Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс
рабочая программа по литературе (11 класс) на тему

Федорченко Светлана Юрьевна

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное образовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №68

РАССМОТРЕНО                                                УТВЕРЖДАЮ

На заседании методического совета                                Директор МБОУ СОШ № 68

Протокол от 28.08. 2015 г. №         1                        _______________С.Г. Евстифеева

                                                                Приказ от 01.09.2015г №

Рабочая программа элективного курса по русскому языку

Комплексный анализ художественного текста

Программа элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9-11 классов средней школы Л.В. Шамрей. Нижний Новгород,  ГОУ ДПО НИРО, 2009 .

11 класс

                                        Разработана Федорченко С.Ю.        учителем

  русского языка и литературы

г. Нижний Новгород

        2015-2016 г.

Пояснительная записка

Элективный курс «Комплексный анализ художественного текста» разработан для учащихся 11 класса и предназначен  для выработка практического навыка системного анализа художественных произведений. Структура учебного занятия предполагает небольшую теоретическую часть, где даны необходимые сведения по теме, и практикумы, где в практической деятельности будет освоена эта теория. Для каждой темы курса подобраны свои художественные тексты, что позволяет глубокой проникнуть в суть данного аспекта анализа, а практическое овладение всеми аспектами позволит выйти на комплексный анализ художественного текста, на постижении его поэтики.

         Цель элективного курса:

  1. определить проблему, актуальную при изучении в современной школе произведений классической и современной литературы, которая способствует не только более глубокому восприятию и постижению учащимися литературы 19-20 веков, но и выявляет их контекстные связи;
  2. предложить в программе организацию материала, позволяющую формировать умение комплексного анализа художественного текста;
  3. использование вариантов контекста при изучении тем русской литературы.

Задачи элективного курса:

  1) дать представление учащимся о целостности художественного текста, о способах эстетического освоения мира писателем;

  2) показать варианты анализа произведений;

  3)  показать формы, приемы работы с текстом, позволяющие анализировать художественное произведение с философской точки зрения, определять позицию автора в этом тексте, значение произведения в его творчестве и место в литературном процессе.

  Требования к усвоению материала:

 - знать теоретические основы комплексного анализа художественных произведений;                                                                      -  владеть лексико-семантическим анализом;                                                                                                                                             -  воссоздавать художественный мир писателя и определять место анализируемого произведения в его творчестве;

-  учитывать философский контекст при анализе произведения

         Формы контроля: контрольная работа

СОДЕРЖАНИЕ   РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Название темы

Необходим.кол-во часов для ее изучен

                    Из них на:

Основные изучаемые вопросы темы

( краткое содержание)

лекции

семинары

Контр.

работы

1.

Особенности строения и изучения художественного текста

4

2

2

Художественный текст как сложно построенный смысл. Стиль как закономерно согласованное единство всех элементов  текста.

2.

Основные аспекты комплексного анализа текста:

- мотив, лейтмотив, сквозные мотивы

4

2

2

Основные аспекты комплексного анализа текста.

Основные мотивы. Устойчивые мотивы. Лейтмотив. Вариации мотивов. Сквозные мотивы.

3.

- роль слова в художественном тексте

2

1

1

Роль слова в художественном тексте. Слово – образ – смысл.

4.

- формы повествования.

Повествование от 1-го лица.

Рассказ в рассказе

6

1

4

1

Речевая структура художественного произведения. Объективная и субъективная формы повествования.

5.

- художественное время и пространство в произведении

8

2

6

Художественное время и пространство как синтетические явления в ткани произведения.

6.

Соотношение речи автора и персонажа.

-диалог как одна из форм повествования

6

1

4

1

Соотношение речи автора и персонажа. Сочетание лексики разных стилистических пластов.  Приемы типизации и индивидуализации речи персонажа.

7.

Ритмическая и интонационная организация художественной прозы

2

1

1

Ритмическая организация прозы. Основные средства ритмической организации текста.

8.

Заглавие художественного текста как один из важных элементов его структуры. Его роль в произведении

2

1

1

Соотнесенность заглавия и внутреннего содержания текста. Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста.

ИТОГО

34

11

21

2

Календарно-тематическое планирование по элективному курсу  «Комплексный анализ художественного текста», 11кл.

Составлено на основании  «Программ элективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся   9-11       классов  средней школы»  под редакцией   профессора Л.В. Шамрей. ГОУ ДПО НИРО. Н.Новгород, 2009 г.

            Наименование раздела программы    

                                   Тема урока                                                  

Кол-во    часов  

                        дата

Характеристика

деятельности обучающихся

    по плану  

фактически

Особенности строения и изучения художественного текста

4

Знакомство с

теоретическими

основами

комплексного

анализа текста

художественного

произведения;

освоение лексико-

семантического

 анализа, который

позволяет

учитывать отношения

каждого

художественного

элемента

в структуре целого;

воссоздание

художественного

мира писателя и

определение

места

анализируемого

произведения вего

творчестве;

рассмотрение

философского

контекста

при анализе

произведения;

 использование

теоретического

материала на практике

1

Художественный текст как сложно построенный смысл.

Лекция

1

2.09

2

Учет множества связей, которые возникают во время анализа текста (внутренние и внешние).

Лекция

1

9.09

3

Практическое занятие

1

16.09

4

Практическое занятие (контрольная работа)

1

23.09

Основные аспекты комплексного анализа текста

4

5

Мотив, лейтмотив, сквозные мотивы.

Лекция

1

30.09

6

Взаимосвязь и переплетение мотивов.

Лекция

1

7.10

7

Практическое занятие

1

14.10

8

Практическое занятие

1

21.10

Роль слова в художественном контексте

2

9

Слово-образ-смысл. Лекция

1

28.10

10

Практическое занятие

1

11.11

Формы повествования

6

11

Лексико-стилистическая взаимосвязь автора и персонажа. Роль рассказчика и повествователя в тексте. Лекция

1

18.11

12

Семинар «Повествование от первого лица» на примере

Рассказа А.П. Чехова «Устрицы»

1

25.11

13

Семинар  «Форма повествования рассказ в рассказе» на примере рассказа А.П.Чехова «Тоска»

1

2.12

14

Практическое занятие

1

9.12

15

Практическое занятие

1

16.12

16

Самостоятельная работа

1

23.12

Художественное время и пространство в произведении

8

17

Лекция.Художественное время и прост-ство  как синтетические явления в ткани произвед.

1

13.01.16

18

Отличие художественного времени от объективно данного. Лекция

1

20.01

19

Семинар (А.П. Платонов «Третий сын»)

1

27.01

20

Семинар (В.М. Шукшин «Алеша Бесконвойный»)

1

3.02

21

Семинар (В.М. Шукшин «Мастер»)

1

10.02

22

Семинар (В.М. Шукшин «Верую»)

1

17.02

23

Практическое занятие «Пространственные формы в художественном произведении (дорога, дом)»

1

24.02

24

Контрольная  работа

1

2.03

Соотношение речи автора и персонажа

6

25

Анализ использования в тексте лексико-стилистических средств в определенных творческих целях. Лекция

1

9.03

26

Индивидуализация образа средствами языка

Лекция

1

16.03

27

Семинар «Несобственно-авторское повествование»

1

30.03

28

Семинар  ( Т.Толстая  «Смотри  на обороте»)

1

6.04

29

Практическое занятие «Диалог как одна из форм повествования»

1

13.04

30

Контрольная работа

1

20.04

Ритмическая и интонационная организация художественной прозы

2

31

Композиционная и смыслообразующая роль ритма в художественном произведении.

Лекция.

1

27.04

32

Практическое занятие (А. Герасимов «Год обмана»)

1

11.05

Заглавие художественного текста как один из важных элементов его структуры

2

33

Лекция. Соотнесенность заглавия и

внутреннего содержания текста. Прямая и ретроспективная связь заглавия и текста.

Лекция

1

18.05

34

Семинар ( Ю. Трифонов «Обмен» )

1

25.05

Ресурсное обеспечение программы

Программыэлективных курсов по русскому языку и литературе для учащихся 9-11 классов средней школыопробированы в школах Нижегородской области.

Рекомендованы Экспертным Советом Министерства образования Нижегородской области  преподавателям гуманитарных дисциплин средних школы, лицеев, гимназий, техникумов

УМК рекомендован Министерством образования РФ и входит в федеральный перечень учебников на 2013-2014 учебный год. Комплект реализует федеральный компонент государственного стандарта начального общего образования по курсу «Русский язык».

В соответствии с образовательной программой школы использованы

 учебно-методический комплектМаранцман В.Г. Литература 11 класс.   Базовый уровень. Москва. «Просвещение», 2009 г., тексты произведений:

  1. М.Ю.Лермонтов. «Ангел», «Мой демон»», «Воздушный корабль», «Чаша жизни»,
  2. М.Ю.Лермонтов поэма «Демон»,
  3. М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»,
  4. А.П.Платонов «Третий сын»,
  5. В.М.Шукшин «Алеша Бесконвойный», «Мастер», «Верую!»,
  6. Т.Толстая «Смотри на обороте»,
  7. А.Герасимов «Год обмана»,
  8. Ю.Трифонов «Обмен»

Литература (основная)

  1. Виноградов В.В. «О теории художественной речи». М., 1971.
  2. Виноградов В.В. «О языке художественной прозы». М., 1980.
  3. Васильева А.Н. «Художественная речь». М., 1983.
  4. Григорьев В.П. «Поэтика слова». М., 1979.
  5. Винокур Г.О. «О языке художественной литературы». М., 1991.
  6. Кухаренко В.А. «Интерпретация текста». М., 1988.
  7. Вартаньянц А.Д., Якубовская М.Д. «Поэтика». М., 1994.

         Литература (дополнительная)

  1. Бахтин М.М. «Формы времени и хронотопа в романе»// Вопросы литературы и эстетики. М., 1975
  2. ГришманМ.М. «Ритм художественной прозы» М., 1982.
  3. Сборник «Ритм, пространство, время в литературе». Л., 1974.
  4. ДжанжаковаЕ.В. «Поэтика заглавий». М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса "Деловой русский язык" для 10-11 классов

Рабочая программа элективного курса «Деловой русский язык» составлена на основе  авторской программы М.Ю.Касумовой Деловой русский язык. 10-11 классы // Касумова М.Ю. Деловой р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Секреты пунктуации» (9 класс)...

рабочая программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" (9 класс)

 Рабочая  программа элективного курса по русскому языку "Родное слово" представляет собой целостный документ, включающий шесть разделов: пояснительную записку, ...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Программа элективного курса "Теория и практика анализа художественного текста"

Программа элективного курса для учителей литературы...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.

   Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректируе...