Главные вкладки

    материалы для подготовки к ЕГЭ. Итоговое сочинение. Задание 25 «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»
    план-конспект урока по русскому языку (11 класс) на тему

    Пивоварова Валентина Петровна

    Этот материал поможет при подготовки к сочинению в формате ЕГЭ

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Опорный конспект «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»

    группа №1

    1) Формулировка проблемы

    Какие проблемы, по вашему мнению, поднимает в данном тексте Б.М.Бим-Бад? Запишите ваши варианты, предварительно обсудив в группе

    Речевые клише для выступления:

    - В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

    - Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

    - Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    2) Комментарий проблемы

    Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

    !!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии

    Составьте комментарий по проблеме, используя данную заготовку

    Комментарий П 1 

    Автор рассуждает о проблеме__________________________. В наши дни она является очень актуальной, потому что во время своего общения мы встречаемся с различными людьми. Важно сделать правильный выбор и остаться с теми, чьи взгляды на жизнь и мысли являются благородными.

    Автор обращает наше внимание на то, настоящая_____________________.  Он пишет, что ________________ идет вместе с __________________________, поэтому оно стало востребовано в современном мире.

    3) Позиция автора

    Сформулируйте позицию автора, используя (не используя) клише

    Речевые клише:

    - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

    - Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

    Позиция автора П1________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    4) Формулирование собственного мнения

    Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    1)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

    2)Нельзя не согласиться с автором в том, что…В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…

    3) Я разделяю точку зрения автора и так же убежден, что…

    Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    2)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

    5) Доказательство собственной точки зрения

    Литературный аргумент 1 «Диалог Понтия Пилата и Иешуа»

    В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.

    В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «…»Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. «…»Оставалось это продиктовать секретарю.

    Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.

    – Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. «…»

    – В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

    – На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся.

    Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

    – И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – тут Пилат вскричал: – Вывести конвой с балкона! – и, повернувшись к секретарю, добавил: – Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.

    – И настанет царство истины?

    – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.

    – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

    – Игемон...

    – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.

    Вопросы к тексту.

    - Какими предстают перед нами эти герои?

    - Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?

    -Как раскрывается душевное состояние героев?

    - Почему, как вы думаете, избитый, слабый физически Иешуа выходит победителем? В чем его сила? Почему слаб Понтий Пилат?

    -Раскройте символико-мифологическое значение образа ласточки в данном эпизоде.

    Примечания

    Иешуа 27 лет - бродячий философ.

    Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.

    Первый аргумент:

    В этом произведении

    ..Главный герой…

    Второй аргумент:

    Проблему добра и зла,  человеческой силы и слабости  пытался разрешить и…

    !!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца

    6) Заключение

    В  последней части сочинения необходимо подвести итог рассуждениям, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

    7) Рефлексия

    Понравился ли вам урок?

    Что нового вы для себя взяли?

    Воспользуетесь ли вы составленным аргументом, если проблема экзаменационного текста будет подобной?

    8)  Домашнее задание

     Дописать сочинение по тексту



    Предварительный просмотр:

    Опорный конспект «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»

    группа №1

    1) Формулировка проблемы

    Какие проблемы, по вашему мнению, поднимает в данном тексте Б.М.Бим-Бад? Запишите ваши варианты, предварительно обсудив в группе

    Речевые клише для выступления:

    - В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

    - Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

    - Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    2) Комментарий проблемы

    Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

    !!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии

    Составьте комментарий по проблеме, используя данную заготовку

    Комментарий П 1 

    Автор рассуждает о проблеме__________________________. В наши дни она является очень актуальной, потому что во время своего общения мы встречаемся с различными людьми. Важно сделать правильный выбор и остаться с теми, чьи взгляды на жизнь и мысли являются благородными.

    Автор обращает наше внимание на то, настоящая_____________________.  Он пишет, что ________________ идет вместе с __________________________, поэтому оно стало востребовано в современном мире.

    3) Позиция автора

    Сформулируйте позицию автора, используя (не используя) клише

    Речевые клише:

    - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

    - Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

    Позиция автора П1________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    4) Формулирование собственного мнения

    Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    1)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

    2)Нельзя не согласиться с автором в том, что…В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…

    3) Я разделяю точку зрения автора и так же убежден, что…

    Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    2)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

    5) Доказательство собственной точки зрения

    Литературный аргумент 1 «Диалог Понтия Пилата и Иешуа»

    В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.

