«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ. НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ. СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»
методическая разработка (11 класс) на тему

Пугачева Елена Геннадьевна

В  данной работе подробно рассматривается методика написания сочинения по прочитанному тексту при подготовке к ЕГЭ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл struktura_sochineniya.docx124.2 КБ

Предварительный просмотр:

ГБОУ МО ЦЕНТР «АРИАДНА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ.

НАПИСАНИЕ СОЧИНЕНИЯ ПО ПРОЧИТАННОМ ТЕКСТУ.

СТРУКТУРА СОЧИНЕНИЯ»

Составил:

учитель Пугачева Е. Г.

Октябрьский 2017

Для успешного прохождения ЕГЭ по русскому языку учащемуся необходимо набрать минимум 36 баллов для поступления в вуз и 24 балла для получения аттестата. При этом контрольно- измерительные материалы состоят из 24 тестовых заданий и сочинения по прочитанному тексту. Поэтому на уроках русского языка необходимо особое внимание уделять работе над сочинением.

    Сочинение по прочитанному тексту – это творческая работа, которая не только проверяет умение понять и проанализировать содержание предложенного текста, но и выявляет общий культурный уровень учащегося. На экзамене предстоит разобраться в позиции автора, а затем аргументированно сформулировать собственное мнение по одной из проблем текста. Минимальный объём работы — 150 слов. Практика показывает, что оптимальное сочинение состоит из 250–350 слов. Желательно не использовать больше 350 слов хотя бы из-за того, что может возрасти количество ошибок. Рекомендуемое время для написания сочинения 90 минут. ( 210 минут длительность всего экзамена)

Критерии оценивания сочинения.

Каждый ученик должен чётко представлять, что от него требуется на экзамене. Первое, что нужно знать, это критерии, которыми следует пользоваться при написании сочинения, при проверке текста, при рецензировании и редактировании.

Максимальное количество баллов за всю работу – 24.

Работа оценивается по 12 критериям.

  • К1. Формулировка проблемы — 1.
  • К2. Комментарий к проблеме — 3.
  • К3. Отражение позиции автора — 1.
  • К4. Аргументация — 3.
  • К5. Смысловая цельность (логические ошибки, деление на абзацы) — 2.
  • К6. Точность и выразительность речи — 2.
  • К7. Орфография — 3.
  • К8. Пунктуация — 3.
  • К9. Грамматические ошибки — 2.
  • К10. Речевые ошибки — 2.
  • К11. Соблюдение этических норм — 1.
  • К12. Фактологическая точность — 1.

 При оценке грамотности (К7–К10) следует учитывать объём сочинения.
   1. Указанные в таблице нормы оценивания разработаны для сочинения объёмом в 150–300 слов.
   2. Если в сочинении менее 70 слов, то такая работа не засчитывается и оценивается 0 баллов, задание считается невыполненным.

   При оценке сочинения объёмом от 70 до 150 слов число допустимых ошибок четырёх видов (К7–К10) уменьшается

Схема построения сочинения

Сочинение-рассуждение по прочитанному тексту должно быть написано по следующей схеме:

Каждый пункт из схемы сочинения необходимо раскрывать в отдельном абзаце. Если вступление короткое и тесно связано с формулировкой проблемы, то пункты 1 и 2 можно объединить в один абзац. Таким образом сочинение должно содержать 6-7 абзацев.

1.ВСТУПЛЕНИЕ К СОЧИНЕНИЮ

Вступление может

  • вводить тему текста
  • сообщать об основной проблеме текста  
  • определять круг проблем, затронутых автором
  • быть основанием для объяснения основной проблемы
  • содержать сведения об авторе текста или о своеобразии художественного мира автора текста
  •  содержать обобщённое  рассуждение  по теме, раскрываемой автором

Виды и формы вступления

Проблемный вопрос

  • Что такое благородство и какую роль это понятие играет в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет И.Ильин.
  • Что лучше: тосковать о несбывшейся мечте или, преодолев трудности, достичь желаемого? Такова проблема, которая привлекает внимание автора.

Общие сведения о проблеме

Мы уже давно слышим сетования на то, что люди (особенно молодые) стали меньше читать, что телевидение и компьютер потеснили книгу… Действительно ли это так? Какова роль книги в жизни современного человека? Этой проблеме посвящён текст А. Павловской.

Ссылка на авторитетное мнение по вопросу близкому к обсуждаемой проблеме

Психологи утверждают, что зависимость от телевидения – это настоящая болезнь многих членов современного общества, Действительно, каждому из нас трудно представить свою жизнь без телевизора. Какую же роль играет телевидение в жизни человека? Что приносит телевизор в наш дом – благо или зло? Над этой проблемой задумался В.Солоухин.

Создание определенного эмоционального настроя

Впечатления детства, наверное, одни из самых дорогих и значимых воспоминаний в человеческой жизни. Места, с которыми связано становление личности, навсегда остаются в памяти, и мы не однажды мысленно возвращаемся в этот мир, расцвеченный яркими красками. Какую же роль играет в жизни человека память о родном доме, о родине? Над этой проблемой размышляет автор.

Описание чувств, мыслей, впечатлений, которые возникли после чтения текста

Прочитав текст Ф. Искандера, я вспомнил все лучшие моменты детства: поездки с друзьями за город, победы на спортивных соревнованиях, лето в лагере отдыха…Сколько светлых детских воспоминаний хранит память каждого из нас! Почему же детство так много значит для человека? Какую роль играет детство в жизни каждого из нас? Эта проблема привлекла внимание автора.

Цитата из исходного текста или другого источника, связанная с рассматриваемой проблемой

«Можно ли представить современный мир, лишённый печатного знака?» - пишет Юрий Бондарев, приглашая своих читателей к размышлению над проблемой значения книги в жизни человека и общества.

Обращение к фактам биографии автора, его взглядам, убеждениям

Вся жизнь Валентина Распутина связана с Сибирью. Не случайно одна из важнейших проблем, к которой часто обращается писатель, - проблема сохранения для потомков Байкала, сбережения его красоты и природных богатств России.

 Грамматические средства оформления вступления: 

  • Назывное предложение или ряд назывных предложений
  • Риторический вопрос
  • Цепочка вопросительных предложений
  • Вопросно-ответное единство
  • Цитата

 

Возможно сочетание разных грамматических средств: назывное предложение +  риторический вопрос, назывное предложение + риторическое восклицание; цитирование + риторический вопрос и т.д.

