закономерностей психического развития, базируется на учении Д.Н.Исаева, Е.В.Соколовой.

Новизна опыта.

«Коррекционные возможности искусства по отношению к ребёнку с проблемами связаны прежде всего с тем, что оно является источником новых позитивных переживания ребёнка, рождает новые креативные потребности и способы их удовлетворения в том или ином виде искусства… Искусство, являясь важным фактором художественного развития,  оказывает большое терапевтическое воздействие, влияние на эмоциональную сферу ребёнка, при этом выполняя коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функцию. Катарсис (греч.) – процесс и результат очищения и облагораживания воздействия на человека различных факторов, вызывающих соответствующие переживания и аффекты.

 Все виды искусства, с которыми ребёнок с ограниченными возможностями здоровья соприкасается в дошкольном и школьном возрасте, влияют на адекватность его поведения, помогают регулировать эмоциональные проявления в коллективе, семье, способствуют их коррекции» («Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании». М. 2001. с.20)

Особенностью предполагаемой  мною опыта является тесная связь изобразительной деятельности с другими предметами искусства. Это, в свою очередь, связано с этапами коррекционной работы в целом, с тематикой планирования коррекционной программы И.А.Грошенкова. Таким образом, развитие познавательной деятельности учащихся специальных школ – это общепедагогический успех, это неравнодушное отношение всех педагогов, соучастие и сопричастность ко всему.

Учитывая недостаточный уровень восприятия, внимания и графических навыков, строим интегрированные уроки понятия «заинтересовать». Это развивает восприятие, воображение, сенсорные ощущения.

Формы, методы и приёмы проведения интегрированного урока.

Творчество учащихся

Музыкальное и песенное творчество

Литературно-театрализованная деятельность

Изобразительное творчество

Музыкальное инсценирование

Импровизация на тему литературного произведения

Импровизация на тему музыкального произведения

Технология опыта.

Основная задача уроков рисования в специальной (коррекционной) школе не в достижении внешнего результата – (научить изображать те или другие предметы), а в том, чтобы максимально использовать возможности рисования как средства коррекции недостатков развития детей с ограниченными возможностями здоровья.

Изобразительная деятельность требует согласованного участия многих психических функций - зрительного восприятия, моторной координации, речи и мышления, и не просто способствует развитию каждой из этих функций, а связывает их между собой, помогая ребёнку упорядочить бурно усваиваемые знания, оформить и зафиксировать модель усложняющего представления о мире.  

Достижение цели предполагает решение следующих задач:

Образовательные:

- овладение детьми знаниями, умениями и навыками изобразительной

   деятельности, чтения, музыки;

- обучение приёмам активного восприятия окружающего мира.

Коррекционно-развивающие:

- коррекция развития познавательных процессов;

- развитие творческого воображения;

- развитие мелкой моторики рук и тактильной чувствительности.

Воспитательные:

- воспитание интереса и любви к различным видам искусства;

- формирование творческой активности школьников;

- воспитание аккуратности, самостоятельности.

Учитывая недостаточный уровень восприятия, внимания и графических навыков, строим интегрированные уроки понятия «заинтересовать». Это развивает восприятие, воображение, сенсорные ощущения.

Каждому уроку сопутствует знакомство с произведениями известных художников, с жанрами ИЗО искусства, просмотр сюжетов из фильмов, слайдов, диафильмов.

В качестве усиления и дополнения воздействия рисования  используем музыкальные произведения. Музыка непосредственно воздействует на нервно-психическую атмосферу, оптимизирует психовегетативные реакции, воздействует на эмоциональное состояние человека, что способствует развитию внимания, восприятия.

Авторы, использующие музыкотерапию в психокоррекции (В.А. Петрушин, Е.И.Рогов) заметили, что наибольший эффект вызывают классические музыкальные произведения П.И.Чайковского, Л.Бетховена, В.Моцарта. Мотивационно-образная музыка, используемая на интегрированных уроках, помогает ребёнку точнее и богаче создавать художественный образ.

Основные принципы  использования музыки на занятиях:

  1. Мотивация на создание образа.
  2. Развитие и закрепление образа, обогащение его различными качественными и ситуативными дополнениями в процессе занятия с применением различных видов деятельности.
  3. Фоновое звучание музыки.

На каждом уроке ставится задача формирования представлений о духовности, красоте, добре.

На интегрированных уроках мы стараемся стимулировать речевую активность детей. Известно, что речевые центры и зоны моторики находятся рядом в коре головного мозга, поэтому речевая и двигательная активность взаимосвязаны.

