Главные вкладки

    Программа элективного курса по русскому языку для учащихся 8-9 классов
    элективный курс (русский язык, 9 класс) по теме

    Латышева Людмила Александровна

    Программа рассчитана, в первую очередь, на расширение лингвистического кругозора учащихся,поддержку детей с хорошей мотивацией к изучению русского языка

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon programma_elektivnogo_kursa.doc80 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное общеобразовательное учреждение

    средняя общеобразовательная школа №2

    г.Слюдянки Иркутской области

                                                                                                             «Утверждено»:

    Согласовано:                                                                                                      Директор МОУ  СОШ №2

    Зам.директора по УВР:                                                                                                    /  Киселёва Т.А. /  

                    / Козленко Т.В./                 «21»мая 2010г.

    «19» мая 2010г.                                                                                                                                

           

    Программа элективного курса

     «Изящная словесность »

    для учащихся 8-9 классов

                                                   Автор-составитель:

                                                                                  учитель русского языка и литературы

                                            Латышева Л.А.                          

                                                                                      Год разработки программы: 2010  

                                                                                      Количество учебных часов: 16

    Пояснительная записка

          Основная цель моей педагогической деятельности -  дать определённую сумму знаний учащимся и показать их практическую ценность и необходимость в дальнейшей жизни. Другими словами, покидая школу, дети должны уметь грамотно говорить, обладать презентационными и ораторскими навыками, активно владеть богатством устной и письменной речи, мыслить, иметь желание к дальнейшему развитию своих  творческих способностей.

      Полагаю, что дополнительные  занятия с  детьми способствуют достижению вышеперечисленных целей, а также повышают интерес  к предмету, поддерживают и развивают  учащихся с хорошей мотивацией к учебному процессу и изучению русского языка, помогают решить важнейшую задачу, стоящую перед современной школой, -  воспитание личности, обладающей научной, культуроведческой компетенцией. 

    Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по русскому языку. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по русскому языку, подготовиться к итоговой аттестации и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения. Предлагаемая программа  элективного курса  «Изящная словесность» будет полезна не только учащимся, имеющим склонности  к изучению русского языка, но и любому выпускнику школы.

    Цели элективного курса:

      1.Развитие у школьников интереса к русскому языку

      2. Расширение лингвистического кругозора учащихся

      3. Развитие творческих способностей учащихся    

    4. Увеличение занятости детей в свободное время

    5. Поддержка и развитие учащихся с хорошей мотивацией к  изучению русского языка

                6. Отбор и подготовка участников олимпиад

    Задачи элективного курса:

       1. Эффективный подбор заданий

       2. Повышение мотивации к обучению

       3. Создание оптимальных условий для развития  одарённых учащихся

       4. Привлечение как можно большего количества детей к занятиям

     

      Организация учебного процесса по элективному курсу

            Программа базируется на учебно-методических материалах по русскому языку, олимпиадных заданиях и анализе результатов выполнения олимпиадных заданий предыдущих лет.

            Реализация данной программы предусматривает использование личностно-ориентированного обучения, признающего  ученика главной фигурой образовательного процесса.

            Цели обучения реализуются в ходе активной познавательной деятельности каждого учащегося при его взаимодействии с учителем и другими учащимися и ориентированы на создание благоприятных эмоционально-деловых отношений. Обучение строится на основе теоретической и практической формы работы с учащимися. Формы проведения занятий:  презентация с элементами исследовательской деятельности, применения знаний на практике, тренировочные упражнения, лекции с составлением алгоритмов, компьютерное тестирование.

    Основные организационные этапы   вовлечения учащихся в учебную деятельность:

        1.Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой, в том числе с разными типами лингвистических словарей)

        2.Тренировочный (тестовые задания)

    3. Индивидуальная работа

    4. Контролирующий (зачёт, тесты)

    Программа рассчитана на  16 часов и адресована учащимся  8-9  классов.      

     

    Учебно-тематический план:

     № п/п

    Название темы

    Вид занятий

    Количество часов

    1

    Русский язык в семье славянских языков. Этимология.

    лекция+презентация

    практикум

    2

    2

    Фразеология.

    практикум+презентация

    2

    3

    Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический разбор слов.

    компьютерное тестирование

    практикум

    2

    4

     Лексика.

    практикум+презентация

    2

    5

     Морфемика.

     практикум

    2

    6

     Комплексный  анализ текста.

    практикум

    2

    7

    Сочинение на лингвистическую тему.

    практикум

    2

    8

     Зачёт.

     проверка знаний

    2

    Содержание  элективного курса

          1     Русский язык в семье славянских языков. Родной язык  как объект исторических

                 и сравнительных исследований, взаимосвязь общественной жизни и языковых процессов.

                 Этимология.  Происхождение слов и выражений. Этимологически родственные слова.

           Работа  с  этимологическим словарём.

    1.  Фразеология. Возникновение фразеологизмов. Источники

    фразеологизмов. Фразеологические словари.