 Речевые клише: 

  • Когда читаешь этот текст, представляешь себе (думаешь, чувствуешь, испытываешь, понимаешь и т. д. )…
  • Наверное, каждый из нас когда-то (задумывался, размышлял, наблюдал, чувствовал)…  
  • Прочитав текст, я снова (представил, вспомнил, подумал и т. д. )  
  • Передо мной размышления …  (кого?) на животрепещущую тему…

УПРАЖНЕНИЕ 1.

Задание. Напишите несколько возможных вступлений к тексту. 

Текст.

 (1) Я полюбил читать потому, что первая моя книга оказалась счастливой: она была интересной, я поверил ей, и мне очень, очень нравилась та жизнь, о которой писал её автор. (2)Было это в годы войны, телевизоров в ту пору не было, каждый кинофильм показывали подряд несколько месяцев, и мы, ребята военного времени, любили читать. (3)…А новая книжка! (4)В военные и первые послевоенные годы новая книжка была редкостью, праздником – и я начитал в те юные свои годы такое множество книг, такой набрал багаж, что он до сих пор мне помогает. (5)Для меня лично книга гораздо выше телевидения и кино, и прежде всего потому, что телевидение и кино не даёт простора фантазии, самотворчеству: и обстановку, и образы героев тебе преподносят в готовом, абсолютно материализованном виде, в то же время как, скажем, Наташа Ростова в

воображении каждого человека разная. (6)И эта множественность воображения, возникающая индивидуально, в зависимости от индивидуального опыта и знания каждого читателя, создаёт тот мир самотворчества, который столь дорог и для развития всего мира. (7)Наташу Ростову в кино мы все воспринимаем в целом одинаково, а в книге всегда поразному. (8)Но Наташа – персонаж всем известный, в какой-то мере захрестоматизированный. (9)А как велика сила воображения, как она важна, когда речь идёт о других героях великого мира литературы! (10)Каждый читатель, на мой взгляд, это созидатель, соавтор писателя; каждый зритель, как правило, потребитель тех или иных категорий, созданных режиссёром или актёром. (11)Было бы бессмысленно отрицать кино, театр, телевидение, они несут человеку много важного; в том числе, как и книга, воспитывают чувства, мысль, но мне кажется: первым этапом в судьбе художественного воспитания должна быть всё-таки книга. (12)В нынешние времена ребёнок ещё не может читать, а он уже постоянный теле- и кинозритель. (13)Не облегчает ли такое «перепрыгивание» через книгу, через литературу становление личности в новые времена? (14)В этих словах моих боль, идущая от того, что дети сейчас смотрят гораздо больше, чем читают… (15)А я по-прежнему преданно верен книге, и жизнь без книг» для меня невозможна.                                                                                            (По А. Лиханову)

2. ФОРМУЛИРОВКА ПРОБЛЕМЫ.

Проблема – это сложный практический или теоретический вопрос, требующий решения, исследования.

  Категории проблем.

  1. Философские проблемы (затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления).
  2. Социальные проблемы (касаются устройства и жизни общества).
  3. Политические проблемы (связаны с деятельностью власти, партий или общественных групп).
  4. Экологические проблемы (отражают взаимодействие человека и окружающей среды).
  5. Нравственные (этические) проблемы (связаны с внутренними  духовными качествами, которыми руководствуется человек, с определёнными правилами поведения).

УПРАЖНЕНИЕ 2. 

Задание: найдите соответствия.

Категории (виды) проблем:

•философские проблемы

 •нравственные (этические) проблемы  

•экологические проблемы  

•социальные проблемы  

•политические проблемы  

• эстетические проблемы  

• связаны с деятельностью государственной власти, партий или общественных групп.

• затрагивают самые общие особенности развития природы, общества, мышления. • восприятие человеком искусства

•  касаются устройства и жизни общества. • отражают взаимодействие человека и окружающей среды.

• связаны с внутренними духовными качествами, которыми руководствуется человек

УПРАЖНЕНИЕ 3. 

Задание: распределите проблемы в соответствии с их категорией.

 Развитие общества, создание правового государства, дружба и предательство, место человека в мире людей, воспитание художественного вкуса потребительское отношение к природе, восприятие человеком искусства, ужасы терроризма, поиски смысла жизни,   экология языка, устройство и жизнь общества, честь и бесчестье, интеллигентность и хамство, соблюдение прав человека,   деятельность государственной власти,   духовная жизнь человека, национализма и шовинизма, причины международных конфликтов и войн,   взаимоотношения людей (эгоизм и гуманизм), доброта и жестокость, конфликт поколений,   законы гражданского общества, взаимосвязь человека и природы, экология культуры,   роль книги в жизни человека, влияние интернета и телевидения на детей и подростков.

Выявление проблематики текста.

При выявлении проблемы важно уметь разграничивать такие понятия, как тема и проблема.

Определяя проблему, учащиеся должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается их, других людей, всего человечества.

  Необходимо помнить, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.п. –это иллюстрация, частный случай, пример проявления какой-либо абстрактной идеи, рассматриваемой автором. Поэтому нужно  формулировать  проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные ситуации.

Вопросы для выявления проблемы

 Какой аспект жизни человека отражает данная ситуация? 

  • (Социальный – человек и общество;
  • политический – человек и государственная власть,
  • экологический – человек и окружающая среда;
  • нравственный (этический) – взаимоотношения людей, нравственные ценности.)

Какие аналогичные ситуации, случаи  вам известны?

Какие качества личности героев проявляются в данной ситуации? (Сострадание, милосердие, благородство/грубость, эгоизм, жестокость и т.п.)

Какие абстрактные понятия помогают охарактеризовать суть описанной ситуации? (Понимание/непонимание, дружба/предательство, героизм/трусость, любовь/ненависть и т.п.).

Приём для выявления проблемы

1. Сформулируйте основную мысль автора в виде законченного предложения.

2. Подумайте, на какой вопрос отвечает это предложение.

3. Запишите этот вопрос, который и является формулировкой проблемы.

Два способа формулировки проблемы.

