Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Приёмы обработки текста» в 9 В классе Учитель Шатских Н.В.
рабочая программа по русскому языку (9 класс)

Шатских Надежда Викторовна

     Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2016 г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рассмотрено на заседании НМС

Утверждаю.

Директор МКОУ «Лицей села Верхний Мамон»

Дудкин В.И.

Протокол № 1 от 28.08.15

Приказ № 183 от 31.08.15

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

«Приёмы обработки текста»

в 9 В классе

Учитель Шатских Н.В.

2015-2016уч.год

  1. Пояснительная записка.

     Элективный курс «Приёмы обработки текста»» рассчитан на учащихся 9 класса общеобразовательных школ. Он дополняет программу русского языка 5-9 классов, корректирует ее в соответствие с требованиями и моделями заданий ОГЭ 2016 г. В данной программе элективного курса большое внимание уделяется обучению написания сжатого изложения. В современных программах не содержится законченной, логически обоснованной системы работы по обучению созданию сжатых текстов. Кроме того, в существующих программах не определен круг специальных речевых умений в этой области и не описаны требования, предъявляемые к сжатым изложениям школьников. Все это требует создания системы работы с учащимися по подготовке к ОГЭ. Элективный курс позволяет подробно рассмотреть все этапы работы над сжатым изложением, учащиеся получают возможность попрактиковаться в написании сжатого изложения, что не предусмотрено программой по русскому языку для общеобразовательных школ (5-9 классы).

     Программа элективного курса предусматривает также обучение учащихся написанию сочинению на лингвистическую тему. Данному виду работы по развитию речи в программе русского языка 5-9 класса уделяется недостаточное внимание, что не дает возможности должным образом подготовить учащихся к выполнению третьей части ОГЭ.

     Данный курс предусматривает работу с текстом, его анализ как с точки зрения структуры, последовательности микротем, так и с точки зрения стилевой принадлежности и типа речи. Программа составлена с учетом возрастных особенностей и уровня подготовленности учащихся, она ориентирована на развитие логического мышления, предметных умений и творческих способностей учащихся.

 Цель: осуществление поэтапной системной подготовки учащихся к выполнению заданий КИМов  Основного Государственного Экзамена по русскому языку;

 Задачей курса является формирование навыков, обеспечивающих успешное прохождение ОГЭ

В ходе занятий обучающиеся должны научиться: 

  • овладеть комплексом умений, определяющих уровень языковой и лингвистической компетенции 9-классников;
  • научиться грамотно писать сжатое изложение публицистического стиля;
  • владеть формами обработки информации исходного текста;
  • через систему практических заданий и тренингов повторить, расширить и систематизировать знания учащихся по грамматике, орфографии, пунктуации и текстологии, проверяемых в ходе проведения экзамена в новой форме ;
  • работать с тестовыми заданиями: самостоятельно (без помощи учителя) понимать формулировку задания и вникать в её смысл;
  • четко соблюдать инструкции, сопровождающие задание;
  • самостоятельно ограничивать временные рамки на выполнение заданий;
  • работать с бланками экзаменационной работы;
  • сосредоточенно и эффективно работать в течение экзамена.

На каждом занятии предусматривается теоретическая часть (повторение правил, изучение трудных случаев правописания, определение этапов создания текста) и практическая часть (выполнение различных упражнений, помогающих сформировать языковую, лингвистическую и коммуникативную компетентности; закрепить знания орфографических и пунктуационных правил, приобрести устойчивые навыки).

         Программа курса рассчитана на 34 часа из расчета 1 час в неделю.

Темы элективного курса соотносятся как с основными разделами школьной программы изучения русского языка, так и с заданиями контрольно-измерительных материалов ОГЭ.

Программа элективного курса состоит из трех основных разделов:

1.Сжатое изложение.

2.Сочинение на лингвистическую тему.

3.Решение тестовых заданий формата ОГЭ.

 

Подготовка к сжатому изложению

Первая часть работы государственной итоговой аттестации в 9 классе – это написание сжатого изложения по тексту публицистического стиля. Сжатое изложение – это форма обработки информации исходного текста, позволяющая проверить комплекс необходимых жизненных умений, важнейшими из которых являются следующие:

  • умение точно определять круг предметов и явлений действительности, отражаемой в тексте;
  • умение адекватно воспринимать авторский замысел;
  • умение вычленять главное в информации;
  • умение сокращать текст разными способами;
  • умение правильно, точно и лаконично излагать содержание текста;
  • умение находить и использовать в разных стилях речи языковые средства обобщённой передачи содержания.

         Для эффективности выполнения этого вида работы ученика нужно научить понимать, что любой текст содержит главную и второстепенную информацию. Главная информация – то содержание, без которого авторский замысел будет неясен или искажён. Следовательно, нужно научить воспринимать текст на слух так, чтобы ученик точно понимал его общую тему, проблему, идею, видел авторскую позицию.

Поэтому первые занятия курса посвящены повторению основных понятий: текст, его признаки, микротекст, тема, микротема, проблема, основная мысль. При работе с текстами необходимо тренировать учащихся в определении микротем, являющихся составной частью общей темы прослушанного текста.

     Так как для изложения даются тексты публицистического стиля, нужно подробнее остановиться на особенностях (лексических, морфологических и синтаксических) этого стиля речи, его приметах, а также повторить типы речи, которые могут использоваться в предложенных текстах.

     При работе над сжатием текста необходимо познакомить учащихся с элементами сжатия (упрощение, сокращение, обобщение). Рекомендуется брать микротексты (1 абзац) и на конкретных примерах отрабатывать приемы сжатия.

Подготовка к сочинению-рассуждению

Третья часть работы  ОГЭ содержит творческое задание, которое проверяет коммуникативную компетенцию учащихся: умение строить собственное высказывание в соответствии с типом речи. При этом не случайно особое внимание уделяется умению аргументировать положения творческой работы, используя прочитанный текст. Именно это общеучебное умение необходимо школьникам в дальнейшей образовательной, а часто и в профессиональной деятельности.

   Умение отстоять свои позиции, уважительно относиться к себе и своему собеседнику, вести беседу в доказательной манере служит показателем культуры, рационального сознания. Подлинная рациональность, включающая способность аргументации доказательности своей позиции, вовсе не противоречит уровню развития эмоциональной сферы, эстетического сознания. В этом единстве и заключается такое личностное начало, как ответственность за свои взгляды и позиции.

  Поэтому в данном курсе особое место отводится подготовке к сочинению-рассуждению. При этом необходимо остановиться на повторении понятий типы речи (повествование, описание, рассуждение), их признаках. Более подробно – на рассуждении (научном), его структуре и особенностях (лексических, морфологических, синтаксических), так как в основе собственного высказывания учащиеся будут использовать именно этот тип речи.

 

Подготовка к решению тестовых заданий

Вторая часть состоит из заданий 2-14, предполагающих краткий ответ.

Тесты начинаются с заданий 2, 3. Для ответа на вопрос  предлагаются варианты, из которых необходимо выбрать один и  записать его номер в поле для ответа. Ответ в заданиях 4-14 формулируется самостоятельно и записывается на строке ниже. Эти может быть одно или несколько слов, словосочетание, номер или номера предложений.

Целью заданий 2-3 является выявление уровня сформированности практических умений по текстоведению (речеведению): способность точно понимать содержание прочитанного текста, его основные проблемы; извлекать информацию из текста, определять основную мысль, позицию автора текста или одного из его героев, авторское отношение к герою или вопросу, затронутому в тексте;, опознавать языковые средства выразительности, использованные в  тексте.

Задания 4-5 направлены на проверку сформированных орфографических навыков, отражающих знания о правописании приставок, правописании суффиксов различных частей речи, а также  правописании личных окончаний глаголов.

     Задания 6—14 направлены на проверку ряда специальных лингвистических и языковых умений. Вопросы проверяют знания в основном из области синтаксиса: находить грамматические основы предложения, определять их количество, опознавать предложения заданной структуры (например, бессоюзное сложное предложение), преобразовывать словосочетание одного типа в синонимичное по значению словосочетание другого типа и т. п. Все эти задания имеют практическую направленность и составляют необходимую лингвистическую основу владения речевыми, орфографическими и пунктуационными нормами.-

   При повторении понятий по фонетике необходимо особое внимание уделить соотношению букв и звуков в словах с разделительными знаками, с непроизносимыми согласными, а также мягким знаком, использующимся для смягчения согласных.

При систематизации знаний орфографических правил в курсе отрабатываются те, которые необходимы на экзамене: правописание приставок, особенно пре- и при- правописание суффиксов глаголов, прилагательных и наречий, правописание безударной чередующейся гласной в корне.

      При обобщении знаний по лексикологии рекомендуется больше работать над синонимами, их видами (стилистическими, текстовыми, смысловыми), над построением синонимических рядов (при выделении доминанты), а также выразительностью речи (метафорами, эпитетами, сравнениями).

Работая по темам, связанным с синтаксисом, необходимо подбирать примеры на определение грамматической основы предложения с трудными случаями, например, когда подлежащее выражено синтаксически неделимым словосочетанием, а сказуемое – составное глагольное или составное именное. Особое внимание уделить заданиям по обособленным членам предложения.

В качестве учебного пособия используется для данного элективного курса учебное пособие под редакцией Н.А. Сениной Русский язык 9 класс Подготовка к ОГЭ-2016 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год

                                     

                            II. Учебно-тематический план.

 

Раздел

Кол-во часов

В том числе

Практические работы

Контрольные

работы

1. Введение. Значение курса, его задачи.

2

 

 

2. Текст. Сжатое изложение

5

3

1

3. Текст. Сочинение на лингвистическую тему

7

2

1

4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий.

17

14

5. Заключение. Итоговый контроль.

3

 

3

ИТОГО

34

19

5

 

                    ІІІ. Содержание программы элективного курса.

 

1. Введение. Значение курса, его задачи (2 часа).

  Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2016 г. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

 2. Текст. Сжатое изложение (5 часов).

  Тема. Главная мысль текста. Сжатое изложение. Что такое микротема. Микротемы исходного текста. Абзацное членение текста. . Разделение информации на главную и второстепенную, исключение несущественной и второстепенной информации. Приемы сжатия текста: исключение, обобщение, упрощение.

 3. Текст. Сочинение-рассуждение  (7 часов).

  Критерии оценки  трех альтернативных заданий (15.1, 15.2 ,  15.3) , на одно из которых нужно дать развернутый  аргументированный ответ. Структура сочинения на лингвистическую тему. Формулировка тезиса сочинения-рассуждения на лингвистическую тему. Аргументы в сочинении на лингвистическую тему. Приемы ввода примеров из исходного текста. Вывод сочинения-рассуждения. Композиционное оформление сочинения-рассуждения. Создание сочинения-рассуждения на лингвистическую тему по цитате о языковом явлении. Критерии оценки задания.

 4. Комплексный анализ текста. Выполнение тестовых заданий (17 часов).

    Понимание текста. Целостность текста. Синонимы. Антонимы. Омонимы. Лексическое значение слова. Выразительные средства. Стили речи. Правописание корней. Правописание приставок. Правописание суффиксов. Простое осложненное предложение. Знаки препинания в простом осложненном предложении. Знаки препинания в сложносочиненном предложении. Знаки препинания в сложноподчиненном предложении. Словосочетание. Грамматическая основа предложения. Сложные бессоюзные предложения. Сложные предложения с различными видами связи. Синтаксический анализ сложного предложения.

5. Заключение. Итоговый контроль (3 часа).

   Диагностическая работа. Анализ ошибок.

 

   IV. Требования к уровню подготовки учащихся.

Учащиеся должны знать:

  • содержание используемых в задании экзаменационной работы понятий и терминов: «тема текста», «основное содержание прослушанного текста», «микротема», «приёмы сжатия (компрессии) текста»;
  • лексические явления в языке;
  • грамматические явления в языке.

Учащиеся должны уметь:

  • создавать собственное связное высказывание на заданную (лингвистическую) тему на основе прочитанного текста ,
  • аргументировать положения своей работы, указывая разные функции в области фонетики, морфемики, морфологии, синтаксиса;
  • последовательно излагать материал, оформлять текст сочинения-рассуждения в соответствии с критериями оценивания новой формы итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе. 
  • уметь осознанно выбирать вариант ответа в тестовых заданиях

        V. Перечень учебно-методического обеспечения.

 

1. Н.А. Сенина, С.В. Гармаш, Т.Н Кобякова, А.Г. Нарушевич  Русский язык. 9 класс. Подготовка к ОГЭ-2016. 30 тренировочных вариантов по демоверсии на 2016 год: учебно-методическое пособие / Под редакцией Н.А. Сениной. – Ростов н/Д: Легион, 2015. – 496 с. – (ОГЭ)

2. Егораева  Г.Т ОГЭ 2016. Основной государственный экзамен. Русский язык. 9 класс. Тренировочные тестовые задания  /Г.Т. Егораева. – М.: Издательство «Экзамен», 2016. – 95, [1] c. (Серия «ОГЭ.Супертренинг»)

                                         Словари и справочники

1. Александрова З.С. Словарь синонимов русского языка. – М., 1998.

2. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова: Литературные цитаты. Образные выражения. – М., 1988.

3. Зимин В.И. и др. Русские пословицы и поговорки: Учебный словарь. – М., 1994.

