Главные вкладки

    «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  Занятие факультатива 11 класс
    презентация к уроку по литературе (11 класс) на тему

    Микитюк Лариса Геннадьевна

    Практическое занятие факультатива «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»

    Т: Подбор материала к сочинению

    Форма: Практическая работа

    Цель: подготовка к сочинению, компоновка материала сочинения.

    Задачи:

    Рассмотреть проблему «Взаимоотношения человека и природы»

    Выявить два пути взаимоотношений: любование природой, конфликт с природой

    Подобрать произведения, соответствующие проблеме, вспомнить авторов произведений

    Повторить теорию литературы ( жанры)

    Поработать над лексикой ( синонимия)

    Поработать над ИВС ( эпитеты)

    Поработать над композицией сочинения : эпиграф, план.

     

    ( индивидуально - по вариантам Вступление, в парах отбор материала к основной части, вместе Заключение)

     

    —  I. Природа и человек.

    —  II. Природа в творчестве русских писателей

    —  1……………..

    —  2……………..

    —  III. Роль природы в жизни писателей и читателей

    Домашнее задание

     

                    

     

     

     

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл fakultativ.docx20.15 КБ
    Файл fakultativ.pptx769.26 КБ

    Предварительный просмотр:

    «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»  (слайд 1)

    Т: Подбор материала к сочинению. Практическая работа (слайд 2)

    Проблема:  «Взаимоотношения человека и природы» тематическое направление - Человек и природа в отечественной и мировой литературе Задание :1.  Истолкуйте значение слова «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ»

    2.Какие бывают взаимоотношения человека и природы?

    3.Где мы можем наблюдать такие разные отношения человека и природы? ( просмотр слайдов 3-6)

    Каково настроение? Хочется слиться с природой? (слайд 7)

    ( просмотр слайдов 9-11)

    Каково настроение? Хочется слиться с природой? (слайд 12)

    Отражаются ли поднятые сегодня проблемы в литературе? (слайд 13)

    Установите соответствие «Произведение - автор», укажите жанры произведений (слайд 14)

    • «Зимний вечер»
    • «Бежин луг»
    • «Прощание с Матёрой»
    • «Царь- рыба»
    • «Весенняя гроза»
    • «Кавказ»
    • «Белая берёза»

    • М.Ю. Лермонтов
    • А.С. Пушкин
    • В.П. Астафьев
    • Ф.И. Тютчев
    • В. Г.Распутин
    • С.Есенин
    • И.С. Тургенев

    Практическая работа по направлению «Человек и природа в отечественной и мировой литературе» ( Взаимоотношения человека и природы)(слайд 15)

    • Выберите тему, по которой бы вам хотелось написать сочинение в жанре эссе:
    • 1. Человек- гость природы.
    • 2. Поклонись природе, человек!
    • 3. Природа- источник вдохновения…
    • 4. Взаимоотношения человека и природы.
    • 5. Чем дорога природа человеку?

    Работа над эпиграфом ( слайд 16)

    В очарованье русского пейзажа

    есть подлинная радость, но она

    открыта не для каждого и даже

    не каждому художнику видна

               (Н. Заболотский)

    Поют деревья, блещут воды,

    Любовью воздух растворен,

    И мир, цветущий мир природы,

    Избытком жизни упоен.

                  (Ф. И. Тютчев) 

    Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души.(И.А.Бунин)

    Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит.

               ( Ф. Энгельс)

    Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов.

               (Генрих Гейне)

    Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы.

              (Д. Писарев) 

    Работа над планом (слайд 17)

    • I. Природа и человек.
    • II. Природа в творчестве русских писателей
    • 1……………..
    • 2……………..
    • III. Роль природы в жизни писателей и читателей

    Работа с синонимами (слайд 18)

    • Подберите синонимы к словам: «поэт», «писатель»-
    • Подберите синонимы к словам: «стихотворение, поэма»-

       «рассказ, повесть, роман»-

    • Подберите синонимы к слову «век»-

    Работа с ИВС (слайд 19)

    • Подберите эпитеты к словам:
    • Произведение
    • Автор
    • Образ
    • Сюжет
    • Конфликт
    • Финал

    Практическая работа (слайд 20)

    •  Написать вступление на тему «Взаимосвязь человека и природы» приёмом «вопрос» - I вариант;

    приёмом «именительный темы»- Iiвариант-

     3 минуты

    • 2. Сделать выборку из предложенного материала для основной части- ( в парах – 5 минут)
    • 3. Поделимся набранным материалом
    • 4. Как бы вы закончили сочинение?

    Д.З. Написать черновик сочинения (слайд 21)

    • Проверить со словарём
    • Переписать в чистовик

    Поделимся наработками (слайд 22)

    • «Недаром помнит вся Россия…»  (о русских, советских писателях)
    • Вопросы, заданные человечеству войной ( о войне)
    • Чем люди живы? ( о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия ) 


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Т: Подбор материала к сочинению Практическая работа «Особенности написания сочинения по русскому языку и литературе: что писать и как писать»

    Слайд 2

    Взаимоотношения человека и природы ( Человек и природа в отечественной и мировой литературе) Истолкуйте значение слова «ВЗАИМООТНОШЕНИЯ» Какие бывают взаимоотношения человека и природы? Где мы можем наблюдать такие разные отношения человека и природы?

    Слайд 7

    Каково настроение? Хочется слиться с природой? ???

    Слайд 12

    Каково настроение? Хочется слиться с природой? ???

    Слайд 13

    Отражаются ли поднятые сегодня проблемы в литературе?

    Слайд 14

    Произведение Автор «Зимний вечер» « Бежин луг» «Прощание с Матёрой» «Царь- рыба» «Весенняя гроза» «Кавказ» «Белая берёза» М.Ю. Лермонтов А.С. Пушкин В.П. Астафьев Ф.И. Тютчев В. Г.Распутин С.А.Есенин И.С. Тургенев Установите соответствие «Произведение - автор», укажите жанры произведений.

    Слайд 15

    Практическая работа по направлению « Человек и природа в отечественной и мировой литературе» Рассмотрите формулировки тем, могут ли они быть использованы по направлению «Человек и природа в отечественной литературе»? 1. Человек- гость природы. 2. Поклонись природе, человек! 3. Природа- источник вдохновения… 4. Взаимоотношения человека и природы. 5. Чем дорога природа человеку? Какая из предложенных тем шире? Почему?

    Слайд 16

    Работа над эпиграфом В очарованье русского пейзажа есть подлинная радость, но она открыта не для каждого и даже не каждому художнику видна (Н. Заболотский ) Поют деревья, блещут воды, Любовью воздух растворен, И мир, цветущий мир природы, Избытком жизни упоен. (Ф. И. Тютчев) Я пишу о красоте - всё равно, в чём бы она ни была, и даю читателю с природой часть своей души.(И.А.Бунин) Не будем... слишком обольщаться нашими победами над природой. За каждую такую победу она нам мстит. ( Ф. Энгельс) Как великий художник, природа умеет и с небольшими средствами достигать великих эффектов. (Генрих Гейне) Великая книга природы открыта перед всеми, и в этой великой книге до сих пор... прочтены только первые страницы. (Д. Писарев)

    Слайд 17

    Работа над планом I . Природа и человек. II . Природа в творчестве русских писателей 1…………….. 2…………….. III . Роль природы в жизни писателей и читателей

    Слайд 18

    Работа с синонимами Подберите синонимы к словам: «поэт», «писатель»- Подберите синонимы к словам: «стихотворение, поэма»- «рассказ, повесть, роман»- Подберите синонимы к слову «век»-

    Слайд 19

    Работа с ИВС Подберите эпитеты к словам: Произведение Автор Образ Сюжет Конфликт Финал

    Слайд 20

    Практическая работа 1. Написать вступление на тему «Взаимосвязь человека и природы» приёмом «вопрос» - I вариант; приёмом «именительный темы»- I I вариант- 3 минуты 2. Сделать выборку из предложенного материала для основной части- ( в парах – 5 минут) 3. Поделимся набранным материалом 4. Как бы вы закончили сочинение?

    Слайд 21

    Д.З. Написать черновик сочинения Проверить со словарём Переписать в чистовик

    Слайд 22

    Поделимся наработками «Недаром помнит вся Россия…» (о русских, советских писателях) Вопросы, заданные человечеству войной ( о войне) Чем люди живы? ( о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия )


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа по русскому языку и литературе для учащихся с психофизическими особенностями в развитии 7 класса

    Данная программа является рабочей и составлена на основе типовой программы под редакцией И.М.Бгажноковой. Авторы программы Н.Г.Галунчикова и др.Данная программа является рабочей и составл...

    Рабочие программы по русскому языку и литературе для НПО и СПО

    Рабочие программы по русскому языку и литературе , разработанные на основе ФГОС для СПО и НПО....

    Урок подготовки к домашнему сочинению по русскому языку и литературе в 9 классе. «Характеристика литературного героя. Марья Ивановна Миронова.» (По роману А.С.Пушкина «Капитанская дочка»).

    Очень часто говорится о том, что наши ученики, выполняя задание С по русскому языку на ЕГЭ, показали неумение приводить аргументы. Сейчас многие учителя ищут пути решения данной проблемы. Предлагаю ва...

    Программы по русскому языку и литературе для 5 и 7 классов

    Представлены разработанные программы по русскому языку и литературе для 5 и 7 классов...

    Рабочая программа 2015-2-16 учебный год по русскому языку и литературе для 7 и 11 кл.

    Рабочая программа по литературе и русскому языку для 7 класса и 11 класса на 2015-2016 учебный год...

    Выступление на муниципальных педагогических чтениях на тему "Роль внеклассной работы по русскому языку и литературе в формировании и развитии грамотной речи учащихся и воспитании нравственной личности"

    В данном выступлении делюсь опытом работы по формированию грамотной речи учащихся и воспитанию нравственной личности. К выступлению составлена презентация....

    Интегрированный тест по русскому языку и литературе (Жизнь и творчество М.Е.Салтыкова-Щедрина, 10 класс)

    Интегрированный тест, предложенный учащимся после изучения в 10 классе творчества М.Е.Салтыкова-Щедрина, позволит учителю проверить и оценить знания учащихся как по русскому языку (орфография), так и ...