Урок русского языка в 9 классе по теме: "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Сергеева Елена Михайловна

.Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

В соответствии с календарно-тематическим планированием уроков русского языка в 9 классе тема «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным» является седьмым уроком в разделе «Сложноподчинённое предложение».

Тип урока: комбинированный - урок закрепления пройденного с изучением нового материала. 

 Технологии: технология проблемно-диалогического обучения, информационно – коммуникативная технология, которые ориентируют школьников на активную деятельность на протяжении всего урока.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 9 классе

Тема: «Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным»

Цели:

  • обучающие:

- сформировать знания о сложноподчиненных предложениях с придаточным определительным;

- показать особенности структуры этих предложений;

- выработать умение определять сложноподчинённое предложение с придаточным определительным,  схематически изображать его структуру;

  • развивающие:

- развивать внимание, коммуникативные умения, способствовать развитию связной речи;

- развивать межпредметные связи;

  • воспитательные:

- воспитывать сознательный интерес к родному языку как средству получения знаний; нравственные качества личности.

Тип урока: комбинированный - урок закрепления пройденного с изучением нового материала.  

Форма проведения: бинарный (русский язык и литература).

Методы урока: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный.

 

Технология: проблемно-диалогического обучения.

Форма организации учебной деятельности: групповая, коллективная, самостоятельная.

Формируемые УУД:

  • личностные: формирование навыков самоанализа, самоконтроля, формирование интереса к аналитической деятельности;
  • регулятивные: целеполагание, планирование, коррекция, саморегуляция;
  • познавательные: поиск необходимой информации, объяснение языковых явлений в ходе выполнения грамматических заданий на разных этапах урока;
  • коммуникативные: совершенствование монологической и диалогической форм речи, учебное сотрудничество для продуктивной деятельности.

Оборудование: учебник под ред. . – М.: Изд-во «Просвещение», 200, методическое пособие под редакцией И.П. Цыбулько. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты. – М.: Изд-во «Национальное образование», 2020, компьютерная презентация, проектор, экран, раздаточный материал.

Ход урока

I. Организационный этап:
Цель: включить учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Деятельность учителя:

  • приветствует учеников;
  • просит объяснить смысл  тезиса, привести примеры-иллюстрации (высказывания русских поэтов и писателей о языке), подтверждающие тезис.

           Деятельность учащихся:

  • приветствуют учителя;
  • объясняют смысл предложенного учителем тезиса, читают самостоятельно подобранные к уроку  высказывания русских поэтов и писателей о языке.

         Формируемые УУД:

  • личностные: формирование чувства необходимости учения.

        Планируемый результат:

  • самоопределение учащихся к учебной деятельности;
  • концентрация внимания.

                   Методический  инструментарий:

  • метод – словесный;
  • прием – побуждающий диалог.

- Здравствуйте, ребята.  Я очень рада

Войти в приветливый ваш класс!

И для меня уже награда -

Вниманье ваших умных глаз.

Я знаю: каждый в классе – гений,

Но без труда талант не впрок.

Скрестите шпаги ваших мнений,

Мы вместе сочиним урок.  

 

- Очередной урок русского языка. Открыть его я хочу утверждением:  овладеть всеми тайнами нашего родного языка в одночасье не под силу ни одному человеку (слайд).

- Как вы понимаете его смысл?

- На какие высказывания известных писателей и поэтов о языке вы сошлётесь, чтобы подтвердить данный тезис?  (Проверим домашнее задание)

Примерные ответы детей.

       

 (Я думаю, что следует согласиться со словами русского писателя, историка Николая Михайловича Карамзина: «Сколько времени потребно на то, чтобы совершенно овладеть духом языка своего? Вольтер сказал справедливо, что в шесть лет можно выучиться всем языкам, но что всю жизнь надобно учиться своему природному»)

( Иван Сергеевич Тургенев писал: «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык… Языку мы учимся и должны учиться непрерывно до последних дней своей жизни»)

(Из воспоминаний советского поэта Михаила Исаковского: «Школа дала мне те основы знания языка, без которых я не мог бы двигаться дальше, и я всей душой благодарен ей за это. Но очень многое мне предстояло сделать самому»)

(«Перед вами громада — русский язык! Наслаждение глубокое зовет вас, наслаждение погрузиться во всю неизмеримость его и изловить чудные законы его...». Это высказывание принадлежит Николаю Васильевичу Гоголю)

- Итак, последуем  словам наших классиков и продолжим  изучение  языкового материала по теме «Сложноподчинённые предложения». 

