Главные вкладки

    Статья по теме:
    Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка

    Чанцева Татьяна Владимировна

    Статья о том, насколько важна работа с текстом на  уроках русского  языка и литературы

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл chanceva_t.v.sosh28_irkutsk_statya.docx24.1 КБ

    Предварительный просмотр:

    Текст как средство развития коммуникативно-речевой деятельности на уроках русского языка

    Автор статьи: Чанцева Татьяна Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ г. Иркутска СОШ №28.

             Повышение качества образования по русскому языку в современной школе является одной из актуальных проблем. Современная жизнь ставит перед учеником новые задачи: свободное владение языком, умение общаться с различными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе,  т.е. наличие  коммуникативно-речевой деятельности.

          Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.  

        Работая в школе, я обратила  внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития как устной, так и письменной  речи. Учащиеся не всегда могут свободно строить свои высказывания, делать  выводы или просто свободно  общаться друг с другом. За недостатком словарного запаса дети  заменяют  речь  мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затрудняются в создании самостоятельных, связных устных и письменных высказываний, допускают  большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок.

          Мы, учителя, выполняем социальный заказ в обществе - выпустить из школы языковую личность, способную анализировать любую информацию независимо от   его интеллектуального  уровня. Как решить проблему? Как сделать так, чтобы учащиеся создавали грамотное  речевое высказывание и применяли результаты интеллектуальной деятельности на практике?

                Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом  на  уроках русского языка как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст  это основа создания на   уроках русского языка развивающей речевой среды.

         Почти на каждом уроке мною используется текст, который под диктовку записывают учащиеся. В зависимости от цели урока и содержания текста проводится комментирование каждой фразы или анализ всего текста в целом.

          Задания могут быть самыми разнообразными: найти слова, употреблённые в переносном значении, определить падеж имён существительных, выделить грамматическую основу предложений и т. п

          Работу над ошибками провожу на каждом уроке русского языка.  Одно из условий успешной работы над ошибками - качественный дидактический материал. Он может включать и слова, и словосочетания, и предложения, и связные тексты.

          Одной из эффективных форм работы по повышению грамотности на завершающем этапе обучения русскому языку является консультация.

           Как правило, консультации провожу для неуспевающих. На консультациях они получают помощь в работе над домашними заданиями. Консультации носят в основном тематический характер.

      Первая часть консультации - короткий рассказ о тех вопросах, которым она посвящена, вторая часть - ответы на вопросы учащихся, помощь им в выполнении домашних заданий, третья - выполнение упражнений. Тем учащимся, которые усвоили данные орфограммы недостаточно прочно, предлагаю дополнительные  задания по той же теме, но на другом дидактическом материале. Этих учащихся я беру под особый контроль, проверяю  их работу в индивидуальном порядке. Использую при этом внутриклассную дифференциацию и  разноуровневые карточки.

             По окончании работы над темой на очередной консультации учащиеся пишут небольшой диктант, включающий отдельные слова, словосочетания, небольшие связные тексты. Мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании,  необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом. Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков,   моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, обязательно оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание  и умение включается в систему ранее изученного и усвоенного.

    Для реализации поставленной цели - формирование коммуникативной деятельности учащихся через работу с текстом я поставила перед собой следующие задачи:

     1) внедрение на уроках русского языка приёмов и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;

    2) подбор тематического текстового материала, разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа,  обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;

    3) вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одаренных в лингвистическом отношении  детей;

    Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.  Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:

    1. комплексная работа с текстом;
    2. лингвостилистический анализ текста;
    3. «самодиктанты»;
    4. сочинение-рассуждение;
    5. редактирование текста;
    6. различные виды диктантов;
    7. интеллектуально-лингвистические упражнения;
    8. работа с текстами-миниатюрами;
    9. составление синквейнов, кластеров к тексту;
    10. коммуникативные и игровые ситуации.

    В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом . Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции.

    Примерный план анализа текста:

    1. Выразительное чтение текста учителем или подготовленными детьми.

    2. Словарная работа.

    3. Тема текста.

    4. Идея текста.

    5. Тип текста.

    6. Стиль текста.

    7. Выразительные средства речи и их роль.

    На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты.

    Ребята должны непроизвольно запоминать  такие  тексты, уметь легко  их воспроизводить. Еще более активизируют коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные,  диктанты по аналогии, лексические диктанты). Применение диктантов учит мыслительной переработке материала.

    Особенно эффективны создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту, которые позволяют учащимся осмыслить всю полученную информацию.

    Средством развития речевых навыков на уроке являются  конкурсы  рассказов из личного опыта, сценки общения друзей.

    Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить свое высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.

    Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.

     Объяснить значение высказываний:

    1. Словом можно убить, словом можно спасти, словом можно полки за собой повести.

    2. Красную речь хорошо и слушать.

    3. Лишнее говорить - только делу вредить.

    4. Скажешь - не воротишь, напишешь - не сотрёшь, отрубишь - не приставишь.

    Используя дидактические игры на уроке, развиваю творческие способности.   Например:

    1. «Диктор». Прочитай  текст орфоэпически правильно.

    2. «Редактор». Отредактируй текст, исправь речевые недочёты и ошибки.

    3. «Перевертыши». Замени  в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

    4. «Фантазёр». Пофантазируй на тему.

    Ключевой  единицей курса  русского языка становится текст.  Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи.

    Литература:

    1.) Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. – М., 2001.
    2.)Ипполитова Н.А.  Текст в системе обучения русскому языку в школе. – М., 1998.
    3.) Леонтьев А.А.  Язык, речь, речевая деятельность. – М., 1981.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проект«Развитие коммуникативно-речевой компетенции обучающихся на уроках русского языка»

    “Язык – это инструмент, надо учиться языку,  надо расширять свой лексикон, учиться облекать свои впечатления в более совершенную, яркую, простую форму ”. М. Горький...

    Интеграция как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы. (Из опыта работы)

    Интеграция открывает огромные возможности перед преподавателями. Трудно представить современный урок без современных методов обучения. И это понятно, потому что роль новых технологий, всех...

    ИКТ как средство развития творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

    Выступление на регинальном семинаре в МГОГИ (г.Орехово-Зуево). Как создать кроссворд быстро и качественно? На этот вопрос вы найдете ответ в данной публикации....

    Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)

    Статья "Этимологическое комментирование как средство развитие познавательного интереса учащихся на уроках русского языка (при изучении слов с непроверяемыми и труднопроверяемыми орфограммами)" была по...

    Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности"

    Сообщение "Современные технологии как средство развития познавательной активности учащихся на уроках русского языка, литературы и внеурочной деятельности" можно использовать в публичном выступлении на...

    Информационно-коммуникационные технологии как средство развития познавательного интереса учащихся на уроках русского языка и литературы

    Информационно-коммуникационные технологии  как  средство развития  познавательного  интереса  учащихся на уроках  русского  языка  и литературы ...


     

    Комментарии