Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) по теме

Ларикова Ирина Евгеньевна

Цель урока:

1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова;

2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;

3)Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста;  определение позиции автора по отношению к данной проблеме;

4)Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Лицей «Школа менеджеров»

План-конспект урока по теме

«Подготовка к написанию

сочинения-рассуждения  по тексту С.Львова «О сострадании…»

Аудитория: учащиеся 10-11 классов

Урок разработан учителем русского языка и литературы высшей квалификационной категории

Лариковой Ириной Евгеньевной

Тульская область, г.Новомосковск, 2010

Цель урока:

  1. Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова;
  2. Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме;
  3. Продолжить работу по формированию навыка смыслового анализа текста: формулировка проблемы, поставленной автором прочитанного текста;  определение позиции автора по отношению к данной проблеме;
  4. Продолжить подготовку к государственной (итоговой) аттестации (часть С ЕГЭ).

Задачи урока:

Научить и научиться:

- определять тему и проблематику текста и формулировать их;

- выделять наиболее значимые (ведущие) проблемы текста;

- комментировать поставленную проблему;

- определять позицию автора и формулировать ее;

- излагать собственную позицию с привлечением двух аргументов.

Ход урока

1. Вступление, целеполагание.

Цель сегодняшнего урока не только познакомиться с предложенным текстом, но и

 продолжить  подготовку к написанию сочинения по предложенному тексту на ЕГЭ.

Результатом урока станет сочинение по прочитанному тексту С. Львова «О сострадании».

2. Читаем текст:

(1) Сострадание – активный помощник.

(2) Но как быть с теми, кто не видит, не слышит, не чувствует, когда больно и плохо другому? (3) постороннему, какими они считают всех, кроме себя, да, может быть, своей семьи, к которой, впрочем, тоже часто равнодушны. (4) Как помочь и тем, кто страдает от равнодушия, и самим равнодушным?

(5) С самого детства воспитывать – прежде всего самого себя - так, чтобы отзываться на чужую беду и спешить на помощь тому, кто в беде. (6) И ни в жизни, ни в педагогике, ни в искусстве не считать сочувствие размагничивающей чувствительностью, чуждой нам сентиментальностью.

(7) Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (8) Людям, такой способностью наделёнными или тревожно ощутившим в себе недостаток её, людям, воспитавшим в себе талант доброты, тем, кто умеет превращать сочувствие в содействие, живется труднее , чем бесчувственным.  (9) И беспокойнее. (10) Но их совесть чиста. (11) У них, как правило, вырастают хорошие дети. (12) Их, как правило, уважают окружающие. (13) Но даже если правило это нарушится и окружающие их не поймут, а дети обманут их надежды, они не отступят от своей нравственной позиции.

(14) … кажется, что им хорошо. (15) Они-де наделены броней, которая защищает их от ненужных волнений и лишних забот. (16) Но это им только кажется, не наделены они, а обделены. (17) Рано или поздно – как аукнется, так и откликнется!

(18) На мою долю недавно выпало счастье познакомиться со  старым мудрым врачом. (19) Он нередко появляется в своем отделении в выходные дни и в праздники, не по экстренной необходимости, а по душевной потребности. (20) Он разговаривает с больными не только об их болезни, но и на сложные жизненные темы. (21) он умеет вселить в них надежду и бодрость. (22) Многолетние наблюдения показали ему, что человек, который никому никогда не сочувствовал, ничьим страданиям не сопереживал, очутившись перед собственной бедой оказывается неготовым к ней. (23) Жалким и беспомощным встречает он такое испытание. (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К Ому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности.

3. Анализ текста. Подготовка к написанию сочинения.

1. Как вы считаете, о чем текст? Какова его тема?

Текст о сострадании, сочувствии, о необходимости воспитывать в себе с самого детства эти качества, о таланте доброты, о чуткости человеческой души.

2. Каково лексическое значение слов «сострадание», «сочувствие»? Давайте обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова.