Проблема какая: автор размышляет над проблемой; в тексте поднимается проблема;

      текст автора заставил меня задуматься над сложной проблемой.

Формулировка в виде вопроса (даёт большие возможности в тех случаях, когда кратко сформулировать проблему текста невозможно):  например: прочитав текст, я задумался над вопросом

Речевые клише.

Формулируем проблему

  • Автор ставит (выдвигает, рассматривает, излагает, обсуждает, разрешает) … проблему
  • Касается …  проблемы.
  • Уделяет внимание ... проблеме.
  • Автор над какой-л. проблемой думает, работает.  
  • Какая-л. проблема возникает, встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения  
  • Автор затрагивает проблему...
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.  
  • Автор очень эмоционально отстаивает идею...
  • Автор привлекает наше  внимание к очень важной проблеме…

Примерный перечень проблем, которые могут быть в текстах, предлагаемых выпускникам: 

Проблемы семьи:

  • проблема памяти о своих истоках, о своем детстве (Почему, повзрослев, человек ощущает связь с домом своего  детства, с миром своего детства?);
  • проблема роли детства в жизни человека (Почему детство — важнейший этап жизни человека?);  
  • проблема исторической памяти (Зачем человеку хранить» память о прошлом? Что значит любить свою семью и свою Родину?);
  • проблема отчего дома (Почему нельзя забывать отчий дом?);
  • проблема оценки такого периода жизни человека, как детство (Действительно ли детство — «золотой» период жизни человека? Какова роль детства в становлении личности?);
  •  проблема   нравственной   прочности   человека   (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?) и др.  

Проблемы экологии: 

  • проблема развития и сохранения русского языка (Обогащается или портится русский язык благодаря заимствованиям?);
  • проблема влияния человека на природу (Какова степень влияния человека на природу и в чем заключаются возможные последствия этого влияния?);
  • проблема восприятия человеком природы как живой материи (Должен ли человек воспринимать природу как нечто живое, заботиться о ней?) и др

Человек и общество: 

  • Проблема несправедливости социального устройства общества (Естественно ли деление людей на богатых и нищих? Правильно ли устроено общество?);
  • Проблема отчужденности мира богатых и сытых от мира бедных и голодных (Думают ли богатые и сытые о тех, кто не может позволить себе есть досыта?);
  • проблема внутреннего противостояния искушению изобилием (Могут ли дети из бедной семьи противостоять искушению изобилием и не озлобиться?);  
  • проблема выбора профессии с учетом личных и общественных интересов (Могут ли при выборе профессии совпадать личные и общественные интересы?);
  • проблема   нравственной   прочности   человека   (Почему именно в обыденных житейских ситуациях зачастую проявляется нравственная сущность человека?);
  • ответственность человека перед самим собой и обществом в целом за реализацию своих способностей (Должен ли человек отвечать перед обществом за реализацию своих способностей?);
  • проблема свободы личности и ответственности человека перед обществом (Может ли человек быть свободным от общества, других людей? Ограничивает ли общество свободу человека?);
  • проблема создания общества с таким устройством, чтобы эгоист или жестокий человек были вынуждены проявлять сострадание и великодушие (Возможно ли создание идеального общества?);
  • проблема коммерциализации культуры (Что недопустимо в процессе коммерциализации культуры?), и др.

3. КОММЕНТАРИЙ ПРОБЛЕМЫ.

Комментарий – объяснение, пояснение, изложение мыслей по поводу сформулированной проблемы текста. Пояснения к какому-либо тексту, его толкование, изъяснение. Нужно не просто разъяснить, в чём смысл обсуждаемой проблемы, но и показать, как она разбирается на материале текста, какие использованы примеры. Уместны небольшие цитаты в виде образных словосочетаний или кратких предложений.

Поскольку в комментарии должно быть отражено понимание проблемы исходного текста, то целесообразнее писать текстуальный комментарий. Чаще всего совмещают два вида комментария. 

Концепционный  комментарий 

Примерные вопросы:

  • К какой категории относится проблема? (сложная, общественно значимая, социальная, философская, злободневная, животрепещущая, острая, важная, серьёзная, спорная, наболевшая, мучительная, первоочередная, неразрешимая)
  • Насколько она злободневна?
  •  Что делает её злободневной?
  • Традиционна ли эта проблема или нова?
  • Если проблема традиционна, то какие точки зрения есть по её поводу?
  • Как удалось автору привлечь внимание читателя к данной проблеме?
  • Как характеризует автора выбор данной проблемы (настоящий гражданин своего отечества, глубокий знаток человеческой души)?
  • Кому приходилось обращаться к  данной проблеме?

Речевые клише

  • Об этом много пишут …
  • Автор привлекает внимание читателя к наболевшей проблеме…
  • Эта проблема в настоящее время актуальна, как никогда…
  • Выбранная для разговора с читателем тема, на мой взгляд, очень злободневна.
  • Автор привлекает общественное внимание к очень важной проблеме:...  
  • Затронутая автором проблема имеет многовековую историю…
  • Передо мной размышления … на острую, животрепещущую тему.
  • Эта проблема   актуальна, поскольку   о ней пишут в газетах, говорят  на телевидении,  её обсуждают философы, социологи, политики, педагоги  …

 

Проблема может заставить читателя

  • глубоко задуматься
  • серьезно
  • рассуждать вместе с автором
  • лучше понять себя и окружающих (трагизм происходящего, красоту мира и  хрупкость мира, природы, человека и т.п.
  • серьезнее относиться к..
  • переосмыслить свое отношение к...
  • по-иному посмотреть на ...
  • критичнее относиться- к...
  • обратиться к примерам из собственной жизни (литературы)
  • поделиться мыслями о...
  • развивать мысль о...
  • оценить истинный масштаб чего-либо
  • оценить собственную позицию
  • открыто выразить свое отношение к...
  • заняться самовоспитанием (охраной культурной  среды, природы и др.)
  • заняться ее глубоким изучением
  • с горечью понять, что...
  • иронично относиться к...
  • отразить гармонию (дисгармонию) мира, человеческих отношений, связь поколений (или ее отсутствие)  
  • испытать потребность в чем-либо и т.п.