    В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «…»Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. «…»Оставалось это продиктовать секретарю.

    Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.

    – Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. «…»

    – В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

    – На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся.

    Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

    – И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – тут Пилат вскричал: – Вывести конвой с балкона! – и, повернувшись к секретарю, добавил: – Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.

    – И настанет царство истины?

    – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.

    – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

    – Игемон...

    – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.

    Вопросы к тексту.

    - Какими предстают перед нами эти герои?

    - Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?

    -Как раскрывается душевное состояние героев?

    - Почему, как вы думаете, избитый, слабый физически Иешуа выходит победителем? В чем его сила? Почему слаб Понтий Пилат?

    -Раскройте символико-мифологическое значение образа ласточки в данном эпизоде.

    Примечания

    Иешуа 27 лет - бродячий философ.

    Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.

    Первый аргумент:

    В этом произведении

    ..Главный герой…

    Второй аргумент:

    Проблему добра и зла,  человеческой силы и слабости  пытался разрешить и…

    !!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца

    6) Заключение

    В  последней части сочинения необходимо подвести итог рассуждениям, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

    7) Рефлексия

    Понравился ли вам урок?

    Что нового вы для себя взяли?

    Воспользуетесь ли вы составленным аргументом, если проблема экзаменационного текста будет подобной?

    8)  Домашнее задание

     Дописать сочинение по тексту



    Предварительный просмотр:

    Опорный конспект «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»

    группа №2

    1) Формулировка проблемы

    Перед вами 4 проблемы текста. Действительно ли это так? Найдите подтверждение в тексте.

    Речевые клише для выступления:

    - В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

    - Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

    - Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

    Подтверждением моей точки зрения служат предложения

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    2) Комментарий проблемы

    Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

    !!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии

    Составьте комментарий по проблеме, используя данную заготовку

    Комментарий П 1 

    Автор рассуждает о проблеме__________________________. В наши дни она является очень актуальной, потому что во время своего общения мы встречаемся с различными людьми. Важно сделать правильный выбор и остаться с теми, чьи взгляды на жизнь и мысли являются благородными.

    Автор обращает наше внимание на то, настоящая_____________________.  Он пишет, что ________________ идет вместе с __________________________, поэтому оно стало востребовано в современном мире.

    3) Позиция автора

    Сформулируйте позицию автора, используя (не используя) клише

    Речевые клише:

    - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

    - Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

    Позиция автора П1________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    4) Формулирование собственного мнения

    Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    1)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

    2)Нельзя не согласиться с автором в том, что…В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…

    3) Я разделяю точку зрения автора и так же убежден, что…

    Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    2)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

    5) Доказательство собственной точки зрения

    Литературный аргумент 1 «Диалог Понтия Пилата и Иешуа»

    В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.

    В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «…»Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. «…»Оставалось это продиктовать секретарю.

    Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.

    – Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. «…»

    – В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

    – На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся.

    Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

    – И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – тут Пилат вскричал: – Вывести конвой с балкона! – и, повернувшись к секретарю, добавил: – Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.

    – И настанет царство истины?

    – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.

    – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

    – Игемон...

    – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.

    Вопросы к тексту.

    - Какими предстают перед нами эти герои?

    - Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?

    -Как раскрывается душевное состояние героев?

    - Почему, как вы думаете, избитый, слабый физически Иешуа выходит победителем? В чем его сила? Почему слаб Понтий Пилат?

    -Раскройте символико-мифологическое значение образа ласточки в данном эпизоде.

    Примечания

    Иешуа 27 лет - бродячий философ.

    Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.

    Первый аргумент:

    В этом произведении

    ..Главный герой…

    Второй аргумент:

    Проблему добра и зла,  человеческой силы и слабости  пытался разрешить и…

    !!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца

    6) Заключение

    В  последней части сочинения необходимо подвести итог рассуждениям, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

    7) Домашнее задание

     Дописать сочинение по тексту



    Предварительный просмотр:

    Тема урока:  Итоговое сочинение. Задание 25

    Ход урока «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате

    ЕГЭ»

    1. Добрый день!

     Сегодня мы с вами будем готовиться к сочинению по русскому языку в формате ЕГЭ.

    - Уважаемые обучающиеся, давайте настроимся на позитив. Посмотрите в глаза своему соседу по парте и мысленно пожелайте ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.  На сегодняшнем  уроке мы будем работать с текстом, чтобы быть готовыми выполнить задание 25 и получить максимально 24 балла. Эта работа актуальна, ведь экзамен не за горами. Кстати, напомните мне, что от нас требует это самое задание 25.

    - Как вы думаете, какие задачи мы с вами будем решать, чтобы прийти к цели урока?

    (ответы учащихся) Открыть слайд 2

    - Давайте еще раз повторим, в какой последовательности надо писать сочинение, на какие вопросы особо обратить внимание. В этом нам поможет видео-урок (1)

    В задании 25 от нас требуется четко сформулировать одну из проблем, поставленных автором текста. Давайте вспомним, что такое проблема и как ее находить. Обратимся к презентации. (до 6 слайда)

    - На нашем занятии мы будем работать с текстом известного российского педагога, доктора педагогических наук, профессора Бориса Михайловича Бим-Бада (слайд 6)

    -Давайте прочитаем текст. Он есть у вас в папках, которые помогут вам в ходе урока.

    Какое впечатление он на вас произвел?

    На каких моментах нашей жизни заостряет внимание автор?

    Теперь поработаем в группах

    1 группа. 5 минут

    1. Какие проблемы, по вашему мнению, поднимает в данном тексте Б.М.Бим-Бад? Запишите свои варианты

    2. Обсудите полученное и дайте окончательный вариант.

    1) Формулировка проблемы

    Речевые клише:

    - В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

    - Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

    - Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    2 группа.

    Перед вами 4 проблемы текста. Действительно ли это так? Найдите подтверждение в тексте.

    Проблема 1  Предложения 1,2, первая часть пр.4

    Проблема 2  Предложения 6,11

    Проблема 3  Предложения 14,18

    Проблема 4  Предложения 25,27

    3 группа.

    Сформулируйте проблемы текста по каждой позиции автора.

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    Проверка выполненной работы 1 гр, 3гр и 2гр.

    1) Проблемы выявлены. (слайд 7)

    3. Сегодня мы будем строить свою работу по 1 проблеме. Попробуем ее прокомментировать. Вспомним, что такое комментарий.( слайд 9) Предлагаю вам составить комментарии, используя заготовки в ваших папках.

    2) Комментарий проблемы

    Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

    !!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии

    Комментарий П1 

    Автор рассуждает о проблеме__________________________. В наши дни она является очень актуальной, потому что во время своего общения мы встречаемся с различными людьми. Важно сделать правильный выбор и остаться с теми, чьи взгляды на жизнь и мысли являются благородными.

    Автор обращает наше внимание на то, настоящая_____________________.  Он пишет, что ________________ идет вместе с __________________________, поэтому оно стало востребовано в современном мире.

    Проверка составленного

    4. Следуя плану сочинения, нам необходимо сформулировать позицию автора. Что это такое? (слайд10). Попробуем выявить авторскую позицию по проблеме (группа 3)

    Работа в группах по речевым клише.

    3) Позиция автора

    Речевые клише:

    - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

    - Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

    Позиция автора П1________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    - Ну что ж. Мы дружно поработали. Прочитаем полученные варианты. (от1 группы к третьей)

    Еще один вариант я выведу на экран (слайд 11)

    5. Физкультминутка

    6. Далее по плану идет наша точка зрения, наше видение решение проблемы. Мы должны выразить свое согласие (несогласие) с точкой зрения автора и объяснить свою позицию.

    4) Формулирование собственного мнения

    Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    1)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

    Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    2)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

    7. Мы сегодня выработаем  свою точку зрения на первую проблему текста.

    Для ее формирования я хочу обратиться к экранизации великого романа 20 века. Это фильм талантливого режиссера, нашего современника Владимира Бортко. Мой выбор не случаен, ведь 2016год – это год кино (слайд12). Итак, просмотрим эпизод из фильма «Мастер и Маргарита» по роману  М.А.Булгакова. (просмотр эпизода)

    Вопросы

    Что поразило вас во время просмотра? На что обращает наше внимание режиссер? Кто, по вашему мнению, сильный, а кто слабый на допросе? Почему?

