Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Левицкая Светлана Владимировна

Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы,  учит  формулировать  и комментировать  проблему прочитанного текста.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка в 10 классе «Б».

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Основная цель урока – в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы учить формулировать  и комментировать  проблему прочитанного текста.

Задачи урока:

образовательные:

  • актуализировать  понятие «проблема текста»,  виды проблем;
  • формировать умение выявлять проблему текста;
  • формировать умение формулировать проблему;
  • формировать умение комментировать проблему;

развивающие:

  • развитие логического мышления, речи;
  • развитие творческих способностей;

воспитательная:

  • воспитывать интерес и внимательное отношение к русскому языку.

Оборудование: план-конспект, раздаточный материал (карточки с текстами, заданиями).

Тип урока: урок-практикум.

Ход урока.

I. Организационный момент.

        Объявление темы и цели урока.

II. Актуализация знаний.

        Наша задача – в  течение урока тренировать умения выявить проблему текста, формулировать проблему, комментировать ее.

ВСПОМНИТЕ:

-Что такое проблема?

(Проблема (от греч.) – задача, вопрос, требующий исследования, разрешения. Например: проблема сохранения окружающей среды, проблема смысла жизни и т.д.)

        Такие вопросы могут затрагивать разные стороны бытия: устройство мира, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и многие другие.

Запись: Продолжите фразу: проблема может быть важной, ...

(актуальной, серьёзной, спорной, животрепещущей и т.д.)

        Какие выделяют  виды проблем (ПОВТОРЯЕМ): определение записано, а понятие должны назвать ученики

  • философские затрагивают общие особенности развития природы, общества, мышления;
  • социальные касаются устройства и жизни общества;
  • политические связаны с деятельностью государственной власти, партий, общественных групп;
  • экологические отражают взаимодействие человека и природы;
  • нравственные связаны с внутренними духовными качествами, с определенными правилами поведения.

III. Выявление проблемы.

        В некоторых случаях автор сам чётко формулирует проблемный вопрос. Однако экзаменационные тексты призваны проверить сознательное чтение. Поэтому они скорее всего не будут слишком простыми с точки зрения замысла автора. Необходимо будет самостоятельно выявить проблематику текста.

Задание (выполняется на карточках, делаются пометки карандашом): соотнесите темы и проблемы, которые могут быть подняты в текстах (к одной теме может относиться несколько проблем).

Темы                                                             Проблемы

роль книги                                                    проблема сохранения человеческого достоинства

музей                                                             проблема отношения человека к природе

язык                                                               проблема исторической памяти

природа                                                         проблема патриотизма

война                                                             проблема нравственного воспитания

честь и достоинство                                     проблема экологии языка

спор, дискуссия                                            проблема общения

человек, любящий свою родину                 экологическая проблема

                                                                        проблема сохранения духовного наследия

                                                                        проблема бережного отношения к языку

                                                                        проблема мужества

                                                                        проблема сохранения чести и достоинства

                                                                        проблема этики, хороших манер

        Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. – это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо идеи, рассматриваемой автором. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

        Используйте КЛИШЕ!

Автором проблема может быть

  • затронута
  • поднята
  • сформулирована
  • исследована
  • проанализирована
  • поставлена
  • изложена
  • рассмотрена
  • выдвинута

– Проблему текста следует не только выявить, но и грамотно сформулировать. Есть разные способы формулировки:

  • проблема какая (в виде повествовательного предложения): автор размышляет над проблемой воспитания; текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой выбора профессии;
  • формулировка в виде вопроса (кстати, проблема и есть вопрос, требующий решения): каким должно быть правильное воспитание ребёнка? чем должен руководствоваться человек, выбирая профессию?
  • сочетание слова «проблема» с существительным в родительном падеже (проблема чего?): проблема воспитания детей; проблема выбора профессии.

IV. Формулирование проблемы.

Задание: прочитайте текст.

Пробочное воспитание.

        В семье Сверла радостное событие: сын родился.

        Родители не налюбуются отпрыском, соседи смотрят – удивляются: вылитый отец!

        И назвали сына Штопором.

        Время идёт, крепнет Штопор, мужает. Ему бы настоящее дело изучить, на металле себя попробовать (Сверла ведь все – потомственные металлисты), да родители не дают: молод ещё, пусть сперва на чём-нибудь мягоньком поучится.

        Носит отец домой пробки – специальные пробки, – и на них учится Штопор сверлильному мастерству.

        Вот так и воспитывается сын Сверла – на пробках. Когда же приходит пора и пробуют дать ему чего-нибудь потверже (посверли, мол, уже научился) – куда там! Штопор и слушать не хочет! Начинает сам для себя пробки искать, к бутылкам присматриваться.

        Удивляются старые Сверла: и как это их сын от рук отбился?

(Ф. Кривин)

– Кого мы узнаём в олицетворенных образах неодушевлённых предметов?

(Мы узнаём родителей, которые из лучших побуждений оберегают сына от жизненных трудностей, но таким образом только балуют его, превращая в лентяя, не приспособленного к серьёзному труду и самостоятельной жизни.)

– Какую проблему ставит перед читателем писатель Феликс Кривин?

(Воспитание молодого поколения.)

– Какие вопросы волнуют автора?

(Как следует воспитывать детей? Почему дети порой становятся избалованными, не приспособленными к жизни?)

Перед вами формулировки проблем к тексту Ф.Кривина «Пробочное воспитание», предложенные учащимися. Найдите и отметьте верные.

2,4,5,7,8,10

V. Составление комментария к выдвинутой проблеме текста.

Комментарий предполагает, что вы, опираясь на понимание проблемы, даете различного рода интерпретации, отвечая на вопросы:

- К какому виду проблем принадлежит эта проблема?

- Актуальна ли эта проблема в наши дни?

- Как часто сталкиваемся мы с данной проблемой?

- Почему эта проблема привлекла внимание автора?

- Какой аспект этой проблемы рассматривается автором?

Обратите внимание на типовые конструкции, которые вы можете использовать для комментирования проблемы. (Карточка!)

 Попробуйте прокомментировать проблему, сформулированную в тексте Феликса Кривина «Пробочное воспитание».

Прослушивание 3-4 вариантов работ.

Феликс Кривин поднимает проблему становления личности. Это вечный  вопрос нравственного плана, характерный для любой эпохи. Многое в формировании человека зависит от родителей. Писатель, используя иносказание, проводит аналогию между людьми и неодушевленными предметами: Сверла – это  чересчур заботливые родители, которые оберегают своего ребенка (Штопор) от серьезной работы. Как показывает автор, в результате такого воспитания сын вырастает избалованным, не приспособленным к труду. Не могу не согласиться с позицией автора! Действительно, ребенок, воспитанный подобно родителями Штопора, и во взрослой жизни будет вести себя так же: если за него делают все другие, зачем напрягаться?

VI. Итоги урока. Выставление оценок.

        Какие вопросы мы с вами рассмотрели на сегодняшнем уроке?

        И последнее, что вы должны запомнить: надо быть очень внимательными при выявлении проблемы текста. Неправильно выделенная проблема ставит под удар содержание всего сочинения!

Домашнее задание: Выделить, сформулировать и прокомментировать проблему, оформить все это в виде сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).

Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...

Готовимся к ЕГЭ. Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту (Н.В. Гоголь "Значение болезней")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; 3)Продолжить р...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту

Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...

Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...