                 II. Актуализация знаний. Мотивация учебной деятельности обучающихся.
Цель: выяснить степень осознанного усвоения пройденного материала

              Деятельность учителя:

  • организует деятельность учащихся по повторению пройденного материала с помощью приема «Закончи предложение»;
  • организует работу с предложениями для синтаксического разбора.  

            Деятельность учащихся:

  • заканчивают предложения, демонстрируя знания предыдущих уроков;
  • устно разбирают предложения, дают характеристику.

           Планируемый результат:

  • выяснить сходство и различие между СПП с придаточными определительными и простыми предложениями, осложнёнными обособленными определениями;
  • сформулировать тему урока.

           Формируемые УУД:

  • регулятивные, познавательные, коммуникативные.

           Методический инструментарий:

  • методы – беседа;
  • приём – «Закончи предложение»;
  • форма работы – индивидуальная, фронтальная.

- Но сначала повторим пройденный материал (слайд)

1.Закончи предложение:

Сложное предложение – это предложение, …

Сложные предложения делятся на …

К союзным относятся …..  и …  предложения.

Сложноподчинённое предложение – это предложение, …

Простые предложения в составе СПП связываются посредством … и … или  … и …

Придаточное предложение по отношению к главному может стоять …  

Союзное слово отличается от подчинительного союза тем, что…

Указательное слово всегда находится в….

Вид придаточного предложения можно определить по …

- Ребята, а кто из классиков отечественной литературы является создателем современного русского литературного языка? (портрет А.С.Пушкина)

2. Выполни устный синтаксический разбор  предложений:

Проблемный вопрос:

-  В чём сходство и в чём различие структуры данных предложений?

Чтобы ответить на этот вопрос, выполните их синтаксический разбор.

 

  • А.С.Пушкин явил изумительные образцы мирового художества, способные выдержать любое испытание на века.

  • «Евгений Онегин», «Борис Годунов» - капитальные творения, которые можно назвать его литературными подвигами.

-  Так в чём же сходство и в чём различие структуры данных предложений?

(Сходство: в обоих предложениях содержится характеристика предмета

образцы (какие?), способные выдержать любое испытание на века

творения (какие?), которые можно назвать его литературными подвигами;

различие: в первом предложении эта характеристика выражается обособленным определением, а во втором - придаточным предложением).

Назовите вид придаточного предложения и сформулируйте тему урока. (слайд)

(Записываем дату и тему урока в тетради)

III этап: Постановка цели и задач урока.

Цель: подведение учащихся к совместной постановке учебной задачи.

Деятельность учителя:

  • учитель предлагает учащимся проанализировать  сложные  предложения;
  • помогает ученикам сформулировать цель и задачи  урока.

Деятельность учащихся:

  • ученики, работая в группах, анализируют предложения, делают выводы о строении СПП с придаточным определительным, сравнивают свои выводы с опорным материалом (таблица);
  • формулируют цель и задачи.

Формируемые УУД:

  • регулятивные, коммуникативные.

Планируемый результат:

  • сформулировать цель и задачи урока.

Методический инструментарий:

  • метод - исследовательский;
  • приём – подводящий диалог;
  • форма работы – групповая;

- Какой цели сегодня на уроке мы должны будем достичь? (самостоятельно получить  знания о СПП с придаточными определительными)

1. Работа в группах (исследовательская деятельность учащихся)

Алгоритм действий

Придаточные определительные

  1. Что содержат?
  2. Вопросы.
  3. Средства связи.
  4. Место в предложении.
  5. Наличие указательного слова.

Карточка для 1 группы

Задание: проанализируйте сложные предложения, постройте их схемы.

1. Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и глухо ворчала.

     2. Уединённый домик, куда мы переехали, находился внутри сада.

 Карточка для 2группы

Задание: проанализируйте сложные предложения, постройте их схемы.

ОК

1. Мальчишки выбрали ту тропинку, что вела в глубину парка.

2. Большими шагами направился я к дому, где жила моя знакомая.

- Какие задачи вы ставили перед собой, работая с данными предложениями? (узнать, на какие вопросы отвечают придаточные определительные, как строится СПП с такими придаточными, чем они прикрепляются к главному предложению, где могут стоять в предложении)

 

Представитель каждой группы чертит схему предложения на доске.

 Вывод: в чём особенность сложноподчинённого предложения с придаточным определительным? (слайд)

Придаточные определительные отвечают на вопросы определения: какой? какая? и др. и содержат характеристику предмета или явления, названного в главном предложении. Они относятся к члену главного предложения, выраженного существительным, и всегда стоят после него. К главному предложению придаточные определительные прикрепляются с помощью союзных слов. В главном предложении может быть указательное слово, выделяющее то существительное, к которому относится придаточное.

IV этап. Первичное закрепление 
Цель: применение знаний при выполнении заданий

Деятельность учителя:

  • организует индивидуальную работу учащихся у доски;

Деятельность учащихся:

  • учащиеся по очереди под диктовку записывают предложения на доске, строят их схему, указывают средство связи;

Формируемые УУД:

  • коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Планируемый результат:

  • определять структуру СПП с придаточными определительными;

Методический инструментарий:

  • метод – практический;
  • приемы – работа у доски;
  • форма работы – индивидуальная.

Применим полученные знания.

- Учащиеся работают у доски по очереди: под диктовку записывают предложения на доске, строят их схему, указывают средство связи.

1. Мы приближались к городку, где, по словам бородатого коменданта, находился сильный отряд, идущий на соединение к самозванцу.

2. Однажды мне удалось написать песенку, которой был я доволен.

3. Он с большой весёлостью описал мне семейство коменданта, его общество и край, куда завела меня судьба.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА.

Раз,  два  -  выше  голова.

Три , четыре - руки  шире.  

Пять, шесть  - тихо  сесть.

V этап. Закрепление изученного материала.

Цель: применение знаний при выполнении заданий

Деятельность учителя: 

  • организует  работу учащихся в парах.

Деятельность учащихся:

  • читают текст, определяют его тему и основную мысль, объясняют указанные орфограммы и пунктограммы.

Формируемые УУД:

  • коммуникативные, познавательные, регулятивные.

Планируемый результат:

  • определять тему и основную мысль текста, структуру СПП с придаточными определительными; совершенствование навыков орфографического и пунктуационного разбора.

Методический инструментарий:

  • метод – практический;
  • приемы – работа с прозаическим и поэтическим текстами;
  • форма работы – в парах, индивидуальная, коллективная.

А теперь закрепим изученный материал.

1.Работа в парах.

- Прочитайте текст. Определите его тему и основную мысль. Вставьте пропущенные буквы и расставьте, где это необходимо, знаки препинания. Объясните их написание.

          Гр..жданственностью и п..триотизмом издревле славилось русское слово. Вспомн..те начало всех начал – «Слово о полку Игореве». И сейчас скорбной песн… Ярославны откликается исти(н,нн)о русское сердце. Разоре(н,нн)а страна в плену её сокол  далеко разнос…тся плач(?) но звучит в нём надежда  слыш...тся вера.

          Русское слово всегда было под стать своему великому народу!

Так было и в трудные времена становления Русского государства.

Так было и в бл…стательном девят(?)надцатом веке когда гением Пушкина русское слово ра…крылось в обновлё(н,нн)ом величи… . Солнцем нашей поэзии остался на века Пушкин. От него как от солнца идут световые ливни.

2. Контрольное списывание

- Прочитайте выразительно отрывок из стихотворения А.С.Пушкина, а затем спишите.

Кто видел край, где роскошью природы

Оживлены дубравы и луга,

Где весело, синея, блещут воды

И пышные ласкают берега,

Где на холмы под лавровые своды

Не смеют лечь угрюмые снега?

- Какие слова употребляются в переносном значении?

- Составьте схему предложения. Определите значение придаточных.

 (А.Прокофьев)

VI этап. Применение знаний и умений в новой ситуации

Цель: умение применить полученные знания в новой ситуации

(введение понятия синтаксической синонимии). 

Деятельность учителя:        

  • предлагает учащимся  работу по развитию речи;
  • организует самопроверку выполненной работы по эталону.

Деятельность учащихся:

  •  конструируют предложения с синтаксической синонимией;
  • осуществляют самопроверку по эталону;
  • фиксируют результаты своих действий, делают коррекцию;
  • оценивают свои результаты (самооценка).

Планируемый результат:

  • применение учащимися знаний при выполнении самостоятельной работы.

Методический инструментарий:

  • метод - практический;
  • прием – «произведи замену»;
  • форма работы – индивидуальная.

Формируемые УУД:

  • познавательные, коммуникативные.

- Сейчас поучимся производить синтаксическую синонимию.

 Егоровна увидела необходимость уведомить обо всём молодого Дубровского, служившего в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге.

-Выпишите из предложения  словосочетание пехотных полков, укажите тип связи (согласование).

-Замените данное словосочетание синонимичным словосочетанием со связью управление (полков пехоты)

-Замените обособленное определение придаточным предложением, зачитайте получившийся вариант.

(Егоровна увидела необходимость уведомить обо всём молодого Дубровского, который служил в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге.)

ВЫВОД: 

Итак, одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями (синтаксические синонимы), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. Так, СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот – преимущественно в книжной.

Для чего необходимо использовать синонимичные конструкции? (Чаще всего замена вызывается необходимостью избежать в тексте однообразия конструкций.)

 Работа по развитию речи.

Укажите сложноподчиненные предложения, придаточную часть которых нельзя заменить причастным оборотом.

1) Он воображал грустный образ жизни, который ожидает его в деревне.

2) Скоро явился к Владимиру Андреевичу старый кучер Антон, который некогда водил его по конюшне.

3) Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого четыре года жил он гувернёром.

4) Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистенёвку.

Осуществите самопроверку.

Внимание! Помните! Замена придаточного определительного причастным оборотом невозможна, если субъект грамматической основы главного предложения не равен субъекту грамматической основы придаточного предложения. (Предложение № 3, 4).


VII этап. Информация о домашнем задании
Цель: ознакомить учащихся с домашним заданием

Деятельность учителя:

  • Параграф

На выбор:

  • выписать из романа в стихах «Евгений Онегин» А.С.Пушкина

5 СПП с придаточными определительными, выполнить их синтаксический разбор;

  • выполнить упр №    стр

Деятельность учащихся:

  • записывают домашнее задание

Методический инструментарий:

  • метод – словесный;

форма работы - индивидуальная;

Формируемые УУД:

  • познавательные, коммуникативные.

VIII этап. Рефлексия учебной деятельности
Цель: организация рефлексии и самооценки учащимися своей учебной деятельности

Деятельность учителя:

  • организует рефлексию по вопросам;
  • организует самооценку учащимися результатов собственной учебной деятельности на уроке;
  • подводит итог работы, выставляет отметки.

Деятельность учащихся:

осуществляют самооценку результатов собственной учебной деятельности на уроке;

Планируемый результат:

оценивают учебную деятельность

Методический инструментарий:

  • метод - стимулирования;
  • приём – опрос-итог;
  • форма работы – индивидуальная

Формируемые УУД:

  • регулятивные, коммуникативные

Слово учителя: 

- Над каким СПП мы сегодня работали? Что вы запомнили о придаточных определительных?

1.На какие вопросы они отвечают?

2.К чему относятся?

3.Каково место придаточного в СПП?

4.Чем оно прикрепляется к главному?

5. Какую роль выполняют СПП с придаточными определительными в нашей речи? (Употребление СПП с придаточными определительными делает нашу речь богаче и помогает точнее выразить свою мысль)

- Из каких прозаических произведений А.С.Пушкина были использованы СПП на сегодняшнем уроке?

IX. Самооценка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Овладеть всеми тайнами нашего родного языка в одночасье не под силу ни одному человеку.

