Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Цели урока:

1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составления схемы предложения.
2. Развивающая цель: работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
3. Воспитательная цель: способствовать воспитанию уверенности в себе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»

Цели урока:

1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения и производить их синонимическую замену, различать способы связи придаточных определительных с главным предложением; формирование навыков постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении (СПП), составления схемы предложения.
2. Развивающая цель:
работа над правильным употреблением в речи данного вида предложений, совершенствование пунктуационных навыков в простом и сложном предложениях; развитие грамотности, внимания, памяти, логического мышления, мыслительных процессов; активизация познавательной деятельности обучающихся.
3. Воспитательная цель:
способствовать воспитанию уверенности в себе.

Оборудование:

учебник под редакцией Е.А.Быстровой «Русский язык.9 класс», мультимедий-ный проектор.

Тип урока:

урок изучения нового материала

Структура урока

I.Организационный момент

Добрый день! Как всегда, я рада вас видеть!

Ребята, каждый урок обогащает вас интеллектуально, планомерно приближает вас к достижению главной цели - успешной сдаче ОГЭ, но гораздо важнее, чтобы он оставлял след в вашей душе.

Сегодня мы продолжаем изучение большой и сложной темы «Сложноподчинённые предложения». На предыдущих уроках вы узнали О ЧЕМ? о строении сложноподчиненных предложений, средствах связи между их частями, о роли указательных слов и месте придаточного предложения в них, о видах  сложноподчиненных предложений по значению.

Открыли тетради, записали сегодняшнее число.

1.Но прежде мне хотелось бы прочитать вам одну восточную притчу. (Притча)

2. Притча "Всё в твоих руках" раскрывает очень глубокий смысл. От каждого человека зависит жизнь не только маленькой бабочки, а также своя судьба и положение дел во вселенной.

II. Актуализация знаний.

3.Проведем лингвистическую разминку и выполним несколько заданий.(Ученики выполняют задания)

III. Объяснение нового материала.

3.Обратим внимание на предложение 12.

Какое это предложение по составу? Найдите основы. На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

4.Какой второстепенный член отвечает на вопрос какой? (определение)

5.Как же называются придаточные, отвечающие на вопрос какой? (Определительные)

Предметом нашего изучения сегодня будут СПП предложения с придаточными определительными. Это один из видов СПП предложений.

6.Запишите тему нашего урока: СПП с придаточными определительными.

7.Обозначим цели:

     1.Знать признаки… (СПП с придаточным определительным)

     2.уметь находить …(СПП с придаточным определительным в тексте)

     3.расставлять…( знаки препинания в СПП)

     4.производить …(синонимическую замену там, где это необходимо и   возможно)

     5.составлять …(схему СПП с придаточным определительным)

8.Чтобы достичь обозначенные нами цели, мы будем исследовать, комментировать наши действия.

9.Запишите эти словарные слова:

ИсслЕдовать, комментИровать, комментАтор

Словарная работа. Обратимся к словарю:

ИССЛЕДОВАТЬ, -дую, -дуешь; -анный; сов. и несов., кого-что. 1. Подвергнуть (-гать) научному изучению. И. законы природы. 2. Осмотреть (осматривать) для выяснения, изучения чего-н. И. больного. || сущ. исследование, -я, ср.

КОММЕНТИРОВАТЬ, -рую, -руешь; -анный; сов. и несов., что. Дать (давать) комментарии, пояснения к чему-н. К. текст. К. события. К. матч. || сов. также прокомментировать, -рую, -руешь; -анный.

КОММЕНТАТОР, -а, м. 1. Автор комментария. К. текста. 2. Человек, к-рый комментирует что-н. Спортивный к. || ж. комментаторша, -и (ко 2 знач.; разг.). || прил. комментаторский, -ая, -ое.

Для этого поделимся на группы.

(ребята рассаживаются по группам)

10. Работа в группах

Задание для 1- группы.

Сравнить предложения:

     1. Я старался отогнать тревожные мысли.

  1. Мысли, тревожившие меня, не давали покоя.
  2. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.

- Чем являются в предложениях выделенные слова?

- По составу это какие предложения? Докажите.

-В сложном предложении назовите главную и придаточную части.

-Укажите средство связи частей.

-Определите с помощью вопроса, к чему относится придаточная часть (к одному слову или ко всей главной части).

-Объясните постановку знаков препинания.

-Постройте схему предложения.

ВЫВОД:

1. Придаточное определительное раскрывает признак существительного в главной части и отвечает на вопросы какой? чей? который?

2. СПП с придаточным определительным  и предложение с причастным оборотом - синтаксические синонимы.

3. Придаточное определительное всегда стоит после определяемого слова и присоединяется к нему только союзными словами: который, чей, какой, где, что, куда и др.

Схема:  [….], (который…).

11.Вопрос к 1-й группе:

- Вы сказали, что придаточное определительное и предложение с причастным оборотом являются синтаксическими синонимами. А как вы думаете, стилистически они различаются? В каком стиле речи они употребляются?

- Причастный оборот чаще всего употребляется в книжной речи, придаточные определительные предложения в разговорной.

Известно, что И.С. Тургенев практически не употреблял придаточные предложения с союзным словом который, избегал их.

А.С.Пушкин писал: «…Мы не говорим: карета, скачущая по мосту; слуга, метущий комнату; мы говорим: которая скачет, который метёт…»

Задание для 2- группы

Сравнить предложения:

  1. Я старался отогнать мысли, которые тревожили меня.
  2. Я старался отогнать те мысли, смысл которых всё больше тревожил меня.
  3. Мысли, которые тревожили меня, я старался отогнать.

-Обратите внимание на место союзного слова в придаточной части.

-В чем согласуется союзное слово который (какой, чей) с определяемым словом в ед.ч. и во мн.ч.?

- Обратите внимание на роль указательного слова.

- Обратите внимание на место придаточной части по отношению к главной части. Объясните знаки препинания.

-Постройте схемы предложений.

ВЫВОД:

4. Союзное слово который может стоять и в середине придаточной части.

5. Союзные слова который, чей, какой стоят в том же роде и числе, что и определяемое слово. Падеж союзных слов зависит от того, каким членом предложения в придаточной части они являются.

6. В главной части может быть указательное слово.  Оно служит для выделения определяемого существительного.

7. Придаточное определительное может находиться внутри главного предложения, поэтому с обеих сторон выделяется запятыми.

Схема: [… (которые…) …].

Задание для 3- группы

Сравнить предложения:

Кто весел, тот смеётся.

Кто хочет, тот добьётся.

Кто ищет, тот всегда найдёт.

-К какому слову в главном предложении относится придаточное предложение?

-На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

-Можно ли поменять местами части СПП?

ВЫВОД:

  1. Предложение, в котором придаточная часть относится к местоимению, обозначает его признак, отвечает на вопрос какой?, чей? и присоединяется при помощи союзного слова, называется СПП с местоименно-определительным придаточным.
  2. Местоименно-определительное придаточное предложение может стоять до и после определяемого слова.

12. Физкультминутка

IV. Закрепление.

-Отличительные признаки СПП с придаточными определительными мы теперь знаем.

ТАБЛИЦА

13. Работа по учебнику. Обратимся к учебнику.

Упр.137.Как бы вы ответили на вопрос, поставленный в стихотворении? Запишите свой ответ, используя СПП с придаточным определительным.

-Упр.144. Предложение 3, 6. Запишите получившиеся предложения. Выделите грамматические основы. Постройте их схемы.

Упр.138 устно.

V.

14. Рефлексия

Вопросы классу:

•        Достигли ли мы целей, которых поставили перед изучением новой темы?

•        Какие задания вызвали наибольший интерес или затруднения?

•        Что особенно понравилось?

---Оцените урок.

 Закончите предложения:

1.Урок, на котором мы изучали СПП с придаточным определительным,    …

2.Тема, над которой мы работали, …

3.Трудности, с которыми я столкнулся, связаны с…

---Поставьте себе оценку за работу на уроке.

     И в заключении мне бы хотелось  вернуться к притче, с которой начался урок.

Зачитаю вам советы психолога:

     Всё в твоих руках! Даже невозможное может стать возможным. Удалось же Суворову, не отличавшемуся от природы силой и крепким здоровьем, стать полководцем! А ведь в детстве отец смеялся над ним: «Ну где тебе быть военным! Ты и ружья не поднимешь!» Однако юноша упорно шёл к намеченной цели: закалялся, учился ездить верхом, испытывал силу воли, осваивал «науку побеждать», изучая планы минувших сражений и намечая на карте стрелками, флажками свои варианты баталий с воображаемым противником. Начав в 16 лет военную службу простым солдатом, он закончил её фельдмаршалом и генералиссимусом, не проигравшим ни одного сражения.

     Так что будь сам хозяином своей судьбы, и у тебя всё получится!

VI. Д/З: написать сочинение-рассуждение по выражению “Всё в твоих руках”, используя СПП с придаточными определительными.

Мне было очень приятно с вами работать. Надеюсь и вы извлекли из нашего урока много полезного для себя. Спасибо за урок!