Сочувствие – 1) Отзывчивое, участливое отношение к переживаниям, несчастью других. С. чужому горю. 2) Одобрительное, благожелательное отношение. Наше предложение вызвало общее с.(сл.Ожегова)

Сострадание – жалость, сочувствие, вызываемые страданием , несчастьем другого человека. (Сл. Ожегова)

3. А вот что говорят о сострадании, сочувствии выдающиеся люди. Какие из перечисленных афоризмов отражают тему и проблематику текста?

Сострадание есть горе о чужом несчастье.

                                                        (Цицерон)

Сострадание – основа всей морали.

                                                       (Артур Шопенгауэр)

Истинное страдание начинается только тогда, когда, поставив себя на место страдающего, испытываешь действительно страдание.

                                                        (Л.Н. Толстой)

Сострадание есть высочайшая форма человеческого существования.

                                                        (Ф.М. Достоевский)

Сострадание сродни душевной болезни.

                                                        (Джордж Бернард Шоу)

Сострадание – это естественное чувство, которое, умеряя в каждом индивиде себялюбия, способствует взаимному сохранению всего рода.

                                                         (Жан Жак Руссо)

Кто ни разумом, ни страданием не склоняется к подаянию помощи другим, тот справедливо называется бесчеловечным.

                                                           (Спиноза)

4. В каком стиле написан текст? Каковы его особенности?

Текст написан в публицистическом стиле речи. Цель автора текста – побудить читателя к размышлению,  к заочному диалогу о необходимости в жизни каждого человека сострадания, сочувствия, о необходимости воспитания в себе этих качеств, о душевной чуткости человека. Вследствие этого автор использует и экспрессивно-окрашенную лексику, и вопросительные предложения, и изобразительно-выразительные средства (эпитеты, метафоры) средства синтаксической выразительности: парцелляцию, т.е. выделение части предложения в отдельное предложение(8,9,10 пр-ния, 24, 25. 26, 27), ряды однородных членов , сравнительные обороты (особенно яркое сравнение в 32 предложении). К текстовым особенностям можно отнести

1) небольшие по объему предложения,

2) абзацное членение подчинено целям воздействия, 13 и 23 предложения выделены в отдельные абзацы.

5. Каков жанр этого текста? Докажите.

Этот текст относится к очерку. Очерк – это жанр, в котором автор открыто излагает свои мысли, связанные с тем, что является темой или проблемой очерка. Это небольшое произведение, содержащее описание жизненных событий. В очерке очень сильны элементы художественности, которые выражаются не только в использовании тропов и стилистических фигур, но и в образе автора, который может быть, как и в нашем случае, действующим лицом.

6. Что вы можете сказать о типе речи? Определите его признаки.

Ведущим типом речи, конечно же, является рассуждение, т.к. текст относится к публицистическому стилю.1 – 5 и 7 абзацы относятся к рассуждению с характерной для него композицией тезис-аргументы-вывод:

  

В роли вступления в тексте «работает» цепочка  вопросов. Таким способом автор указывает проблему, нацеливает на обсуждение важного вопроса. Вслед за  вопросами автор четко ставит задачу, используя глаголы, побуждает к действию, прибегает к сравнению.

Но автор не ограничивается этим – он дает конкретный совет, рекомендации, своеобразный рецепт «как жить».

Заключением служат два вывода – авторские приговоры:

 (24) Эгоизм, черствость, равнодушие, бессердечность жестоко мстят за себя. (25) Слепым страхом. (26) Одиночеством. (27) Запоздалым раскаянием.

(28) Одно из самых важных человеческих чувств – сочувствие. (29) И пусть оно не остается просто сочувствием, а станет действием. (30) Содействием. (31) К тому, кто в нем нуждается, кому плохо, хотя он молчит, надо приходить на помощь, не ожидая зова. (32) Нет радиоприемника более сильного и чуткого, чем человеческая душа. (33) Если ее настроить на волну высокой человечности

7. Давайте вспомним алгоритм выполнения части С:

  1. Выявить, сформулировать и прокомментировать одну из проблем текста (основную).
  2. Определить и сформулировать позицию автора.
  3. Сформулировать собственное отношение к поставленной проблеме.
  4. Подобрать аргументы, подтверждающие собственную позицию (не менее двух).

