Контрольная работа по русскому языку с включением заданий по функциональной грамотности
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Контрольная работа составлена в соответствии с инструкцией по использованию Регионального банка заданий и оцениванию выполнения. 

Контрольная работа состоит из 2 частей: 1 часть – задания базового и продвинутого уровней; 2 часть – задания, проверяющие функциональную грамотность. Один вариант контрольной работы включает 8 заданий базового уровня и 5 заданий продвинутого уровня (1 часть); 2 задания, проверяющих функциональную грамотность (2 часть). Всего в одном варианте 15 заданий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Задания по функциональной грамотности

Вариант 1

Задание 1. Познакомьтесь с текстом, созданным учащимся с определённой целью после изучения литературы о том, как следует заваривать чай.

Наберите в чайник свежую воду, вскипятите её и подождите, пока вода остынет до 80-85 градусов.

Ополосните заварной чайник 3-4 раза закипевшей водой, чтобы согреть его.

В согретый и немного влажный заварной чайник насыпьте сухой чай в расчёте одна чайная ложка чая на одну чашку воды, входящую в чайник, и плюс ещё одна ложка на сам чайник.

В заварной чайник налейте 2/3 остывшей кипячёной воды, которая в него помещается. Закройте его крышкой и дайте чаю настояться 3-4 минуты, затем долейте воду до самого верха.

1. Напишите, к какому стилю речи относится данный текст. Определите, какое слово, обозначающее определённый жанр, должно стоять на месте пропуска: «… как заваривать чай»

Ответ: _____________________________________________________________________

2. Составьте свой текст этого же стиля и жанра, в котором было бы не менее 4 предложений.

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте тексты.

1. Однажды, в неуютный дождливый вечер, задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и закрывал свои прекрасные громадные глаза, а на его морде с точеным носом и пышными бакенбардами расплывалась блаженная улыбка.

2. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот.

3. Коты появились в доме человека давным-давно. Для современного человека кот – любимое домашнее животное. Мы выбираем котов, руководствуясь различными соображениями: кто-то ищет котенка обязательно породистого, а кто-то подбирает питомца на улице, понимая, что без заботы человека он может погибнуть. Лучше всего выбирать котенка сердцем, того, которого сразу полюбил.

Вопрос 1. Подчеркните в текстах слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Вопрос 2. С помощью ключевых слов какой(их) части(ей) речи передается общее содержание текста? Какую роль они играют в текстах? Сделайте вывод о типах речи (повествование, описание, рассуждение) предложенных текстов.

Ответ: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задания по функциональной грамотности

Вариант 2

Задание 1. Прочитайте текст.        

1) В различных уголках земного шара в пищу используют землю, точнее глину. 2) Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего  молока. 3) На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. 4) В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика», смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. 5) Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. 6) Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. 7) И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. 8) Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. 9) Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.

Вопрос 1. Выпишите номера простых предложений, в которых сказуемое является составным глагольным.

Ответ: _____

Вопрос 2. Рассмотрите картинку. Составьте текст из 3-5 простых предложений, рассказав о применении глины.

C:\Users\DSP-110\Desktop\img17.jpg

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2. Прочитайте текст.

Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не способен на зло, тот не способен на добро», - гласит туркменская пословица…

        

Вопрос 1. Определите стиль текста. Какой(ие) признак(и) данного стиля помог(ли) вам его определить?

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2. Сформулируйте в 3-5 предложениях своё понимание добра и зла так, чтобы стиль вашего текста соответствовал прочитанному тексту.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

Вариант 1

1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите его номер.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

Ответ:  1 (1 балл)

2. . Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.

1) дивизия, солдат, отпереть

2) касание, передвижение, степная

3) натереть, росток, подрастает

4) обещавший, голова, поклониться

Ответ:  3 (1 балл)

3. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.

1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать

2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас

3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

4) по..бросить, о..пилить, о..крыть

Ответ: 2 (1 балл)

4. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.Запишите его номер.