Слайд 3

Сложное предложение – это предложение, … Сложные предложения делятся на … К союзным относятся ….. и … предложения. Сложноподчинённое предложение – это предложение, … Простые предложения в составе СПП связываются посредством … и … или … и …

Слайд 4

Придаточное предложение по отношению к главному может стоять … Союзное слово отличается от подчинительного союза тем, что… Указательное слово всегда находится в…. Вид придаточного предложения можно определить по …

Слайд 6

А.С.Пушкин явил изумительные образцы мирового художества, способные выдержать любое испытание на прочность. «Евгений Онегин», «Борис Годунов» - капитальные творения, которые можно назвать его литературными подвигами.

Слайд 7

Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными

Слайд 8

Облако обратилось в белую тучу, которая тяжело поднималась, росла и глухо ворчала. Уединённый домик, куда мы переехали, находился внутри сада.

Слайд 9

Мальчишки выбрали ту тропинку, что вела в глубину парка. Большими шагами направился я к дому, где жила моя знакомая.

Слайд 10

Придаточные определительные Что содержат? Вопросы. Средства связи. Место в предложении. Наличие указательного слова.

Слайд 11

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА Раз, два - выше голова. Три , четыре - руки шире. Пять, шесть - тихо сесть.

Слайд 12

Гр.. жданственностью и п.. триотизмом издревле славилось русское слово. Вспомн ..те начало всех начал – «Слово о полку Игореве». И сейчас скорбной песн … Ярославны откликается исти ( н,нн )о русское сердце. Разоре( н,нн )а страна в плену её сокол далеко разнос… тся плач(?) но звучит в нём надежда слыш...тся вера. Русское слово всегда было под стать своему великому народу! Так было и в трудные времена становления Русского государства. Так было и в бл … стательном девят (?) надцатом веке когда гением Пушкина русское слово ра …крылось в обновлё ( н,нн ) ом величи … . Солнцем нашей поэзии остался на века Пушкин. От него как от солнца идут световые ливни. (А.Прокофьев)

Слайд 13

Кто видел край, где роскошью природы Оживлены дубравы и луга, Где весело, синея, блещут воды И пышные ласкают берега, Где на холмы под лавровые своды Не смеют лечь угрюмые снега?

Слайд 14

Егоровна увидела необходимость уведомить обо всём молодого Дубровского, служившего в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге .

Слайд 15

ПК Егоровна увидела необходимость уведомить обо всём молодого Дубровского, который служил в одном из гвардейских пехотных полков в Петербурге.

Слайд 16

Одна и та же мысль может быть выражена различными синтаксическими конструкциями ( синтаксические синонимы ), но они отличаются или оттенками значения, или сферой употребления. СПП с придаточным определительным употребляется как в разговорной, так и в книжной речи, причастный оборот – преимущественно в книжной.

Слайд 17

ПК 3. Он представил Кирилу Петровичу свои аттестаты и письмо от одного из родственников Троекурова, у которого четыре года жил он гувернёром. 4. Владимир Андреевич приближался к той станции, с которой должен он был своротить на Кистенёвку .

Слайд 18

Домашнее задание Параграф 22 На выбор: Стр. 75 упр. 111 Выписать из романа в стихах «Евгений Онегин» 5-6 СПП с придаточными определительными.

Слайд 19

Рефлексия Над каким СПП мы сегодня работали? На какие вопросы они отвечают? К чему относятся? Каково место придаточного в СПП? Чем оно прикрепляется к главному? Какую роль выполняют СПП с придаточными определительными в нашей речи?

Слайд 20

Из каких прозаических произведений А.С.Пушкина были использованы СПП на сегодняшнем уроке? А.С.Пушкин Дубровский

Слайд 21

Молодцы , ребята! Вы отлично потрудились.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Данный материал представляет собой развернутый конспект первого урока по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" с заданиями, сопровождается презентацией....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённое предложение с придаточным определительным".

В уроке используется дифференцированный подход при повторении сложного предложения, а также попутно повторяется материал литературы (теория стихосложения)....

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с придаточными определительными и изъяснительными".

Тип урока: закрепление изученного материала. Цель урока: закрепить полученные знания о сложноподчинённых предложениях с придаточными определительными и изъяснительными....

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»

Урок русского языка в 9 классе «Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным»...