Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).
план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

Савельева Вера Павловна

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю вашему вниманию один из уроков, в  ходе которого, действуя «от обратного», дети, начиная с 8 класса,  усваивают значение этих терминов и постигают связи  между аргументами и тезисами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon masha_mironova.doc137 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Иланская средняя общеобразовательная школа №1»

Иланского района Красноярского края.

Учитель русского языка и литературы Савельева Вера Павловна.

Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю вашему вниманию один из уроков, в  ходе которого, действуя «от обратного», дети, начиная с 8 класса,  усваивают значение этих терминов и постигают связи  между аргументами и тезисами.

1. Тема. Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману  А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

2. Цели. 1. Формирование навыка характеристики литературного героя, отбора литературного материала. Пропедевтика умения аргументировать свои мысли.

2. Развитие навыков анализа. Развитие речи учащихся.

3. Воспитание любви к прекрасному. Воспитание уважительного отношения к семье.

3. Результаты. Создание собственного текста, содержащего характеристику литературного героя.

Примечание. Урок проводится после изучения романа «Капитанская дочка». Перед уроком класс делится на группы, которым дано задание выбрать из указанных глав фрагменты текста, посвящённые Маше Мироновой.

На уроке группы получают «План характеристики литературного героя»:

При характеристике героя литературного произведения

Вам поможет план:

  • Определение места героя среди других персонажей.
  • Степень участия и его роль в конфликте.
  • Наличие прототипов и автобиографических черт.
  • Анализ имени.
  • Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии

других персонажей

  • Речевая характеристика.
  • Описание предметов быта, жилища, одежды, условий жизни как
    средство самовыражения героя.
  • Семья, полученное воспитание, история жизни. Род занятий.
  • Черты характера. Эволюция личности в процессе развития сюжета.
  • Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя
    наиболее ярко.
  • Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других
    персонажей произведения
    .
  • Сопоставление с другими персонажами или литературным героем
    другого автора.
  • Оценка литературного персонажа его современниками.
  • Герой как порождение своей эпохи и выразитель определённого
    мировоззрения. Определение типического и индивидуального в
    литературном герое.
  • Ваше личное отношение к персонажу и такому типу людей в жизни

Эпиграф. «Мы – потомки Пушкина. Никто… не разубедит нас в этом. Не отобьёт охоту молиться, поклоняться, читать  и перечитывать. … Всё – прах и тлен, всё – суета. Вечен Пушкин и Россия».

Татьяна Полякова.

Вступление. Какие они, русские девушки 18 века?

  Вот такими увидели их и оставили жить в веках великие русские художники Владимир Лукич Боровиковский. («Портрет М.И. Лопухиной». 1797 г.)  и Дмитрий Григорьевич Левицкий («Портрет Агаши Левицкой». 1785 г.)

           

А какой запечатлел русскую девушку 18 века Александр Сергеевич Пушкин?

Какой из своих героинь он посвятил целый роман? (Здесь и далее используется трактовка учебника «В мире литературы». 9 класс. А.Г. Кутузова).

http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0430.shtml  текст романа «Капитанская дочка».

Методический комментарий.

В ходе урока представитель от группы  зачитывает фрагменты главы романа, которые характеризуют Машу Миронову. В процессе беседы в классе подчёркиваем ключевые фразы. (См столбец таблицы «Аргументы»), далее при помощи «Плана характеристики литературного героя» формулируются тезисы. Схема тезиса (пункта плана) имеет свой цветовой шифр и появляется на доске только после обсуждения в классе. Выводы (а это, как правило, собственное мнение) учащиеся делают самостоятельно, работая дома над сочинением.

В конце урока, проанализировав фрагменты романа «Капитанская дочка», учащиеся ещё раз возвращаются к портретам 18 века и отвечают на вопрос: какая из героинь этих портретов могла бы стать прототипом Маши Мироновой? Почему вы так считаете?

Итог занятия – домашнее сочинение.

МАТЕРИАЛЫ УРОКА ДЛЯ  РАБОТЫ С ПРИМЕНЕНИЕМ ИНТЕРАКТИВНОЙ ДОСКИ.

Наша первая встреча с Машей Мироновой:

№1

Аргументы (Фрагменты текста романа «Капитанская дочка»)

Тезисы. (Пункты плана характеристики литературного героя)

Выводы (Твоё мнение)

1 группа

Глава 3. «Крепость».

Я вошел в чистенькую комнатку, убранную по-старинному. В углу стоял шкаф с посудой; на стене висел диплом офицерский за стеклом и в рамке; около него красовались лубочные картинки, представляющие взятие Кистрина и Очакова, также выбор невесты и погребение кота. У окна сидела старушка в телогрейке и с платком на голове. Она разматывала нитки, которые держал, распялив на руках, кривой старичок в офицерском мундире. "Что вам угодно, батюшка?" -- спросила она, продолжая свое занятие…."Ивана Кузмича дома нет,-- сказала она;-- он пошел в гости к отцу Герасиму; да всё равно, батюшка, я его хозяйка. Прошу любить и жаловать. Садись, батюшка".

 

 Василиса Егоровна приняла нас запросто и радушно и обошлась со мною как бы век была знакома. Инвалид и Палашка накрывали стол. "Что это мой Иван Кузмич сегодня так заучился! -- сказала комендантша.-- Палашка, позови барина обедать. Да где же Маша?" -- Тут вошла девушка лет осьмнадцати, круглолицая, румяная, с светло-русыми волосами, гладко зачесанными за уши, которые у ней так и горели. С первого взгляда она не очень мне понравилась. Я смотрел на нее с предубеждением: Швабрин описал мне Машу, капитанскую дочь, совершенною дурочкою. Марья Ивановна села в угол и стала шить. Между тем подали щи. Василиса Егоровна, не видя мужа, вторично послала за ним Палашку. "Скажи барину: гости-де ждут, щи простынут; слава богу, ученье не уйдет; успеет накричаться"

Одна беда: Маша; девка на выданье, а какое у ней приданое? частый гребень, да веник, да алтын денег (прости бог!), с чем в баню сходить. Хорошо, коли найдется добрый человек; а то сиди себе в девках вековечной невестою".-- Я взглянул на Марью Ивановну; она вся покраснела, и даже слезы капнули на ее тарелку. Мне стало жаль ее, и я спешил переменить разговор. "

-- Василиса Егоровна прехрабрая дама,-- заметил важно Швабрин.-- Иван Кузмич может это засвидетельствовать.

   -- Да, слышь ты,-- сказал Иван Кузмич;-- баба-то не робкого десятка.

   -- А Марья Ивановна? -- спросил я,-- так же ли смела, как и вы?

   -- Смела ли Маша? -- отвечала ее мать.-- Нет, Маша трусиха. До сих пор не может слышать выстрела из ружья: так и затрепещется. А как тому два года Иван Кузмич выдумал в мои именины палить из нашей пушки, так она, моя голубушка, чуть со страха на тот свет не отправилась. С тех пор уж и не палим из проклятой пушки. 

Описание предметов быта, жилища

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии

других персонажей

Семья, полученное воспитание

Отношение к герою других
персонажей

Черты характера

2 группа

Глава 4. «Поединок»

В доме коменданта был я принят как родной. Муж и жена были люди самые почтенные. Иван Кузмич, вышедший в офицеры из солдатских детей, был человек необразованный и простой, но самый честный и добрый. Жена его им управляла, что согласовалось с его беспечностию. Василиса Егоровна и на дела службы смотрела, как на свои хозяйские, и управляла крепостию так точно, как и своим домком. Марья Ивановна скоро перестала со мною дичиться. Мы познакомились. Я в ней нашел благоразумную и чувствительную девушку. Незаметным образом я привязался к доброму семейству

.--"Ах! мой батюшка!--возразила комендантша;-- да разве муж и жена не един дух и едина плоть? Иван Кузмич! Что ты зеваешь? Сейчас рассади их по разным углам на хлеб да на воду, чтоб у них дурь-то прошла; да пусть отец Герасим наложит на них эпитимию, чтоб молили у бога прощения да каялись перед людьми".

   Иван Кузмич не знал, на что решиться. Марья Ивановна была чрезвычайно бледна. Мало-помалу буря утихла; комендантша успокоилась и заставила нас друг друга поцеловать. Палашка принесла нам наши шпаги.

  Возвратясь к коменданту, я по обыкновению своему подсел к Марье Ивановне. Ивана Кузмича не было дома; Василиса Егоровна занята была хозяйством. Мы разговаривали вполголоса. Марья Ивановна с нежностию выговаривала мне за беспокойство, причиненное всем моею ссорою с Швабриным. "Я так и обмерла,-- сказала она,-- когда сказали нам, что вы намерены биться на шпагах. Как мужчины странны! За одно слово, о котором через неделю верно б они позабыли, они готовы резаться и жертвовать не только жизнию, но и совестию, и благополучием тех, которые... Но я уверена, что не вы зачинщик ссоры. Верно виноват Алексей Иваныч".

   -- А почему же вы так думаете, Марья Ивановна?

   -- Да так... он такой насмешник! Я не люблю Алексея Иваныча. Он очень мне противен; а странно: ни за что б я не хотела, чтоб и я ему так же не нравилась. Это меня беспокоило бы страх.

   -- А как вы думаете, Марья Ивановна? Нравитесь ли вы ему или нет?

   Марья Ивановна заикнулась и покраснела.

   -- Мне кажется,-- сказала она,-- я думаю, что нравлюсь. 

   -- Почему же вам так кажется?

   -- Потому что он за меня сватался.

   -- Сватался! Он за вас сватался? Когда же?

   -- В прошлом году. Месяца два до вашего приезда.

   -- И вы не пошли?

   -- Как изволите видеть. Алексей Иваныч, конечно, человек умный, и хорошей фамилии, и имеет состояние; но как подумаю, что надобно будет под венцом при всех с ним поцеловаться... Ни за что! ни за какие благополучия!

   Слова Марьи Ивановны открыли мне глаза и объяснили мне многое. Я понял упорное злоречие, которым Швабрин ее преследовал

Семья, полученное воспитание

Отношение к герою других
персонажей

Черты характера

Поступки и мотивы поведения,

Отношение к герою других
персонажей

3 группа

Глава 5. «Любовь».

Проснувшись, подозвал я Савельича и вместо его увидел перед собою Марью Ивановну; ангельский голос ее меня приветствовал. Не могу выразить сладостного чувства, овладевшего мною в эту минуту. Я схватил ее руку и прильнул к ней, обливая слезами умиления. Маша не отрывала ее... и вдруг ее губки коснулись моей щеки, и я почувствовал их жаркий и свежий поцелуй. Огонь пробежал по мне. "Милая, добрая Марья Ивановна,-- сказал я ей,-- будь моею женою, согласись на мое счастие".-- Она опомнилась. "Ради бога успокойтесь,-- сказала она, отняв у меня свою руку.-- Вы еще в опасности: рана может открыться. Поберегите себя хоть для меня".

…при первом удобном случае я принялся за прерванное объяснение, и Марья Ивановна выслушала меня терпеливее. Она безо всякого жеманства призналась мне в сердечной склонности и сказала, что ее родители конечно рады будут ее счастию. "Но подумай хорошенько,-- прибавила она;-- со стороны твоих родных не будет ли препятствия?"

Петруша получил письмо.

Я пошел объявить обо всем Марье Ивановне. Она встретила меня на крыльце. "Что это с вами сделалось? -- сказала она, увидев меня.-- Как вы бледны!" -- "Всё кончено!" -- отвечал я и отдал ей батюшкино письмо. Она побледнела в свою очередь. Прочитав, она возвратила мне письмо дрожащею рукою и сказала дрожащим голосом: "Видно, мне не судьба... Родные ваши не хотят меня в свою семью. Буди во всем воля господня! Бог лучше нашего знает, что нам надобно. Делать нечего, Петр Андреич; будьте хоть вы счастливы..."

Черты характера

Поступки и мотивы поведения,

Семья, полученное воспитание

4 группа

Глава 6. «Пугачёвщина».

-- Нет, Василиса Егоровна,-- продолжал комендант, замечая, что слова его подействовали, может быть, в первый раз в его жизни.-- Маше здесь оставаться не гоже. Отправим ее в Оренбург к ее крестной матери: там и войска и пушек довольно, и стена каменная. Да и тебе советовал бы с нею туда же отправиться; даром что ты старуха, а посмотри что с тобою будет, коли возьмут фортецию приступом.

   -- Добро,-- сказала комендантша,-- так и быть, отправим Машу. А меня и во сне не проси: не поеду. Нечего мне под старость лет расставаться с тобою да искать одинокой могилы на чужой сторонке. Вместе жить, вместе и умирать. 

Глава 7 . «Приступ».

Тут явилась на валу Василиса Егоровна и с нею Маша, не хотевшая отстать от нее. "Ну, что?-- сказала комендантша.-- Каково идет баталья? Где же неприятель?" -- "Неприятель недалече,-- отвечал Иван Кузмич.-- Бог даст, всё будет ладно. Что, Маша, страшно тебе?" -- "Нет, папенька,-- отвечала Марья Ивановна;-- дома одной страшнее". Тут она взглянула на меня и с усилием улыбнулась. Я невольно стиснул рукоять моей шпаги, вспомня, что накануне получил ее из ее рук, как бы на защиту моей любезной. Сердце мое горело. Я воображал себя ее рыцарем. Я жаждал доказать, что был достоин ее доверенности, и с нетерпением стал ожидать решительной минуты.

   "Вот я вас! -- закричал Иван Кузмич.-- Ребята! стреляй!" Солдаты наши дали залп. Казак, державший письмо, зашатался и свалился с лошади; другие поскакали назад. Я взглянул на Марью Ивановну. Пораженная видом окровавленной головы Юлая, оглушенная залпом, она казалась без памяти. Комендант подозвал капрала и велел ему взять лист из рук убитого казака. Капрал вышел в поле и возвратился, ведя под уздцы лошадь убитого. Он вручил коменданту письмо. Иван Кузмич прочел его про себя и разорвал потом в клочки. Между тем мятежники видимо приготовлялись к действию. Вскоре пули начали свистать около наших ушей, и несколько стрел воткнулись около нас в землю и в частокол. "Василиса Егоровна!-- сказал комендант.-- Здесь не бабье дело; уведи Машу; видишь: девка ни жива ни мертва". 

   Василиса Егоровна, присмиревшая под пулями, взглянула на степь, на которой заметно было большое движение; потом оборотилась к мужу и сказала ему: "Иван Кузмич, в животе и смерти бог волен: благослови Машу. Маша, подойди к отцу".

   Маша, бледная и трепещущая, подошла к Ивану Кузмичу, стала на колени и поклонилась ему в землю. Старый комендант перекрестил ее трижды; потом поднял и, поцеловав, сказал ей изменившимся голосом: "Ну, Маша, будь счастлива. Молись богу: он тебя не оставит. Коли найдется добрый человек, дай бог вам любовь да совет. Живите, как жили мы с Василисой Егоровной. Ну, прощай, Маша. Василиса Егоровна, уведи же ее поскорее". (Маша кинулась ему на шею и зарыдала.) "Поцелуемся ж и мы,-- сказала, заплакав, комендантша.-- Прощай, мой Иван Кузмич. Отпусти мне, коли в чем я тебе досадила!" -- "Прощай, прощай, матушка! -- сказал комендант, обняв свою старуху.-- Ну, довольно! Ступайте, ступайте .

Семья, полученное воспитание

Черты характера

Отношение к герою других
персонажей

Семья, полученное воспитание

5 группа

Глава 8. «Незваный гость».

Неизвестность о судьбе Марьи Ивановны пуще всего меня мучила. Где она? что с нею? успела ли спрятаться? надежно ли ее убежище?.. Полный тревожными мыслями, я вошел в комендантский дом... Всё было пусто; стулья, столы, сундуки были переломаны; посуда перебита; всё растаскано. Я взбежал по маленькой лестнице, которая вела в светлицу, и в первый раз отроду вошел в комнату Марьи Ивановны. Я увидел ее постелю, перерытую разбойниками; шкап был разломан и ограблен; лампадка теплилась еще перед опустелым кивотом. Уцелело и зеркальце, висевшее в простенке... Где ж была хозяйка этой смиренной, девической кельи? Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках у разбойников... Сердце мое сжалось...

Глава 9. «Разлука».

