Конспект открытого урока по литературе - 7 класс
методическая разработка по литературе (7 класс) по теме

18 апреля я провела открытый урок по литературе в 7 "А" классе по теме " Путешествие по временам года". В этой статье представлен конспект  урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie__po__vremenam__goda.docx22.26 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый  урок  по литературе в 7 «А» классе

«Путешествие по временам  года»

Это урок-путешествие. Класс делится на четыре команды по временам года. Можно разделить ребят по времени рождения, а можно сначала дать задание написать сочинения на различные темы, а потом, в зависимости от того, о каком времени года писал ученик, распределить его в группу. Каждая команда оформляет свой стол, готовит костюмы, представляет время года. Определяется, кто оформляет стол, кто выступает в роли биографа ( для ответа  готовится презентация ), кто  готовит  иллюстрации к стихотворению, кто  -  выразительное чтение произведения ( лучше на фоне « Времён года» Чайковского), определяется литературовед, готовивший   анализ по плану ( 1. На-звание. 2.Тема, основная мысль. 3.Художественные выразительные средства. 4. Стихо-творный размер. 5. Рифма.)    Такая работа сплачивает ребят, развивает творческий потенциал.

Цели урока:

  1. Общеобразовательная: обобщает знания учащихся по пейзажной лирике, учит защищать тему, формирует умения выразительно декламировать стихотворения, артистично читать прозаический текст собственного сочинения, развивает умение анализировать стихотворный текст, учит разделению функций
  2. Развивающая: развивает способность видеть эстетическую ценность стихотворных, живописных произведений, оценивать их своеобразие, развивает устную монологическую речь учащихся
  3. Воспитательная: воспитывает коллективную ответственность, взаимопомощь, интерес к урокам литературы и к литературе вообще

Оформление урока:

  1. Репродукции картин русских художников-пейзажистов
  2. Выставка рисунков и творческих работ учащихся
  3.  Записи «Времён года» П. И. Чайковского или Вивальди
  4. Оформленные столы групп времён года
  5. Выставка  книг

Подготовка к уроку, домашние задания.

   К уроку дети разделены на группы по временам года, кто когда родился. Им дано задание представить своё время года.

Каждой группе даётся задание:

1.      Подготовить  выразительное чтение стихотворение стихотворения  (Весна - «Я воспитан природой суровой»  Заболоцкий , лето – Пастернак  «Июль», осень - Некрасов «Железная дорога», отрывок, зима – Брюсов  «Первый  снег»)

2.      Приготовиться поделиться своими впечатлениями об этом стихотворении, ответив на вопросы: чем понравилось стихотворение, какое настроение в нём выражено, какие самые яркие, необычные слова и выражения замечены, как они помогают понять мысли и чувства поэта; подготовить анализ стихотворения по данному заранее плану

3.      Выбрать ещё одно стихотворение о «своём» времени года. Подготовить его выразительное чтение наизусть

4.       Оформить стол «своего» времени года красками или символами времени года, например, аппликациями снежинок, молодого листочка или цветка. Можно переодеться в костюмы и представить своё время года

5.  Используя подготовленную презентацию, кратко рассказать о писателе

Советы к защите: один ученик читает стихотворение, другой делится впечатлениями о нём, третий оформляет стол, четвёртый читает наизусть другое стихотворение, пятый ведёт рассказ о времени года, шестой  о писателе. Продумайте последовательность частей, кто будет выступать, отрепетируйте выступление. Каждый может внести свой вклад в оформление стола. Можно нарисовать иллюстрации к стихотворениям, портрет своего времени года. Можно сочинить и прочитать свои стихи.

Внимание! Вы должны уложиться во время - выступление длится 7 минут

 Ход урока

* Урок начинается на фоне музыки П. И. Чайковского «Времена года»

У нас сегодня необычный урок. Сегодня мы попутешествуем по временам года. А помогут нам в этом стихотворения о природе, которые вы знаете, ваши иллюстрации, ваши творческие работы. К уроку вы подготовились защищать соё время года, украсили свои столы.

Сейчас зима. (  Учитель показывает соответствующую страницу календаря. Звучит музыка Чайковского) Деревья словно одеты в белые шубы и шапки. Снег мягким пушистым ковром укутал землю. Вот как передали  красоту родной природы русские художники. ( Далее  -  экскурсия  по импровизированной выставке.)

Зима пришла к нам в гости. Послушаем её представление. 

Выступает группа «Зима»

 Пройдёт время, снег потемнеет, набухнет, побегут ручьи, наступит весна. (*Учитель показывает  соответствующую станицу календаря. Звучит  соответствующая музыка Чайковского)  А вот как изобразили это молодое время года русские живописцы.

Выступает группа «Весна»

 А следом за весной приходит яркое, ясное, жаркое лето. Вся природа благоухает и томится от буйных сил. Небо ярко, травы сочны, в воздухе стоит аромат цветов. Лето приносит нам много плодов. Особенно любил изображать это время года Шишкин.

Выступает группа «Лето»

 Наконец,  мы добрались до осени, печальной и в то же время яркой поры.  Среди живописных полотен, посвящённых осени, выделяются произведения Левитана. Предоставим слово осени.

Выступает  группа  «Осень».

- Вы чудесно поработали. Каждая группа нашла свои оригинальные пути решения защиты. Все были творческими и интересными.

- А какое  у  вас  любимое  время  года?  Почему?

- Если бы у вас была волшебная палочка, но с её помощью вы могли бы осуществить только одно желание,  пожелали бы вы, чтобы весь год было только ваше любимое время года?  Какой  можно  сделать  вывод?

- В  России  всегда  существовало  много  обычаев, которых  придерживались  в  разное  время года. Многие  из  них  сохранились и  в наши дни. Отгадайте, когда это бывает?

1.Люди несут в храм плоды ( яблоки) для освящения  ( летом – Яблочный  Спас)

2.Взрослые и дети поют песни, в которых хвалят хозяина, получая за это подарки ( зима – на  Щедрый вечер)

3.Начинают  рубить ( солить )  капусту. ( осень)

4.Прекращают свадьбы, т. к. наступающий месяц очень невыгоден для новобрачных. ( весна, май : сыграть свадьбу в мае – маяться всю жизнь )

- В  УНТ  есть много  загадок, пословиц, посвящённым  временам  года  и  явлениям  природы. Отгадайте  загадки:

*Пан Панович упал в колодец,  воды не смутил и сам не утонул. ( лист)

*Старый дед, ему сто лет, мост намостил во всю реку, а пришла молода – весь мост размела. (мороз и весна)

*Весной цвету, летом плод приношу, осенью не увядаю, зимой не умираю. (ель, сосна)

*Какую траву и слепой знает?  ( крапива)

*Какой колокольчик не звенит? ( цветок)

  -  Собери пословицу:

  1. Красна,а,цветами осень,пирогами,весна
  2. Году,январь,середина,зиме,начало,
  3. Весна,не,а,предвесенье,март,
  4. Лета,июль,краска,цвета,серёдка,

Итог. Рефлексия:

- Каждая  группа  получает по две карточки, на которых написаны пословицы  о том времени года, которое группа  представляла. Выберите пословицу, с помощью  которой  могли бы оценить  наш  сегодняшний  урок. Объясните  свой   выбор.

Зима : а) Зима без снега – лето без хлеба. б )Февраль богат снегом, апрель – водою.

Весна: а) Что посеешь, то и пожнёшь. б )Красна весна, да голодна.

Лето: а) Красное лето – зелёный покос. б )Худое лето, коли сена нету.

Осень: а) Осенью и у кошки пиры. б) День прозевал – урожай потерял.

 Оценки:

-Каждая  группа получает лист, оцените ответы товарищей на сегодняшнем уроке.

Поэты, о которых мы сегодня говорили, жили в разное время, но всех их объединяет одно - любовь к Родине, родной природе, способность чувствовать особенно сильно, особенно зорко видеть, замечать то, что скрыто от взора ленивого и равнодушного. И ещё одним даром обладают талантливые писатели и поэты: даром «рисовать словами», так же как художники рисуют карандашом и кистью.

   Стихи открывают нам красоту родного края, призывают охранять всё живое, учат понимать язык природы. Поэзия - тоже великое чудо. Но откроется оно только тому, кто добр, чуток, внимателен.

     Домашнее задание:
написать сочинение – миниатюру на одну из тем

1.Что увидел жаворонок, прилетевший с юга?

 2. Разговор берёзки с ландышем.

 3.В зимний лес за сказкой.

 4.Разговор поспевающих  колосьев.

 5.Краски художника – осени.

 6. Осинкам холодно.

 7.О чём чирикает воробёй  в солнечный  морозный  день?

По желанию: нарисовать  иллюстрацию к одному  из  стихотворений.

Учитель: Маслова  Н. Г.

апрель,  2012 уч. год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Методичкская разработка урока по литературе в 7 классе по программе Г.С. Меркина. Изучение сказа Н.С. Лескова "Левша" вызывает интерес у детей, но им трудно "разобраться" с лексикой произведения. В да...

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе

Конспект открытого урока по литературе в 7 классе: "Н.С. Лесков.  «Левша». Особенность проблематики и основная идея повести"....

Конспект открытого урока по литературе на тему: "Родная природа в стихотворениях поэтов ХХ века", 5 класс

Конспект урока составлен по учебной программе под редакцией Г.С. Меркина, С.А. Зинина в рамках внедрения регионального компонента в изучение литературы в школе. На уроке рассматривается 4 стихотворени...

Конспект открытого урока по литературе в 8-ом классе

Тема урока: «Рассказы А.И. Куприна –  настоящие «романы воспитания чувств» (Слово о писателе и его творчестве. Нравственные проблемы рассказа « Куст сирени»).Цели урока: Познакомить уч-ся с основ...

Конспект открытого урока по литературев 8 классе по теме "Образ Емельяна Пугачева в повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка".

Данный  материал является  методической  разработкой урока , который  проводится с использованием презентации....

План-конспект открытого урока по литературе в 9 классе на тему: Анализ повести «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени» Подготовила учитель русского языка и литературы Чижова Светлана Николаевна.

        План-конспект  открытого урока по литературе в 9 классе на тему:Анализ повести  «Бэла» по роману М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»Подготовила учитель р...

Конспект открытого урока по литературе в 6 классе по теме "Мир древнерусской литературы"

Урок, посвященный новому празднику - Дню православной книги. Учащиеся знакомятся с историей праздника, с деятельностью первопечатника Ивана Федорова, а также повторяют и обобщают знания о возникновени...