1) без..сходный, пред..дущий, об..скать (весь дом)

2) пред..явитель, бил..ярд, ад..ютант

3) на..кусить, по..караулить, о..бросить

4) пр..увеличивать, беспр..дел, гостепр..имный

Ответ: 1 (1 балл)

5. Укажитеномер словосочетание, в котором прилагательное употреблено в прямом значении.

1) медные волосы;

2) медный цвет;

3) медная руда;

4) медный месяц.

Ответ: 3 (1 балл)

6. Укажите номер словосочетания, в котором ЗАВИСИМОЕ слово является глаголом в неопределенной форме.

1) долго рассказывать

2) уставший от забот

3) вышел умыться

4) читать книгу

Ответ: 3 (1 балл)

7. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: отцов друг (1 балл)

8. Выберите номер предложения, в котором есть составное именное сказуемое.

1) Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

2) И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

3)Канонада как неумолимый стук часов.

4) Уже светало.

Ответ: 3 (1 балл)

9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите 2 слова с данной орфограммой.

Расположиться, собираться, разгорелся, ростовщик, сгореть.

Ответ: собираться (1 балл – 2 балла).

Критерии оценивания:

2 балла – указаны все правильные варианты ответов и даны верные примеры

1 балл – указаны все правильные варианты ответов и не даны верные примеры

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует

10. Распределите слова на две группы, объясните свой выбор

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы.

Ответ: ПРЕ: Старинное предание, камень преткновения, превратности судьбы (1 балл – 2 балла).

ПРИ: причуды природы, приступить (к делу), богатое приданое

Критерии оценивания:

2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны

1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует

11. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Запишите слова в два столбика, объясните свой выбор.

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить)

Ответ: (1 балл – 2 балла).

1) вос:  воскликнуть, воспроизвести, воссоздавать и 2) воз: воздержаться, воззвать, вознаградить

Критерии оценивания:

2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны

1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует

12. Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире.

Жанр, роман, эпос.

Потемки, душа, чужая.

Дворянство, представитель, московский, Фамусов.

Ответ: Роман – это жанр эпоса. Чужая душа – потемки. Фамусов – представитель московского дворянства.

Критерии оценивания: (1 балл – 2 балла).

2 балла – все предложения составлены верно, пунктуационных ошибок нет

1 балл – верно составлено два предложения и нет пунктуационных ошибок ИЛИ все предложения составлены верно и допущена одна пунктуационная ошибка

0 баллов – верно составлено два предложения и допущена 1 пунктуационная ошибка ИЛИ все предложения составлены верно и допущено две и более пунктуационных ошибок ИЛИ ответ отсутствует

13. Составьте из двух простых предложений одно с обособленным определением.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

Ответ: (1 балл – 2 балла).

1) Нас привезли к гостинице, стоящей на перекрёстке. ИЛИ Нас привезли к стоящей на перекрестке гостинице.

2) Тянулись скрипучие телеги по дороге, ведущей к яблочным садам. ИЛИ По дороге, ведущей к яблочным садам, тянулись скрипучие телеги. ИЛИ По ведущей к яблочным садам дороге тянулись скрипучие телеги.

Критерии оценивания:

2 балла – оба предложения составлены верно, пунктуационных ошибок нет

1 балл – оба предложения составлены верно, допущена одна пунктуационная ошибка

0 баллов – оба предложения составлены верно, допущено более одной пунктуационной ошибки ИЛИ одно из предложений составлено верно ИЛИ ответ отсутствует

14. Познакомьтесь с текстом, созданным учащимся с определённой целью после изучения литературы о том, как следует заваривать чай, и определите, какое слово, обозначающее определённый жанр, должно стоять на месте пропуска:

 «… как заваривать чай»

Наберите в чайник свежую воду, вскипятите её и подождите, пока вода остынет до 80-85 градусов.

Ополосните заварной чайник 3-4 раза закипевшей водой, чтобы согреть его.

