Формирование коммуникативной компетенции как условие развития речевого общения на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

1

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon cheredovskie_chteniya.doc46 КБ
Office presentation icon prezentaciya_tehnologii.ppt194.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное учреждение образования

Москаленская средняя  общеобразовательная школа№3

Москаленского муниципального района Омской области

Формирование  коммуникативной компетенции  как условие развития речевого общения на уроках русского языка

Бектасова Г.Х.,

учитель русского

языка и литературы

Москаленской СОШ№3

   

                                 «Москаленки- 2008»

               

ОГЛАВЛЕНИЕ

Актуальность.

Научное обоснование педагогической технологии.

Описание собственной педагогической технологии.

Результативность технологии.

Литература.

Приложение.

Актуальность педагогической технологии

Формирование у школьников коммуникативной компетенции, культуры общения особенно актуально сегодня. "Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года" в качестве одного из факторов, приобретающих особую важность, называет коммуникативность и способность к сотрудничеству. Школа призвана развивать эти способности, чтобы школьники смогли реализовать себя в динамичных условиях, сумели адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. Сегодня одной из основных характеристик личности становится коммуникабельность, владение культурой речи, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.  

Уже мало быть хорошим специалистом, необходимо еще быть хорошим сотрудником. Это в первую очередь означает уметь работать в команде на общий результат, участвовать в принятии решении, уметь сделать понятным смысл своего высказывания для другого и понимать точку зрения своих партнеров. Современное общество требует выпускников, умеющих творчески мыслить, самостоятельно добывать знания, способных общаться, мыслить, принимать решения.

         Поэтому я считаю, что при определении задач работы по развитию речи на уроках русского языка необходимо учитывать требования жизни- «социальный заказ».

Основная цель моей технологии: содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации.

В связи с поставленной целью основными задачами моей технологии являются:

развитие и формирование коммуникативной способности, готовности  успешному позитивному общению

формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного стиля.

Научное обоснование педагогической технологии.

  Понятие коммуникативной компетенции рассматривается многими лингвистами. Так, Ю.Д. Апресян полагает, что «владеть языком значит: а) уметь выражать заданный смысл разными ( в идеале всеми возможными в данном языке) способами (способность к перефразированию); б) уметь извлекать смысл сказанного на данном языке, в частности – различать внешне сходные, но разные по смыслу высказывания и находить общий смысл у внешне различных высказываний; в) уметь отличать правильные в языковом отношении предложения от неправильных» (Апресян Ю.Д. Экспериментальное исследование русского глагола. М., 1967)

Введение понятия "компетенция" и ее типов соотносится с мировой теорией и практикой владения языком. Определение понятия "владение языком" принадлежит американскому ученому-лингвисту Н. М. Хомскому, который еще в 60-е годы ввел и понятие "компетенция".

Формирование коммуникативной компетенции возможно только на базе лингвистической и языковой компетенций.  

Описание собственной технологии

Коммуникативная компетенция - это не только способность понимания  чужих и порождение своих собственных высказываний, речевого поведения, адекватного целям, сферам, ситуациям общения, она включает в себя такие знания основных речеведческих понятий: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умение анализировать текст.  

        Владение основными речеведческими понятиями осуществляется при комплексном анализе текста.  Текст является одним из важнейших средств для создания на уроках русского языка речевой среды, направленной на развитие коммуникативной способности учащихся, на формирование "языковой личности".

Анализ контрольно-измерительных материалов (КИМов) для ЕГЭ показывает, что для успешного выполнения тестовых заданий, особенно в части В и С, необходимо учить старшеклассников работе с текстом (это касается не только уроков русского языка и литературы, но и других предметов); анализ демонстрационных версий   ЕГЭ показывает, что особое внимание следует уделить системной и целенаправленной работе по формированию ряда умений.

