Главные вкладки

    Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".
    план-конспект урока по литературе (8 класс) на тему

    Полянская Ирина Вадимовна

    Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 8kl.konspekt_otkrytogo_uroka._pugachev.docx21.12 КБ

    Предварительный просмотр:

                  Конспект   открытого  урока

                   по  литературе в 8в классе

                  20 ноября   2013-2014 уч.год.

                              Учитель:  Полянская  Ирина  Вадимовна.

     

    Тема   урока:  «Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».

    Цели  урока: 1.Показать противоречивость образа

                                         Пугачева в повести А.С.Пушкина    

                                        «Капитанская дочка».

                                     2. Сформировать у учащихся        

                                          собственное мнение.

    Задачи  урока:

    1. Учить  работать с текстом для составления характеристики героя.
    2. Учить рассуждению с подбором  доказательств.
    3. Учить связной речи и правильной формулировке ответов, выводов.
    4. Развивать навыки выразительного  чтения.
    5. Подготовить к написанию сочинения.

    Примечание.

    Домашнее задание к уроку о Пугачеве:

    1.  1я встреча -2гл. ,  2я встреча- 7-8 гл.  Сравнить описание внешности (портрет).
    2. Перечитать  сцену военного совета-10гл.
    3. 3я встреча 11гл. Перечитать  разговор  Хлопуши и Белобородова.  Пересказать  калмыцкую сказку. (Можно дать индивидуальное задание).  
    4. 13 гл. Конец бунта. Перечитать.
    5. 14гл.,эпилог. 4я встреча.Перечитать.

    Урок проводится с использованием презентации.

               

                 Ход   урока.

    1.Объявление   темы  урока.                  

    Слайд №2.  ---Записываем  тему в тетрадь.

    Слайд №3.      Образ Пугачёва, отраженный в  народном сознании, до сих пор продолжает меняться. Некогда его предали церковной анафеме, в советские годы  воспевали  как защитника угнетённых, в недавние годы его опять стали  «мазать» одной чёрной краской. 

    Слайд №4.

    Личность легендарного бунтовщика неотделима от русской  истории; тем более, что  трагедия Пугачева  и  пугачевского  бунта привлекала самое пристальное внимание наших великих писателей: А.С. Пушкина в 19 веке, С.А.Есенина в 20 веке.

    Слайд №5

    1.  -Что  такое  манифест? ( См. толковый словарь)

         В своем  манифесте вождь народного восстания писал: «Монаршее, отеческое милосердие к крестьянству и жестокость по  отношению к тем, кто не повинуется  воле  государя.»

    1. –Запишите  в центре страницы «Пугачев» и добавьте по сторонам ассоциации, которые возникают  с  его именем. Какие  характеристики записали? ( Открыть на слайде после ответов детей.)

    Мы помним, что А.С.Пушкин, работая над повестью «Капитанская дочка» собирал воспоминания   людей, которые  видели и общались с Пугачевым. Давайте сегодня  попробуем разобраться, каким же представил  его  образ  автор на страницах своей повести.

    2. Работа по домашнему заданию с использованием фрагментов текста.

    - Чьими  глазами  мы  увидим Пугачева в повести?

    -Сколько встреч было у Гринева с Пугачевым?

    Слайд №6,7.  1я встреча. 2 глава. Буран. Постоялый двор.

     -Расскажите о первой встрече. При  каких обстоятельствах происходит первое знакомство Гринева и Пугачева?

    -Найдите портретное описание Пугачева. Каким его  описывает рассказчик?

    -Что  можете сказать о речи Пугачева? (Почтительная к барину, по- простому с Савельичем, загадками с трактирщиком).

    Перескажите сон Гринева  в пути.

    -Чем интересна и значима эта  встреча?

    1. Человек хорошо умеет ориентироваться на местности, сметливый.

    2. Разговаривает с товарищем загадками (тайна), пословицами (меткость народного языка).

    3.Тулуп, подаренный как  благодарность за услугу, сыграет  важную роль в судьбе Гринева.

    4. Вещий сон.

    -Звучит ли имя Пугачева во время этой встречи?

    Слайд №8. ВЫВОД  В ТЕТРАДЬ.

    Глава 2. «Вожатый». Пушкин показывает природные качества человека, еще «не играющего роль в истории». Гринев поражен его загадочной силой.

    Слайд 9,10.

    Пугачевцы не шайка, а «конные  толпы».Поведение Пугачева говорит о его смелости и мужестве.

    Найдите эпиграфы к гл. 10 (образ орла), 11 (образ льва).

    Образы доброго молодца, орла и льва рисуют Пугачева как удалого, гордого и смелого вождя.

    Слайд 11. 2я встреча. 7-8 гл. Взятие Белогорской крепости.

    Чтение фрагментов текста.

    -Каким видим Пугачева? Сравните описание внешности .

    -Как он обращался с пленными?

    -Какие интонации слышим в словах, обращенных к Гриневу?          ВЫВОД ВТЕТРАДЬ. Пугачев  вершит  «суд и расправу», ведёт себя  как  государь, но щадит Гринева. Значит, осталось в  душе    злодея что-то человеческое.

    Слайд 12. Глава «Незваный гость».

    -Какие отношения между Пугачевым и его соратниками, приближенными?

    -Как он с ними общался? Как они к нему относились? (ср. 10гл. военный совет).

    -Найдите описание Пугачева из уст  казака. Что оно дополняет к его образу?

    Пушкин демонстрирует народное, казачье, фольклорное представление о царе. Государь должен быть намного сильнее и выносливее  всех ,должен бесспорно обнаруживать свое чисто физическое превосходство над окружающими, и на  поле  боя, и в повседневной жизни. Согласно легендарной традиции, именно по «царским знакам» происходило окончательное узнавание царя.

    -Какова роль народной песни, включенной в повествование? ВЫВОД В ТЕТРАДЬ. Пушкин изображает не сборище убийц и насильников, а молодые и красивые лица. Люди просты в обращении, смелы и решительны.

    Слайд13. Разговор Пугачева с Гриневым.

    Беседа по вопросам на слайде.

    Слайд 14. 3я встреча. Глава 11. «Мятежная слобода».

    1. Признание Гринева.
    2. Споры Белобородова и Хлопуши.

    - Как Пугачев отнесся к судьбе бедной девушки?

    -Почему помогает устроить счастье главных героев?

    1. Значение калмыцкой сказки.

    13 глава. Конец бунта. Чтение эпизодов.(Русский бунт, бессмысленный и беспощадный).

     Слайд 15. 4я встреча. Казнь Пугачева.

     

    3.Итоговый вывод урока.

    Итак, мы проследили по повести образ Пугачева. Каким его представляет автор? Можно ли однозначно оценить роль этого человека в жизни Гринева? А в истории России?

    Слайд16. Высказывание историка. Слайд 17. Вывод по повести А.С.Пушкина.

    4. Домашнее задание.

    Напишите сочинение на тему «Противоречивость образа Пугачева  в повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка».


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Конспект открытого урока по литературе - 7 класс

    18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока....

    Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

    Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

    Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

    Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

    Конспект открытого урока по литературе 6 кл. "Человеческая ценность повести А.С. Пушкина "Барышня-крестьянка"

    Тема:Человеческая ценность повести А.С.Пушкина «Барышня-крестьянка».Цель:Создать условия для проявления познавательной активности учащихся в процессе исследования текста. Развивать умение анализи...

    План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

            План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

    Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

    Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...