Статья "Формирование коммуникативной компетенции у учащихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС"
статья по английскому языку на тему

Минивалеева Фарида Адгамовна

Мой теорртический опыт

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_minivaleevoy_f._a.docx42.16 КБ

Предварительный просмотр:

                                              Статья на тему:

ФОРМИРОВАНИЕ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Подготовил: учитель английского языка МБОУ «гимназия № 152» г. Казань  

Минивалеева Фарида Адгамовна

В третьем тысячелетии существенно изменился социокультурный компонент изучения иностранных языков в России. Значительно возросли их образовательная и самообразовательная функции в школе, что повлекло за собой усиление мотивации в изучении языков международного общения. Приоритетную значимость приобрело обучение языку как средству общения и приобщения к духовному наследию изучаемых стран и народов. Стал особенно актуальным интегративный подход к обучению родному и иностранному языкам в школе, особенно в области развития культуры речи. Языковая культура является неотъемлемой частью культуры человека в целом. Спецификой иностранного языка как учебного предмета является его ярко выраженный межпредметный характер.

Основными целями обучения иностранного языка в школе являются:

  1. формирование и развитие коммуникативной культуры школьников;
  2. социокультурное развитие учащихся (изучение родного языка и родной культуры, иностранного языка и культур других стран, развитие у школьников представлять свою страну и культуру в условиях иноязычного культурного общения);
  3. формирование у школьников уважения к другим народам, готовности к деловому сотрудничеству, совместному решению общечеловеческих проблем;
  4. развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся в процессе изучения языков и культур.

В современных условиях реализации ФГОС (Федерального государственного образовательного стандарта) большое значение приобретает овладение учебными действиями при изучении иностранного языка, формирование учебно-исследовательских умений, включение обучающихся в проектную и исследовательскую деятельность, что обуславливает развитие познавательных исследовательских универсальных учебных действий (умения ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи). Овладение учебной деятельностью включает в себя обучение самостоятельному определению учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий; инициативу в  организации учебного сотрудничества. Таким образом, учебная деятельность приобретает черты деятельности по саморазвитию и самообразованию.

Содержание обучения иностранного языка в средней школе реализует его основные цели, направленные на развитие у школьников культуры общения в процессе формирования всех компонентов иноязычной коммуникативной компетенции.

Важным компонентом коммуникативной компетенции является лингвистическая компетенция, представляющая собой готовность использовать «ИЯ» как орудие речемыслительной деятельности.

Существенным компонентом коммуникативной компетенции является прагматическая компетенция, представляющая собой готовность передавать коммуникативное содержание (message) в ситуации общения. Данная способность зависит от того, насколько учащиеся владеют коммуникативной стратегией высказывания. Коммуникативная стратегия включает следующие моменты:

  1. удержание собеседника (внимание собеседника): зрительный контакт;
  2. обеспечение полного понимания себя собеседником за счет сигналов типа “все понятно?”;
  3. обеспечение полного понимания собеседника за счет сигналов типа “я правильно понял?”;
  4. решение проблемы нехватки слов за счет перефразирования, буквального перевода с родного языка, обращение за помощью (What do you call it?), мимики;
  5. решение проблемы недостаточной грамматики за счет упрощения или замены конструкции, копирования грамматики родного языка, поэлементного построения фразы, игнорирование ошибки;
  6. самоисправления в случае оговорок (Seven? Did I say seven? Eight!);
  7. поддержание разговора за счет изменения темы общения.

Необходимым компонентом коммуникативной компетенции является когнитивная компетенция, представляющая собой готовность коммуникативно-мыслительной деятельности. Речемыслительная деятельность учащихся во многом связана с пониманием текста. Этот процесс включает следующие стадии:

- идентификацию содержания текста (выявление сущности содержания,

критическое восприятие, различие главного и второстепенного);

- осмысление содержания текста;

- преобразование содержания текста (реорганизацию и отбор необходимого материала).

Значимым компонентом коммуникативной компетенции является информативная компетенция, т.е. владение содержательным предметом общения. Формируя информативную компетенцию, мы, тем самым, формируем у учащихся:

- информационные “фреймы” (frames), т.е. набор необходимых понятий, описывающих ту или иную ситуацию;

- сложившиеся знания, т.е. информацию из прошлого опыта в виде знаний и структур поведения;

- языковую картину мира (language representation of the world) в ее иноязычной форме;

- фоновые знания (background knowledge), т.е. информацию, важную для понимания конкретной ситуации общения;

- общий кругозор (general knowledge), т.е. знание имен и названий, дат и событий, наличие биографических, исторических, политических и других знаний.  Данная информация является важным компонентом общения.

Коммуникативная компетенция формируется во всех видах речевой деятельности: слушании и говорении, чтении и письме, что обеспечивает их реализацию (рисунок):

На рисунке показано, что коммуникативная компетенция с необходимостью присутствует во всех видах речевой деятельности, обеспечивая восприятие речевых произведений и их порождение в условиях устного или письменного взаимодействия участников  общения.

В своей работе я стараюсь применять  приемы обучения, которые способствуют поддержанию интереса учащихся к иностранному языку, помогают вовлечь в иноязычную речевую деятельность всех школьников, повышают эффективность урока. Современные учебники  по английскому языку М. В. Вербицкой FORWARD полностью  соответствуют требованиям ФГОС. Они нацелены на подготовку учащихся к сдаче итоговой аттестации в 9 и 11 классах. Выбор учебников обусловлен пониманием того, что за последние двадцать лет произошли большие изменения в технологиях, архитектуре, способах проводить время, в отношении к проблемам экологии у подрастающего поколения. Учебники помогают строить мне процесс обучения так, что учащиеся проходят путь от роли пассивного наблюдателя за происходящим в мире до осознания собственной значимости в решении глобальных проблем.

Считаю, что УМК FORWARD, по которым я работаю, полностью отвечают требованиям программы по иностранным языкам, как в области формирования языковых навыков, так и области речевых умений. Процесс освоения языковой структуры английского языка происходит в типичных ситуациях общения. Материал для чтения носит информационно-познавательный характер, что, без сомнения, способствует развитию у учащихся социокультурной компетенции. Формирование коммуникативной компетенции у учащихся, использующих в обучении современные учебники, соответствующие ФГОС, реализуется через все виды речевой деятельности (говорение, аудирование, чтение, письмо) при одновременном формировании социокультурной компетенции.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

Новые подходы в обучении комммуникативной компетенции на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Данный материал представляет собой опыт работы учителя в новых условиях, учитель делится своим опытом работы , предлагает методы и технологии по данному вопросу, дает характеристику приемам использова...

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС....

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС

Формирование лингвистической компетенции у младших школьников на уроках английского языка в условиях ФГОС...

«Новые подходы к организации коммуникативного развития обучающихся на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС ОО

Материал отражает современные подходы преподавания ИЯ, основанные на опыте работы учителя....

«Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС»

Индивидуальный план самообразования учителя английского языка «Формирование коммуникативных компетенций на уроках английского языка в условиях реализации ФГОС» Бирюковой К.В...