Главные вкладки

    Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)
    план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

    Егорова Ирина Борисовна

    Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл konspekt_uroka_po_tekstu_yu.bondareva_krasota.docx32.59 КБ

    Предварительный просмотр:

    Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

    учителя русского языка и литературы МБОУ СОШ №64

    г. Нижний Тагил

    Егоровой Ирины Борисовны

    Тема: урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание № 26).

     Цель урока:

    1. Продолжать учить десятиклассников формулировать и комментировать проблему текста;  выявлять и излагать позицию автора;  делать вывод о соответствии приведенных высказываний содержанию текста.

    2. В процессе анализа текста обучать учащихся способам мыслительно -         - речевой деятельности, необходимым для создания вторичного текста на основе исходного;

    3. Содействовать развитию коммуникативной,  языковой,  познавательной компетенций. 

    Оборудование:  мультимедийная презентация, распечатанный текст

     Ю. Т. Бондарева для каждого ученика,  индивидуальная  папка учащегося  «Подготовка  к ЕГЭ по русскому языку»(анализ текста и написание сочинения).

                                                        Ход урока

    1.Организационный момент.

    Введение.

    Погружение

    2.Учитель: Ребята, на доске вы видите 3 варианта лингвистической  метафоры на слово «Текст».

     Словарная работа

    ? Что такое метафора?

    Согласен- не согласен (перенос значения с одного понятия на другое на основе условного сходства).

     Давайте прочтем эти тексты

    (Чтение про себя, а затем вслух).

      « Текст – это песня. Песня состоит из мелодий, образующих вместе неповторимый причудливый рисунок. Мелодии состоят из нот. Ноты в музыке похожи на слова в тексте: они могут менять свой смысл в зависимости от того, каким образом переплетены между собой. Сама по себе нота не несет никакого настроения. Но когда ноты соединяются в мелодию, они становятся проводниками чувства и мысли. А когда из мелодии составляется песня, тут уже каждая нота приобретает красоту, звучание и особый смысл».

    «Текст – это многоэтажный жилой дом. Дом состоит из этажей. Этажей много, но каждый этаж тесно связан с предыдущим и последующим. Основная мысль соединяет предложения текста, как лифт в доме соединяет этажи. На каждом этаже есть квартиры. Это слова в предложениях. В каждой квартире есть жильцы – где один, а где несколько. Также и в слове может быть одно или несколько значений».

    «Со словом текст у меня возникает ассоциация с парфюмом.

     Каждый аромат имеет что-то свое, неповторимое, также и текст.

     После ознакомления с ароматом одному человеку он нравится, а другому нет.

     Каждый чувствует в этом запахе какую-то особую нотку.

    Аромат состоит из разных компонентов, составляющих единое целое.

    Также и текст: для его создания требуется множество ингредиентов, умение их сочетать».

    ? Какие  интересные  скрытые  сравнения: яркие,  эмоциональные, индивидуальные, но в то же время у этих трех текстов есть  общие признаки

    Назовите их (Ответы учащихся)

    - единство темы

    -информативность

    -связность

    -содержательная и структурная завершённость;

     -в тексте выражается отношение автора к сообщаемому (авторская установка).

    3.Постановка учебной цели урока

    Ребята, сегодня нам предстоит работа по подготовке к написанию сочинения по тексту писателя Ю. Т. Бондарева  «Красота» с учётом требований к заданию с развёрнутым ответом ЕГЭ по русскому языку. Прежде, чем вы приступите к работе , давайте откроем папку по подготовке к экзамену и вспомним этапы работы с текстом.

    Работа с памяткой

     Памятка ПО НАПИСАНИЮ СОЧИНЕНИЯ НА ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

       .Прочитайте текст медленно, вдумчиво, осознанно.

    • Сформулируйте (кратко!) тему : о чём (о ком) этот текст? Запишите тему. Например: текст о милосердии, о бережном отношении к природе, о роли книги в жизни человека. Если текст имеет заглавие, определите, каково соответствие (прямое, переносное, опосредованное) заглавия теме.
    • Изучите графическое оформление текста: количество абзацев и их объём. Особое внимание обратите на слова, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
    • Определите главное в каждой микротеме (в абзаце), обратив внимание на ключевые слова (как правило, это повторяющиеся слова). Определите для себя функциональный стиль и тип речи текста.

    Чтение текста с остановками

    Однажды я представил, что земля наша, этот сказочный цветущий сад вселенной со всеми его закатами, восходами, свежими утра ми и звездными ночами, студеным холодом и жарким солнцем, со всем его светом, прохладной тенью, июльской радугой, летними и осенними туманами, дождями, белым снегом, — представил, что наша земля непоправимо осиротела. Вообразите: на ней более нет человека — и глухая пустота шуршит в каменных коридорах городов, в траве диких полей, и безмолвие не нарушается ни звуком голоса, ни смехом, ни криком отчаяния.

    В этом полном безлюдье, в ледяной тишине прекрасная земля наша сразу же потеряла бы свой высочайший смысл быть кораблем человека в мировом пространстве, и вмиг утратилась, исчезла бы ее красота. Ибо нет человека — и красота не может отразиться в нем, в его сознании, и быть оцененной им. Для кого она? Для чего она?

    Красота не может познать самое себя, как это может сделать изощренная мысль, утонченный разум. Красота в красоте и для красоты бессмысленна, нелепа, мертва, так же, как, в сущности, и разум для разума.

    Красоте необходимо зеркало, нужен мудрый ценитель, добрый или восхищенный созерцатель. Ведь ощущение красоты — это ощущение жизни, любви, надежды, мнимая вера в бессмертие, так как прекрасное вызывает у нас желание жить.

    Красота связана с жизнью, жизнь — с любовью, любовь — с человеком. Как только прерываются эти связи, погибает вместе с человеком и красота в природе.

    Книга, написанная последним художником на умершей земле, будь она исполнена гениальнейшей гармонии прекрасного, всего лишь бумажный хлам, мусор. Ведь цель книги — не крик в пустоту, а отражение в душе другого человека, передача мыслей, переселение чувств.

    Все музеи мира, собравшие всю красоту, все шедевры живописи, выглядели бы страшными раскрашенными сараями без присутствия человека в них.

    Красота искусства без человека становится извращенно-безобразнейшей , то есть более невыносимой,  чем безобразие естественное.

                                                                                                            Ю. Бондарев

    Определение стиля текста с обоснованием ответа

    (  публицистический – рассчитан на широкую аудиторию, несет информа-

    цию, воздействует на мысли и чувства читателей).

    Определение темы текста: (размышление  писателя о смысле жизни человека во вселенной).

    Работа с микротемами текста.

    Этап  «сотворчества»

    Работа в парах

     Задание: во всех  абзацах текста подчеркните ключевые слова и  главную мысль каждой микротемы.

    1.Земля осиротела-нет человека-пустота кругом.

    2.Нет человека -и красота  не может быть оцененной им.

    3.Красота без человека бессмысленна.

    4.Красоте нужен мудрый созерцатель.

    5.Красота связана с жизнью человека на Земле.

    6.Красота должна служить человеку.

    7.Красота искусства без человека бессмысленна.

    8.Красота искусства без человека становится невыносимой.

     Проверка записей.

    1-ый ученик в паре читает начало  фразы, 2-ой продолжает ее.

    Исценировка смысловых ситуаций

    Смоделируйте  2 картины по этому тексту:

    1. изобразите начало текста(до слов   « представил себе ,что земля наша непоправимо осиротела…»)

    Учащиеся самостоятельно делают вывод: красота-это ощущение жизни, любви, надежды, всех самых лучших человеческих качеств.

    2.изобразите после слов  «…вообразите: на ней более нет человека…»

    Вывод:

    именно такой будет наша Земля, если человек будет пренебрежительно относиться к окружающей природе

     А теперь определите главную мысль всего текста

    ! Помните, что сформулировать основную мысль без сказуемого невозможно!

    Ответы учащихся:

    Автор подводит нас к выводу о том, без человека красота не имеет никакого смысла

     Задание: сформулируйте проблему (одну из проблем), поставленную(-ых) автором текста Ю. Бондаревым 

     Ответы учащихся:

    1.В центре внимания автора  поставлена проблема взаимосвязи человека и красоты. (Как взаимосвязаны человек и красота?)

    2.Проблема ответственности человека за жизнь на планете Земля.(Как должен относиться человек к Земле, на которой живет?) (Почему люди должны бережно относиться к Земле, на которой живут?)

    2. Прокомментируйте сформулированную проблему исходного текста. 

    ?Что значит «прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста»?

    (Ответы учащихся: комментировать» означает «объяснять, пояснять».

    Помни! Читаем памятку

    Прокомментировать – значит выбрать из текста эпизоды, примеры, цитаты, которые помогают раскрыть проблему текста и пересказать своими словами. Проблемы могут быть:

    • свободно интерпретированы;
    • представлены при изложении собственной точки зрения;
    • процитированы (при этом должны быть использованы небольшие цитаты из предложенного текста).

    - Какие языковые средства выразительности использовал автор  для того, чтобы полнее раскрыть данную проблему, приобщить читателя к проблемам текста?
    Противопоставление «сказочный цветущий  сад» без человека противопоставлен « пустоте, глухоте, безлюдью». Вечность и бесконечное пространство: мрак мироздания, угрожающий океан неизвестности. Использование автором двух несовместимых метафор  вызывают тревогу у читателя за судьбу нашей планеты ,сохранение красоты окружающего мира, искусства, самого человека.

    Метафоры: Бондарев Ю.Т. сравнивает нашу землю с  «цветущим садом», «с кораблем в мировом пространстве» для того, чтобы  напомнить нам о том, что,  от человека зависит вечность и жизнь вселенной, потому что у каждого из нас есть свой выбор: или человек бережет и  украшает окружающий его мир, или разрушает.

    Риторические вопросы..  «Для кого она? Для чего она? Для чего?(Для того, чтобы привлечь внимание к проблеме текста и напомнить нам о том, что красота и человек взаимосвязаны,  «ибо нет человека- и красота не может быть оцененной им»,они  отражают раздумье автора по поднятой в тексте проблеме.
    Многочисленные эпитеты:   «сказочный», »прекрасная», »мудрый»,   «гениальный», »страшные» для того, чтобы напомнить человеку, что путь корабля не бесконечен.

    Повествование перемежается авторскими отступлениями-    оценками, построенными с помощью лексических повторов: 4 микротемы  текста начинаются со слова  «красота »для усиления  воздействия данного текста на читателя.

    3. Определите позицию автора (2—3 предложения). 

    Помни! Читаем памятку

    ! Если проблема текста – это вопрос, то авторская позиция – ответ на этот вопрос.

    4. Объясните свою позицию в отношении поставленной проблемы (4—5 предложений). Напишите , согласны или не согласны вы с точкой зрения автора  текста. Объясните,  почему. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный, читательский опыт, знания.

     Помни! Читаем памятку

     Аргументация – это привидение доказательств, примеров, объяснений для обоснования какой-либо мысли перед слушателями, читателями или собеседниками. Аргументы должны быть правдивыми, доступными, понятными, убедительными, опираться на авторитетные источники.

    В качестве доказательства в сочинении можно использовать примеры из художественной литературы; факты, события из личной жизни и жизни окружающих, ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов, из художественных произведений.

    Аргументы надо приводить в системе (конечный аргумент должен быть самым сильным).

     Своё мнение вы должны высказать корректно. Возможны варианты:

    Позиция автора представляется мне убедительной, потому что…

    Автор прав в том, что…Однако трудно согласиться с тем, что…

    Нельзя не согласиться с автором в том, что…

    Кажется спорной мысль автора в том, что…

    Текст (Ф..И.О. автора) вызвал во мне противоречивые чувства. С одной стороны…с другой стороны…

    Нельзя не заметить авторскую позицию в использованных оценочных словах, сравнительных оборотах, риторических восклицаниях и т.п.

    С автором статьи трудно не согласиться. Действительно, подобные примеры…

    Хочу поддержать точку зрения автора в том, что…

    Интересна позиция автора в тои, что…

    Итоги урока.

     Послушайте притчу и свяжите ее с вашей    сегодняшней    работой.

    В старинном городе жил один мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко за пределами его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И пошел он на луг, поймал бабочку и посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу–ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет -  живая, сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони, и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас всех умнее». Так он и сделал. Поймал бабочку и отправился к мудрецу, спросил: «Какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая?» И тогда мудрец, который был действительно мудрым человеком, ответил:

     ? Как думаете, что ответил мудрец?  

    (Ребята  отвечают на этот вопрос).

     «Все в твоих руках», - ответил мудрец. И все, что касается результатов вашей домашней работы, –написания сочинения по тексту, с которым мы работали на уроке, тоже в ваших руках.

     Д/З - смоделировать вступительную часть сочинения, используя разные приемы: вопросы-стимулы, название, именительный темы. Написать сочинение   по тексту, с которым мы сегодня работали на уроке, в формате ЕГЭ.

     Успехов вам в работе над сочинением!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).

    Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...

    Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")

    Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...

    Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту

    Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...

    Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

    Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...

    Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.

    Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы,  учит  формулировать  и комментировать  проблему прочитанного текста....

    «МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

    В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...