Я спешил в дом священника увидеться с Марьей Ивановной. Попадья встретила меня с печальным известием. Ночью у Марьи Ивановны открылась сильная горячка. Она лежала без памяти и в бреду. Попадья ввела меня в ее комнату. Я тихо подошел к ее кровати. Перемена в ее лице поразила меня. Больная меня не узнала. Долго стоял я перед нею, не слушая ни отца Герасима, ни доброй жены его, которые, кажется, меня утешали. Мрачные мысли волновали меня. Состояние бедной, беззащитной сироты, оставленной посреди злобных мятежников, собственное мое бессилие устрашали меня. Швабрин, Швабрин пуще всего терзал мое воображение. Облеченный властию от самозванца, предводительствуя в крепости, где оставалась несчастная девушка -- невинный предмет его ненависти, он мог решиться на всё. Что мне было делать? Как подать ей помощь? Как освободить из рук злодея? Оставалось одно средство: я решился тот же час отправиться в Оренбург, дабы торопить освобождение Белогорской крепости и по возможности тому содействовать. Я простился с священником и с Акулиной Памфиловной, с жаром поручая ей ту, которую почитал уже своею женою. Я взял руку бедной девушки и поцеловал ее, орошая слезами. "Прощайте,-- говорила мне попадья, провожая меня;-- прощайте, Петр Андреич. Авось увидимся в лучшее время. Не забывайте нас и пишите к нам почаще. Бедная Марья Ивановна, кроме вас, не имеет теперь ни утешения, ни покровителя".

Описание предметов быта, жилища

Отношение к герою других
персонажей

Поступки и мотивы поведения,

Отношение к герою других
персонажей

6 группа

Глава 10. «Осада города»

…он подал мне сложенную бумажку и тотчас ускакал. Я развернул ее и с трепетом прочел следующие строки:

   "Богу угодно было лишить меня вдруг отца и матери: не имею на земле ни родни, ни покровителей. Прибегаю к вам, зная, что вы всегда желали мне добра и что вы всякому человеку готовы помочь. Молю бога, чтоб это письмо как-нибудь до вас дошло! Максимыч обещал вам его доставить. Палаша слышала также от Максимыча, что вас он часто издали видит на вылазках и что вы совсем себя не бережете и не думаете о тех, которые за вас со слезами бога молят. Я долго была больна; а когда выздоровела, Алексей Иванович, который командует у нас на месте покойного батюшки, принудил отца Герасима выдать меня ему, застращав Пугачевым. Я живу в нашем доме под караулом. Алексей Иванович принуждает меня выйти за него замуж. Он говорит, что спас мне жизнь, потому что прикрыл обман Акулины Памфиловны, которая сказала злодеям, будто бы я ее племянница. А мне легче было бы умереть, нежели сделаться женою такого человека, каков Алексей Иванович. Он обходится со мною очень жестоко и грозится, коли не одумаюсь и не соглашусь, то привезет меня в лагерь к злодею, и с вами-де то же будет, что с Лизаветой Харловой. Я просила Алексея Ивановича дать мне подумать. Он согласился ждать еще три дня; а коли через три дня за него не выду, так уж никакой пощады не будет. Батюшка Петр Андреич! вы один у меня покровитель; заступитесь за меня бедную. Упросите генерала и всех командиров прислать к нам поскорее сикурсу да приезжайте сами, если можете. Остаюсь вам покорная бедная сирота 

Марья Миронова".

Глава 11. «Мятежная слобода».- нет материала о Марье Ивановне

Речевая характеристика

Черты характера

7 группа

Глава 12. «Сирота».

Я взглянул и обмер. На полу, в крестьянском оборванном платье сидела Марья Ивановна, бледная, худая, с растрепанными волосами. Перед нею стоял кувшин воды, накрытый ломтем хлеба. Увидя меня, она вздрогнула и закричала. Что тогда со мною стало -- не помню.

   Пугачев посмотрел на Швабрина и сказал с горькой усмешкою: "Хорош у тебя лазарет!" -- Потом, подошед к Марье Ивановне: "Скажи мне, голубушка, за что твой муж тебя наказывает? в чем ты перед ним провинилась?"

   -- Мой муж! -- повторила она.-- Он мне не муж. Я никогда не буду его женой.

….обратился он (Пучачёв) к Марье Ивановне и сказал ей ласково: "Выходи, красная девица; дарую тебе волю. Я государь".

   Марья Ивановна быстро взглянула на него и догадалась, что перед нею убийца ее родителей. Она закрыла лицо обеими руками и упала без чувств. Я кинулся к ней; но в эту минуту очень смело в комнату втерлась моя старинная знакомая Палаша и стала ухаживать за своею барышнею. Пугачев вышел из светлицы, и мы трое сошли в гостиную.

Я знал, что отец почтет за счастие и вменит себе в обязанность принять дочь заслуженного воина, погибшего за отечество. "Милая Марья Ивановна! -- сказал я наконец.-- Я почитаю тебя своею женою. Чудные обстоятельства соединили нас неразрывно: ничто на свете не может нас разлучить". Марья Ивановна выслушала меня просто, без притворной застенчивости, без затейливых отговорок. Она чувствовала, что судьба ее соединена была с моею. Но она повторила, что не иначе будет моею женою, как с согласия моих родителей. Я ей и не противуречил. Мы поцеловались горячо, искренно -- и таким образом всё было между нами решено.

Глава 13. «Арест».

Старик был тронут. "Ох, батюшка ты мой Петр Андреич! -- отвечал он.-- Хоть раненько задумал ты жениться, да зато Марья Ивановна такая добрая барышня, что грех и пропустить оказию. Ин быть по-твоему! Провожу ее, ангела божия, и рабски буду доносить твоим родителям, что такой невесте не надобно и приданого".

На другой день утром пришел я к Марье Ивановне. Я сообщил ей свои предположения. Она признала их благоразумие и тотчас со мною согласилась. Отряд Зурина должен был выступить из города в тот же день. Нечего было медлить. Я тут же расстался с Марьей Ивановной, поручив ее Савельичу и дав ей письмо к моим родителям. Марья Ивановна заплакала. "Прощайте, Петр Андреич! -- сказала она тихим голосом.-- Придется ли нам увидаться или нет, бог один это знает; но век не забуду вас; до могилы ты один останешься в моем сердце".

Портрет. Внешний облик, как он дан автором и в восприятии

других персонажей

Отношение к герою других
персонажей

Семья, полученное воспитание

Отношение к герою других
персонажей

Отношение к герою других
персонажей

Черты характера

Поступки и мотивы поведения,

8 группа

Глава 14. «Суд».

   Я хотел было продолжать, как начал, и объяснить мою связь с Марьей Ивановной так же искренно, как и всё прочее. Но вдруг почувствовал непреодолимое отвращение. Мне пришло в голову, что если назову ее, то комиссия потребует ее к ответу; и мысль впутать имя ее между гнусными изветами злодеев и ее самую привести на очную с ними ставку -- эта ужасная мысль так меня поразила, что я замялся и спутался. 

 

  Марья Ивановна принята была моими родителями с тем искренним радушием, которое отличало людей старого века. Они видели благодать божию в том, что имели случай приютить и обласкать бедную сироту. Вскоре они к ней искренно привязались, потому что нельзя было ее узнать и не полюбить. Моя любовь уже не казалась батюшке пустою блажью; а матушка только того и желала, чтоб ее Петруша женился на милой капитанской дочке.

   Слух о моем аресте поразил всё мое семейство. Марья Ивановна так просто рассказала моим родителям о странном знакомстве моем с Пугачевым, что оно не только не беспокоило их, но еще заставляло часто смеяться от чистого сердца. Батюшка не хотел верить, чтобы я мог быть замешан в гнусном бунте, коего цель была ниспровержение престола и истребление дворянского рода. Он строго допросил Савельича. Дядька не утаил, что барин бывал в гостях у Емельки Пугачева и что-де злодей его таки жаловал; но клялся, что ни о какой измене он и не слыхивал. Старики успокоились и с нетерпением стали ждать благоприятных вестей. Марья Ивановна сильно была встревожена, но молчала, ибо в высшей степени была одарена скромностию и осторожностию. 

Марья Ивановна мучилась более всех. Будучи уверена, что я мог оправдаться, когда бы только захотел, она догадывалась об истине и почитала себя виновницею моего несчастия. Она скрывала от всех свои слезы и страдания и между тем непрестанно думала о средствах, как бы меня спасти.

   Однажды вечером батюшка сидел на диване, перевертывая листы Придворного календаря; но мысли его были далеко, и чтение не производило над ним обыкновенного своего действия. Он насвистывал старинный марш. Матушка молча вязала шерстяную фуфайку, и слезы изредка капали на ее работу. Вдруг Марья Ивановна, тут же сидевшая за работой, объявила, что необходимость ее заставляет ехать в Петербург и что она просит дать ей способ отправиться. Матушка очень огорчилась. "Зачем тебе в Петербург? -- сказала она.-- Неужто, Марья Ивановна, хочешь и ты нас покинуть?" Марья Ивановна отвечала, что вся будущая судьба ее зависит от этого путешествия, что она едет искать покровительства и помощи у сильных людей, как дочь человека, пострадавшего за свою верность.

  Марья Ивановна встала и почтительно ее благодарила. Всё в неизвестной даме невольно привлекало сердце и внушало доверенность. Марья Ивановна вынула из кармана сложенную бумагу и подала ее незнакомой своей покровительнице, которая стала читать ее про себя.

   Сначала она читала с видом внимательным и благосклонным; но вдруг лицо ее переменилось,-- и Марья Ивановна, следовавшая глазами за всеми ее движениями, испугалась строгому выражению этого лица, за минуту столь приятному и спокойному.

   -- Вы просите за Гринева? -- сказала дама с холодным видом.-- Императрица не может его простить. Он пристал к самозванцу не из невежества и легковерия, но как безнравственный и вредный негодяй.

   -- Ах, неправда! -- вскрикнула Марья Ивановна.

   -- Как неправда! -- возразила дама, вся вспыхнув.

   -- Неправда, ей-богу, неправда! Я знаю всё, я всё вам расскажу. Он для одной меня подвергался всему, что постигло его. И если он не оправдался перед судом, то разве потому только, что не хотел запутать меня.-- 

Марья Ивановна приняла письмо дрожащею рукою и, заплакав, упала к ногам императрицы, которая подняла ее и поцеловала. Государыня разговорилась с нею. "Знаю, что вы не богаты,-- сказала она;-- но я в долгу перед дочерью капитана Миронова. Не беспокойтесь о будущем. Я беру на себя устроить ваше состояние".

В тот же день Марья Ивановна, не полюбопытствовав взглянуть на Петербург, обратно поехала в деревню...

В Симбирской губернии.-- В тридцати верстах от *** находится село  , принадлежащее десятерым помещикам. В одном из барских флигелей показывают собственноручное письмо Екатерины II за стеклом и в рамке. Оно писано к отцу Петра Андреевича и содержит оправдание его сына и похвалы уму и сердцу дочери капитана Миронова.

Поступки и мотивы поведения,

Отношение к герою других
персонажей

Черты характера

Поступки и мотивы поведения,

Черты характера

Поступки и мотивы поведения,

Черты характера

Поступки и мотивы поведения,

Отношение к герою других
персонажей

4. Формы организации учебной деятельности этапа,  на котором используется прием (парная, работа в малых группах, фронтальная).

Мною предложен урок, дающий учащимся возможность понять отличие тезисов и аргументов друг от друга и необходимость их взаимосвязи при создании текстов-рассуждений.

Приёмы работы

  • анализ текста романа «Капитанская дочка» (устный и письменный);
  • выбор необходимых фрагментов;
  • составление плана, рабочих материалов;

-установка на определенную речевую ситуацию (т.е. уточнение задачи адресата, обстоятельств высказывания

Урок идёт в форме фронтальной беседы, в ходе которой отчитываются группы, формулируются тезисы, т.е. идёт проговаривание будущих фрагментов сочинений учащихся. Фактически домашнее задание выполняется устно в ходе урока. Остаётся только записать то, о чём говорили в классе и сделать необходимые выводы.

«Интрига урока»- вопрос для наблюдательных: Как рождается любовь?

Список использованной литературы.

  1. 1.Методические ресурсы дистанционного курса обучения.
  2. http://az.lib.ru/p/pushkin_a_s/text_0430.shtml  текст романа «Капитанская дочка».
  3. «План характеристики литературного героя» см. форзац ученической  тетради «Литература».

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс

Подготовка к написанию сочинения по русскому языку. 11 класс...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

«Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс

Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»Т: Подбор материала к сочинениюФорма: Практическая работаЦель: подготовка к с...

Методическая разработка "Литературная викторина в рамках декады русского языка и литературы". 6 класс.

Литературная викторина в рамках декады русского языка и литературы. 6 класс. 2017\2018 учебный год1.Презентация2.Почетные грамоты участникам3.Сертификаты победителям....

Выступление на семинаре Районного методического объединения учителей русского языка и литературы.Мастер-класс "Приемы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы"

«Приёмы технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы» Цели мастер-класса: • Продемонстрировать некоторые методические приемы личностно- ориентированной техноло...

Методическая разработка Подготовка к итоговому сочинению по русскому языку "Семь шагов к успеху"

quot;По тому, как человек говорит, мы сразу и легко можем судить о том, с кем мы имеем дело. Мы мое определить степень интеллектуальности человека",- утвердал Д.С.Лихачев.Вот и часть С по  ...