8.  Каким образом можно сформулировать заявленную автором проблему? Какие речевые обороты нам могут помочь в формулировке проблемы?

Проблему можно сформулировать двумя способами:

1) автор поднимает проблему … чего?...сочувствия, сострадания, необходимости воспитания в себе этих душевных качеств.

2) второй путь формулировки проблемы – это постановка проблемных вопросов.

 

Сформулируйте главную проблему

1) проблема воспитания сострадания (можно ли воспитать чувство сострадания?);

2) наличие или отсутствие у человека способности к сочувствию (как влияет на жизнь человека обладание способностью к сочувствию или отсутствие у него такой способности?);

3) взаимосвязь сочувствия и активной помощи человеку (каким должно быть настоящее сочувствие?).

Речевые обороты-помощники:

Автор может …

  1. Коснуться какой-либо проблемы.
  2. Уделить внимание какой-либо проблеме.
  3. Над какой-либо проблемой думать, работать.
  4. Какая-либо проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения.
  5. Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить какую-либо проблему. 

9. Как можно прокомментировать поставленную автором проблему? Какие возможные пути комментария существуют?

С одной стороны, комментарий проблемы предполагает рассуждение о ее актуальности, исторических корнях, спорности ответов и решений; о том,  кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой, как ее рассматривали, пытались решить другие авторы; есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской, и т.д.  В этом случае

  1. насколько актуальна проблема;
  2. кому и  в  каких ситуациях   приходится   сталкиваться   с подобной   проблемой;
  3. какова «история вопроса»;
  4. как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы;
  5. есть ли по этому вопросу иная точка зрения, не совпадающая с авторской.

С другой стороны,  комментарий проблемы исходного текста предполагает своего рода анализ этого текста, обращение к особенностям его композиции, к использованным автором стилистическим приемам и изобразительным средствам: именно здесь ученик получает возможность продемонстрировать свое умение понять особенности как содержания, так и формы исходного текста, те приемы, которые помогают автору обозначить проблему ярко и эмоционально, подчеркнуть ее значимость, а затем – и выразить свое авторское отношение к ней.

  1. указать на выделенные автором разные аспекты проблемы;
  2. обратить внимание на композицию текста, способствующую прояснению авторской позиции;
  3. отметить изобразительные средства и синтаксические фигуры, помогающие автору выразить свою мысль ярко и эмоционально

10. Что такое «авторская позиция»? Что вы можете сказать о ней?

Позиция автора - это основная мысль текста, то, что мы привыкли называть «идеей».

Авторская позиция очень четко сформулирована. И С.Львов  говорит о ней с общечеловеческих позиций: автор считает, что талант доброты, сочувствия необходимо воспитывать в человеке с детства. И начинать надо с себя. Автор уверен, что человек, который никогда никому не сострадал, оказывается незащищенным перед собственными бедами и может остаться в одиночестве, и наоборот, у человека, обладающего способностью к сочувствию, умеющего понять боль другого человека и услышать его безмолвную просьбу о помощи, вырастают хорошие дети, его «уважают окружающие».

11. Каково значение слов «аргументация»,  «аргумент»? Какими бывают аргументы?

Аргументация – это «совокупность доводов, аргументов, достаточных для доказательства чего-либо» (Толковый словарь русского языка).

Аргумент – это «довод, основание, приводимые в доказательство чего-либо». Аргументы бывают сильные и слабые, логические и эмоциональные, за и против.

Сильные аргументы:

  1. Факты, события.
  2. Выводы науки (теории, гипотезы, аксиомы).
  3. Статистические данные.
  4. Свидетельства очевидцев.
  5. Ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений.
  6. Пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа.
  7. Общественное мнение, отражающее общепринятые нормы.