Речь идёт не об одном виде деятельности в традиционном понимании, а о единой, целостной творческой деятельности нескольких педагогов.

Особое место в коррекционном развитии познавательной деятельности школьников занимают праздники. Любому из этих мероприятий предшествует предварительная индивидуальная работа с детьми. Разучиваются отдельные номера, стихи, выполняются рисунки детей для выставки. Общаясь, таким образом, с детьми, педагоги, воспитатели лучше узнают каждого ученика, скорее находят к нему нужный подход, вовремя обнаруживают и дают толчок развитию его способностей. Впечатления, полученные на праздниках, в свою очередь находят отражение в детских рисунках, лепке, аппликации (на занятиях в кружке изобразительной деятельности).

Демонстрация репродукций, сюжетных картинок позволяет ребятам определить динамическое развитие произведения, кульминационный момент в музыке, как можно эмоциональнее их исполнить. Взаимопроникновение зрительных и слуховых представлений способствует более глубокому и активному усвоению детьми новых знаний.

Любая мелодия требует пояснений, поэтому для активации внимания учеников необходимо использовать и словесный метод. Особое значение придаётся художественному слову – прозе и поэзии – как довольно сильному фактору воздействия на ребёнка.

На каждом уроке ИЗО необходимо работать над обогащением словарного запаса детей, объяснять значение новых слов, целых фраз.  (Лучше этого не делает никто, как учитель чтения).

Формы организации работы с детьми

Урок  традиционный                                                      Кружок

  1. По группам
  2. Индивидуально
  3. По группам
  4. Индивидуально

Создание системы уроков в нетрадиционных формах:

- урок-путешествие в страну сказок;

- урок-обобщение (ИЗО  и чтение);

- урок-ярмарка художественных промыслов;

- урок-праздник;

- урок «рисуем музыку».

Методы и приёмы

  1. Игровой;
  2. Наглядный;
  3. Словесный;
  4. Показ;
  5. Объявление;
  6. Беседа;
  7. Наблюдение;
  8. Практический;
  9. Анализ;
  10. Синтез;
  11. Экскурсия.

Обучение изобразительной деятельности детей с выраженной умственной отсталостью может осуществляться не только в ходе обязательных уроков, но также и во внеклассной работе. Внеклассная работа является логическим продолжением учебной деятельности.

Внеклассная работа:

  1. Кружок изобразительной деятельности.
  2. Выставка работ учащихся.
  3. Художественное оформление интерьера школы.

Во внеурочной деятельности учащиеся более глубоко изучают предлагаемый материал, что способствует развитию познавательного интереса и развитию творческих способностей. Одна из задач не дать ребёнку потеряться в общей массе, дать ему почувствовать себя талантливым, уверенным в своих силах человеком. Занятия способствуют развитию фантазии, сообразительности, памяти, наблюдательности, мышления. Весь арсенал средств методов и приёмов работы ориентирован на то, чтобы увлечь, зажечь ребят.

Результативность.

Эффективность данной системы в работе с детьми:

  1. Формирование устойчивой мотивации и интереса к рисованию (как виду деятельности), музыке, чтению.
  2. Динамика в развитии творческого воображения. В начале и в конце учебного года проводим диагностику по методике Дьяченко О.М. «Дорисую рисунок». Положительная динамика прослеживается у всех детей.
  3. Качественный анализ детских рисунков проводим по схеме:

- содержание рисунка;

- особенности изображения (форма, строение, пропорции предмета, цвет);

- проявление творчества (замысел и выразительные средства);

- самостоятельность (помощь учителя, обращение ребёнка с вопросом);

- отношение к процессу и результату рисования.

  1. Анкетирование родителей:
  1. Часто рисуют дома – 85% учащихся;
  2. Повторяют темы по ИЗО, которые изучали в школе – 78% учащихся;
  3. Делятся впечатлениями об уроке – 93% учащихся.
  1. Рисование, как часть комплексного коррекционного процесса, оказывает воздействие на развитие психических процессов, на познавательную активность учащихся. По данным психолога школы  у детей в течение года отличается динамика в восприятии, внимании, мышлении.

Таким образом, на практике подтверждается эффективность применения комплексного подхода в оказании коррекционной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, и в частности, одного из её компонентов – специально организованных интегрированных уроков ИЗО-музыка-чтение, ИЗО-музыка, ИЗО-чтение.

Результативность коррекционного  урока прослеживается в классах, которые участвовали в опыте: учащиеся в них заметно активнее, инициативнее, организованнее, зафиксировано  возрастание уровня познавательной деятельности.

