Материалы для открытого урока по литературе. "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»
учебно-методический материал по литературе (6 класс)

В данной публикации содержится:

1. Технологическая карта открытого урока по литературе "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"

2. Конспект для учителя к утротому уроку

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon tehnologicheskaya_karta_otkrytyy_urok_6_klass.doc59.5 КБ
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_klass.doc52.5 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Приманчук О.С.

Учебный  предмет:  литература

Класс:6 б

Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2018.

Тема урока: Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его писательской деятельности;

 Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить анализ  текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация к деятельности. Введение в тему урока.

(3 мин.)

-Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами поговорим о произведении  Валентина Григорьевича Распутина «Уроки французского».

-Скажите, сколько лет прошло с момента окончания войны? (73 года).

Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни).

А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты).

Прошло уже 73 года с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы.

- О чём же мы сегодня будем говорить?

Отвечают на вопрос , высказывают свои версии.

Л- смыслообразование,

П-общеучебные универсальные действия,

К-уметь формулировать собственное мнение и позицию,

Р-планирование своих действий в соответствии с поставленной задачей.

2. Актуализация и пробное учебное действие
(10 мин.)

(слайд 1) Именно в это время рос и учился будущий писатель, автор рассказа «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин.

Валентин Распутин – один из ярких представителей современной русской литературы, признанный мастер прозы.

Просмотр видео.

2) -Что в его биографии показалось вам интересным?

- Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за рубежом.

- С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки французского» мы  будем сегодня знакомиться. Что такое автобиография?

  Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

Главный герой является прототипом автора. Как вы понимаете значение слова «прототип»?

 Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа.

Слушают рассказ учителя, видео, делают краткий конспект.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы; умение строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях,

доказательство;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь использовать речь для регуляции своего действия;

3. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работы с текстом.
(10 мин.)

Вы должны были прочитать произведение. Ответьте на следующие вопросы..

 Проверочная работа по тексту

1. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? 11

2. Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста рублей по облигациям? Ведро картошки

3.  Что для мальчика было самым страшным, когда он приходил из школы и оставался один?  Тоска

4. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко?  Малокровие

5. Как называлась игра на деньги?  «Чика»

6. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал?   Покупал молоко

7. Кто первым затеял драку? Птаха

8. Какая река протекала в деревне, где была мать нашего героя?  Ангара

9. Во второй раз на что герою нужен был рубль? Хлеб

10. «Я знал, что иду на ………….., но меньшим ……………… было раз и навсегда смириться с тем, что меня избили и выгнали» Унижение

 Ученики, пользуясь учебником и своими знаниями, отвечают на вопросы, заполняют пропуски.

П- осуществление поиска необходимой информации для выполнения учебных заданий с использованием учебной литературы;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

4. Включение в систему знаний и повторение
(15 мин.)

4) Беседа

- От чьего лица ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография).

- Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет).

- Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип. Слайд.  Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты».

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?(Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа?

-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок? (У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука).Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа?

Обращение к эпиграфу.

«Читатель учится у книг не жизни, а чувствам. Литература, на мой взгляд, это прежде всего воспитание чувств. И прежде всего доброты, чистоты, благородства». В.Г.Распутин.

-О чем эпиграф? Какими хочет видеть вас, молодое поколение, автор?

Фронтальная работа.

Отвечают на вопросы. Делают  заметки

П- использование символических средств для решения задач;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию;

Р- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера  сделанных ошибок;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке

(7 мин.)

-Что вы сегодня узнали нового?

Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности, нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра.

Учитель дает дифференцированное домашнее задание.

4. Выставляет отметки за урок.

Ученики вместе с учителем подводят итог урока(рефлексию).

Записывают домашнее задание

Л- формирование адекватной позитивной самооценки, формирования границ собственного знания и «незнания»,

П- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной форме;

К- уметь формулировать собственное мнение и позицию; уметь задавать вопросы;

Р- осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;

адекватно воспринимать оценку учителя;



Предварительный просмотр:

                                                                         ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

Автор урока: Приманчук О.С.

Учебный  предмет:  литература

Класс:6 б

Автор  УМК: Коровина В.Я. и др. Литература: учебник-хрестоматия для 6 класса: В 2 ч. –М.:  Просвещение, 2018.

Тема урока: Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»

Тип урока: Урок «открытия» нового знания.

Цели урока.

Содержательные: 1) познакомить учащихся с важными вехами детства и юности поэта; 2) обозначить главную тему его писательской деятельности;

 Деятельностные: 1) формирование у учащихся умений проводить анализ  текста.; 2) развивать умение формулировать собственное мнение и позицию; 3) воспитывать любовь к окружающему миру, людям;

Этап

Деятельность учителя

1. Мотивация к деятельности. Введение в тему урока.
(3 мин.)

-Здравствуйте, ребята. Садитесь.

-Скажите, сколько лет прошло с момента окончания войны? (73 года).

Как вы считаете, какой след оставила эта страшная война на нашей земле? (Разруха, нужда, уничтоженные заводы, школы, сожженные города и деревни).

А в судьбах людей? (Гибель родных, сиротство, несбывшиеся мечты).

Прошло уже 73 года с тех пор, и нам с вами очень трудно представить, какими были послевоенные годы.

- О чём же мы сегодня будем говорить?

2. Актуализация и пробное учебное действие

(10 мин.)

 Именно в это время рос и учился будущий писатель, автор рассказа «Уроки французского», Валентин Григорьевич Распутин.