    8. Это видение режиссера, его интерпретация. А теперь обратимся к первоисточнику. У вас на столах лежит отрывок из романа. Прочитаем его и побеседуем. Какие детали, по мнению Булгакова, важны, но они не взяты режиссером?

    5) Доказательство собственной точки зрения

    Литературный аргумент 1 «Диалог Понтия Пилата и Иешуа»

    В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.

    В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «…»Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. «…»Оставалось это продиктовать секретарю.

    Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.

    – Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. «…»

    – В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

    – На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся.

    Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

    – И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – тут Пилат вскричал: – Вывести конвой с балкона! – и, повернувшись к секретарю, добавил: – Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.

    – И настанет царство истины?

    – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.

    – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

    – Игемон...

    – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.

    Вопросы к тексту.

    - Какими предстают перед нами эти герои?

    - Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?

    -Как раскрывается душевное состояние героев?

    - Почему, как вы думаете, избитый, слабый физически Иешуа выходит победителем? В чем его сила? Почему слаб Понтий Пилат?

    - Что имел в виду Иешуа, говоря, что все люди добрые? Какое слово на ваш взгляд, здесь нужно выделить?

    - Да, злых людей нет. Или ты человек добрый, или ты – не человек.

    - Как вы думаете, кого больше, добрых или злых людей?

    - Когда у Понтия Пилата прошла головная боль, он мечтает о том, что будет все время проводить с Иешуа.

    Но почему все случилось по-другому?

    - Когда игемону дали еще один свиток, где Иешуа обвинялся в оскорблении великого кесаря, Пилат спросил, что он думает о власти. Иешуа сказал, что «всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины, где вообще не будет надобна никакая власть».

    -Почему Пилат подписал смертный приговор Иешуа?

    - Пилат струсил, испугался великого кесаря, императора Тиверия. Он говорит: «Или ты думаешь, что я готов занять твое место?»

    -Раскройте символико-мифологическое значение образа ласточки в данном эпизоде.

    Иешуа- спасение

    Почему ласточка покинула Пилата?

    Примечания

    Иешуа 27 лет - бродячий философ.

    Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.

    9. Составим по прочитанному и увиденному первый аргумент.


    .. Вспомним судьбу Иешуа Га-Ноцри из романа М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». На допросе у прокуратора герой, избитый, слабый физически, проявил себя действительно сильным человеком. Эта сила была в его убеждениях, в его вере в человека, в то, что все люди добры и великодушны. Понтий Пилат не понимает, почему Иешуа не отступается от своих слов даже ради освобождения, жизни. В этом его слабость. Недаром он переходит на крик, пытаясь таким образом обелить себя, когда посылает на смерть невинного человека.

    Для того, чтобы написать второй аргумент, обратимся к нашей копилке. Она лежит у вас на столах. Какое, по вашему мнению, произведение нам расскажет о человеческой силе (слабости)?

    1.Проблема человеческой силы и слабости волновала также М. Горького. По мнению писателя, один лишь холодный ум без молодого сердца не дает человеку истинной силы. Таков Ларра — герой первой легенды рассказа «Старуха Изергиль». Недаром его отец — орел — житель холодных вершин. Гордости, уверенности в своем превосходстве недостаточно для счастья. Это не сила Ларры, а его слабость. В понимании Горького лишь горячая любовь к людям, к своему делу, к родной земле дает человеку твердость в жизненных испытаниях. Данко, жертвующий собой ради других, сильнее Ларры.

        В связи с этим возникает важнейший вопрос: как действительно сильный человек относится к окружающим? Это один из основных вопросов, ответ на который не дает вся мировая литература. Позиция Горького здесь ясна. Кажущаяся сила Ларры, которому люди якобы не нужны, не выдерживает испытания одиночеством.

    2 Я согласна с позицией автора, поскольку считаю, что чем сильнее человек, тем меньше власти над его рассудком имеют его страхи и желания. И хотя порой даже самые достойные люди могут проявить себя не с самой лучшей своей стороны, они, тем не менее, найдут в себе силы для того, чтобы не терять своего достоинства в глазах окружающих, в то время как для слабых людей низкие поступки – норма жизни. 

    Примером сильного и благородного человека может служить Пьер Безухов, герой романа Л.Н. Толстого «Война и мир». Его детская непосредственность, доброта, искренняя улыбка плохо вписывались в стандарты поведения в светском обществе. Пьер никогда не позволял себе лицемерия или притворства. Даже огромное наследство, полученное им от его отца, нисколько не изменило его характера. И хотя вокруг Пьера было много коварных и лживых людей, которые пользовались его щедростью и порядочностью, (например, его первая жена, жившая с любовником в его собственном доме, члены масонской ложи, уговорившие его стать масоном только для того, чтобы иметь возможность пользоваться его деньгами) он всегда оставался благородным и великодушным человеком, чем привлек к себе в итоге внимание и любовь других достойных людей (таких как Андрей Болконский, Наташа Ростова), во многом благодаря которым он смог найти себя и приобрести понимание того, в чём состоял смысл его жизни. 

    3. Бим-Бад в своем тексте поднимает проблему человеческой силы и слабости.

    Эта проблема относится к разряду нравственных и была актуальна во все времена.

    По мнению автора, сила духа выражается в великодушии и благородстве, а слабость – в агрессии и стремлении разрушать.

    Я согласна с позицией автора, так как считаю, что сильного человека отличает высокая нравственность, самоотверженность и честность, а слабого – зависть, злоба, лицемерие и надменность.

             В романе «Два капитана» Вениамина Каверина мы встречаемся с подлостью и коварством Миши Ромашова. Среди совершенных им низостей особенно выделяется предательство своего друга Саши Григорьева, которого он бросил с тяжелыми ранениями в лесу, на оккупированной фашистами территории, отобрав документы и оружие. Более того Ромашов соврал Кате Татариновой, возлюбленной Саши, что пытался его спасти.

             Ярким примером благородного человека может послужить героиня романа-эпопеи «Война и мир» Л.Н. Толстого княжна Марья Болконская, которая обладает несокрушимой внутренней силой и четкими нравственными ориентирами. Благородство ее души выражается в самопожертвовании, бескорыстной любви к окружающим.

             Таким образом, великодушие и благородство – неотъемлемые черты сильного человека. Слабому же человеку присуща агрессивность, жестокость и подлость.

    10. Заключение

    Благородство и великодушие – это те качества, которыми всегда обладают сильные люди. Чем большей силой обладает человек, тем меньше страхов угнетают его и тем меньше у него желание добиваться своего любой ценой. Поэтому такие люди вызывают уважение и доверие.

    10. Рефлексия.

     - Как вы оцениваете свою работу на уроке?

    - Что  вы вынесли для себя с сегодняшнего урока?

    10. Домашнее задание: дописать сочинение, добавив аргумент и заключение.



    Предварительный просмотр:

    Опорный конспект «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»

    группа №3

    1) Формулировка проблемы

    Сформулируйте проблемы текста, исходя из позиций автора

    Речевые клише для выступления:

    - В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

    - Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

    - Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    2) Комментарий проблемы

    Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

    !!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии

    Составьте комментарий по проблеме, используя данную заготовку

    Комментарий П 1 

    Автор рассуждает о проблеме__________________________. В наши дни она является очень актуальной, потому что во время своего общения мы встречаемся с различными людьми. Важно сделать правильный выбор и остаться с теми, чьи взгляды на жизнь и мысли являются благородными.

    Автор обращает наше внимание на то, настоящая_____________________.  Он пишет, что ________________ идет вместе с __________________________, поэтому оно стало востребовано в современном мире.

    3) Позиция автора

    Сформулируйте позицию автора, используя (не используя) клише

    Речевые клише:

    - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

    - Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

    Позиция автора П1________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    ________________________________________________________________________________________________

    4) Формулирование собственного мнения

    Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    1)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

    2)Нельзя не согласиться с автором в том, что…В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…

    3) Я разделяю точку зрения автора и так же убежден, что…

    Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    2)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

    5) Доказательство собственной точки зрения

    Литературный аргумент 1 «Диалог Понтия Пилата и Иешуа»

    В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.

    В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «…»Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. «…»Оставалось это продиктовать секретарю.

    Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.

    – Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. «…»

    – В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

    – На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся.

    Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

    – И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – тут Пилат вскричал: – Вывести конвой с балкона! – и, повернувшись к секретарю, добавил: – Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.

    – И настанет царство истины?

    – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.

    – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

    – Игемон...

    – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.

    Вопросы к тексту.

    - Какими предстают перед нами эти герои?

    - Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?

    -Как раскрывается душевное состояние героев?

    - Почему, как вы думаете, избитый, слабый физически Иешуа выходит победителем? В чем его сила? Почему слаб Понтий Пилат?

    -Раскройте символико-мифологическое значение образа ласточки в данном эпизоде.

    Примечания

    Иешуа 27 лет - бродячий философ.

    Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.

    Первый аргумент:

    В этом произведении

    ..Главный герой…

    Второй аргумент:

    Проблему добра и зла,  человеческой силы и слабости  пытался разрешить и…

    !!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца

    6) Заключение

    В  последней части сочинения необходимо подвести итог рассуждениям, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

    7) Домашнее задание

    Дописать сочинение по тексту



    Предварительный просмотр:

    Опорный конспект «Подготовка к написанию сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ»

    1)Формулировка проблемы

    Речевые клише:

    - В своем тексте писатель Ф.И.О. рассматривает (поднимает, затрагивает, обращает внимание читателей на) проблему (чего?)…

    - Текс писателя Ф.И.О. заставил меня задуматься над проблемой (чего?)…

    - Сложная, серьезная, актуальная важная, злободневная, острая, философская проблема.

    Проблема 1__________________________________________________________

    Проблема 2__________________________________________________________

    Проблема 3__________________________________________________________

    Проблема 4__________________________________________________________

    2) Комментарий проблемы

    Комментарий  – рассуждения пишущего по поводу выделенной проблемы.

    !!! Комментарий – это не пересказ, не цитирование, а анализ   постижения авторской логики в раскрытии

    Комментарий П1 

    Автор рассуждает о проблеме__________________________. В наши дни она является очень актуальной, потому что во время своего общения мы встречаемся с различными людьми. Важно сделать правильный выбор и остаться с теми, чьи взгляды на жизнь и мысли являются благородными.

    Автор обращает наше внимание на то, настоящая_____________________.  Он пишет, что ________________ идет вместе с __________________________, поэтому оно стало востребовано в современном мире.

    Комментарий П2

    Автор обращает наше внимание на то, что «ремесло спасения естественным образом фильтрует людей». Человек, ____________________________________________, должен иметь не только_________ профессиональные _____________________________________________________________, но и обладать ____________________________________________, чтобы приносить реальную помощь.

    Комментарий П3

    Размышляя над данной проблемой, автор разделяет мнение Конфуция, что «________________________________________________________». Б.М.Бим-Бад приводит нас к выводу о том, что в человеке надо воспитывать _________________________, ибо «избавление от дурных манер и наклонностей» нацелено на ______________________________ человека.

    Комментарий П4

    Размышляя над___________________, член Российской академии образования Б.Бим-Бад акцентирует__________________________, что именно ___________________________________победит, несмотря «____________________________». Своими рассуждениями автор убеждает нас в том, что торжество _____________________________________________________________________________.

    3) Позиция автора

    Речевые клише:

    - Позиция автора данного текста довольно ясна и раскрывается в следующем предложении: «…». Ф.И.О. убежден: …

    - Автор текста не выражает прямо свою точку зрения относительно поднятой проблемы, но исподволь подводит читателя к мысли о том, что…

    Позиция автора П1________________________________________________________________________________

    Позиция автора П2________________________________________________________________________________

    Позиция автора П3________________________________________________________________________________

    Позиция автора П4________________________________________________________________________________

    4) Формулирование собственного мнения

    Согласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    1)Я согласен с автором данного текста в том, что…. Именно об этом неоднократно говорили в своих произведениях  русские писатели. Вспомним судьбу главного героя романа…

    2)Нельзя не согласиться с автором в том, что…В этом нас убеждают и примеры из произведений русской классики. Вспомним роман (повесть, рассказ)…

    3) Я разделяю точку зрения автора и так же убежден, что…

    Несогласие с точкой зрения автора исходного текста можно выразить, используя следующие речевые клише:

    2)В целом доводы автора достаточно убедительны, однако я не вполне согласен с тем, что…. Готов объяснить свою точку зрения.

    5) Доказательство собственной точки зрения

    Литературный аргумент 1 «Диалог Понтия Пилата и Иешуа»

    В это время в колоннаду стремительно влетела ласточка, сделала под золотым потолком круг, снизилась, чуть не задела острым крылом лица медной статуи в нише и скрылась за капителью колонны. Быть может, ей пришла мысль, вить там гнездо.