В настоящее время  в научно-методической литературе по проблемам обучения русскому языку преобладает точка зрения о необходимости формирования культуроведческой компетенции при изучении языка, поскольку язык один из основных признаков нации выражает национальную культуру,  а культура становится предметом изучения при обучении языку.

            Культуроведческий подход предполагает усвоение учащимися в процессе изучения языка жизненного опыта народа, его культуры (национальных традиций, религии, нравственно-эстетических ценностей, искусства) и духовно-эстетическое воздействие на мысли, чувства, поведение, поступки обучаемых. Такой поход предусматривает соединение языка и культуры в процессе формирования коммуникативной, культуроведческой компетенции обучаемых, обогащение их словарного запаса лексикой, словами с культурным компонентом, искусствоведческими терминами, развитие связной речи.

Однако понятие коммуникативной компетенции включает не только овладение необходимым набором языковедческих и речеведческих знаний. Это, прежде всего, реализация воспитательных задач по формированию социально активной, профессионально подготовленной личности, ориентирующейся в современном мире.  Коммуникативная компетенция здесь становится необходимой частью общекультурной компетенции, которая предполагает повышение общей гуманитарной культуры личности, формирование у неё высоких, творческих, мировоззренческих и поведенческих качеств, необходимых для включения её в разнообразные виды  деятельности.

              В плане коммуникативной компетенции это, прежде всего, знания учащимися этических, морально-нравственных норм, норм и правил речевого поведения и речевого этикета, социокультурных норм и стереотипов речевого поведения. Особенность коммуникативно-ориентированного преподавания русского языка заключается в практической речевой направленности, которая является не только целью, но и средством. Для формирования навыков общения необходимо в процессе обучения создавать условия речевого общения. Система работы должна вызывать необходимость общения и потребность в общении.

           В современной школе коммуникативный поход к преподаванию русского языка и литературы определил поиск новых методов и специальных технологий обучения. Одной из таких технологии является метод проектов, где учащийся занимает активную позицию проектировщика, а учитель – роль консультанта.      

Считаю, что во многом развитию компетенции способствует и внешкольная работа: поэтому со своими учениками стараюсь посещать кинотеатры, музеи, драмтеатр, цирк г.Омска, совершили поездку в Большеречье. Любая экскурсия предполагает большой объём информации, школьники учатся умению слушать, слышать, воспринимать и обрабатывать информацию: по приезду дети делятся впечатлениями в устной форме, пишут отзывы, путевые заметки. Поездки мотивируют учащихся на создание творческих и исследовательских проектов.

Результативность  моей технологии обеспечивается системой контроля и коррекции деятельности учащихся. Работая по данной технологии, я придерживаюсь принципа: не насаждать, а вдохновлять, побуждать ученика к самосовершенствованию, помочь ему найти путь к себе. Трудное сделать посильным, посильное - привычным,  привычное – красивым – такова логика моей педагогической деятельности, направленной на формирование полноценной языковой личности ученика.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании русского языка // Рус. язык в школе. - 1996. - № 1.
     2. Быстрова Е.А. Культуроведческий аспект преподавания русского языка в национальной школе // Рус. словесность. - 2001. - № 8.
     3. Величко Л.И. Работа над текстом на уроке русского языка. - М., 1983.
     4. Ипполитова Н.А. Текст в системе обучения русскому языку в школе: учебное пособие. - М., 1998.
     5. Лосева А.М. Как строится текст. - М., 1980.
      6. Русский язык. Культура устной и письменной речи. Учебники для 5-9 классов. - Москва, 1995, 1996, 1997, 1998, 1999.

     7. Введенская Л.А., Черкасова М.Н. Русский язык и культура речи
     8. Методика развития речи на уроках русского языка / Под ред Т.А.Ладыженской. - М., 1991.
        9. Мурина Л.А. Проблема формирования коммуникативной компетенции школьников // Рус. яз и лит. - 2001. - № 1. - С. 10-14.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование коммуникативной компетенции как условие развития культуры речевого общения учащихся на уроках русского языка Бектасова Г.Х., учитель русского языка и литературы Москаленской СОШ №3

Слайд 2

Актуальность темы «Социальный заказ» - выпускник, который должен воспринимать и передавать информацию, быть готовым к сотрудничеству, защищать свои убеждения и убеждать других, выступать с предложениями, советами, критикой.

Слайд 3

Цель: содействовать формированию толерантной, открытой для общения личности, способной к сотрудничеству, к межкультурному взаимодействию, владеющей важнейшим инструментом достижения социального и личного успеха в жизни – навыками успешной коммуникации. Задачи: развитие и формирование коммуникативной способности, готовности успешному позитивному общению формирование практических навыков успешного, эффективного речевого общения в важнейших жизненных ситуациях, выработка на основе этих умений и навыков собственного стиля.

Слайд 4

Коммуникативная компетенция включает в себя: Говорение Чтение Слушание Письмо Понимание информации Способность к внешкольной и внеклассной деятельности

Слайд 5

Языковая Лингвистическая Коммуникативная Культурологическая Компетенции

Слайд 6

Комплексный анализ текста Композиционно- содержательный Стилистический Типологический Лингвистический

Слайд 7

Культуроведческий подход Язык и культура Слова с культурным компонентом Искусствоведческие термины Развитие речи

Слайд 8

Учиться общению, общаясь Система ситуативных упражнений Речевые ситуаций ДИАЛОГ Ролевая игра Творческая работа

Слайд 9

Проектная деятельность Развитие познавательных навыков развитие самостоятельной деятельности Развитие исследовательских умений Развитие коммуникативных навыков

Слайд 10

Формы и методы работы Фронтальная Индивидуальная Парная (сильный - слабый) Групповая Частично-поисковый Исследовательский

Слайд 11

Формирование коммуникативной компетенции во внешкольной деятельности Походы Экскурсии Поездки

Слайд 12

Результативность Развитие устной речевой деятельности

Слайд 13

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Развитие письменной речевой деятельности

Слайд 14

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ Изложение с элементами сочинения

Слайд 15

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ В 2005 г. – ученица 11 класса Черкасова Евгения выступила на Всероссийской молодежной научно-практической конференции, посвященной 60-летию Победы со стихотворением «Жизнь и смерть», которое опубликовано в сборнике докладов «Молодежь –наследница Победы». 2005г. – Черкасова Евгения стала дипломантом научно-исследовательской конференции, выступив с темой «Новые существительные в современном литературном языке». 2006 год- Ильиных Ксения -1место в районном конкурсе «Красота спасет мир» в номинации «Проза» с сочинением « Сказки Андерсена на новый лад». 2007 год- Бакуменко Алексей- призер областного конкурса творческих работ «Российский воин бережет родной страны покой и славу». 2007 год- Андронова Елена, Тямова Анастасия –лауреаты районного конкурса творческих работ «Моя Родина» в номинации «Проза».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка

Статья о том, насколько важна работа с текстом на  уроках русского  языка и литературы...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Обобщение опыта работы.Возможности технологии развития критического мышления в активизации речевой деятельности на уроках русского языка и литературы

На современном этапе очень много причин для того, чтобы перейти на обучение по новым технологиям. Вот некоторые из них:желание развития творческого мышления,потребность в развитии письменной и у...

Развитие и совершенствование речевой культуры на уроках русского языка и литературы в системе ФГОС

Выступление на методическом объединении учителей русского языка и литературы...

«Формирование метапредметных компетенций обучающихся на основе развития видов речевой деятельности на уроках русского языка и литературы»

Новизна и теоретическая значимость методической разработки  состоят в том, что выявлены и теоретически обоснованы средства формирования метапредметных компетенций на основе развития видов речевой...

Развитие речевой культуры на уроках русского языка в игровой форме

Применение игровых элементов позволяет не только разнообразить урок, но способствует усвоению и закреплению изученного материала....