Нередко в качестве сильных аргументов используются ссылки на авторитетных людей, цитаты из их трудов и произведений, а также пословицы и поговорки, отражающие народную мудрость, опыт народа. Не менее убедительным будет и обращение к Библии, ее мотивам и сюжетам, определяющим, как правило, общечеловеческие ценности, отражающим  общепринятые нормы общественной жизни. Однако следует помнить, что любая неточность в цитате и тем более в фамилии и даже в инициалах ее автора считается ошибкой в фоновом материале (критерий оценивания  К-12) и влечет за собой потерю 1 балла, поэтому цитировать нужно осторожно и лучше не пользоваться кавычками, а давать цитату в своем – по возможности точном – пересказе.

 Аргументация будет более убедительной, если аргументы иллюстрировать примерами (из жизни или литературы). Иногда яркий пример может заменить аргумент

12. Опираясь на свой читательский и жизненный опыт, изложите собственное мнение по проблеме. Какие аргументы вы можете привести?

Сострадание – вечное чувство, и примеров от глубокой древности до современности великое множество:

- сострадание мотивировало русских женщин в военное время выхаживать не только русских солдат, но и врагов;

- сострадание мотивировало людей бросаться на помощь чужим людям во время стихийных бедствий;

- сострадание, восприимчивость к чужой боли подвигало людей в августе 2008 года, во время агрессии Грузии против Южной Осетии, помогать беженцам с осетинской стороны;

- императрица Екатерина II милует Гринева из-за сострадания к чистой любви Маши  Мироновой; из-за сострадания Гринев дарит заячий тулупчик замерзающему в буран незнакомцу-проводнику

- именно сострадание сподвигло Соню Мармеладову отправиться вслед за Родионом Раскольниковым на каторгу; не зря фраза Достоевского о том, что сострадание есть высочайшая форма человеческого существования, стала ключевой в творчестве Достоевского. Все творчество Ф.М. Достоевского пропитано состраданием, СОСТРАДАНИЕМ с большой буквы.

                                                       

- Способность к состраданию, восприимчивость к чужой боли, душевная чуткость сделали Наташу Ростову любимой героиней Л.Н. Толстого. Вспомним хотя бы некоторые моменты романа-эпопеи:

1) Наташа, ни секунды не колеблясь, скидывает все вещи, собранные семьей, чтобы бежать из Москвы, которую  скоро займут французские войска, с подвод и отдает подводы раненым солдатам;

2) именно сострадание к князю Андрею,  подвигает Наташу ухаживать за ним, несмотря на  то что отношения между ними переживают стадию расставания;

3)  за душевную чуткость, за способность сочувствовать, сопереживать, испытывать действительно страдание, по словам Л.Н. Толстого, поставив себя на место страдающего, и полюбил Пьер Безухов Наташу.

13. Домашнее задание: написать сочинение по прочитанному тексту

При подготовке урока использована следующая литература:

  1. Е.В. Жуковская, статья «Работа с текстами разного стиля при подготовке к ЕГЭ», газета «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября», №5- 2008.
  2. Л. Корчагина, «Анализ письма пятнадцатого «Про зависть…» Д.С. Лихачева», газета «Русский язык» (приложение к газете «Первое сентября»), № 14-2007.
  3. С.И. Львова, И.П. Цыбулько, ЕГЭ 2011. Русский язык. Сборник заданий, М.: Эксмо, 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту в формате ЕГЭ ( часть С).

Ни для кого не является секретом, что наибольшую трудность для учащихся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку представляет написание сочинения по предложенному тексту. В данной методической раз...

Готовимся к ЕГЭ. Подготовка к написанию сочинения по предложенному тексту (Н.В. Гоголь "Значение болезней")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи по определенной теме; 3)Продолжить р...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту

Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...

Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы,  учит  формулировать  и комментировать  проблему прочитанного текста....

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ...

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...