Метапредметный урок общеметодологической направленности "Подвиг: как узнать героя?"
план-конспект занятия по литературе (6, 7, 8, 9 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Интегрированный урок формирования и развития читательской грамотности и глобальных компетенций, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения. Способствует формированию ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению знаний о героях России и их подвигах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Примечание

1.Организационный этап

2 минуты

Слайд 1 - заставка

Подготовка к уроку оборудования, приветствие учащихся

Подготовка к уроку

2.Мотивационный этап

Подведение учащихся к формулированию новой темы и цели

Учитель включает видеоролик «Уходят герои, но подвиг живой» и предлагает назвать тему урока:

- Подумайте, какая тема урока.

Учитель подводит учеников к   формированию новой темы.

1. Какие ассоциации у вас возникают со словом «герой»?

2. На какой вопрос нам сегодня предстоит ответить?

3. Какие понятия для этого нужно раскрыть?

Предполагают.

Герой, героизм, подвиг.

1. Ученики называют свои ассоциации.

"Подвиг: как узнать героя?"

Герой, героизм, подвиг, самоотверженность,

самопожертвование…

Слайд 2 – видео

Слайд 3 – тема урока Слайд 4 – ключевые понятия

3.Практическая работа. Анализ текста

10 минут

Учитель выключает проектор – слайд  с ключевыми понятиями

Вы все назвали правильно, давайте познакомимся поближе с ключевыми понятиями сегодняшнего урока.

Прочитайте текст (Задание 1) и ответьте на вопросы. Для ответа зачитайте предложения из текста.

Тонкие вопросы (на извлечение информации из текста)

1.Какой приём использует автор в первом абзаце?

2.Какие вопросы называются риторическими?

3.Какие вопросы ставит автор?

4.Менялись ли со временем ответы на эти вопросы?

5.От чего зависят критерии героического?

6.Кого считали героем древние греки?

7.Какой «безрассудно смелый поступок» совершили двое молодых парашютистов-американцев? (пересказ)

8.Можно ли этот поступок назвать героическим?

9.Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения?

10.Что такое феномен? В каком значении употреблено в тексте это слово?

11.Кто, по мнению автора, является настоящим героем - творцом подвига?

Толстые вопросы (на осмысление информации из текста)

1. В каком предложении заключается основная мысль текста?

2. Согласны ли вы с автором текста?

3. Как нам доказать свою точку зрения?

Учитель включает проектор.

Самостоятельное чтение текста

«про себя»

Читают, отвечают на вопросы.

Риторические вопросы.

Вопросы, на которые автор отвечает сам в тексте.

1 абзац.

Для каждой эпохи эти ответы были своими.

Они соответствовали мировоззрению, которое в ту пору господствовало.

У древних греков героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах.

Пересказ учеником начала предпоследнего абзаца

…их поступок нельзя назвать героическим.

Иначе пришлось бы считать, что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители, то есть все, кто идёт на риск. «Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка к героическому свершению.

2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении

Герой - не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, способная к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям.

Последнее предложение текста.

Конечно.

Проверить по словарю С. Ожегова.

Слайд 4 – ключевые понятия

4.Работа над ключевыми понятиями

Установление соответствий

3 минуты

Посмотрите задание 2.

Нам нужно составить определения, используя схему.

Установите стрелками соответствия.

Трудимся в паре.

Кто быстрее? Сделали – поднять руку.

Прочитайте, что у вас получилось.

1-ая пара зачитывает, 2-ая проверяет.

Парная работа

ГЕРОЙ

Человек, совершающий подвиги, необычный по своей храбрости, доблести, самоотверженности. Герои Великой Отечественной войны. Г. труда.

ГЕРОИЗМ

Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.

ПОДВИГ

Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины. 

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

Жертвование  своими личными интересами ради других.

САМООТВЕ́РЖЕННЫЙ

Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага. С. характер. С. поступок. С. труд.

1-ая пара зачитывает, 2-ая проверяет.

Слайд 5 – толкование ключевых понятий

5. Коллективно-групповое обсуждение ситуаций

7 минут

- Вы знаете, кого можно назвать настоящим героем, как отличить истинный героизм от ложного.

Сейчас вам предлагаю обсудить следующие ситуации.  

Вопрос: можно ли назвать этого человека героем?

Отвечаем «ДА» или «НЕТ» и аргументируем: почему?

1.Восемнадцатилетний воин российской армии Евгений Родионов во время Чеченской войны, попав в плен, после трехмесячных мучений отказался принимать ислам и был казнен.

Учитель дополняет: «Православные художники пишут с фотографий этого воина иконы. Эти иконы мироточат».

2. Молодой человек решил доказать девушке свою любовь и прыгнул с моста в реку.
- Многие подростки хотят казаться героями в чужих глазах, чтобы их уважали и обратили на них внимание.
 Совершают глупости ради своих возлюбленных; приписывают себе ложные достоинства.

3. Три закадычных друга совершили кражу. Улики показали вину только одного из них. Он решил не выдавать своих друзей и один понес наказание за содеянное.

4.  Блогер фотографирует себя в опасных местах: на вышках, у обрыва, обращая внимание на отсутствие страховки.

5.  Мальчик забежал в горящий дом, чтобы вынести оттуда братика, забыв об угрозе собственной жизни.

Такие случаи не редкость. В Белоруссии 12-летний мальчик вынес из огня младшего брата и чуть не погиб.

В семье растёт ещё средний сын, который в тот день был в гостях у друга, и это спасло ему жизнь – двоих братьев из огня Ромка не успел бы вынести...

Неравнодушные люди записали видео со словами поддержки в адрес Ромы.

Учитель демонстрирует видеосюжет о Роме  Когодовском

6. Участники СВО проявляют мужество и отвагу, защищая Россию, и являются подлинными народными героями, которыми гордится страна.

Учитель в подтверждение демонстрирует слайд с цитатой

В. Путина

Ответы детей и обсуждение в гуппах

1 группа. ДА.

Он остался верен своей вере, так как патриот своей Родины. В нем есть такие качества: принципиальность, мужество, честность, храбрость, сила воли, смелость, самопожертвование.

2 группа. НЕТ.

Он просто хвастался, хотел выделиться среди других людей. Он глупый.

1 группа. НЕТ. Они совершили преступление, за которые надо отвечать. Друг не герой, так как он был трусом и пожалел своих друзей и не выдал.

2 группа. НЕТ. Потому, что он просто хвастается, хочет выделиться среди других людей, набрать больше подписчиков.

Все вместе.

ДА. Он спасал жизнь человека.

Слушают и смотрят, обсуждают.

Все вместе.

ДА. Они рискуют своей жизнью и здоровьем, защищая Отечество.

Ученик зачитывает слова из поздравительной речи В. Путина с Днём  защитника Отечества

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

Слайд 12

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

Слайд 18

6. Динамическая пауза

Игра «Собери пословицы»

3 минуты

- На столе лежат разрезанные пословицы: начало - 1 группа и окончание - 2 группа.

Вам необходимо их собрать и встать в пары.

Что помогают нам понять эти пословицы?

Какой народной мудрости учат?

Встают в пары, собрав пословицы.

Пословицы учат ничего не бояться, верить в победу.

Мы понимаем, как важны герои, какие они сильные и смелые. Народное творчество учит почитать героев.

7. Рассказы учащихся о настоящих героях

10 минут

- Летчик–космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза Георгий Тимофеевич Береговой говорил: «Возможность для подвига существует в жизни каждого человека. Но героические поступки не совершают случайно. К ним идут через поступки на первый взгляд незначительные, через ту самую повседневность, которая временами становится самым трудным испытанием.

- Приведите примеры героев военного времени.

- А в мирное время можно встретить героя? Как его узнать?

После просмотра учитель выключает проектор

Слушают.

Краткий пересказ о обсуждение прочитанных произведений

Рассказы учащихся о  Семене Школенко (Халил – 1-ая разведка, Катя – 2-ая разведка),

о Д.М. Карбышеве (Саша)

Рассказы о литературных героях повестей В.Санина «Большой пожар» (Айна) и В.Шукшина «Живет такой парень» (Василиса)

Просмотр фрагментов фильма.

Обсуждение качеств героев: называем скромность,  доброту.

Слайд 19

2 минуты каждому рассказчику

Слайды 20-22

Слайды 23-26

Слайд 27

Слайд 28

Слайд 29

Слайд 30

8. Коллективное составление кластера

2 минуты

- Так как же узнать героя? Какие качества характера присущи герою?

Давайте вместе составим кластер. Выберите из предложенных качеств и прикрепите на доску. Ненужные оставьте.

 Учитель в центре доски располагает слово «ГЕРОЙ»

 

Учащиеся встают, подходят к столу и выбирают качества, а затем прикрепляют на доске.

9. Подведение итогов урока

2 минуты

Мы выяснили, что есть герои у нашего времени.

Какие это люди? КАК они поступают?

Великий педагог В.А. Сухомлинский  сказал: «Смелость и мужество необходимы  каждому  гражданину не только в исключительных обстоятельствах, но и в повседневной жизни, в труде. Мужество, воля к победе, честность и добросовестность – все эти высокие нравственные качества рождаются необязательно в борьбе с огнем, но и в борьбе с ленью, недисциплинированностью, неорганизованностью, ложью.

В победе над своими слабостями и недостатками и рождается тот героический характер человека, который необходим всем, строящим прекрасную, светлую жизнь».

- Вы согласны, ребята?
Звучит песня из фильма «Офицеры» «От героев былых времён…»

Учащиеся отвечают по одному предложению каждый

Ответы детей

Настоящие герои поступают правильно, по совести. Таких людей уважают.
Нужно поступать по совести, чтобы тебя уважали.
Нужно любить свою Родину и быть готовым защитить ее в любое время, как только это понадобится.
Нужно ответственно относиться к своим обязанностям всегда, с самого детства. Уважать окружающих.

10. Объявление оценок за работу.

Домашнее задание

1 минута

Соберём галерею героев.

Пусть каждый приготовит сообщение о герое Отечества - ссылки в журнале.

Тема

Подвиг: как узнать героя?

Тип урока по ФГОС

Общеметодологической направленности (Обобщение и систематизация полученных знаний)

Призван, во-первых, формировать у учащихся представления о методах, связывающих изучаемые понятия в единую систему, а во-вторых, о методах организации самой учебной деятельности, направленной на саморазвитие.

Урок является надпредметным и может использоваться на классных часах, внеклассных мероприятиях в соответствии со структурой технологии деятельностного метода

Педагогическая технология

Технология проблемно-диалогического обучения,
РКМЧП (частично); здоровьесберегающая технология

Методы

Словесные, наглядные, практические; метод творческого чтения (работа с текстом)

Приёмы

Маркировка, анализ текста, тонкие и толстые вопросы, сопоставление, противопоставление, слушание и пересказ, просмотр с остановками, анализ ситуаций, ДА – НЕТ – ПОЧЕМУ, кластер, цитирование

Формы работы

Коллективная, парная, групповая        

Форма урока

Интегрированный урок формирования и развития читательской грамотности и глобальных компетенций, гражданско-патриотического воспитания подрастающего поколения

Метапредметность

ОДНКНР, русский язык и литература, основы безопасности и защиты Родины, история, музыка (фон);

воспитательное мероприятие

Цель

Формирование ценностного отношения обучающихся к совместной учебной деятельности по определению и применению знаний о героях России и их подвигах

Задачи:

Дать понятия «подвиг»,  герой», «героизм», «самопожертвование»,  дать базовое представление о подвиге в военное и мирное время, о лучших качествах высоконравственного человека - отзывчивости, взаимопомощи.
УУД:
Образовательные

-
Характеризовать понятия «подвиг», «героизм», «самопожертвование»;

- понимать отличия подвига на войне и в мирное время;

- уметь доказывать важность героических примеров для жизни общества;

- знать и называть героев современного общества и исторических личностей;

- обосновывать разграничение понятий «героизм» и «лжегероизм» через значимость для общества и понимание последствий.

Литература: повторить жанры (очерк)

Воспитательные:
   - воспитание уважительного и бережного отношения к историческому и культурному наследию России.
Познавательные:
- определение темы урока;
- формирование проблемы урока, создание алгоритма деятельности для решения этой проблемы;
- извлечение информации, представленной в разных формах (текст, видеоряд, иллюстрация).
Коммуникативные:
- применение информации из собственного опыта;
- умение классифицировать информацию с учетом полученных знаний;
- проявление активности в решении поставленных задач.
Регулятивные:
- оценивают и сравнивают разные точки зрения и свою собственную;
- применяют правила сотрудничества.

Оборудование

компьютер, проектор, магниты (10),  задания для индивидуальной и парной работы, пословицы, слова для кластера, карточки о героях.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Задание 1. Прочитайте текст. Ответьте на вопросы.

Какие поступки мы считаем героическими? Можно ли отделить подлинно героическое от лжегероизма? Кто в нашем сознании предстаёт как герой - творец подвига?

Об этом давно задумываются люди. Давно задают вопросы и пытаются на них отвечать. Для каждой эпохи эти ответы были своими. Они соответствовали мировоззрению, которое в ту пору господствовало.

У древних греков, например, героем считался тот, кто обладал огромной физической силой, благородством и был способен одерживать верх в сражениях, битвах. А вот средневековое общество поэтизировало представителей военного сословия - рыцарей, состоявших на службе у феодалов. Для защиты владений, споров с соседями, удержания в повиновении нужна была военная сила.

Каковы же сегодня критерии героического?

Некоторое время назад на Западе был широко разрекламирован безрассудно смелый поступок двух молодых парашютистов-американцев, напоминающий игру в кошки-мышки со смертью. Один из молодых парней выпрыгнул из люка самолёта без парашюта, а через точно рассчитанное время - другой, с двумя парашютами. В воздухе второй парашютист «догнал» первого, передал ему парашют, который тот пристегнул во время продолжающегося падения. В итоге оба благополучно приземлились. Исключительный случай? Да. Необычный поступок? Конечно. Но во имя чего был нужен этот бессмысленный риск? Отдавая должное личной смелости парашютистов, следует сказать, что их поступок нельзя назвать героическим. Иначе пришлось бы считать, что героями могут быть дерзкие преступники, авантюристы, грабители, то есть все, кто идёт на риск. «Голая» исключительность не может являться критерием принадлежности поступка к героическому свершению.

Герой - не сверхъестественный феномен, а обыкновенная личность, способная к совершению в нужный момент такого поступка, который жизненно необходим людям.

(По Д. А. Волкогонову)

*Волкогонов Дмитрий Антонович (1928-1995) - русский публицист, историк, философ, государственный деятель.

ФЕНОМЕН, а, м. (книжн.). 1. Явление, в к-ром обнаруживается сущность чего-н. Ф. долголетия.

2. О человеке или явлении, выдающемся, исключительном в каком-н. отношении (Толковый словарь С.И. Ожегова)

  1. Какой приём использует автор в первом абзаце?
  2. Какие вопросы называются риторическими?
  3. Какие вопросы ставит автор?
  4. Менялись ли со временем ответы на эти вопросы?
  5. От чего зависят критерии героического?
  6. Кого считали героем древние греки?
  7. Какой «безрассудно смелый поступок» совершили двое молодых парашютистов-американцев? (пересказ)
  8. Можно ли этот поступок назвать героическим?
  9. Какие аргументы приводит автор, чтобы доказать свою точку зрения?
  10. Что такое феномен?
  11. Кто, по мнению автора, является настоящим героем - творцом подвига?
  12. Какова основная мысль текста?

Героический, самоотверженный поступок. Совершить п. Воинский п. Трудовой п. П. во славу Родины. 

Жертвование своими личными интересами ради других.

Отвага, решительность и самопожертвование в критической обстановке. Г. защитников Родины.

Жертвующий своими интересами ради других, ради общего блага. С. характер. С. поступок. С. труд.

Человек, совершающий военные или трудовые подвиги, необычные по своей храбрости, доблести, самоотверженности.

Задание 2. Составьте определения, используя схему

(установите стрелками соответствия)

ГЕРОЙ

ГЕРОИЗМ

ПОДВИГ

САМОПОЖЕРТВОВАНИЕ

САМООТВЕ́РЖЕННЫЙ



Предварительный просмотр:

Герой в бою думает не о смерти,

а о победе.

Кто храбр да стоек,        

тот десятерых стоит.

Героем упадешь – поднимут,

трусом упадешь – раздавят.

Умелого, смелого страх не возьмет

и враг не побьет.

Кто Родине служит верно,    

тот долг исполняет примерно.

Первое дело в жизни –          

служить Отчизне.

Где смелость,            там и победа.

За правое дело          

сражайся смело.

И тысяча трусов не стоят одного героя.

Герой родится для себя, но умирает за людей.

Шаг вперед – – шаг к победе.

Для Родины своей ни сил,

ни времени не жалей.

ГЕРОЙ

принципиальность

самопожертвование

решительность

ответственность

совестливость

бескорыстие

хвастливость агрессивность

зазнайство

отзывчивость

дисциплинированность

тщеславие

патриотизм

честность

скромность

смелость

сила воли

доброта

страх            корысть  храбрость

трусость

мужество

эгоизм

отвага

доблесть



Предварительный просмотр:

Очерк из книги Надежды Дорониной «Ожившая история»

О нем не пишут в учебниках по истории.

К сожалению. Но я считаю своим долгом рассказать о нём.
Генерал, зверски замученный фашистами в концлагере Маутхаузен, — Дмитрий Карбышев (1880-1945).

С детства говорил и думал (!) на русском, французском и немецком.

Хотел стать военным и служить Романовым на благо Родины.

Воевал в русско-японской войне и Первой мировой. Спасал людей, выводя из окружения, не бросив технику и оружие!

Он спас чьих-то сыновей и братьев, спасибо тебе, герой, от всех матерей!

Мало кто знает, что генерал Карбышев после отречения Николая II перешёл на сторону большевиков.

Ни в коем случае нельзя назвать это предательством, если оценивать ошибки последнего Романова, который сделал всё, чтобы даже самые преданные не остались на его стороне.

К 1930-м годам Карбышев был одним из самых востребованных военных инженеров в МИРЕ!
По его проектам строили укрепления, военные переправы, мосты, железные дороги, туннели и древние крепости.

Кстати, легендарная крепость Брест была укреплена под его руководством.
Он был таким специалистом, о котором Германия не могла даже мечтать.

В Зимней войне с Финляндией именно Карбышев разработал план прорыва линии Маннергейма, считавшейся непроходимой. Там, конечно, была не просто линия, финны создали монстра военного искусства.

Но у нас был Карбышев, для которого не существовало невозможного.

В августе 1941 года Дмитрий Карбышев попал в немецкий плен в бессознательном состоянии.
Когда нацисты осознали, КТО попал к ним в плен, какого уровня военный офицер, они стали убеждать его перейти на сторону III рейха и возглавить Русскую освободительную армию (РОА). Ту самую, которую позже возглавил предатель Власов. Уговорами, подкупом, едой и ложными сводками не сломили. Стали предлагать переехать в квартиру, дать полный доступ ко всем библиотекам, книгохранилищам Германии, любое число помощников, любые лаборатории, любую технику, любое оборудование, звание генерала-лейтенанта…

Нужен он им был до дрожи, до нервного срыва.

Не требовали явок, паролей, не нужно было участвовать в расстрелах.

Немецкой машине нужен был этот военный ученый с мировым именем.

Но спокойный и уверенный русский генерал отвечал негромким голосом на чистом немецком:
— Мои убеждения не выпадают вместе с зубами от недостатка витаминов в лагерном рационе. Я солдат и остаюсь верен своему долгу. А он запрещает мне работать на ту страну, которая находится в состоянии войны с моей Родиной.

Из немецкого рапорта: «Этот крупнейший советский фортификатор, кадровый офицер старой русской армии, которому перевалило за 60 лет, фанатически предан идее верности воинскому долгу и патриотизму… Карбышева можно считать безнадежным в смысле использования у нас в качестве специалиста военно-инженерного дела».

И вердикт нацистов в 1943 году, после двух лет уговоров: «Направить в концлагерь на каторжные работы, никаких скидок на звание и возраст».
В феврале 1945 года, после зверских пыток, генерала вывели на мороз и обливали ледяной водой из брандспойта.

Это продолжалось очень долго. Сначала заключенных несколько часов держали на морозе, потом выводили под мощный напор воды. Кто уклонялся от струи — били дубинками.
Многие падали, так как сердце не выдерживало, изможденные голодом и пытками. Генерал получил удар по голове и, окровавленный, упал …

Тело Карбышева сожгли в печи концлагеря.

Герой Советского Союза. Посмертно.
В 1948 году на территории бывшего концлагеря Маутхаузен был открыт памятник генералу.
Надпись: «Дмитрию Карбышеву. Ученому. Воину. Коммунисту. Жизнь и смерть его были
подвигом во имя жизни».

Спасибо за мирное небо, мой генерал!

https://gorod-v-podarok.ru/wp-content/uploads/2023/12/4-1024x524.jpeg

https://gorod-v-podarok.ru/wp-content/uploads/2023/12/2-4.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-полит...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленности

Обобщающий урок по теме «Имя числительное» (6 класс) Урок общеметодологической направленностиЦели урока:Деятельностная:  формирование способности к систематизации и обобщению изученных знаний как...

Урок общеметодологической направленности 5 класс

Урок английского языка в 5 классе. Урок общеметодологической направленности....

Технологическая карта . Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ. ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс

Технологическая карта .  Урок 65. В.Г.Короленко. В ДУРНОМ ОБЩЕСТВЕ.  ДВЕ СЕМЬИ-ДВЕ СУДЬБЫ.Урок общеметодологической направленности 5 класс...