Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов
элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме

Латышева Людмила Александровна

Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc80 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

г.Слюдянки Иркутской области

                                                                                                         «Утверждено»:

Согласовано:                                                                                                      Директор МОУ  СОШ №2

Зам.директора по УВР:                                                                                                    /  Киселёва Т.А. /  

                / Козленко Т.В./                 «21»мая 2010г.

«19» мая 2010г.                                                                                                                                

       

Программа элективного курса

 «Изящная словесность »

для учащихся 8-9 классов

                                               Автор-составитель:

                                                                              учитель русского языка и литературы

                                        Латышева Л.А.                          

                                                                                  Год разработки программы: 2010  

                                                                                  Количество учебных часов: 16

Пояснительная записка

      Основная цель моей педагогической деятельности -  дать определённую сумму знаний учащимся и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих  творческих способностей.

  Полагаю, что дополнительные  занятия с  детьми способствуют достижению вышеперечисленных целей, а также повышают интерес  к предмету, поддерживают и развивают  учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка, помогают решить важнейшую задачу, стоящую перед современной школой, -  воспитание личности, обладающей научной, культуроведческой компетенцией. 

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку, подготовиться к итоговой аттестации и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Предлагаемая программа  элективного курса  «Изящная словесность» будет полезна не только учащимся, имеющим склонности  к изучению русского языка, но и любому выпускнику школы.

Цели элективного курса:

  1.Развитие у школьников интереса к русскому языку

  2. Расширение лингвистического кругозора учащихся

  3. Развитие творческих способностей учащихся    

4. Увеличение занятости детей в свободное время

5. Поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к  изучению русского языка

            6. Отбор и подготовка участников олимпиад

Задачи элективного курса:

   1. Эффективный подбор заданий

   2. Повышение мотивации к обучению

   3. Создание оптимальных условий для развития  одарённых учащихся

   4. Привлечение как можно большего количества детей к занятиям

 

  Организация учебного процесса по элективному курсу

        Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку, олимпиадных заданиях и анализе результатов выполнения олимпиадных заданий предыдущих лет.

        Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

        Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися и ориентированы на создание благоприятных эмоционально-деловых отношений. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий:  презентация с элементами исследовательской деятельности, применения знаний на практике, тренировочные упражнения, лекции с составлением алгоритмов, компьютерное тестирование.

Основные организационные этапы   вовлечения учащихся в учебную деятельность:

    1.Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой, в том числе с разными типами лингвистических словарей)

    2.Тренировочный (тестовые задания)

3. Индивидуальная работа

4. Контролирующий (зачёт, тесты)

Программа рассчитана на  16 часов и адресована учащимся  8-9  классов.      

 

Учебно-тематический план:

 № п/п

Название темы

Вид занятий

Количество часов

1

Русский язык в семье славянских языков. Этимология.

лекция+презентация

практикум

2

2

Фразеология.

практикум+презентация

2

3

Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический разбор слов.

компьютерное тестирование

практикум

2

4

 Лексика.

практикум+презентация

2

5

 Морфемика.

 практикум

2

6

 Комплексный  анализ текста.

практикум

2

7

Сочинение на лингвистическую тему.

практикум

2

8

 Зачёт.

 проверка знаний

2

Содержание  элективного курса

      1     Русский язык в семье славянских языков. Родной язык  как объект исторических

             и сравнительных исследований, взаимосвязь общественной жизни и языковых процессов.

             Этимология.  Происхождение слов и выражений. Этимологически родственные слова.

       Работа  с  этимологическим словарём.

  1.  Фразеология. Возникновение фразеологизмов. Источники

фразеологизмов. Фразеологические словари.

  1. Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический разбор слов. Фонема. Гласные и согласные. Ударение и интонация.  Двойная роль букв е, ё, ю, я. Соотношение звуков и букв в разных языках.
  2. Лексика. Омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Паронимы, синонимы, антонимы, (в т.ч. и контекстуальные), устаревшие слова и неологизмы. Жаргонизмы и диалектизмы. Заимствованные слова и эмоционально окрашенные слова. Слова с переносным значением.

      5     Морфемика.  Морфемы.  Морфемный анализ слов. Изменение и образование слов.

             Нулевое окончание. Чередование гласных и согласных в корне. Варианты морфем.

6     Комплексный  анализ текста. Тип и стиль текста. Тема и микротема.

             Виды связи между    предложениями.

       7    Сочинение на лингвистическую тему. Тема сочинения.

             Основные этапы работы над сочинением. Языковое оформление сочинения. Речевой этикет.

       8    Зачёт.

 

Прогнозируемый  результат:

     Учащиеся  закрепят  имеющиеся знания и получат новые. Хочется надеяться, что дети обратят своё внимание на логичность, стройность, богатство, многообразие и красоту родного языка и, познавая язык, научатся познавать и любить историю своего народа, своё Отечество.

    Появится возможность выбора из числа лучших учеников  участников олимпиад.

    Повысится профессиональное мастерство учителя, работающего по данному направлению.

 

Литература для учащихся:

1. Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская.Русский язык. Учебник 9 кл.ОУ, М."Просвещение", 2009. 2.С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков.Русский язык. Учебник 8 кл.ОУ, М."Просвещение", 2004. 3.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов.Русский язык. Учебник 7 кл.ОУ, М."Просвещение",2007.  4.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов.Русский язык. Учебник для  6 кл.ОУ, М."Просвещение", 2006. 5.Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Русский язык. Стилистика и культура речи. М. «Махаон», 2005.  6.Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Русский язык. Орфография и пунктуация. М. «Махаон», 2006. 7.Словари.

Литература для учителя:

1.  Газова Е. Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 кл. (основы культуры речи, развитие связной речи) – Волгоград:  Учитель, 2003.

2. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 1977.

3 .Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

4. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

5. Л.И. Пучкова.  Сборник  тестовых  заданий  для  тематического  и  итогового

   контроля.  Русский  язык  10-11 класс.- М.:  Интеллект – Центр, 2007.

6. Н.Г.Гольцова и др. Региональные олимпиады школьников по русскому языку.-М.:Дрофа,2004.

7. В.В.Колёсов. История русского языка в рассказах. С-Петербург, Азбука-классика 2007.

8. М.М.Казбек-Казиева.  Школьные олимпиады. Русский язык.-М.:Айрис-пресс,2008.

9.Программа ОУ.Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2008.


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9-10 классов: «Культура Великобритании»

Страноведческое содержание курса призвано расширить представления учащихся о менталитете и культуре британцев.В курс вошли темы, которые не освещались или освещались недостаточно полно в предыду...

Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10-11 классов

Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и рецензирована кафедрой иностранных языков Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогическог...

Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»

Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...

Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 -х классов

Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ....

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ «Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»

    Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач ...