Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс) на тему

Тарасова Марина Вячеславовна

Урок-исследование, посвященный изучению сложноподчиненных предложений с придаточными обстятельственными.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok-tarasova_2.docx11.docx25.33 КБ

Предварительный просмотр:

Интегрированный урок русского языка с элементами литературы, посвященный 200-летию со дня рождения М. Ю. Лермонтова и 175-летию романа «Герой нашего времени» в 9 классе по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными».

Учитель Тарасова М. В.

Цели урока:

 - систематизация знаний, полученных на предыдущих уроках по теме «Сложноподчинённое предложение»;

- формирование знаний о типах придаточных  обстоятельственных в СПП, формирование умений определять типы придаточных СПП с опорой на текст романа Лермонтова «Герой нашего времени»;

- развитие пунктуационных навыков;

-развитие творческих способностей (лингвистической речи, мышления, умения конструировать текст, интерпретировать его, анализировать изобразительно-выразительные средства).

Ход урока.

  1. Оргмомент.

Самостоятельная формулировка учащимися темы урока с опорой на эпиграф.

Та..лант Лермонтова пор..жа..т (не)вольно уди..влением всякого, так как его п..эзия – это в..ликая мощ(ь), н..полне(нн,н)ая силой отр..цания.

                В. Г. Белинский

Учитель: 

-Итак, глядя на эпиграф, скажите о ком и о чем сегодня пойдет речь на уроке?

Запись темы занятия, формулировка целей.

  1. Актуализация знаний.
  1. Глядя на тему урока, учащиеся выделяют ключевые понятия (сложное предложение, средства связи, пунктуация)  предстоящего разговора и проводят по рядам парную беседу по повторению изученного материала.Параллельно с беседой на доске составляется опорная схема-кластер, отражающая изученный материал.

2) Работа со слайдами презентации с помощью сигнальных карточек (определение видов предложений, взятых из романа Лермонтова, с подробным объяснением, выделением грамматических основ и поиском средств связи).

  1. Практическая работа.

Работа с эпиграфом – подготовка к ОГЭ (у доски уч-ся обрабатывают предложение синтаксически, орфографически, пунктуационно, выписывают с/с с указанием типа связи в них).

  1. Физкультразминка.

  1. Введение новой темы.

- Итак, глядя на представленное предложение, найдите в нем обстоятельство и укажите его вид.

-Вспомните, какие виды обстоятелств нам уже известны? Как вы определяете их вид? (По вопросу, союзам, союзным словам)

Виды обстоятельств

Вопросы

Примеры

Места

где? куда? откуда? докуда?

появились вдали  
проводил до станции

Времени

когда? с каких пор? до каких пор?

приехали накануне  
остался до утра

Причины

почему? отчего?

задержался из-за непогоды

Цели

зачем? для чего?

сделать назло

Образа действия

как? каким образом?

приплыли быстро

Меры

сколько раз? как много? как долго?

звонил дважды

Степени

в какой мере? в какой степени?

весьма удивлен

Условия

при каком условии?

при желании научитесь

Уступки

вопреки чему?

вопреки желанию не успел

-Итак, точно также определяются и виды придаточных обстоятельственных предложений.

Обращение к слайдам презентации и схемам учебника.

Вывод:

  • Значение придаточных в сложноподчиненных предложениях можно определить по вопросу, по союзу, союзному слову или по синтаксической роли указательных слов.
  •  Знание сложноподчиненных предложений помогает строить выразительные и объемные предложения!

  1. Закрепление темы.

Закрепление темы идет в групповой работе (уч-ся разбиваются на 3 группы, каждая из них ищет в романе Лермонтова  CПП с указанными типами придаточных обстоятельственных, выписывает, указывает его тип, составляет схему, анализирует тропы, указывает их роль в поэтическом тексте). Затем капитаны команд представляют итоговый продукт у доски.  

  1. Творческая работа.

Учитель: 

-Из шести простых предложений (работа по 3 рядам) вам нужно составить три CПП с различными типами придаточных обстоятельственных, расставить знаки препинания между частями сложного предложения. Кроме того, вы должны будете раскрыть скобки и определить, сколько Н и НН пишется в словах.

Судьба Лермонтова и его творчество тесно взаимосвяза(н,нн)ы. Это наложило отпечаток и на образ его лирического героя.

Лирический герой боли позднего периода творчества Лермонтова романтик. Потому в нем живёт «желание блаженства», образ небесно – земного, соверше(н,нн)ого мира населё(н,нн)ого «чистейшими, лучшими существами».

Лирический герой последнего периода творчества Лермонтова сохранил за собой личную предысторию, груз прошлого. Это даёт ему право судить о болезнях века изнутри, из собстве(н,нн)ого катастрофического опыта.

  1. Рефлексия.

(на слайде презентации нужно будет закончить предложения)

  • Сегодня на уроке я узнала…
  • Самым интересным для меня было…
  • Для себя я возьму…
  • М.Ю.Лермонтов стал для меня…
  • Меня удивило(и)…
  • Сегодня я задумалась (лся)о…
  • Сегодня я открыл(а) в себе…
  1. Итог урока.

Учитель: - Ювелирное мастерство стихосложения Лермонтову помогало шлифовать и использование СПП. С помощью них поэт умело  передавал грандиозность своих замыслов и внутренний мир   лирического героя.

Как писал известный русский литературовед И. Розанов: «В основе творчества Лермонтова лежит столкновение страстных стремлений лучших людей эпохи к жизни и борьбе с горьким осознанием невозможности их осуществления. Отсюда трагизм его произведений: мотивы тоски, одиночества, грусти, но, с другой стороны, – дерзкой вызов современности, стремление высказать едкие истины».

Эту противоречивость, раздвоенность мыслей и чувств невозможно выразить, не используя сложные предложения, в частности сложноподчинённые.

10. Домашнее задание.

Выписать из текста  романа «Герой нашего времени» по одному примеру на каждый вид придаточных обстоятельственных (9 предложений).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интегрированный урок русского языка, истории и литературы в 10 классе «Роль личности в истории. Содержательно-языковой анализ исходного текста. Формирование банка аргументов на литературном и историческом материале».

Целью урока является обучение содержательно-языковому анализу текста, формирование у учащихся понятия значимости роли личности в историческом процессе, систематизация материала об исторических личност...

Презентация к уроку в 11 классе по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение"

Презентация к уроку по теме "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными и определительными. Повторение" позволит закрепить знания учащихся по данной теме, а также подготовиться к сда...

Проверочная работа в 9 классе по теме: Сложноподчиненные предложения. Виды придаточных предложений.

проверочная работа по теме: "СПП. Виды придаточных предложений". Данный материал поможет проверить знания обучающихся по данной теме....

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

Конспект урока для 9 класса по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными"

         Дата проведения урока  6  декабря 2012 года. Цели занятия, его план были открыты обучающимся, конкретны и побудительны для них. Замысел занятия реали...

Урок в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными места"

Развернутый конспект урока по русскому языку в 9 классе...

Открытый урок в 9 классе по теме: «Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени»

Цель: показать особенности СПП с придаточными времени; совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки.Задачи урока: познакомить с придаточными предложениями времени; учить определять данные ...