В согретый и немного влажный заварной чайник насыпьте сухой чай в расчёте одна чайная ложка чая на одну чашку воды, входящую в чайник, и плюс ещё одна ложка на сам чайник.

В заварной чайник налейте 2/3 остывшей кипячёной воды, которая в него помещается. Закройте его крышкой и дайте чаю настояться 3-4 минуты, затем долейте воду до самого верха.

Задание 1. Напишите, к какому стилю речи относится данный текст.

Ответ: Инструкция. Жанр официально-делового стиля.

Критерии оценивания:

1 балл – верно указано слово, которое должно стоять на месте пропуска (определён жанр)

0 баллов – дан неправильный ответ, ИЛИ ответа нет

1 балл – верно определен стиль текста

0 баллов – дан неправильный ответ, ИЛИ ответа нет

Задание 2. Составьте свой текст этого же стиля и жанра, в котором было бы не менее 4 предложений.

1 балл – созданный текст является инструкцией

1 балл – созданный текст состоит не менее чем из 4-х предложений

0 баллов – созданный текст не отвечает заданным параметрам, ИЛИ ответа нет

15. Прочитайте тексты.

1. Однажды, в неуютный дождливый вечер, задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и закрывал свои прекрасные громадные глаза, а на его морде с точеным носом и пышными бакенбардами расплывалась блаженная улыбка.

2. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот.

3. Коты появились в доме человека давным-давно. Для современного человека кот – любимое домашнее животное. Мы выбираем котов, руководствуясь различными соображениями: кто-то ищет котенка обязательно породистого, а кто-то подбирает питомца на улице, понимая, что без заботы человека он может погибнуть. Лучше всего выбирать котенка сердцем, того, которого сразу полюбил.

Вопрос 1. Подчеркните в текстах слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Ответ. 1. Однажды, в неуютный дождливый вечер, задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и закрывал свои прекрасные громадные глаза, а на его морде с точеным носом и пышными бакенбардами расплывалась блаженная улыбка.

2. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот.

3.Коты появились в доме человека давным-давно. Для современного человека кот – любимое домашнее животное. Мы выбираем котов, руководствуясь различными соображениями: кто-то ищет котенка обязательно породистого, а кто-то подбирает питомца на улице, понимая, что без заботы человека он может погибнуть. Лучше всего выбирать котенка сердцем, того, который сразу понравился.

Критерии оценивания (всего 4 балла):

4 балла – за 100% выполнение задания

3 балла – 75%

2 балла – 50%        

1 балл – 25%.

Вопрос 2. С помощью ключевых слов какой(их) части(ей) речи передается общее содержание текста? Какую роль они играют в текстах? Сделайте вывод о функционально-смысловом типе речи предложенных текстов.

Примерный ответ:

Основной смысл текста передается при помощи глаголов в прошедшем времени, обозначающих последовательно происходящие действия, что характерно для повествования.

Основной смысл текста передается при помощи имен прилагательных, значение которых позволяет нам представить внешность кота, что характерно для описания.

Основной смысл текста передается при помощи слов разных частей речи, которые по значению относятся к эмоциональной лексике и лексике со значением мыслительных процессов и возможности действий, что характерно для рассуждения.

Критерии оценивания (6 баллов):

3 балла – верно определены типы речи текстов (за каждый верный тип – 1 балл)

3 балла – верно определены части речи выделенных слов и их роль в тексте (по баллу за текст)

Контрольная работа по русскому языку

Вариант 2

1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите его номер.

1) аристократ, министерство, дивизион

2) озаряться, просмотреть, морячок

3) выскочка, деревья, выстелить

4) расстилается, прикасаться, умиротворение

Ответ:  1 (1 балл)

2. Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.

 1) вычисление, разочарованный, ягодный

2) вермишель, желание, макать (в воду)

3) замереть, обмакнуть, приложение

4) опираясь, изменение, растирать

Ответ:  3 (1 балл)

        

3. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.

1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;

2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;

3)  с..ехидничать, уст..е, в..юга

4) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

Ответ: 2 (1 балл)

4. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква.Запишите его номер.

1) контр..гра, сверх..нтересный, пред..стория

2) ра..чертили, в..трепенуться, не..держанный

3) об..ективный, под..ём, интерв..юер

4) пр..рекаться, пр..брежный, пр..возмочь

Ответ: 2 (1 балл)

5. Укажите номер слов, не являющихся антонимами.

1) снимать - разнимать;

2) сжимать - разжимать;

3) сгибать - разгибать;

4) сводить - разводить.

Ответ: 1(1 балл)

6. Укажите морфологическую принадлежность слов «твёрже» и «выше» из данного фрагмента стихотворения Г.Р. Державина.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов
твёрже он и выше пирамид.

  1. Прилагательные в сравнительной степени
  2. Прилагательные в превосходной степени
  3. Наречия в сравнительной степени
  4. Наречия в превосходной степени

Ответ: 1(1 балл)

7. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ревела с надрывом (1 балл)

8. Выберите номер предложения, в котором есть составное именное сказуемое.

1) Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

2) И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

3) Канонада как неумолимый стук часов.

4) Уже светало.

Ответ: 3 (1 балл)

9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите 2 слова с данной орфограммой.

Застелить, выращенный, росток, обгоревшая, изложение.

Ответ: застелить (1 балл – 2 балла).

Критерии оценивания:

2 балла – указаны все правильные варианты ответов и даны верные примеры

1 балл – указаны все правильные варианты ответов и не даны верные примеры

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует

10. Распределите слова на две группы, объясните свой выбор.

Пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов.

Ответ: (1 балл – 2 балла).

ПРЕ: Преодоление препятствий, не надо пререкаться, пребывать в бездействии, беспрекословно повиноваться

ПРИ: признание в содеянном, приверженец новых взглядов.

Критерии оценивания:

2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны

1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует

11. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками. Запишите слова в два столбика, объясните свой выбор.

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Ответ: (1 балл – 2 балла).

1) ис: исчерпать, испробовать, истратить, исследовать и 2) из: издать, изведать.

Критерии оценивания:

2 балла – указано верное обоснование и все варианты ответов правильно написаны

1 балл – указано верное обоснование и есть 1 несоответствие/1 ошибка

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует        

12. Укажите цифру, на месте которой стоит тире, не относящееся к правилу его постановки между подлежащим и сказуемым. Назовите это правило.

Петр Ильич Чайковский (1) русский композитор, человек, который раскрыл мир вечных ценностей, заложенных самой жизнью. Оперы, балеты, симфонии, кантаты, хоровые сочинения (2) вот немалый список музыкальных жанров, созданных гением. «Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться, Чайковский был самым обаятельным. Его душевная тонкость неповторима. Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как очень немногие», (3) писал о Петре Ильиче Сергей Рахманинов.

Ответ: (1 балл – 2 балла).

3. Тире в предложении с прямой речью (слова автора стоят после прямой речи).

Критерии оценивания:

2 балла – обе требуемые позиции указаны верно

1 балл – верно указана только одна позиции и нет неправильных ответов

0 баллов – даны другие варианты ответа ИЛИ ответ отсутствует

13. Вставьте в предложение Равнина дремала во мгле причастный оборот «напоминающая застывшее море» так, чтобы получившееся предложение соответствовало характеристике: предложение простое, осложнено обособленным определением. Запишите получившееся предложение.

Ответ: (1 балл – 2 балла).

Равнина, напоминающая застывшее море, дремала во мгле.

Критерии оценивания:

2 балла – предложение составлено верно, пунктуационных ошибок нет

1 балл – предложение составлено верно, допущена одна пунктуационная ошибка

0 баллов – предложение составлено не верно ИЛИ предложение составлено верно и допущено более одной пунктуационной ошибки ИЛИ ответа нет

14. Прочитайте текст.

