Шадрина Ирина Савельевна

сайт учителя русского языка и литературы

Скажи мне - и я забуду. Покажи мне - и я запомню. Вовлеки меня - и я научусь.

Профессия: учитель русского языка и литературы

Профессиональные интересы: Творчество Гоголя. Поэзия военных лет. Краеведение. Детское творчество

Увлечения: Танцы народов мира. Мифология. Культура Древней Руси. Детские песни

Регион: Ханты-Мансийский АО

Населенный пункт: п. Усть-Юган, Нефтеюганский район

Место работы: Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

Навигация

Ссылка на мой мини-сайт:
https://nsportal.ru/shadrina-irina-savelevna
Чем легче учителю учить, тем труднее ученикам учиться. Чем труднее учителю, тем легче ученику. Чем больше будет учитель учиться сам, обдумывать каждый урок и соразмерять с силами ученика, чем больше будет следить за ходом мысли ученика, …тем легче будет учиться ученику.
Л.Н. Толстой

Добро пожаловать, мой гость!

Я очень рада нашей встрече.

День добрый! или Добрый вечер!

От всей души надеюсь я,

Что ты зашёл на сайт не зря,

Что будет польза от того,

Что кто-то выдумал его!

О себе

Здравствуйте, уважаемые коллеги, ученики, родители! Вы находитесь на сайте учителя, который стремится прививать любовь к родному языку, литературе и истории Отечества своего. Этот учитель работает в сельской школе уже более 20 лет. Он вёсёлый и жизнерадостный, очень-очень любит детей и, конечно, свою работу. Надеется, что эта любовь взаимна. У него трое детей разного возраста: студентка, семиклассница и  младший школьник, поэтому его интересует всё - от  потешек и считалок до многотомных эпопей, от  улыбающегося с детского рисунка солнышка до многоэтажных кластеров-таблиц-диаграмм...

..

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

"Война и мир" Льва Толстого. Эта книга определила гуманистический характер и патриотический пафос моих уроков.

"Идиот" и "Братья Карамазовы" Фёдора Достоевского. Эти книги способствовали формированию христианского мировоззрения. Ещё в отрочестве вонзились в душу рассуждения о всеобщем счастье, построенном на детских слезах...

Моё портфолио

Я -  учитель

25 лет в школе – срок не такой великий, но и немалый, позволяющий  осмыслить моё предназначение как педагога в современном мире.

Почему стала учителем? Думаю, это закономерность. Моя бабушка – учитель начальных классов, очень уважаемый человек, которого помнят и любят все ученики; мой брат работает учителем информатики и физкультуры. Когда мне было лет пять или шесть, бабушка научила меня читать по тогдашнему советскому букварю, многие тексты из которого в старшей группе детсада я уже знала почти наизусть. А писать училась сама, перерисовывая буквы с форзацев, причем не знала, когда какую писать – прописную или строчную, и выбирала ту, которая больше нравится. Помнится, в далёком октябрятско-пионерском детстве сначала просто играли в школу, и в этой игре всегда мне доставалась роль учительницы, непременно строгой, ведь таковыми были почти все советские учителя; потом по поручению звеньевой – так  было заведено – подтягивала  отстающих, и небезуспешно. Как и многие советские школьницы, мечтала стать балериной, точнее, танцовщицей… Отрочество моё можно назвать по-настоящему счастливым: тогда не было такой непомерной нагрузки в старших классах, как сегодня, и оставалось много свободного времени на чтение книг, увлечения. Любимые предметы - русский язык и литература, которые, разумеется, преподаёт любимая всеми молодая учительница, весёлая и озорная девчонка. Никаких «чудес» преподавания она  не показывала: это были обычные уроки. А волшебство начиналось вечером в Доме культуры, где она  превращалась в строгого хореографа-наставника. Были репетиции и концерты – песни, танцы, миниспектакли – радость  творчества и победы в конкурсных выступлениях, мечты о большой сцене… Мы наивно полагали, что это и есть настоящая жизнь, а наши родители считали её всего лишь досугом.   И ещё – огромное желание поступить в институт культуры.

