Главные вкладки

    Формирование коммуникативных компетенций у учащихся на уроках технологии через урок – игру.
    проект по технологии по теме

    Итоговая проектная  работа учителя

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    ЦПО САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ

    ИТОГОВАЯ РАБОТА

    По курсам повышения квалификации в рамках именного образовательного чека

    «КУЛЬТУРА РЕЧИ» (вариативный блок)

    Формирование коммуникативных компетенций у учащихся на уроках технологии через урок – игру.

                                                            Выполнила:

                                                                                       Моисеева Ольга Сергеевна

                                                                           учитель технологии

                                                                                       Султангуловского филиала

                                                                                     ГБОУ СОШ с. Рысайкино

    2014

    Содержание

    Актуальность ……………………………………………………………

    Цель  …………………………………………………………………….

    Задачи ……………………………………………………………………

    Приемы мотивации……………………………………………………..

    Основные принципы: целенаправленность и   систематичность работы

    Результатом работы над данной темой должны стать

    Культура речи как основа коммуникативной компетентности учителя технологии                                                                                                          Методы формирования коммуникативной компетенции на уроках технологии

    Интеграция образовательных областей

    Образовательная область «Технология»

    Итоговый урок – конкурс по кулинарии.

     

    3

    3

    3

    4

    4

    4

    5

    6

    7

    7

    8

    Формирование коммуникативных компетенций на уроках технологии через итоговый  урок – конкурс.

    Актуальность.    В условиях модернизации российского образования, направленной на повышение качества, доступности и эффективности образования и  определяющей в качестве одного из направлений формирование ключевых компетентностей учащихся, особо остро встает проблема реализации поставленных задач в школе. Особенно актуальной считаю проблему формирования речевой культуры учащихся, владения ими  ключевыми коммуникативными компетенциями. Ведь правильная и богатая речь – это не только показатель культурного уровня человека, но и индикатор его умственного развития. Владение коммуникативными компетенциями делает возможным   реализацию собственных талантов и способностей, саморазвитие и самосовершенствование личности.

          Содержание школьного курса определяется коммуникативными целями и задачами на всех этапах обучения: в начальной школе, на второй и третьей ступенях, где обучение уже направлено на развитие коммуникативной культуры школьников, позволяющей им быть равными в бытовой, культурной и учебно-профессиональной сферах.

    Коммуникативно-ориентированное обучение на уроках технологии означает формирование у школьников коммуникативной компетенции, разговорной, практической и мыслительной, когда ученик готов использовать технологию как орудие труда.

    Цель работы: повысить уровень владения учащимися коммуникативными компетенциями, используя комплекс эффективных технологий, методов и приёмов работы.

    Задачи:

    • проанализировать психологическую и методическую литературу по проблеме формирования коммуникативных умений и навыков;
    • изучить передовой педагогический опыт по изучаемой теме, отобрать приёмы и методы формирования и развития коммуникативных компетенций учащихся;
    • проверить на практике действенность отобранных  приёмов и методов, выбрать наиболее эффективные и приемлемые для учащихся нашей школы;
    • формировать мотивацию учащихся и такие личностные качества как толерантность, гуманизм, умение принимать решения и др.;
    • привлекать учащихся к участию в творческих конкурсах и исследовательской деятельности.

    Сформировать мотивацию (коммуникативную потребность) возможно, если:                                                                                                                     а) ребёнок ощутит, что, овладев тем или иным речевым умением, он расширяет свои возможности в общении и воздействии  на других людей;     б) поймёт, что овладение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире;                                                                                                                             в) почувствует радость творческого роста, самосовершенствования.

    Приемы мотивации:

    1. Использование девизов на уроке;
    2. Использование оригинальных высказываний на этапах урока;
    3. Ведение портфолио учеников;
    4. Ставка работ учащихся;
    5. Конкурсы и соревнования среди учащихся;
    6. Ситуация успеха.

    Основные принципы: целенаправленность и   систематичность работы

             Работа по развитию коммуникативных компетенций должна проходить постоянно в урочной и внеурочной деятельности. Необходимо использовать материал уроков и внеклассных мероприятий с целью формирования навыка общения и выражения мыслей. Применять  на уроках разнообразные методы и приёмы  формирования и развития потребности в общении и обмене информацией по заданной теме

    Результатом работы над данной темой должны стать:

    1. Повышение качества знаний учащихся по предмету.
    2. Более высокий по сравнению с началом работы уровень владения учащимися устной и письменной речью.
    3. Участие учеников в исследовательской деятельности и творческих конкурсах разного уровня.

    Культура речи как основа коммуникативной компетентности учителя технологии

          Основным средством воздействия педагога на учеников на уроках технологии  служит живая речь. С помощью слова учитель технологии управляет учебным процессом, руководит практическими действиями, передает ученикам  необходимые знания, прививает навыки правил техники безопасности во время работы на швейной машине, электрической плитке, утюгом и т.д. .                                                                                                      Под речевой культурой учителя технологии  можно понимать процесс сознательного отбора и использования тех языковых средств, которые помогают осуществлять речевое воздействие и являются необходимыми для каждой конкретной ситуации речевого общения.                                                      Речь учителя побуждает учащихся к действию.  Действенность слов зависит от многих факторов: от глубины знаний в области технологии, от интеллектуальности учителя, уверенности в своей педагогической компетентности, культуры и техники речи.                                                           В речи учителя технологии особенности педагогической речи приобретают некоторую специфику, которая связана с его деятельностью в рамках учебно-практического  занятия.

    1. Связь с рече-двигательной координацией, под которой понимают умение одновременно показывать и объяснять технологию приготовления блюд, выполнения швов, не нарушая ни качества его исполнения, ни плавности и выразительности речи.
    2. Побуждение к действию. При этом действенность слов учителя  зависит от многих факторов: от глубины знаний в области теории предмета технологии, педагогики, от его начитанности, интеллектуальности, высокой культуры речи и общей культуры.
    3. Лаконичность речи учителя на уроке технологии  связана с дефицитом времени, которое отводится на объяснение, т.к. большую часть времени на уроке занимает практическая  деятельность. Речь учителя должна быть лаконичной и чёткой..
    4. Важность наличия четкости в речи учителя технологии обусловлена и акустическими особенностями помещений, в которых проводятся учебно-практические  занятия (кабинет для шитья, столовая).
    5. Доступность речи учителя, прежде всего, проявляется в использовании терминов, которые понятны и легко воспринимаются учащимися того или другого класса.
    6. Активное использование невербальных средств обусловлено тесной связью речи учителя технологии с двигательной деятельностью. Жесты используются и при приготовлении блюд. Невербальными средствами являются и особенности голоса, мимика.                                               Специфика педагогической профессии требует от учителя обязательного владения правильной русской речью, нормами литературного произношения. Человек в жизни может иметь тусклый, незвучный, ограниченный в своём диапазоне голос. Профессиональная деятельность педагога требует от него поставленного голоса. Голос учителя должен быть гибким, подвижным, звучным, полётным.

    МЕТОДЫ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ

    Методы, ориентированные на устную коммуникацию:

    -все формы учебного диалога;

     -доклады и сообщения;

    -ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Говорящего и Слушающего, Задающего вопросы и Отвечающего;

    - учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения опросов, бесед, интервью у разных категорий людей;

    - обсуждения, дискуссии, диспуты;

     - упражнения психологического тренинга общения, в том числе в конфликтогенных и конфликтных ситуациях;

    - выступление на защитах учебных исследовательских работ, подготовленных товарищами, в качестве оппонентов;

     - выступление в качестве ведущих на мероприятиях, вечеров и т.д.;

    Методы, ориентированные на письменную коммуникацию:

    • ролевые и деловые игры, предполагающие, в самом общем виде, роли Пишущего и Читающего;
    • учебные исследования и учебные проекты, требующие проведения анкетирования или письменного интервью с предварительной подготовкой вопросов (опросников);
    • проекты, предполагающие составление текстов для размещения на Интернет-форумах или отправки по электронной почте, а также получение и чтение соответствующих сообщений;
    • подготовка заметок и статей в СМИ с учетом аудитории;
    • рецензирование учебных исследовательских работ, подготовленных одноклассниками.          

            На уроках технологии большое внимание уделяется формированию коммуникативной компетенции. При исправлении недостатков речевого развития выделяют четыре направления:

     - воспитание звуковой культуры речи;

     - уточнение словарного запаса речи;

     - выявление уровня сформированности фразовой речи;

     - совершенствование речевого общения.

     Интеграция образовательных областей

    1. Личностные УУД:

    2. Познавательные УУД:

    3. Коммуникативные УУД:

    4.Регулятивные УУД:

    Образовательная область «Технология» 

     Коммуникативные УУД:

    - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

    - постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

    - разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

    - умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

    - формирование умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;

    - формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю, спрашиваю);

    - формирование невербальных способов коммуникации – посредством кон-такта глаз, мимики, жестов, позы, интонации и т.п.);

    - формирование умения работать в парах и малых группах;

    - формирование опосредованной коммуникации (использование знаков и символов).

    В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

    - учитывать позицию собеседника (партнера);

    - организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

    - адекватно передавать информацию;

    - отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

    Тема урока. ИТОГОВЫЙ УРОК-Конкурс   ПО КУЛИНАРИИ.  6 класс


    Цель:
     - выявить уровень знаний и умений по блоку «Кулинария» в 6 классе;
     - способствовать обобщению и систематизации знаний и умений учащихся по технологии обработки пищевых продуктов;

    - способствовать развитию памяти, внимания, устной и письменной речи; творческого мышления (умение логически мыслить при решении ситуационных задач);
    - способствовать получению учащимися личного опыта применения полученных знаний для решения жизненных задач;
    - Привитие навыков работы в группе.

    Оборудование:
     Презентация. Подготовить листы бумаги и карандаши  для каждой команды.      
    Столы в классе необходимо поставить для команд  так, чтобы ученицы могли совещаться  между собой, делать записи и видеть экран интерактивной доски.  


    Ход урока:

    1. Организационный момент. Разделить класс на команды можно различными способами, предлагаю свой. Деление на две команды проходит через игру «Кого выберешь ты?»:
          Первую ученицу приглашает к себе учитель и просит ее выбрать кого-нибудь из класса фразой «Кого ты выбираешь?»,  вновь выбранная встает по другую руку учителя и выбирает следующую, которая, в свою очередь делает свой выбор, но становиться к первой ученице. Каждая из девочек встает со стороны, противоположной той,  откуда ее пригласили.
    Так формируются две команды. Они садятся за столы и придумывают веселое кулинарное название, выбирают капитана.
    После небольшого вводного инструктажа конкурс начинается!
      Сегодня мы проводим урок в виде викторины. Наша цель - повторить знания и умения, полученные на уроках кулинарии.
     Команды должны не соревноваться между собой, а набрать как можно больше баллов.
      Наибольшее количество  баллов, которое может набрать команда  - 45.  Каждая ошибка отбирает один балл.

    Представление
     команд друг другу. (Название команды и капитана)
    2.
     Конкурс «Словесный футбол» Назовите слова, касающиеся посуды  и кухонных приспособлений.   Команды, по очереди, как бы «отфутболивая»,  дают ответ, называя по одному слову: названия кухонных принадлежностей, посуды, столовых приборов и т.п. Ответы не должны повторятся.  Какая команда  назовет последней слово, у той и победа, она  получает 2 очка, а проигравшая -1 очко.
    3. Конкурс капитанов. «Убери лишнее» Необходимо выбрать из   предложенного набора слов лишнее, записать его на лист.            
                         ПОЛТАВКА  АРТЕК  
    ЯДРИЦА ГЕРКУЛЕС
                         ЯЙЦО ТВОРОГ МУКА СОЛЬ САХАР
    МОЛОКО МАСЛО
                         ЛАПША ВЕРМИШЕЛЬ
    СОЛОМКА МАКАРОН  
                          ДУРШЛАГ ЛОЖКА ТЕРКА  СЫРОРЕЗКА
                         КАСТРЮЛЯ ЧАЙНИК
    ТАРЕЛКА СКОВОРОДА
       Проверка правильных ответов происходит путем взаимопроверки команд.    
      Каждый правильный ответ – 1 балл (наибольшее количество баллов-5).

                4.
     Конкурс « Грамотная хозяйка»  Необходимо вставить в слова гласные  
                 буквы. Пишет на листе один член команды,  контролирует вся команда

    М-К-Р-Н-

    П-ЛТ-ВК-

    -ДР-Ц-

    Г-РК-Л-С

    П-РЛ-ВК-

    ПР-Д-Л

    -ВС-НК-

    М-РК-ВЬ

    С-РН-К-

    ТВ-Р-Г

     Наибольший балл -10.
    Снова у команд идет  взаимопроверка.              
    Правильный ответ:    МАКАРОНЫ, ПОЛТАВКА, ЯДРИЦА, ГЕРКУЛЕС, ПЕРЛОВКА, ПРОДЕЛ, ОВСЯНКА, МОРКОВЬ, СЫРНИКИ, ТВОРОГ.
    4. Конкурс «Согласны ли вы?»  Графический диктант.

    Если команда согласна с предложенным утверждением,
    то на листе бумаги ставит такой знак            если не согласны  такой

    -  Молоко нужно кипятить только в эмалированной  кастрюле.

    -  Макароны солят после закипания воды.

    - Крупу для каш засыпают в кипящую жидкость.

    - Первичная обработка макарон очень проста: их перебирают и  
      промывают.

    - Перед приготовлением сырников творог  протирают или  пропускают  
     через мясорубку.

    - После закипания молока  крупу в каше не помешивают.

    - Каши бывают вязкие, рассыпчатые и жидкие.

    - Макароны содержат много питательных веществ.

    - В молочную кашу, соль и сахар добавляют за 15 минут до готовности.

     
    Ответ:        

    Команды делают  взаимопроверку. Наибольшее количество баллов – 9

                   5. Конкурс « Юный технолог»
              Каждая команда выбирает номер или цвет карточки, где потом высвечиваются задания, и   рассказывают, как готовится доставшееся им блюдо.

    1. Приготовление макаронной запеканки.

    2. Приготовление крупяных котлет.

    3. Приготовление вегетарианского плова.

          Подготовившись несколько минут, команды рассказывают, как приготовить                
      блюдо, если есть дополнения у  другой команды, то она может получить  дополнительные очки.    Наибольший балл -3

    1

    а.

    2

    б, д

    3

    в.

    4

    ж, з

    5

    г, е

    6

    и.

           6. Конкурс «Расставьте все по своим местам»
                               
    Найдите  соответствие круп злакам:                                 правильный ответ                                  

    1.ПШЕНИЦА                          а.  МАНКА

    2.ОВЕС                                     б.  ГЕРКУЛЕС

    3.ПРОСО                                  в.  ПШЕНО

    4.ГРЕЧИХА                             г.  ПЕРЛОВКА
    5.ЯЧМЕНЬ                               е.  ЯЧНЕВАЯ
    6.РИС                                        ж.  ПРОДЕЛ
                                                       з.  ЯДРИЦА
                                                       и. РИСОВАЯ
                                                       д.  ТОЛОКНО                                        

     Ответ - взаимопроверка

    Наибольший балл -9

    7. Конкурс «Угадай блюдо». По набору продуктов угадать блюдо

    1. Макароны, соль, сыр, яйцо.

    2.  Молоко, рис, соль, сахар, масло.

    3. Рис, морковь, лук, масло, соль.

    4. Геркулес, яйцо, масло, бульонный кубик, мука.

    Наибольший балл- 4

    Правильный ответ  1.Макаронная запеканка

                                      2.Молочная каша


                                 3.Плов вегетарианский

                                 4.Котлеты крупяные

    1. Конкурс «Знатоки этикета».  Какие правила этикета нарушены?  Как правильно себя вести?  .   Наибольший балл – 6

    9. Конкурс «Нарисуйте плакат по сан. гигиене  или Т.Б.»
    Этот конкурс предлагается командам, если они выполняли задания быстро и у Вас осталось время до конца урока.

    Итог урока.
    1.
     Подсчитывается количество баллов для каждой команды.
    Наибольшее количество  баллов, которое может набрать команда  - 45
    2. Выставляются оценки.

    Если команда набрала до 20 баллов им, увы, ставиться  «3»
    Если команда набрала от 21 балла  до 35  - ставиться  «4»

    Если команда набрала от 36 баллов  до 45, то  получает отметку «5»
    3. Рефлексия.  

    Заключение.

    Перед учителем стоит серьезная задача он обязан за чередой тревог и волнений разглядеть личность будущего человека, которого он создает, прежде всего, при помощи нашего языка. Язык учителя должен быть для учащихся эталоном. С помощью этого сильнейшего оружия и точнейшего инструмента учитель развивает историческую память народа, приобщает к богатствам многонациональной культуры тех, для кого эта культура воспринимается, прежде всего, через воздействующее слово.

         Мы выяснили, что основным действием, с помощью которого осваивается раздел «Кулинария», является процесс общения, речевая коммуникация, так как в процессе коммуникации происходит не только обмен мыслями и чувствами, но и освоение материала, придания ему обобщенного характера, что позволит избежать ошибок. Следовательно, готовить учащегося к участию в процессе общения нужно в условиях общения, созданных в классе. А для того чтоб подготовить учащегося к общению, необходимо соблюдать характеристики.

    Библиография.

    1. Быстрова Е.А. Коммуникативная методика в преподавании// Русский язык в школе, 2001

    2. Жуков Ю.М., Петровская Л.А., Растянников П.В. Диагностика и развитие компетентности в общении. - Киров, 2001

    3. Леонтьев А.А. Теория речевой деятельности. – М:, «Высшая школа»,2003

    4. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов. / Под ред. Н.Ю.Шевцовой. - М:, Рус. яз.,2005.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Проблемное обучение как средство формирования коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка.

    Данная работа представляет собой презентацию, в которой изложены основные положения технологии проблемного обучения с позиции  формирования коммуникативной компетенции....

    Презентанция "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка"

    Выступление на педагогическом совете от 22 апреля 2014 годаГолубева Юлия Петровна.Мое выступление посвящено   формированию коммуникативнойкомпетенции  у учащихся на уроках английского я...

    Учебно-методическое пособие для учителей русского языка "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся 5--9 классов на уроках русского языка"

    Цель данной работы – систематизировать работу по формированию коммуникативной компетенции у обучающихся 5-9 классов, показать пути решения конкретных вопросов методики развития речи....

    Опытно – методическая разработка по теме «Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»

    Опытно – методическая разработка по теме«Формирование коммуникативной компетенции у учащихся младшего и среднего школьного возраста»...

    Формирование коммуникативной компетенции и развитие речевого мышления школьников через анализ художественного текста

    Рассматриваются методы  анализа литературного произведения на уроках литературы...

    Формирование коммуникативной компетентности у учащихся с повышенной мотивацией через создание креативной среды на уроках английского языка (гимназические классы).

    Статья: Формирование коммуникативной компетентности у учащихся с повышенной мотивацией через создание креативной среды на уроках английского языка (гимназические классы)....