Главные вкладки

    Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."
    статья по географии на тему

    Майорова Наталия Владимировна

    Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных результатов использования метода проектов в коррекционной школе, а также возможных трудностей и проблем, с которыми могут столкнуться как учащиеся, так и учитель.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

          ГКОУ «Нижегородская областная специальная общеобразовательная школа интернат3 и 4 вида» Ресурсный центр дистанционного образования детей.

    Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии.

                                                    Работу выполнила учитель географии высшей категории

                                           Майорова Наталия Владимировна

    Нижний Новгород 2014 год

    "Цель обучения ребёнка
    состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше
    без помощи учителя …"

    Элберд Хаббард

    «Самостоятельность головы учащегося – единственно прочное основание всякого плодотворного учения».

     К.Д.Ушинский

                                                                          ВВЕДЕНИЕ.

      Проблемы специального образования сегодня являются одними из самых актуальных в работе всех подразделений Министерства образования и науки РФ, а также системы специальных коррекционных учреждений. Это связано, в первую очередь с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов, неуклонно растет. В настоящее время в России насчитывается более 2 млн. детей с ограниченными возможностями (8% всех детей), из них около 700 тыс. составляют дети-инвалиды. Кроме роста числа почти всех категорий детей с ограниченными возможностями здоровья, отмечается и тенденция качественного изменения структуры дефекта, комплексного характера нарушений у каждого отдельного ребенка. Образование детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.
    Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в жизни общества, эффективной самореализации в различных видах профессиональной и социальной деятельности.
     В связи с этим обеспечение реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на образование рассматривается как одна из важнейших задач государственной политики не только в области образования, но и в области демографического и социально- экономического развития Российской Федерации.
     В Конституции РФ и Законе «Об образовании» сказано, что дети с проблемами в развитии имеют равные со всеми права на образование. Важнейшей задачей модернизации является обеспечение доступности качественного образования, его индивидуализация и дифференциация, систематическое повышение уровня профессиональной компетентности педагогов коррекционно-развивающего обучения, а также создание условий для достижения нового современного качества общего образования.
    «Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений, навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственно-сти обучающихся, то есть ключевые компетенции, определяющие современное качество содержания образования».(1)

    ОСОБЕННОСТИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ   ЗДОРОВЬЯ.
      Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. Группа школьников с ОВЗ чрезвычайно неоднородна. Это определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом, самым главным приоритетом в работе с такими детьми является индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого ребенка.

       У некоторых учеников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.Важную часть моей педагогической деятельности составляет дистанционное обучение детей с ограниченными возможностями здоровья. Специфика этой работы заставила меня по-новому взглянуть на использование метода проектирования в обучении. Дети, обучающиеся дистанционно в большей степени отличаются от ребят, обучающихся в общеобразовательных классах. Большинство вышеизложенных тезисов Фурье применимо к этим детям, и виновата в этом отнюдь не школа, а сама жизнь. В настоящее время все более актуальной становится деятельность , связанная с тьюторским сопровождением учащихся общеобразовательных классах.

    А нужен ли тьютор ребенку с ОВЗ обучающемуся дистанционно? Зачастую это дети с особыми образовательными потребностями, к сожалению, в полной мере, удовлетворить которые не всегда удаётся. Мотивация обучения у детей с ОВЗ, как правило, выше , чем у обычных ребят, это и понятно, в условиях вынужденного ограничения в передвижении, дефицита общения со сверстниками и старшими людьми, «лучшими друзьями» этих детей становятся книги и интернет. Именно через эти ресурсы ребята познают окружающий мир, делают свои маленькие открытия. Таким образом, еще одной из главных проблем этих ребят является социализация. Одним из условий успешного решения этих проблем является тьюторское сопровождение детей с ОВЗ.

      Целями школьного образования, которые ставят перед школой государство, общество и семья, помимо приобретения определенного набора знаний и умений, являются раскрытие и развитие потенциала ребенка, создание благоприятных условий для реализации его природных способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду, как на уроке, так и во внеклассной деятельности, в том числе и для детей с ОВЗ.Как указывал Ю. К. Бабанский, активность учеников должна быть направлена не просто на запоминание материала, а на процесс самостоятельного добывания знаний, исследования фактов, выявления ошибок, формулирование выводов. Конечно, все это должно осуществляться на доступном ученикам уровне и с помощью учителя. Очень важным средством активизации учения являются методы и приемы обучения. Именно через использование тех или иных методов реализуется содержание обучения.

    ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ.