    1. Орфоэпические нормы русского языка. Фонетический разбор слов. Фонема. Гласные и согласные. Ударение и интонация.  Двойная роль букв е, ё, ю, я. Соотношение звуков и букв в разных языках.
    2. Лексика. Омонимы, омофоны, омографы, омоформы. Паронимы, синонимы, антонимы, (в т.ч. и контекстуальные), устаревшие слова и неологизмы. Жаргонизмы и диалектизмы. Заимствованные слова и эмоционально окрашенные слова. Слова с переносным значением.

          5     Морфемика.  Морфемы.  Морфемный анализ слов. Изменение и образование слов.

                 Нулевое окончание. Чередование гласных и согласных в корне. Варианты морфем.

    6     Комплексный  анализ текста. Тип и стиль текста. Тема и микротема.

                 Виды связи между    предложениями.

           7    Сочинение на лингвистическую тему. Тема сочинения.

                 Основные этапы работы над сочинением. Языковое оформление сочинения. Речевой этикет.

           8    Зачёт.

     

    Прогнозируемый  результат:

         Учащиеся  закрепят  имеющиеся знания и получат новые. Хочется надеяться, что дети обратят своё внимание на логичность, стройность, богатство, многообразие и красоту родного языка и, познавая язык, научатся познавать и любить историю своего народа, своё Отечество.

        Появится возможность выбора из числа лучших учеников  участников олимпиад.

        Повысится профессиональное мастерство учителя, работающего по данному направлению.

     

    Литература для учащихся:

    1. Л.А.Тростенцова,Т.А.Ладыженская.Русский язык. Учебник 9 кл.ОУ, М."Просвещение", 2009. 2.С.Г.Бархударов,С.Е.Крючков.Русский язык. Учебник 8 кл.ОУ, М."Просвещение", 2004. 3.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов.Русский язык. Учебник 7 кл.ОУ, М."Просвещение",2007.  4.Т.А.Ладыженская,М.Т.Баранов.Русский язык. Учебник для  6 кл.ОУ, М."Просвещение", 2006. 5.Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Русский язык. Стилистика и культура речи. М. «Махаон», 2005.  6.Д.Э.Розенталь, И.Б.Голуб. Русский язык. Орфография и пунктуация. М. «Махаон», 2006. 7.Словари.

    Литература для учителя:

    1.  Газова Е. Ю. и др. Материалы к урокам русского языка и конспекты отдельных занятий в 5-9 кл. (основы культуры речи, развитие связной речи) – Волгоград:  Учитель, 2003.

    2. Ладыженская Т.А.. Развивайте дар слова. -  М.: Просвещение, 1977.

    3 .Морозова Н.П. Учимся писать сочинение. – М.: Просвещение, 1987.

    4. Никитина Е.И. Русская речь. М.:Просвещение, 1991.

    5. Л.И. Пучкова.  Сборник  тестовых  заданий  для  тематического  и  итогового

       контроля.  Русский  язык  10-11 класс.- М.:  Интеллект – Центр, 2007.

    6. Н.Г.Гольцова и др. Региональные олимпиады школьников по русскому языку.-М.:Дрофа,2004.

    7. В.В.Колёсов. История русского языка в рассказах. С-Петербург, Азбука-классика 2007.

    8. М.М.Казбек-Казиева.  Школьные олимпиады. Русский язык.-М.:Айрис-пресс,2008.

    9.Программа ОУ.Русский язык 5-9 классы. М.: Просвещение, 2008.


     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Методическая разработка программы элективных курсов по английскому языку для учащихся 9-ых классов "Улучши свой английский".

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА. Данная программа адресована учащимся 9 класса, которые интересуются лингвистикой изучаемого языка. Она особенно будет интересна тем, кто планирует углубить свои знан...

    Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 9-10 классов: «Культура Великобритании»

    Страноведческое содержание курса призвано расширить представления учащихся о менталитете и культуре британцев.В курс вошли темы, которые не освещались или освещались недостаточно полно в предыду...

    Программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10-11 классов

    Данная программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС и рецензирована кафедрой иностранных языков Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогическог...

    Авторская программа элективного курса по русскому языку для учащихся 11 класса национальной школы "Готовимся к сочинению"

    Введение в национальной школе курса "Готовимся к сочинению" обусловлена необходимостью более качественной подготовки учащихся к выпускному экзаменационному сочинению по русской литературе. Для учащихс...

    ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку для учащихся 9-го класса «Абсолютная грамотность»

    Программа рассчитана на 17 часов для учащихся 9-х классов общеобразовательных школ.Цель курса:обобщить полученные знания по орфографии за курс 5-8 классов,закрепить навыки грамотного письма, активизир...

    Элективный курс по русскому языку для учащихся 9 -х классов

    Элективный курс « Формирование языковых компетентностей. Теория и практика" рассчитан на учащихся 9-х классов общеобразовательных школ....

    ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 7-8 КЛАССОВ «Р Е Ч Е В Е Д Е Н И Е»

        Актуальность программы определяется прежде всего тем, что полученные знания формируют умение грамотно выражать свои мысли и создавать собственные высказывания с учетом задач ...