Валентин Распутин – один из ярких представителей современной русской литературы, признанный мастер прозы.

Просмотр видео.

2) -Что в его биографии показалось вам интересным?

- Валентин Григорьевич Распутин вошел в нашу литературу как истинный мастер слова. Сегодня трудно представить себе русскую литературу без его повестей и рассказов. Неслучайно произведения писателя снискали заслуженную популярность как в нашей стране, так и за рубежом.

- С одним из лучших автобиографических рассказов «Уроки французского» мы  будем сегодня знакомиться. Что такое автобиография?

  Автобиография – последовательное описание человеком событий собственной жизни.

Главный герой является прототипом автора. Как вы понимаете значение слова «прототип»?

 Прототип – конкретная историческая личность, послужившая отправной точкой для создания образа.

3. Самостоятельная работа с самопроверкой. Работы с текстом.

(10 мин.)

Вы должны были прочитать произведение. Ответьте на следующие вопросы..

 Проверочная работа по тексту

1. Во сколько лет началась самостоятельная жизнь героя? 11

2. Почему герою пришлось уехать в райцентр? (в деревне была только начальная школа)

3.  Что дал дядя Илья нашему герою, когда выиграл четыреста рублей по облигациям? Ведро картошки

4. Какая река протекала в деревне, где была мать нашего героя?  Ангара

5. Что все лето так тщательно поливали Вовчик и его сестра ангарской водой? ( глазки картошки и проросшие зерна ржи и овса)

6. Как называлась игра на деньги, в которую играл герой с мальчиками?  «Чика»

7. Почему Вовчик играл в «Чику»? (ему не хватало еды)

8. Что делал герой с деньгами, которые выигрывал?   Покупал молоко

9. Почему герою рассказа необходимо было пить молоко?  У него было малокровие

10. Во второй раз на что герою нужен был рубль? Хлеб 

5. Включение в систему знаний и повторение
(15 мин.)

4) Беседа

- От чьего лица ведется повествование? (От первого лица. Автор изложил свою биографию - автобиография).

- Кто является главным героем? (11-летний мальчик, ученик 5 класса. Ни имени, ни фамилии автор не называет).

- Распутин: «Там мне ничего не пришлось выдумывать. Все это происходило со мной».

-Поскольку Распутин описывает часть своей жизни, как вы считаете, учительница главного героя, Лидия Михайловна, вымышленный персонаж?

-Действительно, у Лидии Михайловны есть прототип.  Молокова Лидия Михайловна – учительница Валентина Григорьевича по французскому языку. Она названа в произведении своим именем. Когда в 1973 году рассказ вышел в свет, она сразу узнала себя в нем, отыскала Валентина Григорьевича и несколько раз встречалась с ним. Ее не стало в 2011 году.

Вот как говорит о ней Распутин: «Лидия Михайловна, как и в рассказе, всегда вызывала во мне и удивление, и благоговение... Она представлялась мне возвышенным, почти неземным существом… Совсем еще молодая, недавняя студентка, она не думала о том, что воспитывает нас на своем примере, но поступки, которые для нее сами собой разумелись, становились для нас самыми важными уроками. Уроками …доброты».

-Почему Лидия Михайловна стала помогать своему ученику?(Время было тяжелое, мальчик голодал; чтобы бороться с малокровием, ему нужно было хорошо питаться, пить каждый день молоко. У матери не было возможности передавать продукты вдоволь).

-Что, по-вашему, вдохновило Распутина на создание рассказа?

-А вот как он сам ответил на этот вопрос: «Мне нужно было вернуть людям то добро, которое в свое время они сделали для меня».

-Давайте вспомним, сколько значений у слова урок? (У В.Даля Урок 1- срочная задача ученику или рабочим. 2 – назиданье, вперед наука).Как в русском языке называются такие слова? (многозначные). В каком значении употреблено слово урок в названии рассказа?

Обращение к цитате.

«Я написал этот рассказ в надежде, что преподанные мне в свое время уроки лягут на душу как маленького,  так и взрослого человека»
Валентин Распутин.

-О чем эта цитата? Что хотел донести автор?

6. Рефлексия учебной деятельности на уроке
(7 мин.)

-Что вы сегодня узнали нового?

Творчество Распутина привлекает читателей тем, что в его произведениях рядом с обыденным, бытовым присутствуют духовные ценности, нравственные законы, противоречивый внутренний мир героев. Автор убеждает нас в том, что у каждого человека есть неисчерпаемый запас добра, несмотря на все тяготы и трудности времени, которые героям произведений Валентина Распутина пришлось пережить.

Учитель дает дифференцированное домашнее задание.

Выставляет отметки за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока  "Уроки доброты" (по повести В.Г. Распутина "Уроки французского")...

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"

Конспект урока по повести В.Г. Распутина "Уроки французского"...

«Урок – творческая мастерская по созданию книги о доброте» (по рассказу В.Г. Распутина «Уроки французского» в 6 классе)

«Урок – творческая мастерская   по созданию книги   о доброте»                    (по...

Презентация для открытого урока "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"

В данной публикации содержится презентация для открытого урока "Отражение трудностей после военного времени в повести В.Г.Распутина «Уроки французского»"....

Конспект урока в 6 классе «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени».

Тема: «В.Г. Распутин. Слово о писателе. Герой и его сверстники в рассказе «Уроки французского». Отражение в повести трудностей военного времени». Класс: 6....