       Одной из современных педагогических технологий является проектная технология или метод проектов. Данный метод обучения в течение последних нескольких лет стал постепенно внедряться в практику моей работы учителя-предметника нашей школы.
     
    Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных результатов использования метода проектов в коррекционной школе, а также возможных трудностей и проблем, с которыми могут столкнуться как учащиеся, так и учитель.
    В своей работе мне хотелось бы рассмотреть следующие вопросы:
    1. Почему в современной школе, и в коррекционной школе в том числе, становится актуальным использование исследовательских, проблемных и проектных методов?
    2. Определить содержание проектной методики как образовательной технологии.
    3. Провести краткую классификацию видов школьной проектной деятельности и выявить возможные к использованию в коррекционной школе на уроках географии и биологии во внеурочной деятельности.
    4. Познакомить с методикой работы над исследовательскими и информационными проектами.
    5. Проанализировать опыт использования метода проектов.

         Что такое метод проектного обучения?
     Основоположником данного метода считается американский философ-прагматик, пси-холог и педагог Джон Дьюи. Его последователь, профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Килпатрик, считал чрезвычайно важным показать де-тям их личную заинтересованность в приобретаемых знаниях, которые могут и должны приго-диться им в жизни. В советское время постановлением ЦК ВКП (б) в 1931 году метод проектов был осужден, а его использование в школе – запрещено.
    Таким образом, метод проектов не является принципиально новым в педагогической прак¬тике, он возник еще в 20-е годы прошлого века в США, но вместе с тем его сегодня относят к педаго-гическим технологиям XXI века.
    В современном российском образовании различают широкое толкование проекта как понятия и образовательную технологию – «метод проектов».
     «Брошенный вперед» - таков точный перевод с латинского слова «проект».
    Существуют различные определения, что такое метод проектов. Например, ме́тод прое́ктов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. (3)
    Ме́тод прое́ктов -это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой по-следовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.  (4)
     «Технология проектного обучения представляет собой развитие идей проблемного обу-чения, когда оно основывается на разработке и создании под контролем учителя новых продуктов, обладающих субъективной или объективной новизной, имеющих практическое значение»(5)
    Таким образом, можно выделить основные требования к использованию метода проектов. Прежде всего, для организации обучения
    методом проектов необходимо наличие проблемы. Перед учеником стоит учебная проблема, взятая из реальной жизни, важная и значимая для него. Для решения этой проблемы ему необ-ходимо приложить имеющиеся знания и новые, которые еще предстоит приобрести. Учитель может подсказать источники информации (это очень важно для наших учеников). Но в результате, ученики должны самостоятельно и совместными усилиями (под контролем учителя) решить проблему, применив необходимые знания и получить реальный результат

      Суть понятия «проект» - его направленность на результат.
     Ребенок должен научиться самостоятельно приобретать знания, которые могут и должны пригодиться ему в жизни. Этому и учит метод проектов.
    ПРОЕКТ – это ШЕСТЬ «П»:
    1. Проблема.
    2. Проектирование (планирование)
    3. Поиск информации.
    4. Продукт работы.
    5. Презентация.
    6. Портфолио проекта, т.е. проектная папка, в которой собраны все рабочие материа-лы, в том числе планы, отчёты, фото и другие необходимые материалы.  Работа над проектом проходит в 3 этапа

    Этапы проектной деятельности:

    1. Организационно-подготовительный

    Подготовительный этап – это, прежде всего начальный этап перед работой над проектом и является важным.

    Сначала выясним желание учащихся работать в данном виде деятельности. В этом случае я провожу с учащимися беседу.

    Вопросы беседы

    1.Хочется ли тебе узнать что-то новое( по уроку или просто то что интересно ребенку)?

    2.А хотел(а) бы ты поучаствовать в исследовательской деятельности (проекте)?

    3.Где ты в основном получаешь новую информацию: из книг, Интернете и др.?

    4.Умеешь ли ты сам выбрать из большого количества информации самое главное или тебя нужна помощь взрослых?

    5.Принимали ли вы участие в каких-либо проектах?

    6.Нужна ли тебе чья-то помощь?

    7.Могут ли тебе помочь друзья,родственники,родители?

    Также беседую с родителями,так как проект требует и затрат времени и здоровья детей(некоторые учащиеся быстро утомляются),советуюсь.Но как правило родители часто становятся соучастниками проектов.

    Затем идет определение темы проекта, его цели и задач, поиск необходимой для начала проектирования информации, разработка плана реализации идеи, формирование микро-групп.