4. Орфоэпический словарь русского языка: Произношение, ударение, грамматические формы/Под ред. Р.И.Аванесова. – М., 1989.

5. Панов Б.Г., Текучев А.В. Школьный грамматико-орфографический словарь русского языка. – М., 1991.

6. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. М., 1998.

7. Энциклопедический словарь юного филолога (Языкознание). – М.,1984.

8. Энциклопедический словарь юного литературоведа. – М., 1988.

 

                     

  Календарно-тематическое планирование курса 

№ п.п

дата

Количество

часов

                               Тема

1

04.09

1

  Структура экзаменационной работы в формате ОГЭ. Число и виды заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 2019 г

2

11.09

1

Особенности заполнения бланков экзаменационной работы. Знакомство с критериями оценки выполнения заданий.

3

18.09

1

Подготовка к написанию изложения. Характеристика текста.

4

25.09

1

Приемы содержательной компрессии текста.

5

02.10

1

Практическое занятие по написанию сжатого изложения.

6

09.10

1

Практическое занятие по написанию сжатого изложения

7

16.10

1

Написание пробного изложения под фонозапись.

8

23.10

1

Сочинение-рассуждение. Основные требования к творческой работе.

9

30.10

1

Обучающее сочинение-рассуждение на морально-этическую тему (15.1).

10

13.11

1

Обучающее сочинение-рассуждение по грамматике (15.2).

11

20.11

1

Сочинение-рассуждение на нравственную тему (15.3)

12

27.11

1

Сочинение - рассуждение: позиция автора, собственная позиция, подбор аргументов. Практическая работа №3.

13

04.12

1

Композиция сочинения (тезис, аргументы, вывод). Оформление вступления и концовки сочинения. Практическая работа №4.

14

11.12

1

Контрольное сочинение-рассуждение

15

18.12

1

Лексика. Лексическое значение слова. Лексика русского языка с точки зрения происхождения и употребления. Практическая работа №5 по  теме "Лексика

16

25.12

1

Словосочетание. Виды связи слов в словосочетании.

17

15.01

1

Фонетика.

18

22.01.16

1

Орфограммы в корнях слов. Практическая работа №6.

19

29.01

1

Предложение. Грамматическая основа предложения. Виды сказуемых. Практическая №7.

20

05.02

1

Виды односоставных предложений. Практическая работа №8.

21

12.02

1

Правописание приставок. Практическая работа №9.

22

1

Однородные члены предложения и знаки препинания при них. Практическая работа №10.

23

1

Правописание суффиксов. Практическая № 11.

24

1

Обособленные члены предложения. Практическая работа №12.

25

1

Правописание Н-НН в разных частях речи. Практическая работа №13.

26

1

Вводные слова и предложения. Вставные конструкции. Обращения. Практическая работа №14.

27

1

Слитное и раздельное написание НЕ с различными частями речи. Практическая работа №15.

28

1

Сложные слова. Слитные, раздельные, дефисные написания. Практическая работа №16.

29

1

Правописание производных предлогов и союзов. Практическая работа №17.

30

1

Правописание частиц. Частицы Не и Ни. Практическая работа №18.

31

1

Способы оформления чужой речи(прямая речь, косвенная речь, диалог, цитаты).

32-34

3

Итоговое тестирование. Урок контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 9 класса "Как строится текст"

Данная рабочая программа позволяет учителю-словеснику организовать повторение и систематизацию знаний по развитию связной речи учащихся 9 классов. Раскрываются закономерности строения текста, знания о...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку 10 класс. Лингвокультурологический анализ текста

Программа данного элективного курса представляет актуальные проблемы изучения русского языка и развития речи, но рассматривает их в тесной связи с проблеммами нравственности, национального историческо...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку Комплексный анализ художественного текста 11 класс

Элективный курс предназначен для выработки практического навыка системного анализа художественных произведении....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Говорим и пишем правильно" 11 класс

Данный элективный курс рассчитан на 35 часов и является продолжениек курса "Говорим и пишем правильно"  в 10 классе. Это вторая часть курса, включающая в себя разделы "Синтаксис", "Культура речи"...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "В пространстве текста"

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «В пространстве текста»  предназначена для подготовки учащихся 10 - 11 классов общеобразовательных учреждений к сдаче экзамена по...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Говорим и пишем правильно» 11 классы 2023 – 2024 учебный год

Рабочая программа элективного курса  по русскому языку«Говорим и пишем правильно» 11 классы  2023 – 2024 учебный год...