Текстуальный комментарий 

Примерные вопросы: 

  • С кем спорит и с кем соглашается автор?
  • Что заставляет автора обратиться к поставленной проблеме (прочитанная книга, просмотренный фильм, поездка, встреча или  другие жизненные наблюдения)?
  • Какие примеры приводит автор, размышляя над поставленным вопросом?
  • На какие авторитетные мнения ссылается автор?

УПРАЖНЕНИЕ 4.  

Задание. Сформулируйте проблему и напишите к ней комментарий (текстуальный и концепционный).  

   Сформулируйте проблему, поставленную в  исходном тексте.  Определяя проблему, вы должны задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас, других людей, всего человечества. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только случай, рассмотренный в тексте, но и многие подобные случаи.

 

Текст № 1.Лунный блик.      

 Ночью впереди теплохода, на  гладкой воде, росчерком играл лунный блик. Он  серебрился,  фосфорно  зеленел,   искрился,  извивался  змейкой,  прыгал головастиком, убегал шустрой ящеркой.      Верилось,  с нетерпением ждалось: вот-вот настигнет теплоход живую топь луны, сомнет ее, срежет плугом носа.      Но проходили минуты,  прошел час, другой, а  отблеск далекой луны  все бежал и  бежал  перед теплоходом, без  усилия опережая напряженно работающую машину.      И было в этой ночной картине что-то похожее на жизнь, казалось, вот-вот поймаешь, ухватишь смысл ее, разгадаешь и постигнешь вечную загадку бытия

                                                                                                                    (  В.П. Астафьев «Затеси»)

Текст № 2.Записка.     

  "На прокорм легка, хотя и объесть может. Но не зловредна".      Нет, это не из Гоголя и не из Салтыкова-Щедрина, и не из прошлого века.      В наши  дни,  в век, так  сказать, энтээра,  из старой русской деревни, подбив продать  домишко, родной  сынок  привез  в  город собственную  мать, неграмотную, изношенную в работе, и "забыл" ее на вокзале.      В карман выходной плюшевой жакетки матери вместо денег сынок вложил эту самую  записку,   как   рекомендательное   письмо   в   няньки,   сторожихи, домработницы.      Все же жаль порою бывает, что отменена публичная порка. Для автора этой записки я сам нарубил бы виц и порол бы его, порол до крови,  до визга, чтоб далеко и всем было слышно.  

                                                                                                                           (  В.П. Астафьев «Затеси»)    

Текст № 3.Игра.       

   Мальчишки гоняли по тротуару шайбу. Она щелкала звонко, летала  легко и отчего-то крошилась.      Я приблизился и увидел: мальчишки  играют пряником, какие в детстве нам давали  по  праздникам,  и,  бывало,  прежде  чем  надкусишь  пряник,  долго слизываешь с него  сладь, застывшую разводами, пятнами и лунками.      Пряник походил на маленькую далекую луну и так же, как луна, был манящ, недоступен и призрачен.  

                                                                                                                  (  В.П. Астафьев «Затеси»)

Текст № 4.Вопрос ребенка. 

 Жадно растут нынешние ребятишки, рано, стремительно развиваются и, сдается мне, чувствуют трагичность времени, в которое они народились. -Баба, а баба! Скажи, пожалуйста, когда на комбайн принимают работать? – спросил мой шестилетний внук у бабушки. - А зачем тебе это? - Я хочу работать на комбайне. - Почему именно на комбайне?  

 - Чтобы никого не убивать.

                                                                                                                          (  В.П. Астафьев «Затеси»)

Текст № 5.Современный жених.       

 На свадьбе говорили: живите дружно, делите горести и радости пополам.      -Радости и без жены хороши! - ответствовал современный жених.  

                                                                                                                     (  В.П. Астафьев «Затеси»)

 

 Текст № 6. Мертвый таймень     

  Меж  бревен  вверх  брюхом  плавал  по   Енисею  огромный  таймень,   и замусоренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.      По  древнему зову пришел таймень осенью к тому  месту, где  был Манский бык, который безо  всякой надобности смахнули гидростроители, стал  за камни - ближе к живым донным ключам.      Весной таймень  начал пасти стаю  ельцов,  выедая  тех,  что  больны  и ослаблены.      Забылся в охоте  таймень. Увлекся. А возле  займища в  Овсянскую запань разгружалась  железная  лесовозная  баржа -  колымага, разом обрушив в воду весь  лесной груз тонн в семьдесят  весом,  и,  как  глупого мелкого  ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может,  последнего из тех речных  богатырей,  что  стояли  веками  за  Манским быком  зимней  порой  в холодной, тихой яме и  украшали жизнь реки,  продляя  богатырский  таймений род, разжигали рыбачью удаль и страсть.  

                                                                                                                           (  В.П. Астафьев «Затеси»)

4. ПОЗИЦИЯ АВТОРА.

Если основная проблема сформулирована в форме вопроса, то ответ на него – не что иное, как авторская позиция.  Чаще всего, именно в последних предложениях учащиеся смогут прочитать, как автор отвечает на свой вопрос

 Учащимся необходимо помнить, что каждый писатель одинаковые проблемы рассматривает и решает по – своему.

 Задача учащихся – ПОНЯТЬ:

  • С какой целью создавался данный текст?
  • Как относится автор к поднятой проблеме?
  • Какие он видит варианты её решения?

Речевые клише:

  • Позиция автора такова:
  • Автор считает, что...  
  • Автор утверждает, что...                              
  • Автор убежден, что..., и подобная уверенность небезосновательна.  
  • Автору важно убедить читателя в том, что...
  • Бесспорно мнение автора о том, что...
  • Цель автора – заставить читателя обратить внимание на...
  • Задача автора – убедить читателей в том, что...
  • Автор так определяет свое отношение  к поднятой проблеме: ...
  • Автор подводит читателя к мысли о том, что...
  • Автор стремится донести до читателя мысль  о том, что...
  • Решая проблему, автор приходит к следующему выводу....  
  • «…» – в этих словах, по-моему, отражена идея текста.
  • «…» – в этом высказывании (указать автора) нашла свое отражение идея текста.
  • «…» – это высказывание точно отражает позицию автора.
  • Хотя позиция автора не выражена явно, логика текста убеждает читателя в том, что…
  • … – вот основная идея (мысль) текста.
  • «…» – именно эта мысль отражает авторскую позицию.  
  • … – эти языковые средства позволили автору образно, ярко выразить свою позицию.
  • … – в этом предложении звучит прямая авторская оценка...
  • … – все это позволило автору выразить мысль о том, что...
  • … – вот что думает автор по поводу поднятой им проблемы.  
  • … – вот итог авторских раздумий по основной проблеме.
  • позиция автора очевидна:...

Прокомментировать авторскую мысль помогут такие варианты:

 • Справедливость высказанных автором суждений несомненна.  

• Подобный негативный авторский взгляд на проблему вызван тем, что...

 • Позицию  автора наглядно иллюстрируют  примеры, которые приводятся в тексте. • Утверждение автора, что…, бесспорно.

• Резкая категоричность автора вызвана тем, что...  

 • Подобная авторская позиция нова и интересна: автор призывает к...

•   Категоричность авторских оценок позволяет увидеть его негативное отношение к...

 • Используя конкретные факты, автор обосновал свою (негативную, позитивную) точку зрения на то, что...

• По мнению автора, подобные явления все чаще  и чаще встречаются в нашей жизни. • Называя это явление..., автор подчеркивает свое (положительное, отрицательное, ироническое  и т.п.) отношение к нему.

• Автор формирует (положительное, негативное) общественное мнение, воздействуя силой своих убеждений на читателей.

 • Автор дает прямые оценки явлениям и событиям:...        

• Автор обосновывает справедливость своих суждении, используя…

• Нетрадиционны и интересны аргументы, используемые автором.

• Новизна авторского взгляда на поднятую проблему в том, что..

• Для иллюстрации основного тезиса автор использует яркие примеры.

• Обосновывая (доказывая) свою точку зрения, автор приводит интересные аргументы.

• Автор обосновывает свое мнение, указав причины, которые делают эту проблему актуальной.

• Композиция текста позволяет сделать вывод о том, что автор …  

• Автор неспроста сомневается в том, что...

• Оптимистичный (пессимистичный, ироничный, саркастичный и т.п.) взгляд автора на поднятую проблему основан на...

• Оригинальность авторской трактовки данной проблемы заставляет невольно задуматься о ...

• Авторская эмоциональность вполне оправданна: ...

• Автор, размышляя о..., обращается к читателю, считая его не только собеседником, но  и союзником.

• Нельзя не увидеть авторское осуждение подобных явлений...

 • Авторское негодование звучит в ...

• Гражданственность авторской позиции заявлена уже в выборе этой актуальной темы (проблемы).  

  • Автор страстно и открыто отстаивает свою точку зрения и т.п.

УПРАЖНЕНИЕ 5 

Задание: найдите  в тексте и сформулируйте позицию автора. 

Текст № 1

  1. В своих ранних рассказах Леонид Андреев продолжал гуманистические традиции русской литературы девятнадцатого века, глубоко сочувствуя обездоленным. 2) В то же время писатель наметил собственную линию развития реализма, которая во многом определялась не только личностными качествами Андреева, но и кризисной эпохой рубежа веков. 3) Поэтика рассказов Андреева - это поэтика символов. 4) “Ночь”, “солнце”, “бездна”, “стена” - вот символы, раскрывающие отношение писателя к жизни. 5) Произведения писателя вызывали ощущение тревоги, всеобщего неблагополучия, близящейся катастрофы. 6) Герои наиболее автобиографических и “задушевных” рассказов Андреева находятся в трагическом противоречии с окружающей их действительностью; они мучительно пытаются разрешить “загадки” человеческого бытия и не могут дать убедительного ответа ни на один из “проклятых вопросов”, поставленных перед ними жизнью. 7) А. Блок образно определил трагедию людей, запечатлённую Андреевым так: 8) “В теле необъятной серой паучихи-скуки сидит заживо съеденный ею нормальный человек”.

Текст № 2 

1. Рассказы Куприна помогают понять, чего мы можем лишиться, оставаясь во власти сердечной лени. 2. Обделяя самих себя, они несут горе другим, убивая вспыхнувшие чувства холодом непонимания и равнодушия.3. А красота бьющей через край жизни, показанная им, заставляет ощутить неповторимость каждого отпущенного нам Судьбой дня.4. Главную особенность своей эпохи Куприн увидел в том, что из мира уходит любовь, и виноваты в этом люди, закосневшие в сердечной лени, боящиеся думать, чувствовать, жить.5. Но пренебрежение любовью, по мнению писателя, влечёт роковые последствия: сама природа отомстит за это. (По Л. Росляковой)

 

Текст № 3 

1) В. Маяковский – один из самых талантливых сатириков двадцатого века, создавший классические образцы сатиры нового типа. 2) Сборник сатирических произведений,

который поэт назвал “Грозный смех”, поражает своим тематическим разнообразием. 3) Кажется, нет такого отрицательного явления, которое не попало бы под увеличительное перо поэта-сатирика. 4) Перед нашим взором “целая лента типов тянется”: мы видим нового буржуя, кулака, обывателя, сплетника, взяточника, бракодела…5) Маяковский, создавая сатирические произведения, обращается к гиперболе и гротеску, своим излюбленным приёмам художественной условности. 6) Сатиру поэт называл своим любимым оружием, что направлено против внутренних и внешних врагов молодой советской республики. (По Н.Г. Быковой)

 Текст №  4. Кровью залитая книжка. 

  На улице Предмостной ткнулся в меня человек в помятом пиджаке: - Восемь копеек, - хрипит. - До дому доехать... - И сует мне красную книжку. Пригляделся - инвалидный билет. - Восемь копеек. Ну, гривенник! - и все сует и сует книжку. - Ты что? - растерялся я. - Ты что? Хотел крикнуть: "Кого позоришь? Чего позоришь?.." Да ведь бесполезно. Не поймет. И только повторялось и повторялось, беспомощно, растерянно: "Ты что? Ты что?.." У меня у самого под грудью лежит инвалидная книжка - самый горький и дорогой документ. Я его редко достаю - нас мало осталось. Скоро и книжки, и инвалиды войны исчезнут... А этот людям в лицо тычет, на выпивку серебрушки вымогает кровью облитой книжкой. Стыдно-то как, господи!