    Идет формирование мотивации участников, создание инициативной группы учащихся, консультирование по выбору тематики и жанра проекта, помощь в подборке необходимых материалов, определение лишь общего направления и главных ориентиров поиска, определение критериев оценки деятельности учащихся на всех этапах.

    2.Поисковый

    Сбор, анализ и систематизация необходимой информации, обсуждение ее в микрогруппах или индивидуально, выдвижение и проверка гипотез, оформление макета или модели проекта, самоконтроль.

    Регулярное консультирование по содержанию проекта, помощь в систематизации и обобщении материалов, индивидуальные и групповые консультации по правилам оформления проекта, стимулирование умственной активности учащихся, отслеживание деятельности каждого участника, оценка промежуточных результатов, мониторинг совместной деятельности.

    3.Итоговый

    Оформление пакета документов по проекту и информационных стендов, схем, диаграмм, подготовка устной презентации и защита содержания проекта, рефлексия.

    Помощь в разработке отчета о работе, подготовка выступающих к устной защите, отработка умения отвечать на вопросы оппонентов и слушателей, выступление в качестве эксперта на защите проекта, участие в анализе проделанной работы, оценка вклада каждого из исполнителей.

      Существует несколько подходов к классификации проектов. Е.С. Полат выделяет пять групп проектов по доминирующей деятельности учащихся:

    1. практико-ориентированный проект нацелен на социальные интересы самих yчастников проекта или внешнего заказчика. Продукт заранее определен и может быть использован в жизни класса, школы, микрорайона, города, государства;
    2. исследовательский проект по структуре напоминает подлинно научное исследование. Он включает обоснование актуальности избранной темы, обозначение задач исследования, обязательное выдвижение гипотезы с последующей ее проверкой, обсуждение полученных результатов;
    3. информационный проект направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении с целью ее анализа, обобщения и представления для широкой аудитории;
    4. творческий проект предполагает максимально свободный и нетрадиционный подход к оформлению результатов. Это могут быть альманахи, театрализации, споривные игры, произведения изобразительного или декоративно-прикладного искусства, видеофильмы и т.п.;
    5. ролевой проект является наиболее сложным в разработке и реализации. Участвуя в нем, проектанты берут на себя роли литературных или исторических персонажей, выдуманных героев и т.п. Результат проекта остается открытым до самого окончания.

    Проекты также различаются по комплексности, по продолжительности и по числу участников (в последнем случае выделяются индивидуальные и групповые).

    Наконец, наиболее существенное методическое различие состоит в том, что одни проекты рассчитаны на реализацию в течение урока («мини-проект»), другие охватывают серию уроков и самостоятельную внеурочную деятельность учащихся; третьи относятся исключительно к сфере внеклассной деятельности.

    Таким образом, в решении задач развития универсальных учебных действий большое значение придаётся проектным формам работы, где, помимо направленности на конкретную проблему (задачу), создания определённого продукта, межпредметных связей, соединения теории и практики, обеспечивается совместное планирование деятельности учителем и обучающимися. Существенно, что необходимые для решения задачи или создания продукта конкретные сведения или знания должны быть найдены самими обучающимися. При этом изменяется роль учителя — из простого транслятора знаний он становится действительным организатором совместной работы с обучающимися, способствуя переходу к реальному сотрудничеству в ходе овладения знаниями.

    При вовлечении обучающихся в проектную деятельность учителю важно помнить, что проект — это форма организации совместной деятельности учителя и обучающихся, совокупность приёмов и действий в их определённой последовательности, направленной на достижение поставленной цели — решение конкретной проблемы, значимой для обучающихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

      В процессе работы учащиеся  выполняют  все виды проектов, но некоторые виды проектов учащимися выбираются редко, например, ролевые. Отчасти это происходит из-за того, что такие проекты затратные по времени, а отчасти из-за того, что такой проект под силу только достаточно большой по численности группе (5-7 человек)

      Проекты направлены на использование на уроке дополнительной литературы, ресурсов Интернета.

    Всякая работа с книгой, газетой и журнальной статьей способствует развитию творческого воображения, аналитического мышления, эмоционально обогащает урок. При изучении географии невозможно обойтись без географических описаний в литературе. Использование на уроках дополнительной литературы способствует работе мысли учащихся, дает возможность разнообразить формы и методы преподавания. Практика показывает, что такие уроки потому и интересны, что постоянно побуждают учащихся мыслить.
     Вот пример планирования проекта по географии в 6 классе.Данный проект можно использовать как на уроке географии в теме «Подземные воды» так и сделать его долгосрочным,дополнять,оформить карту размещения родников,паспорт какого-то родника. и др.

    Этапы проекта

    Цель проекта

    Задачи проекта

    Итог

    Тема информационного проекта: «Взгляд на родники Нижегородской области»

    1. Работа со статистическим материалом,журнальными, источниками интернет

    2. Анализ информации о состоянии,свойствах,распространении родников по Нижегородской области.Рассматривается проблема использования родников человеком.

    3. Поиск фото родников,составление схем их образования.

    4. Выводы о сохранении родников и их пользе

    5.Презентация

    Побудить у учеников любовь к изучению  родного края и страны в целом,  изучить количественный и качественный состав родников Нижегородской области,города Нижнего Новгорода,их использование и сохранение.

    1. Познакомиться с условиями формирования родников.

    2. Проанализировать различные источники информации,научиться выбирать нужную информацию.

    3. Совершенствовать мыслительные фукнции ученика, способность к анализу и обобщению

    Презентация,  как экскурсия по местам родного края,с посещением родников.

    Критерии оценивания: значимость проекта

                                            уровень сложности

                                            степень самостоятельности

                                            оформление

                                            ораторское искусство

                                            умение отвечать на вопросы

        Для учителя метод проектов тоже дает ряд плюсов. В чем преимущества метода проекта для учителя?
    Использование проектных методик позволяет учителю решить одну из самых острых проблем современного образования – проблему мотивации. С помощью традиционных методик детей учёбой не увлечь.
    Учителю проект позволяет раздвинуть рамки учебной программы, построить работу по изучению конкретного учебного материала в течение продолжительного времени и в различных формах.
    Появляется больше возможностей лучше узнать своих учеников, определиться с кругом их интересов и потребностей. Следовательно, между учителем и учащимися устанавливаются, как правило, более доверительные отношения.
    Участие в проекте обогащает не только учеников новыми знаниями, но и развивает кругозор учителя. Развиваются творческие способности педагога, информационная культура учителя.
    Однако, надо иметь ввиду, что учитель сталкивается и со сложностями. Что требуется при реализации метода проектов от учителя?
    Он должен уметь увидеть и отобрать наиболее интересные и практически значимые темы проектов, владеть всем арсеналом исследовательских, поисковых методов, умением организовать исследовательскую самостоятельную работу учащихся.
    Далеко не каждый учитель владеет искусством коммуникации, которое предусматривает умение организовать и вести дискуссии, не навязывая свою точку зрения, не давя на аудиторию своим авторитетом, умеет поддерживать эмоциональный настрой.
    Учитель должен владеть компьютерной грамотностью, уметь интегрировать знания из различных областей для решения проблематики выбранных проектов.
     Немаловажным является и то, что работа над проектом требует от учителя много време-ни на подготовку, таким образом, целесообразно разрабатывать в год 1-2 проекта.
       Все выше сказанное дает основание рассматривать метод учебного проекта как новое, интересное, достаточно эффективное средство обучения, воспитания и развития личности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, востребованное современной образовательной практикой.

    ЛИТЕРАТУРА:
    1. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года. М.: «Дрофа», 2003 г. стр. 4

    2. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%94%D0%B8%D1%81%D1%82%D0%B5%D1%80%D0%B2%...
    3.Е.С.Полат.: Метод проектов. Статья на сайте журнала «Вопросы интернет образования».
    4.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D0%B5%D1%82%D0%BE%D0%B4_%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B5%D0%BA%D1%82%D0%BE%D0%B2
    5. Селевко Г.К.Энциклопедия образовательных технологий, М. НИИ школьных технологий, стр. 228.
    6. Проектные технологии в образовательном учреждении. Учебно-методическое посо-бие.- Саратов: ООО Изд-во «Научная книга», 2008.-24с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    статья "Активизация самостоятельной и познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках географии".

    Активизация  самостоятельной и познавательной   деятельности   учащихся  с ограниченными возможностями здоровья  на  уроках  географииРаботая по проб...

    Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".

    Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога....

    Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Методический семинар "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики"...

    Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Презентация к выступлению "Активизация познавательной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья"...

    Формирование мотивации учебной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках математики

    Формирование у учащихся с ограниченными возможностями положительного отношения к процессу обучения....

    ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ УЧАЩИХСЯ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ НА УРОКАХ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ РАБОТЕ ПО ИСТОРИИ

    Данная статья знакомит с опытом работы по патриотическому воспитанию учащихся в школе....