1) В различных уголках земного шара в пищу используют землю, точнее глину. 2) Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего  молока. 3) На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы. 4) В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика», смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. 5) Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. 6) Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. 7) И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. 8)Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. 9) Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.

Вопрос 1. Выпишите номера простых предложений, в которых сказуемое является составным глагольным.

Ответ: 5, 7.

Критерии оценивания (всего 4 балла):

4 балла – найдено оба предложения

2 балла – найдено одно из предложений И неверного ответа нет

0 баллов – не найдены верные предложения, ИЛИ найдены неверные предложения, ИЛИ ответа нет

Вопрос 2. Рассмотрите картинку. Составьте текст из 3-5 простых предложений, рассказав о применении глины.

C:\Users\DSP-110\Desktop\img17.jpg

Примерный ответ: Глина используется в качестве косметики. Из глины делают посуду. Есть умельцы, умеющие мастерить из глины игрушки. Также глина является незаменимым компонентом в изготовлении кирпича.

Критерии оценивания (всего 6 баллов):

2 балла – наличие связного текста из 3-5 простых предложений

1 балл – среди записанных предложений есть одно сложное предложение, ИЛИ допущена одна логическая ошибка

0 баллов – ответа нет

2 балла – отсутствие пунктуационных ошибок

1 балл – до двух пунктуационных ошибок

0 баллов – три и более пунктуационные ошибки        

2 балла – отсутствие орфографических и грамматических ошибок

1 балл – до трех орфографических и грамматических ошибок

0 баллов – 4 и более орфографических и грамматических ошибок

15. Прочитайте текст.

Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не способен на зло, тот не способен на добро», - гласит туркменская пословица…

        

Вопрос 1. Определите стиль текста. Какой(ие) признак(и) данного стиля помог(ли) вам его определить?

Примерный ответ: публицистический стиль, признаки: в первом предложении кратко изложена суть текста, ИЛИ названа тема текста, использование пословицы, градация (…одни склонились к тому… Другие возразили….)

Критерии оценивания (всего 4 балла):

2 балла – правильно определен стиль текста

0 баллов – стиль текста определен неправильно, ИЛИ ответа нет

2 балла – указаны 2 и более признаков публицистического стиля

1 балл – указан 1 признак публицистического стиля

0 баллов – указаны признаки не публицистического стиля, ИЛИ ответа нет

Вопрос 2. Сформулируйте в 3-5 предложениях своё понимание добра и зла так, чтобы стиль вашего текста соответствовал прочитанному тексту.

Примерный ответ: Добро и зло всегда существовали и будут существовать. Если добрых слов и поступков станет больше, то люди будут вежливее и всем станет легче жить. Давайте же внимательнее и добрее относиться друг к другу!

Критерии оценивания (всего 6 баллов):

1 балл – наличие связного текста

1 балл – отсутствие пунктуационных ошибок

1 балл – отсутствие орфографических и грамматических ошибок

3 балла – соответствие тексту публицистическому стилю

        



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

Вариант 1

1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах одного ряда содержится безударная проверяемая гласная корня. Запишите его номер.

1) увековечить, исполнитель, прославлять

2) возрастной, невразумительно, творец

3) оснащение, озаряться, располагающийся

4) формализм, убедить, подражание

2.  Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится безударная чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.

1) дивизия, солдат, отпереть

2) касание, передвижение, степная

3) натереть, росток, подрастает

4) обещавший, голова, поклониться

3. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.

1) з..подозрить, нед..выполнить, п..молчать

2) пр..морский, пр..выкнуть, без пр..крас

3) и..быточный, во..хождение, ни..вергнуть

4) по..бросить, о..пилить, о..крыть

4. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.

1) без..сходный, пред..дущий, об..скать (весь дом)

2) пред..явитель, бил..ярд, ад..ютант

3) на..кусить, по..караулить, о..бросить

4) пр..увеличивать, беспр..дел, гостепр..имный

5. Укажите номер словосочетания, в котором прилагательное употреблено в прямом значении.

1) медные волосы;

2) медный цвет;

3) медная руда;

4) медный месяц.

6. Укажите номер словосочетания, в котором ЗАВИСИМОЕ слово является глаголом в неопределенной форме.

1) долго рассказывать

2) уставший от забот

3) вышел умыться

4) читать книгу

7. Замените словосочетание «друг отца», построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: _____________________________

8. Выберите номер предложения, в котором есть составное именное сказуемое.

1) Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

2) И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

3) Канонада как неумолимый стук часов.

4) Уже светало.

9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите 2 слова с данной орфограммой.

Расположиться, собираться, разгорелся, ростовщик, сгореть.

Ответ: _____________________________________________________________________

10. Распределите слова на две группы, объясните свой выбор

Старинное пр...дание, камень пр...ткновения, пр...чуды природы, пр...ступить (к делу), богатое пр...даное, пр...вратности судьбы.

Ответ: 1)________________________________________________________________

2)________________________________________________________________

11. Образуйте и запишите слова с приведенными приставками.  Распределите слова на две группы, объясните свой выбор.

воз- или вос- (кликнуть, держаться, звать, произвести, создавать, наградить)

Ответ: 1)____________________________________________________________________________ 2)_________________________________________________________________Объяснение:________________________________________________________

12. Из ряда слов составьте предложение так, чтобы между подлежащим и сказуемым было тире.

Жанр, роман, эпос.

Потемки, душа, чужая.

Дворянство, представитель, московский, Фамусов.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________

13. Составьте из двух простых предложений одно с обособленным определением.

1) Нас привезли прямо к гостинице. Она стояла на перекрестке.

2) По пыльной дороге тянулись скрипучие телеги. Дорога вела к яблоневым садам.

Ответ: _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Познакомьтесь с текстом, созданным учащимся с определённой целью после изучения литературы о том, как следует заваривать чай, и определите, какое слово, обозначающее определённый жанр, должно стоять на месте пропуска:  _________ «Как заваривать чай»

Наберите в чайник свежую воду, вскипятите её и подождите, пока вода остынет до 80-85 градусов.

Ополосните заварной чайник 3-4 раза закипевшей водой, чтобы согреть его.

В согретый и немного влажный заварной чайник насыпьте сухой чай в расчёте одна чайная ложка чая на одну чашку воды, входящую в чайник, и плюс ещё одна ложка на сам чайник.

В заварной чайник налейте 2/3 остывшей кипячёной воды, которая в него помещается. Закройте его крышкой и дайте чаю настояться 3-4 минуты, затем долейте воду до самого верха.

Задание 1. Напишите, к какому стилю речи относится данный текст.

Ответ: _____________________________________________________________________

Задание 2. Составьте свой текст этого же стиля и жанра, в котором было бы не менее 4 предложений.

Ответ: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Прочитайте тексты.

1. Однажды, в неуютный дождливый вечер, задумчивый кот взобрался на радиоприемник! Лег и стал слушать музыку. Он медленно приоткрывал и закрывал свои прекрасные громадные глаза, а на его морде с точеным носом и пышными бакенбардами расплывалась блаженная улыбка.

2. Есть у меня кот – серый в черных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пять кривых когтей. Да зубы, как иголки, острые. Это очень красивый кот.

3. Коты появились в доме человека давным-давно. Для современного человека кот – любимое домашнее животное. Мы выбираем котов, руководствуясь различными соображениями: кто-то ищет котенка обязательно породистого, а кто-то подбирает питомца на улице, понимая, что без заботы человека он может погибнуть. Лучше всего выбирать котенка сердцем, того, которого сразу полюбил.

Вопрос 1. Подчеркните в текстах слова, несущие основную смысловую нагрузку.

Вопрос 2. С помощью ключевых слов какой(их) части(ей) речи передается общее содержание текста? Какую роль они играют в текстах? Сделайте вывод, к какому типу речи (повествование, описание, рассуждение) относится каждый из предложенных текстов.

        

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Контрольная работа по русскому языку

Вариант 2

1. Укажите ряд слов, в котором во всех словах одного ряда содержится безударная непроверяемая гласная корня. Запишите его номер.

1) аристократ, министерство, дивизион

2) озаряться, просмотреть, морячок

3) выскочка, деревья, выстелить

4) расстилается, прикасаться, умиротворение

2. Укажите ряд слов, в котором во всех словах содержится чередующаяся гласная корня. Запишите его номер.

1) вычисление, разочарованный, ягодный

2) вермишель, желание, макать (в воду)

3) замереть, обмакнуть, приложение

4) опираясь, изменение, растирать

        

3. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.

1) пр..страстный, пр..вышение (скорости), пр..града;

2) бе..грамотный, чре..мерный, во..звание;

3) с..ехидничать, уст..е, в..юга

4) неп..ладки, н..вьючить, п..лагать.

4. Укажите ряд слов, в котором во всех словах пропущена одна и та же буква. Запишите его номер.

1) контр..гра, сверх..нтересный, пред..стория

2) ра..чертили, в..трепенуться, не..держанный

3) об..ективный, под..ём, интерв..ю

4) пр..рекаться, пр..брежный, пр..возмочь

5. Укажите номер слов, не являющихся антонимами.

1) снимать - разнимать;

2) сжимать - разжимать;

3) сгибать - разгибать;

4) сводить - разводить.

6. Укажите морфологическую принадлежность слов «твёрже» и «выше» из данного фрагмента стихотворения Г.Р. Державина.

Я памятник себе воздвиг чудесный, вечный,
Металлов
твёрже он и выше пирамид.

  1. Прилагательные в сравнительной степени
  2. Прилагательные в превосходной степени
  3. Наречия в сравнительной степени
  4. Наречия в превосходной степени

7. Замените словосочетание «надрывно ревела», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.

Ответ: ____________________________________________________

8. Выберите номер предложения, в котором есть составное именное сказуемое.

1) Без труда не может быть чистой и радостной жизни.

2) И эту поступь миллионов ног должна сегодня чувствовать планета.

3) Канонада как неумолимый стук часов.

4) Уже светало.

9. Из предложенных слов выпишите слово, в котором правописание гласной зависит от суффикса, следующего за корнем. Подберите и запишите  2 слова с данной орфограммой.

Застелить, выращенный, росток, обгоревшая, изложение.        

Ответ: ____________________________________________________

10. Распределите слова на две группы, объясните свой выбор.

Пр...одоление препятствий, не надо пр...рекаться, пр...знание в содеянном, пр...бывать в бездействии, беспр...кословно повиноваться, пр...верженец новых взглядов.

Ответ: 1)___________________________________________________________________________________________________________________________________2)___________________________________________________________________________________________________________________________________

Объяснение: __________________________________________________________________

11. Образуйте и запишите слова с приведёнными приставками. Распределите слова на две группы, объясните свой выбор.

из- или ис- (черпать, пробовать, тратить, следовать, дать, ведать).

Ответ: 1)_________________________________________________________________2)_________________________________________________________________ 

Объяснение: __________________________________________________________________

12. Укажите цифру, на месте которой стоит тире, не относящееся к правилу его постановки между подлежащим и сказуемым. Назовите это правило.

Петр Ильич Чайковский (1) русский композитор, человек, который раскрыл мир вечных ценностей, заложенных самой жизнью. Оперы, балеты, симфонии, кантаты, хоровые сочинения (2) вот немалый список музыкальных жанров, созданных гением. «Из всех людей и артистов, с которыми мне довелось встречаться, Чайковский был самым обаятельным. Его душевная тонкость неповторима. Он был скромен, как все действительно великие люди, и прост, как очень немногие», (3) писал о Петре Ильиче Сергей Рахманинов.

Ответ: _____________________________________________________________________

13. Вставьте в предложение  Равнина дремала во мгле  причастный оборот «напоминающая застывшее море» так, чтобы получившееся предложение соответствовало характеристике: предложение простое, осложнено обособленным определением. Запишите получившееся предложение.

Ответ: ____________________________________________________________________________________________________________________________________

14. Прочитайте текст.        

1) В различных уголках земного шара в пищу используют землю, точнее глину.

2) Некоторые коренные сибиряки, например, с удовольствием ели лакомства, приготовленные из каолина (вид глины) и оленьего молока. 3) На базарах наших южных соседей – иранцев – продают съедобную глину, жирную белую массу наподобие халвы.

4) В своё время в Италии было очень распространено кушанье «алика», смесь пшеницы и мергеля, добываемого около Неаполя. 5) Жители Сенегала любят употреблять в пищу зеленоватую глину. 6) Характерно, что американские негры, предки которых были вывезены из Сенегала, не забыли любимого лакомства. 7) И на новой родине они стараются отыскать подобные глины. 8) Едят и просто землю, конечно, обычные виды почв. 9) Особенно распространено «землеедение» среди некоторых племен, живущих в Колумбии, Венесуэле и Гвиане.

Вопрос 1. Выпишите номера простых предложений, в которых сказуемое является составным глагольным.

Ответ: __________________________________

Вопрос 2. Рассмотрите картинку. Составьте текст из 3-5 простых предложений, рассказав о применении глины.

C:\Users\DSP-110\Desktop\img17.jpg

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

15. Прочитайте текст.

Добро и зло. Соотношение между этими категориями всегда занимало человека. Философы с древних времен пытались, положив на весы гармонии Ян и Инь, найти тот эталон, который бы в качестве идеала определял взаимоотношения между людьми и их нравственное поведение. И в результате одни склонились к тому, что, чем больше добра, тем лучше, и что зла на земле совсем не нужно. Тогда в мире будет царить нравственность. Другие возразили: человек понял, что такое белое, когда увидел черное; женщина стала собой только рядом с мужчиной; люди осознали, что такое добро, когда ощутили зло. Одним словом, одно без другого существовать не может. «Кто не способен на зло, тот не способен на добро», - гласит туркменская пословица…

        

Вопрос 1. Определите стиль текста. Какой(ие) признак(и) данного стиля помог(ли) вам его определить?

Ответ: ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Вопрос 2. Сформулируйте в 3-5 предложениях своё понимание добра и зла так, чтобы стиль вашего текста соответствовал прочитанному тексту.

Ответ: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольные работы по русскому языку в 9 классе (задания части В)

Данная работа содержит текст с пропущенными буквами,  знаками препинания  и вопросы части В (как в ГИА). Это позволяет использовать материалы при подготовке учащихся к ГИА в 8 и 9 классах. Т...

Контрольная работа по русскому языку в 11 классе (отработка заданий А1 - А6) по материалам ФИПИ

Контрольная работа по русскому языку в 11 классе составлена по материалам открытого банка заданий ЕГЭ, опубликованным на сайте ФИПИ. Основная задача данной работы  - проконтролировать уровень усв...

Контрольная работа по русскому языку "Комплексный анализ текста с заданиями"

Контрольная работа по русскому языку "Комплексный анализ текста с заданиями" содержит общий план комплексного анализа текста  по двум вариантам "Зимний лес" и "Орел и кошка", задания и  ...

Контрольная работа по русскому языку 10 класс (задания 11 и 14 ЕГЭ)

Контрольная работа по русскому языку 10 класс (задания 11 и 14 ЕГЭ)...

Контрольная работа по русскому языку для 9 класса с использованием заданий по функциональной грамотности

Представлен вариант контрольной работы по русскому языку  с использованием заданий по функциональной грамотности, ее можно провести по итогам полугодия....