Каждый учитель изобразительного искусства бесспорно обязан достичь главной цели в своей работе – пробудить интерес к изобразительной деятельности у учащихся. Участие детей с ограниченными возможностями здоровья в школьных выставках рисунка, городских, областных и всероссийских мероприятиях позволяют констатировать, что интегрированные уроки и уроки изобразительного искусства благотворно сказываются на развитии детей с ограниченными возможностями здоровья, оказывают сильное влияние на нравственное и эстетическое развитие учащихся, на развитие их познавательной деятельности.

Выставка работ учащихся – это результативный показатель работы педагога по изобразительной деятельности, его прямая обязанность.

Мониторинг успешности освоения знаний учащимися по изобразительному искусству

Учебный год

2007-2008

2008-2009

2009-2010

Кол-во учащихся 1-4 классов


50 чел.


48 чел.


42 чел.

«3»

«4»

«5»

7

28

15

14%

56%

30%

6

27

15

12,5%

56,3%

31,2%

6

21

15

14,3%

50%

35,7%

Кол-во учащихся 5-7 классов


46


53


54

«3»

«4»

«5»

12

27

7

26,2%

58,6%

15,2%

8

35

19

15,1%

66,2%

18,9%

8

38

8

14,9%

70,2%

14,9%

Диаграмма  усвоения знаний начального звена (1-4 классы) по изобразительному искусству.

         - оценка «3»

        - оценка «4»        

                     

                     

                    - оценка «5»

        

Диаграмма  усвоения знаний среднего звена (5-7 классы)

по изобразительному искусству

                     - низкий уровень, оценка «3»

                     - средний уровень, оценка «4»  

                     - высокий уровень, оценка «5»

Анализ уровня качества знаний учащихся по предмету показывает, что средний уровень увеличился, а низкий – уменьшился.

Адресная направленность.

Данный опыт может быть использован преподавателями изобразительного искусства, чтения, музыки специальных (коррекционных) общеобразовательных школ в разных возрастных группах, педагогами дополнительного образования, воспитателями школ-интернатов.

Литература.

  1. Соколова Л.А., Шмиканова Е.В. «УОА г. Владимира  «Использование коррекционно-развивающих возможностей рисования при осуществлении комплексного подхода в работе с детьми с фонетико-, фонематическим недоразвитием речи», Г. Владимир. 2003.
  2. Власенко О.П. «Музыкально-эстетическое воспитание в коррекционных классах», Волгоград, 2007.
  3. Грошенков И.А. «Изобразительная деятельность во вспомогательной школе», М. Просвещение. 1982.
  4. Головина Т.Н. «Изобразительная деятельность учащихся вспомогательной школы», М. Педагогика. 1974.
  5. Грошенков И.А. «Уроки рисования в I – IV классе вспомогательной школы», М. Просвещение. 1970.
  6. «Эстетическое воспитание во вспомогательной школе» под ре. Г.М.Головиной.
  7. М.Просвещение. 1972.
  8. «Изобразительная деятельность в специальной (коррекционной) школе VIII вида» И.А.Грошенков. М.Акадаемия. 2002.
  9. «Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта» под ред. И.М.Бгажноковой. М. Владос. 2010.
  10. «Особенности образовательного процесса в классах коррекции» Л.В.Афанасьева, Г.Н.Гордеюк. Волгоград «Учитель». 2008-2011.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИКТ как средство развития познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Живя в мире высоких информационных технологий, само общество вовлекает всех в процесс информатизации. Потребность  человека занять свое место в социуме, приводит к необходимости применения соврем...

«Развитие мелкой моторики и основ познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями методом творческой реабилитации с целью их дальнейшей социализации и интеграции в общество»

В настоящее время все более актуальной становится проблема социализации и интеграции в общество здоровых сверстников детей с ограниченными возможностями. Им необходимо адаптироваться к жизни. И происх...

Рабочая программа развития познавательных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Программа нацелена на коррекцию, имеющихся у школьников с ограниченными возможностями здоровья недостатков развития и составлена с учётом индивидуальных особенностей каждого учаще...

Развитие профессиональной компетентности педагога в сфере организации интегрированного обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.

Реализация интегрированного образования ребенка с ОВЗ педагогами, не прошедшими специальной переподготовки и не обладающими соответствующими компетенциями, приведет к отрицательным результатам: экспер...

Развитие познавательной деятельности младших школьников с ограниченными возможностями здоровья.

В соответствии с целями и задачами специального образования, обучения детей с интеллектуальными нарушениями должно иметь подлинно практическую направленность, т.е. быть ориентировано на формирование с...