    В течение ее полета в светлой теперь и легкой голове прокуратора сложилась формула. Она была такова: игемон разобрал дело бродячего философа Иешуа по кличке Га-Ноцри, и состава преступления в нем не нашел. «…»Вследствие этого смертный приговор Га-Ноцри, вынесенный Малым Синедрионом, прокуратор не утверждает. «…»Оставалось это продиктовать секретарю.

    Крылья ласточки фыркнули над самой головой игемона, птица метнулась к чаше фонтана и вылетела на волю. Прокуратор поднял глаза на арестанта и увидел, что возле того столбом загорелась пыль.

    – Слушай, Га-Ноцри, – заговорил прокуратор, глядя на Иешуа как-то странно: лицо прокуратора было грозно, но глаза тревожны, – ты когда-либо говорил что-нибудь о великом кесаре? Отвечай! Говорил?.. Или... не... говорил? – Пилат протянул слово «не» несколько больше, чем это полагается на суде, и послал Иешуа в своем взгляде какую-то мысль, которую как бы хотел внушить арестанту. «…»

    – В числе прочего я говорил, – рассказывал арестант, – что всякая власть является насилием над людьми и что настанет время, когда не будет власти ни кесарей, ни какой-либо иной власти. Человек перейдет в царство истины и справедливости, где вообще не будет надобна никакая власть.

    – На свете не было, нет и не будет никогда более великой и прекрасной для людей власти, чем власть императора Тиверия! – сорванный и больной голос Пилата разросся.

    Прокуратор с ненавистью почему-то глядел на секретаря и конвой.

    – И не тебе, безумный преступник, рассуждать о ней! – тут Пилат вскричал: – Вывести конвой с балкона! – и, повернувшись к секретарю, добавил: – Оставьте меня с преступником наедине, здесь государственное дело.

    – И настанет царство истины?

    – Настанет, игемон, – убежденно ответил Иешуа.

    – Оно никогда не настанет! – вдруг закричал Пилат таким страшным голосом, что Иешуа отшатнулся.

    – Игемон...

    – Молчать! – вскричал Пилат и бешеным взором проводил ласточку, опять впорхнувшую на балкон.

    Вопросы к тексту.

    - Какими предстают перед нами эти герои?

    - Какова речь героев? Что мы узнаём о них из неё?

    -Как раскрывается душевное состояние героев?

    - Почему, как вы думаете, избитый, слабый физически Иешуа выходит победителем? В чем его сила? Почему слаб Понтий Пилат?

    -Раскройте символико-мифологическое значение образа ласточки в данном эпизоде.

    Примечания

    Иешуа 27 лет - бродячий философ.

    Понтий Пилат – прокуратор Иудеи, обладающий неограниченной властью.

    Первый аргумент:

    В этом произведении

    ..Главный герой…

    Второй аргумент:

    Проблему добра и зла,  человеческой силы и слабости  пытался разрешить и…

    !!! Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца

    6) Заключение

    В  последней части сочинения необходимо подвести итог рассуждениям, обобщить информацию, содержащуюся в сочинении.

    7) Дописать сочинение по тексту


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к написанию сочинения задание 25

    Материал содержит сценарий урока-эксперимента, в ходе которого ученики примеряют на себя роль экспертов по проверке ЕГЭ по русскому языку, тем самым снимается психологический дискомфорт перед экзамено...

    Тексты для подготовки к написанию сочинения (задание 25) на ЕГЭ по русскому языку

    Материал содержит 13 текстов, предназначенных для тренировки написания сочинения (задания 25) на ЕГЭ по русскому языку....

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮ ИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯ В 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

    МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПОДГОТОВКЕ К НАПИСАНИЮИТОГОВОГО СОЧИНЕНИЯВ 2016/2017 УЧЕБНОМ ГОДУДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКАИ ЛИТЕРАТУРЫ...

    Подготовка к написанию сочинения в формате ЕГЭ. Примерный образец сочинения.

    Данный материал может помочь в подготовке к написанию сочинения на ЕГЭ. Тема его не совсем стандартна, она относится, скорее, к категории нравственно- эстетических и может вызвать некоторые затруднени...

    Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

    Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...