Текст №  5.  Голос из-за моря     

 Жил я на юге у старого друга и слушал радио, наверное, турецкое, а может, и арабское… Был тих голос женщины, говорившей за морем; тихая грусть доносилась до меня и была мне понятна, хотя и не знал я слов чужого языка. Потом, тоже тихая, словно бы бесконечная, звучала музыка, жаловалась, ныла всю ночь, и незаметно вступал певец, и тоже вел и вел жалобу на одной ноте, делался совсем неразделим с темнотою неба, с твердью земли, с накатом морских волн и шумом листвы за окном — все-все сливалось вместе. Чья-то боль становилась моей болью, и чья-то печаль — моей печалью. В такие минуты совсем явственно являлось сознание, что мы, люди, и в самом деле едины в этом поднебесном мире.

Текст №6 .Отмщение       

Он, пасечник-любитель, убирал на зиму ульи в омшаник, утеплил их, настелив на дно тряпье, куделю, старые телогрейки, штаны. И вот в одном из ульев завелись мыши, а это беда для пчел, большая беда.       И тогда пасечник пустил в дело мышеловки, поймал мышей, папу и маму тоже поймал. Малые их дети, оставшись без догляда, еды и питья, попищали и умерли в улье.       Когда весной пасечник выставлял ульи из омшаника, он обнаружил мертвую семью пчел в том самом домике, где погибли мышата. Пчелы — существа нежные, чистоплотные — они не перенесли вони и тленного воздуха в своем домике, тихо, как и мышата, загасли, перестали жить.

5. СВОЕ МНЕНИЕ И АРГУМЕНТЫ

Собственная позиция- это выражение своего мнения по данной проблеме. Своё мнение можно выразить, соглашаясь с точкой зрения автора или оспаривая (частично или полностью) её. Позиция должна содержать ответ на проблемный вопрос. Для ее формулировки необходимо  перечитать проблемный вопрос.  Даже соглашаясь с автором, собственную позицию нужно сформулировать  ещё раз иными фразами.

Речевые клише, которые можно использовать при согласии  с позицией автора:

  • следует отметить, что бесспорность авторской позиции не вызывает сомнений
  • автор убедительно доказывает, что...
  • в правоте авторских оценок не приходится сомневаться
  • не думаю, что у кого-то вызовет возражение авторское мнение о том, что …
  • убежденность автора в правильности данных им оценок передается и читателю...
  • полагаю, что вряд ли у автора будут оппоненты и т.п.

Речевые клише, которые можно использовать при несогласии  с позицией автора:

  • Автор, по – моему, не совсем прав, утверждая, что…
  • Точка зрения автора, конечно, интересна, но я считаю, что...
  • На мой  взгляд, автор несколько категоричен в своих суждениях
  • Авторская точка зрения, как мне кажется, довольно спорна.
  • Я считаю, что не совсем справедливо утверждение автора о том, что...
  • Автор, несомненно, прав, утверждая, что…, но я убежден, что его мнение о... вызовет читательскую дискуссию, так как...
  • Думаю, что дискуссионным является утверждение автора о том, что...
  • По-моему, автор не совсем прав, не замечая тот факт, что...
  • Автор справедливо осуждает..., однако я не могу согласиться с тем, что...
  • Утверждение, высказанное автором, не вызывает сомнений, но, насколько я знаю, есть и такая точка зрения ...
  • Авторские оценки точны и интересны, но я не согласен с его утверждением о том, что…
  • Аргументы автора убедительны, но вряд ли можно согласиться с тем, что...
  • Нельзя не согласиться с авторской точкой зрения, но я считаю, что…
  • Безусловно, нельзя не признать правоту автора, но, по-моему, он ошибается в том, что...
  • Вызывает сомнение тезис о том, что...
  • Признаться, позиция автора вызвала во мне сомнение в правоте некоторых его утверждений.
  • Подобная категоричность суждений автора несколько настораживает, так как...
  • Откровенно говоря, я не могу согласиться с точкой зрения автора и т.п.

После заявленной собственной позиции учащемуся необходимо объяснить, почему он согласен или не согласен с автором.

Аргументы – это доказательства объяснений, примеров для обоснования какой-либо мысли перед слушателями (читателями), собеседником – факты, примеры, утверждения, объяснения. Смысл аргументации в том, чтобы показать важность, актуальность, ценность высказываемых идей. Одно доказательство обязательно нужно взять из произведений художественной литературы.  (Это требование с 2012 года). Нельзя использовать сказки, даже желательно не использовать сказки Салтыкова-Щедрина

В качестве аргументов могут быть использованы:

  • названия событий
  • цитаты
  • даты
  • различные факты (место событий, обстоятельства, участники событий)
  • собственные наблюдения и выводы
  • ссылки на передачи телевидения, кинофильмы, радио
  • имена исторических деятелей
  • ссылки на признанные авторитеты и их произведения
  • свидетельства очевидцев
  • статистические данные
  • научные данные
  • примеры из художественной, научно-популярной, исторической литературы
  • примеры из жизни окружающих
  • положения   официальных   документов
  • различные общественные законы
  • законы природы
  • народная   мудрость: пословицы, поговорки, приметы и т.п.

Клише для ввода аргументов:

  • обратимся к (факту, воспоминаниям кого-либо, научным данным и т.п.)                          
  • достаточно привести такой пример…
  • это можно доказать следующим образом...
  • подтверждением сказанному может служить следующий аргумент…
  • вспомним о…                                                                        
  • стоит обратиться к...
  • свидетельством этого служит такой (случай, пример, эпизод произведения и т.д.)                                                 данную мысль можно обосновать еще одним (примером фактом, аргументом и т.п.)
  • приведу еще один пример, доказывающий актуальность поставленной проблемы
  • ведь...
  • докажем важность данной проблемы с помощью...
  • убедительным доказательством справедливости высказанной мысли может служить…  
  • в этом легко убедиться, обратившись к...    
  • подобная ситуация...
  • и вот почему...
  • вот отчего…
  • и это понятно...
  • и еще одна история (факт, свидетельство очевидцев и т.п.) и т.д.

Пример аргументации

Тезис                 Речь человека ‒ это показатель его интеллектуального и нравственного развития.

 

Аргумент 1     Действительно, порой речь «скажет» о человеке больше, чем лицо, одежда и

                           многое другое.                                                                                                              

 

Иллюстрация  Например, среди моих близких друзей нет таких, чья речь была бы  пересыпана

                             грубыми словами. Я убежден, что каждое такое слово несет в себе

                             «отрицательный заряд». Да и кому хотелось бы услышать от близкого человека

                             что-либо, оскорбляющее слух?                                              

Аргумент 2      Правоту автора подтверждает и опыт художественной литературы. Не случайно            

                           писатели всегда рассматривали речь персонажа как важнейший способ выявления

                           его характера.

 Иллюстрация Вспомним хотя бы Порфирия Головлева ‒ героя романа М.Е. Салтыкова-Щедрина          

                              «Господа Головлевы». Иудушка (таково его прозвище!)  вовсе не сквернословит,    

                              напротив, на каждом шагу сыплет «ласковыми», уменьшительными словами

                              (капустка, лампадка, маслице, маменька). Однако во всей его речи проявляется

                              лицемерная душонка человека, для которого нет ничего дороже денег и

                              собственности.

                             

Вывод               Таким образом, ничто не характеризует человека лучше, чем его речь.

УПРАЖНЕНИЕ 7. 

Цель: выработка умения выражать собственную позицию и находить аргументы в защиту своей точки зрения.

 Задание: сформулируйте свою позицию на основе данного афоризма и подберите 2 аргумента (1 из художественной литературы).

  • «Счастье даётся тому, кто умеет и осмеливается жить своим умом». (Д. Писарев.)
  • «Кто сам себя считает несчастным, тот становится несчастным». (Гельвеций.)
  • «Если хочешь быть счастливым, будь им»! (Козьма Прутков.)
  • «Счастливым может быть только короткий промежуток времени». (Д. Лихачёв.)
  • “Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности” (А.С. Пушкин).
  • “Человеку нужно не три аршина земли, не усадьба, а весь земной шар. Вся природа, где на просторе он мог бы проявить все свойства свободного духа” (А.П. Чехов).
  • Пока молоды, сильны, бодры, не уставайте делать добро (А. Чехов).
  • Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца (К. Паустовский).  
  • Чтоб жить честно, надо рваться путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать, и опять бросать, и вечно бороться, и лишаться. А спокойствие - душевная подлость (Л. Толстой).
  • Жизнь - это борьба за бессмертие (М. Пришвин).
  • Дело художника - рождать радость (К Паустовский).

6.ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ (ВЫВОД)

Заключение – это последняя часть сочинения-рассуждения, где необходимо ещё раз вернуться к поставленной проблеме и записать вывод, соответствующий данной проблеме.

Виды заключения

  • Обобщение основных мыслей автора.
  • Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос.
  • Призыв, обращение к читателю.
  • Использование цитат.

Речевые клише

  • В заключение хотелось бы отметить...
  • Можно бесконечно размышлять на эту тему, но главное…
  • Таким образом, нельзя не согласиться…
  • Прочитав данную статью, я, может быть, впервые серьёзно задумался о том, что…

Обобщение основных мыслей автора

Итак, автор показал нам, что желание спасти боевого товарища, вера в победу помогают людям совершить невозможное, преодолеть самого себя ради блага других – это и есть подвиг!

Вопросительное предложение, в том числе риторический вопрос

Художественная литература дарит нам несметные сокровища человеческого духа! Разве имеет право кто-либо из нас отказываться от этого бесценного дара?

Призыв, обращение к читателю

Итак, перед тем, как включить телевизор и погрузиться в чудесный, но ненастоящий мир, подумайте о том, нет ли вокруг нам людей, которые нуждаются в утешении, помощи, просто в добром живом слове. Вспомните: вас окружает подлинный мир, полный звуков, красок. ощущений. Подумайте: кем вы хотите быть – творцом своей жизни или просто зрителем?

Использование цитат

Итак, текст К.Паустовского ещё раз заставил меня убедиться в том, что любая война приносит человечеству только беды и страдания. Как тут не вспомнить слова Л.Н. Толстого; «Война не любезность, а самое гадкое дело в жизни, противное человеческому разуму и всей человеческой природе событие…»

УПРАЖНЕНИЕ 8. 

Задание. Прочитайте текст. Напишите сочинение-рассуждение по плану. Выполните задание к нему.

1. Определите тему, поднятую в тексте проблему.

2. Прокомментируйте её.

3. Сформулируйте позицию автора.

 4. Выразите собственную позицию, подкрепляя ее двумя аргументами (1 из художественной литературы).

5. Напишите заключение.

 

Текст № 1.Страх       

Загудел включенный пылесос, и мальчик, ползавший по ковру, вдруг забился, закричал, закрылся ладошками от страха.       И подумал я: «Разве это страх, мой милый мальчик, моя живая кровиночка? Самые добрые из добрых дяди-ученые и политики на каждую живую душу и на твое еще крохотное телишко заготовили тысячи тонн взрывчатки.       На этом они не успокоятся. Таким путем они берегут мир И планету. Очень заботливые дяди!»       Мальчик притих. Я открыл глаза и увидел: мальчик тычет в пылесос пальцем — «привыкает» побеждать в себе страх. Может быть, он приручает будущую жизнь к себе?

 

Текст № 2. Последняя народная симфония     

 Когда я смотрю и слушаю по телевидению дивное действо под названием «Играй, гармонь», меня всегда душат слезы.       А душат меня слезы не только от восторга, но и от горестного сознания того, что братья Заволокины вместе с остатками нашего замороченного народа творят последнюю радостную симфонию России.       «А Русь в сиреневом дыму и плачет, и поет», — не раз про себя повторил я слова поэта, слушая русскую гармонь, а она переборы льет-заливается, а из груди стон: «Да куда же? Зачем? Почему все это уходит?!»       И братья-крепыши, сибиряки, и подвиг их творческий ужли напрасны? Где, из чего взять веру в завтрашний день, ведь она без народной музыки, без пляски, песни и радости невозможна.       Сброд и шпана рождают сбродное злобное искусство, народ — народное ликующее.       Где же наш народ? Куда он улетел? Куда уехал? Убыл надолго ли и песни с собой унес?

 

УПРАЖНЕНИЕ 9.

Задание. Напишите сочинение-рассуждение по данному тексту.

Текст 1.

И милосердия…       Девочка в красном пальтишке, в меховых башмачках, в пуховой шапочке кормила голубей из кулька.       И они кружились вокруг девочки хороводом, раздув зобы, хлопаясь, долбя друг дружку, оттирая боком. Девочка смеялась, сыпала крупу с крошками и все повторяла: «У, какие! У, какие!..»       А на скамейке сидел ее отец, курил, жмурился от несильного, но уже пригревающего солнца и поощрял девочку, хвалил ее за усердие, а ночью он сгребал лопатою мертвых голубей в кузов машины и, когда нагреб их полный кузов, отвез на свалку и сжег там.       Вернулся он домой наутре, осторожно прошел мимо кровати дочки, которая спала глубоко, руки ее были хорошо, с мылом омыты, и девочка сладко причмокивала губами, даже чему-то улыбалась.       И когда я услышал от этого спокойного отца, спокойно рассказывающего о том, как «несмышленая» девочка кормила голубей отравленной пищей, полученной им в санэпидстанции, потому что голуби стали болеть, могли заразить людей и животных и нужно было их истребить, то вспомнил, как в другом месте другие «борцы» за здоровье людей обсыпали предвесенний лес дустом, чтобы убить энцефалитного клеща. Но клеща в эту пору не убить — он, оцепенев, спит в гнилых пеньях, колодинах и под корой, а вот птицу в той местности истребили всю подчистую.       А птицы там было, птицы! Уже отравленная, но все еще живая, способная двигаться, птица — глухари, тетерева, рябчики вылетали на солнцевосход, грелись и падали замертво на узкую, «обогревную» тропинку и так их много упало, что, когда я шел весной по этой тропе, под ногами у меня хрустели птичьи скелеты, и сапоги по щиколотку уходили в перо, и было идти тяжело и вязко, будто по мягкому проседающему мху.       Но я шел, шел, ослепленный слезами, и не мог проклинать, а молил каким-то полузабытым отрывком из старой молитвы, себя, детей своих, всех людей, таких беззаботных и жестоких: «Боже, милосердия ми воздаждь… и милосердия ми воздаждь… и милосердия…»

                                                                                                                                     В.П. Астафьев «Затеси»

 

Текст 2. 

В доме моего деда была большая военная библиотека с мемуарами командующих армиями, учебниками и другими книгами о войне. Среди этих книг выделялись несколько одинаковых красных томов, каждый толщиной как два, а то и три кирпича. Назывался весь этот тяжкий бумажный груз «История второй мировой войны». Когда я однажды подростком пролистал только одну из книг, то был поражён, найдя в ней отдельные карты сражений за маленький остров в Тихом океане и за вовсе ничтожный оазис где-то в африканской пустыне. Всё время, сколько смотрел, военные фильмы и слушал уроки истории в школе, война казалась только нашей — ведь и названа Великой Отечественной, всё равно, что родная, — но разодран был войной на куски, выходило, весь мир, даже неизвестные острова. Вторая мировая война — своя у каждого народа. Но чуждое и родное в отношении Великой Отечественной войны именно теперь, в новом времени смешалось. Наше национальное достоинство оказалось унижено под конец века ощущением исторического поражения. ... Мой дед, Колодин Иван Яковлевич, участвовал в боях на Кавказе и в уничтожении на Украине бандеровских банд, считавшихся фашистским отребьем. Награждён боевыми орденами за мужество и отвагу. Служил. А уже ветераном был окружён уважением, как и всё люди его поколения, обретшие себя на войне в служении Родине. Похоронен в Киеве на военном кладбище Лукьяновском со всеми почестями, но не дожил до того времени, когда Семён Бандера стал на Украине национальным героем, а флаг с трезубцем — национальным флагом этой страны. Два года назад в квартиру в Киеве, где одна живёт теперь бабушка, пришли якобы музейные работники и попросили награды деда для музея. Так как о деде давно никто не вспоминал, то она растрогалась, поверила и отдала весь его генеральский иконостас. После засомневалась, что ордена взяли, а орденские книжки даже не спросили. Вот так был обворован мой дед уже после смерти, как и многие другие, чьи награды вдруг сделались настолько прибыльным товаром, что ради них рискуют идти даже на воровство. Вернётся ли утраченное нами общественное состояние, когда люди были естественно честны, а зло подобное было невозможно? Когда станет снова ясно, где слава, а где позор? Когда русский солдат осознает в себе снова такую ж праведность, какую, без сомнения, осознавали в себе те, кто воевал и гибнул на Великой Отечественной войне? Эти вопросы оставлены, как раны, ею самой, нашей священной войной, со злом сброшенной в конце века со многих пьедесталов и обкраденной тысячами  собственных нравственных уродов.                                                                    

                                                                                                                                                                По О. Павлову

Советы выпускникам (сочинение)

  • Умейте распределять время – 90 минут на часть С.
  • Читая текст первый раз , обратите внимание на непонятные слова и выражения.
  • Умейте выделять главное, обратите внимание на фразы, выделенные курсивом или жирным шрифтом.
  • Выделяйте первые фразы каждого абзаца, т.к. они, как правило, обобщающие.
  • Прочитайте повторно трудные для вас части текста, убедитесь в правильности их понимания.
  • Ведите диалог с автором, спорьте с ним.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту (С. Львов, "О сострадании...")

Цель урока: 1)Активизация знаний учащихся о текстах-рассуждениях и анализ проблемного очерка С. Львова; 2)Продолжить формирование умения создавать связное письменное высказывание заданного типа речи...

подготовка к сочинению по прочитанному тексту публицистического стиля

Данный материал является лишь одним из уроков из серии подготовки обучающихся к написанию сочинения (блок С) ЕГЭ.Материал представлен разработкой урока и презентацией....

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту

Язык -это наше орудие; пуская его в ход, следует позаботиться, чтобы пружины в нем не скрипели. ( А. де Ривароль)...

Презентация "Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)

Презентация "Подготовка к написанию сочинения  по прочитанному тексту" (Задание «С» ЕГЭ)...

Подготовка к написанию сочинения по прочитанному тексту.

Урок в рамках подготовки к написанию части С экзаменационной работы,  учит  формулировать  и комментировать  проблему прочитанного текста....

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)

Урок-практикум по подготовке десятиклассников к написанию сочинения по прочитанному тексту в формате ЕГЭ по русскому языку (задание №26)...