Доклад "Особенности организации творческой деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства".
статья по изобразительному искусству (изо) на тему

Огромное влияние на развитие художественных способностей ребенка с ограниченными возможностями здоровья оказываетр личный пример, объяснение педагога.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osobennosti_organizacii.docx30.8 КБ

Предварительный просмотр:

Особенности организации творческой деятельности учащихся

с ограниченными возможностями здоровья на уроках

изобразительного искусства.

Искусство играет важную роль в духовном обогащении школьников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время искусство - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.

Я неоднократно убеждалась, что дети разного возраста по-разному отражают в рисунках все, что их окружает. Но независимо от возраста ребенка, различия тем и особенностей их выражения все дети имеют в своем творчестве много общего. Прежде всего, это желание счастливой жизни, надежды на будущее, и та искренность, с которой юные художники стремятся рассказать о себе. Эту искренность дети всегда дарят всем, кто интересуется их жизнью и работой. Просматривая их рисунки, замечаю много интересного, что заслуживает того, чтобы поразмыслить, проанализировать, обсудить и найти лучшие пути воспитания ребенка.

Очень важно во время объяснения задания конкретно раскрыть эстетическое содержание объекта изображения. Причем об элементах прекрасного в объекте или явлении педагог должен рассказать в эмоциональной, выразительной форме. Ведь для закрепления моральных чувств, углубления эстетических переживаний необходимо в процессе занятия создать определенный эмоциональный настрой.

Если учитель, поставив в качестве натуры для рисунка ярко окрашенные предметы, проведет их анализ обычным, ровным голосом и не найдет слов, выражающих яркость, красочность, необычность натуры, то эмоции детей не будут затронуты, они спокойно станут «красить» свои рисунки, не проявляя особого интереса к изображаемому и своей работе.  

Для развития творческих способностей, художественного вкуса, эстетического восприятия, фантазии и индивидуальности учащихся, теоретический материал следует излагать системно, в доступной и интересной форме. Учащиеся должны научиться применить теоретические знания на практике и создавать выразительный рисунок или композицию. В качестве примера я хочу привести фразу К.Д. Ушинского: “Детская природа ясно требует наглядности. Учите ребенка каким-нибудь пяти не известным ему словам, и он будет долго и напрасно мучиться над ними; но свяжите с картинками двадцать таких слов - и ребенок усвоит их на лету. Вы объясняете ребенку очень простую мысль, и он вас не понимает; вы объясняете тому же ребенку сложную картину, и он вас понимает быстро... Если вы входите в класс, от которого трудно добиться слова, начните показывать картинки, и класс заговорит, а главное, заговорит свободно…”.

Огромное влияние на развитие художественных способностей  ребенка оказывает личный пример, помощь, показ, объяснение  педагога.

Организация и оборудование занятий также должны способствовать эстетическому воспитанию детей. Прежде всего, должны быть соблюдены чистота, порядок, аккуратное расположение материалов: карандаши аккуратно отточены, бумага нарезана ровными листами. Принадлежности должны быть разложены на столах так, чтобы было удобно и легко ими пользоваться, кроме этого постараться их красиво оформить. Наглядные пособия должны быть выполнены на высоком художественном уровне.

Такая обстановка вызовет у школьников желание заниматься, они будут стараться сохранить и поддержать красоту и порядок.

Как завоевать внимание учеников с ограниченными возможностями здоровья на уроке?

Очень важно продумать и задавать  интересные вопросы, требующие размышлений.  Для того чтобы подвести ребенка к правильному ответу, завязать дискуссию и заинтересовать тем, о чем пойдет речь на уроке покажите картинку, расскажите небольшую историю или прочтите стихотворение, связанное с поставленной темой.

Чтобы активизировать внимания и вызвать интерес, попробуйте поиграть, используйте элементы театрализованного представления с реквизитом, куклами, масками.

Эффективный способ привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья  - это рассказывать истории. Учащиеся всех возрастов любят их слушать, особенно интересны личные истории.

Замечательный способ заинтересовать ребенка – загадка. Для этого постараться подобрать какой-то предмет, относящийся к теме урока, и принести его в коробке или сумке. Это отличный метод заставить учащихся делать прогнозы – и может привести к прекрасному обсуждению или выполнению рисунка.

Четко и ясно формулируйте свои требования: «Всем взять простые карандаши»… Для ребенка с ограниченными возможностями здоровья очень важен контакт глаз. Дети должны смотреть на учителя, когда он говорит, особенно, когда дает указания, что делать.

Цвет очень эффективен для того, чтобы привлечь внимание ребенка с ограниченными возможностями здоровья. При работе на доске необходимо пользоваться и соответственно подбирать цветные мелки, цветные фломастеры, маркеры - для прозрачной пленки, если пользуетесь проектором и т.д.

Постарайтесь менять тон голоса: громкий, тихий, загадочный, мягкий, шепот. Попробуйте громко скомандовать: «Слушаем! Замерли! Приготовились!» - затем сделать паузу в несколько секунд, и уже потом продолжать нормальным голосом давать указания.  Сами задайте тон, создайте настроение увлеченности и энтузиазма, заинтересованности в предстоящем уроке.

Цель обучения изобразительной деятельности – развитие эмоционального мира ребенка. Изодеятельность выступает как эмоционально насыщенная, активизирующая все психические процессы (внимание, представление, воображение и пр.) деятельность, способствующая развитию мира чувств ребенка. Самое главное - не обучать рисованию, а познакомить детей с искусством через художественную деятельность.

Предлагаемая концепция опирается на психические особенности детей, особенности их восприятия цвета, формы, объема. Обучение осуществляется в следующей последовательности: цветовое пятно, линия, предмет, композиция. При этом особенно важно в каждом возрасте идти от интересов и возможностей каждого ребенка к реализации себя как творческой личности.

Ребенок чутко воспринимает цвет, цветовые отношения и их воздействие на настроение. Важно не упустить эту особенность, необходимо развивать у ребенка чувство цвета, помогать искать свое понимание, учить через цвет выражать свои эмоции, а не повторять за взрослыми их представления о цвете, во многом ограниченное стереотипами. Для этого нужно создать определенные условия.

Реальный мир полон цветового богатства. Три основных цвета (красный, синий, желтый) и три составных (зеленый, оранжевый, фиолетовый) - лишь маленький кусочек многоцветной палитры реального мира. Дети узнают, что, добавляя черную и белую краски к трем основным, можно значительно расширить мир красок от просветленно-нежных до сумрачно-тревожных тонов. На занятиях дети вместе с учителем смешивают цвета в разных сочетаниях, наблюдают, обсуждают, как меняется их "характер", "настроение". Все это способствует развитию в душе ребенка "особых переживаний, наполненных фантазией". Для такой работы требуются краски (гуашь, акварель), большие листы бумаги, широкие кисти.

При этом важно спрашивать ребенка, как он выбирает цвета для работы, и поддерживать, одобрять, если он руководствуется чувствами, которые тот или иной цвет вызывает, соотносит его с общим настроением, которое хотел выразить в рисунке.

Исходя из этого темы для рисования даются несколько необычные:

- Иллюстрирование отрывка из литературного произведения.

- Рисование с натуры игрушки (грузовик, трактор)

- Декоративное рисование – составление узора из растений.

- Рисование симметричных форм насекомых.

- Рисование с натуры весенних цветов несложной формы.

Процесс рисования несет в себе и психотерапевтические элементы. Присутствие рядом педагога  делает процесс рисования успокаивающим, на лист выплескиваются переживания, и дети освобождаются от них.

Рисование помогает ребенку снять напряжение, особенно важен процесс рисования для детей с ограниченными возможностями здоровья, которые не могут выразить свои конфликты и осознать их из-за бедности своего словаря. Рисунок - это средство зрительной связи между педагогом и замкнутым, закрытым ребенком.

В жизни ребенок выражает себя через настроение, слово, поступок. А в рисовании - с помощью цвета, линии и других выразительных средств. На одних рисунках можно увидеть добрые, воздушные образы, согретые любовью ребенка. На других - образы совершенно иные: резкие, жесткие, угловатые. Именно так ребенок выражает свою неприязнь, отвращение, испуг. И это не должно огорчать учителя, так как в рисовании происходит «очищение души».

Целенаправленное развитие механизмов творческого воображения существенно влияет на способность детей к адекватному эмоциональному реагированию, на умение различать эмоциональные состояния по внешним проявлениям. Именно поэтому, одним из направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является обучение приемам саморегуляции эмоционального состояния средствами целенаправленного творческого воображения. Это развитие понимания «души образа», развитие приемов выразительности.

         Очень важно закрепить у ребенка с ограниченными возможностями здоровья сознание уверенности в том, что он сумеет все! Не надо стремиться к точному воспроизведению героя, предмета на бумаге. Главное - передать его индивидуальность, подчеркнуть в нем важные для ребенка качества через цвет, свет, форму, ритм, художественные средства. Тем самым ребенок воплощает свой замысел, выражает свое собственное эмоциональное отношение к миру. Поэтому и рисунки получаются очень разными.

Приемы и методы, используемые на занятиях по изодеятельности.

1. Эмоциональный настрой.

Этот метод предполагает использование на уроках рисования музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей.

На занятиях музыка настраивает детей на единый лад: успокаивающе действует на возбужденных, мобилизует заторможенных, активизирует внимание гиперактивных детей. Музыка также может сопровождать сам процесс рисования на занятии.

         2. Художественное слово.

Сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа, дети активно откликаются на красоту поэтических строк. Стихи помогают осмыслить детям с ограниченными возможностями здоровья свои чувства, прежде чем они возьмутся за кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия.

На занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Занимательные сюжеты литературных произведений, нетрадиционные способы рисования - все это помогает развивать у детей эмоции и воображение.

Для детей с ограниченными возможностями здоровья используется метод творческой визуализации. Дети, удобно располагаясь, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети смогут воплотить в своих рисунках.

Также дети могут путешествовать в реальные места - в выставочный зал, совершать экскурсии по станице или в поле. Во время этих путешествий дети напрямую соприкасаются с миром искусства. Все - будь то природа, зал или улица - становится для ребенка учителем красоты, помогают преподавателю, будят чувства детей.

4. Пластика.

Дети с ограниченными возможностями здоровья обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда, кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребенок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, "запоминающие" положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И поэтому  очень важно при развитии ребенка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний.

Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец. Такие упражнения, как "Танец цветов", "Воздушный бал", "Веселый зоопарк", "Море", не только развивают пластику, они направлены на ощущение ребенком свободы, эмоциональное самовыражение.

5. Театр.

Элементы театра органично входят в занятия изодеятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов - все основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

Возможно использование элементов теневого театра, где изображение лишено подробностей, ребенок выделяет у своего героя только главное, характерное. Дети с ограниченными возможностями здоровья сами могут посредством линий, цвета, путем подбора художественных средств передать характер литературного героя - злой Бабы Яги или доблестного защитника Родины. Возможно применение театрального искусства через проирывание самим ребенком выбранного героя.

6. Игра.

Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребенка является игра. В.А. Сухомлинский писал: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире».

Игра - это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей с ограниченными возможностями здоровья. В игре легко направлять внимание ребенка на самые важные ориентиры - нравственные, эстетические.

На занятиях по изодеятельности используются игры:

- художественно-развивающие – «Злой и добрый волшебники», «Палитра», «Волшебные карточки», «Помоги цветам» и др.;

- дидактические – «Дорисуй сказку», «Собери пейзаж», «Времена года», «Найди лишнее»;

- графические – «Пантомимика», «Рисование по точкам», «Симметрия» и др.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мой мастер-класс "Организация проектной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках и во внеурочной работе по географии."

P { margin-bottom: 0.21cm; } Целью данной работы является обобщение собственного опыта применения проектной методики на уроках географии во внеурочной деятельности, выявление положительных резуль...

Развитие творческой деятельности учащихся имеющих ограниченные возможности здоровья на занятиях кружка «Естествознание».

Целью работы являлось – создание программы кружковой работы по направлению «естествознание», которая способствовала развитию творческой деятельности учащихся.Было доказано, что занятия в кружке по ест...

Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во внеурочное время».

·        Доклад на тему «Активизация познавательных интересов и творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках швейного дела и во ...

Организация художественно-творческой деятельности учащихся в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства.

Организация художественно-творческой деятельности учащихся в 5-7 классах на уроках изобразительного искусства.Автор: Дягилева С.А....

«Развитие творческих способностей детей с ограниченными возможностями здоровья на уроках изобразительного искусства»

Рекомендации учителям изобразительного искусства, учителям начальных классов и воспитателям продленного дня общеобразовательных учреждений.Введение ФГОС более остро обозначило проблему организации раб...

Развитие творческих способностей учащихся с ограниченными возможностями здоровья на уроках музыки и пения.

laquo;Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а, прежде всего воспитание человека».      В.А. Сухомлинский Наличие дефекта умственно-отсталых школьни...