Однако мой выпуск из школы пришёлся на начало 90-х. А это было очень трудное время, когда деятели культуры – профессиональные музыканты и артисты – теряли работу и искали средства существования. Нужно было выживать, а не жить. «Какой ещё институт культуры? Районный духовой оркестр разогнали, а она танцевать собралась! Это несерьёзно. Танцевать можно и после работы. Надо выбирать такую профессию, которая всегда будет нужна. Люди всегда болели, болеют и будут болеть; всегда учились, учатся и будут учиться. Но врачом ты быть не сможешь. Поэтому будешь учителем». Так была решена моя судьба. О выборе факультета речи не велось.

«Ну какая  девушка не мечтает танцевать? Да ещё в балете на льду?»1

Мечта накладывает свой отпечаток на нашу последующую жизнь. Моя педагогическая деятельность – своеобразная дань юношеской мечте,  ведь  и язык, и литература есть искусство слова. Уроки даю в культурно-историческом контексте, то есть в тесной связи с историей языка и литературы, с музыкой, живописью и синтетическими видами искусства – оперой, балетом и кинематографом. Этому во многом способствуют и уроки искусства, которые,  помимо словесности, я веду. Это очень интересно и зрелищно, это запомнится надолго, оставит глубокий след в душе ребёнка.

Есть такое мнение: «Искусство – это не что, а как»2. Образование – это и что, и как. Проблеме содержания образования посвящена моя статья3, которая вызвала широкий резонанс в учительской среде в 2014 году, была отмечена наградой (Диплом победителя конкурса «Образование в России: вчера, сегодня, завтра» и книга «Города России»).

К сожалению, от педагога не зависит категория «чему учить»: она регулируется стандартами. Однако в выборе технологий – средств, форм и методов обучения – педагог относительно свободен.  И здесь главное – не переусердствовать, чтобы средства достижения цели не стали самой целью.

Одной главных проблем современного образования является снижение интереса школьников к учению, низкая мотивация. Поэтому обучать надо интересно, увлекательно. Мне запомнились слова нашего методиста: «Легко научить тех, кто хочет учиться. Ваша задача – научить тех, кто этого не хочет». А это невозможно, если не заинтересовать детей в изучаемом предмете. Как это сделать? Способов очень много. Начать урок с афоризма или пословицы, с прочтения притчи, сказки, просмотра фрагмента из фильма или мультфильма. Дети определят сами, какая сегодня тема.

Например, начнём урок с прочтения цитат: «Где мало слов, там вес они имеют», «Краткость – душа остроумия» (Вильям Шекспир); «Люди запутываются в массе лишних слов» (Максим Горький) и, наконец, моей любимой: «Краткость — сестра таланта» (А.П. Чехов). 

– Что объединяет эти высказывания?

– Конечно, стремление к краткости.

– Какова тема урока?

– Сжатое изложение?!

Вот они сделали маленькое открытие – уже радость на лицах. А мы продолжаем разговор:

–  А как вы думаете, почему мы пишем именно сжатое, а не подробное изложение?

– Потому что на экзамене такое будет…

– А почему на экзамене пишут сжатое?

– Так решили в Министерстве образования.

– А почему так решили?

Рассуждаем вместе об обилии источников информации и необходимости её фильтровать – выделять главное и второстепенное, оставлять нужное и исключать лишнее.

– Вы умеете это делать?

– Не всегда получается…

– Всему можно научиться!

Современное образование ставит во главу угла способность применять приобретённые знания, умения и навыки для решения жизненных задач в различных сферах – функциональную грамотность, что, безусловно,  поможет преодолеть разрыв между полученными в школе знаниями и их применением в жизни. На уроках дети решают проблемные задания, в которых  моделируется понятная жизненная ситуация, вызывающая реакцию, собственный отклик.

Необычное начало урока рождает эмоциональный отклик, желание учиться. Теперь представьте реакцию учеников, если учитель сухо объявил: «Сегодня пишем сжатое изложение: надо готовиться к экзамену». Скучно…

Поменьше голых, сухих формулировок: это же дети! А они любят играть и спорить. Особенно в 5-6 классе это просто необходимо.

Как играючи решать серьёзные задачи?

– Ребята, а сейчас будем писать диктант-молчанку.

– А это как?

– А так же, как играют «в молчанку». Я молчу, и вы тоже. На экране появляются картинки, а вы записываете, что на них изображено.

И пятиклассники записывают в тетрадях слова: чёлка (причёска), щётка, жёлуди, капюшон, крыжовник, шов, шоколад, жонглёр и др. Так можно подвести учеников к восприятию новой темы «Гласные о и ё после шипящих в корне слова» или использовать этот вид работы на этапе осмысления и закрепления.

Попробуем трудное и скучное превратить в увлекательное. Не рекомендую  говорить: «сочинение с описанием действий» или «диктант» (у подростков сегодня само слово «сочинение» вызывает душевный трепет). Поэтому скажем: «Ребята, сегодня мы будем писать «немой» диктант».

 – Как это: «немой»?

– Я ничего не буду диктовать. Сейчас я выйду из класса, а затем снова зайду и буду выполнять определённые действия. А вы с момента моего появления в классе записывайте всё, что я делаю. После этого прочитаем полученные тексты, сравним их и определим, у кого из вас самое точное и полное описание моих действий.

Результат -  написание, а затем бурное обсуждение в классе  ученических сочинений.

Таких приёмов очень много. Провести запоминающийся, полезный урок – тоже искусство, а учитель подобен В.М. Шукшину – и режиссёр, и сценарист, и актёр. Главное – вызвать потребность проникновения подрастающего поколения в сложный и увлекательный мир познания.

Здесь нельзя не сказать ещё об одной всё острее проявляющейся проблеме современного общества, связанной с потерей интереса к чтению.

Каковы же причины низкой читательской активности учащихся, их нежелания размышлять над прочитанным текстом?

Назову главные из них.

1. За последние десятилетия мир стремительно изменился.  К сожалению, современным детям художественную литературу заменили виртуальные компьютерные игры, видеофильмы, социальные сети. 

2. Язык  включённых в школьную программу произведений XVIII – XIX вв. отличается витиеватостью, обилием устаревших слов и выражений, вследствие чего малопонятен и труден для восприятия школьников.

3. Часть изучаемых произведений не соответствует возрасту учащихся, что препятствует постижению идейного содержания книг.

В результате ребёнок отказывается читать произведения школьной программы, а духовность подменяет общим кругозором, не восполняя пробелов в своём нравственном развитии. Поэтому возвращение к чтению литературы как источнику  развития личности поможет учащимся почувствовать потребность духовной красоты, служения ей через художественное слово.

Что может сделать в этом направлении учитель, помимо интересного проведения урока?  Например, разработать программу  внеурочной деятельности,  которая  поможет разбудить внимание ученика, повысить его интерес к чтению и будет способствовать развитию читательской грамотности. С этой целью мной создана программа «Во всём поможет мудрость книг»4 специально для подростков – учеников 7-8 классов.

В чём преимущество и новизна этой программы? В выборе литературного материала, использовании разнообразных форм и методов работы, современных технических средств оснащения. Произведения написаны в XX–XXI вв. простым и понятным современным языком, следовательно, доступны для восприятия подростка. Отбор текстов учитывает возрастные особенности учащихся, интерес которых в основном сосредоточен на сюжете и героях произведения. Относительно небольшие по объёму произведения удобны для осмысленного прочтения и анализа на уроке. Героем произведения часто является подросток – современник и сверстник ученика, поэтому читателя и персонажа  волнуют одни и те же нравственные вопросы. В разработке занятий используются разнообразные формы и методы обучения с учётом «клипового мышления» современных школьников.

Актуальность программы заключается в том, чтобы привлечь учащихся к чтению, помочь им в понимании идейного содержания книги, найти ответы на интересующие их жизненные вопросы.

Вместо заключения

«Вы изменили мечте? – Нет, я изменила мечту!»1           

Ибо высокая миссия Искусства во все времена состоит в том, чтобы пробуждать в людях «чувства добрые». Она совпадает с миссией Учителя –   «сеять разумное, доброе, вечное».

1 Цитата из фильма Алексея Мишурина «Королева бензоколонки».

2 А.И. Солженицын. Один день Ивана Денисовича.

3 https://pedsovet.su/publ/150-1-0-5062       

4 https://nsportal.ru/node/5905981

 

 

 

                                                   

Мои публикации:
Дополнительное образование
Литература
Родной язык и литература
Русский язык
Сценарии праздников
Публикации моих учеников:
Литературное творчество
Другое
Добавить грамоту в портфолио
Портфолио: