Конспект урока по теме: «Алгебраическая сумма и её свойства». Урок общеметодологической направленности (обобщения и систематизации знаний).
методическая разработка по алгебре (6 класс) по теме

Пронина Людмила Викторовна

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-политической и культурной. Именно поэтому  при разработке этого урока, как и многих других моих уроках, я уделяю большое внимание самооцениванию  знаний  и умений учащимися, разницей между их оценкой и реальной ситуацией. И  вследствие этого и назвала свою работу «успешность по теме».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 1pronina_l_v_elkhovka_.doc224 КБ

Предварительный просмотр:

 

Северо-Западное управление МОНиСО

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области

средняя общеобразовательная школа с. Елховка Елховский района

 

Конспект урока по теме:  

 «Алгебраическая сумма и её свойства».

Урок общеметодологической направленности

 (обобщения и систематизации знаний).

Класс: 6.

Автор работы: Пронина Людмила Викторовна

Место работы: ГБОУ СОШ с. Елховка

Должность: учитель математики

Пояснительная записка к занятию.

Позиция учителя по педагогическим приоритетам, ценностям, технологиям с логическим выходом на тему урока/ занятия: Только хорошо образованный   педагог может повести ученика в мир прекрасного, только увлеченный учитель может заинтересовать. Каждый педагог, как мне кажется, должен учить и воспитывать детей через призму того, что у него лучше всего получается, что ему больше всего нравится. А чтобы определить, что же   получается лучше всего, необходимо постоянно пробовать, экспериментировать, размышлять, и этот процесс должен быть бесконечным. В современных условиях, когда объем необходимых для человека знаний резко и быстро возрастает, уже недостаточно только их усваивать, а важно прививать детям умение самостоятельно пополнять знания, ориентироваться в стремительном потоке научной информации, перерабатывать ее, что является важным условием для самоопределения и самореализации человека в будущем. 

На современном этапе развития общества человек поставлен в жесткие условия конкуренции, а это заставляет реально оценивать свои знания и умения в различных сферах жизни: экономической, социально-политической и культурной. Именно поэтому  при разработке этого урока, как и многих других моих уроках, я уделяю большое внимание самооцениванию  знаний  и умений учащимися, разницей между их оценкой и реальной ситуацией. И  вследствие этого и назвала свою работу «успешность по теме».

Тема урока: «Алгебраическая сумма и её свойства».

Цель урока:

Образовательная: обобщить и закрепить знания, умения и навыки учащихся при решении конкретных упражнений и заданий по данной теме.

Развивающая: способствовать развитию воображения, творческой активности учащихся, а также памяти, внимания, логического мышления; проверить степень усвоения учащимися материала; обобщить и систематизировать знания путем создания условий для интеллектуального развития личности ребенка на уроке;

Воспитательная: воспитывать доброжелательное отношение к коллективу и окружающим; дисциплинарные навыки; интерес к предмету.

Задачи урока: Повторить и обобщить изучаемый материал; закрепить у обучающихся умение сложения отрицательных чисел и чисел с разными знаками, в том числе  используя числовую прямую и понятия « доход», « расход»,  « прибыль», « убыток», повторить понятие модуля числа.

Место урока в системе образовательного учреждения: урок  разработан на основе учебника  «Математика 6» Зубаревой И.И., Мордковича А.Г., издательство «Мнемозина», 2013 год, включённого в Федеральный перечень учебников на 2010-2014 учебный год. Данная тема  «Алгебраическая сумма и ее свойства» входит в первую главу  - « Положительные и отрицательные числа» параграф 6 .Урок по плану  проводиться перед объяснением тем расположенных в этой же главе: Расстояние между точками координатной прямой; Осевая симметрия.

Тип (вид) урока: урок обобщения и систематизации знаний по теме.

Используемое оборудование: компьютер, экран, слайды


Использование дидактического материала (для презентаций № слайда)

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Используемые современные образовательные технологии

1.  Организационный момент:

 

Приветствие, проверка подготовленности к учебному занятию, организация внимания детей.

Оценивают подготовку к уроку собственную и других учеников. Включаются в деловой ритм урока.(1 ученик по желанию или по выбору учителя оценивает подготовку класса к уроку)

 

2.  Актуализация  и фиксирование  индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 

Уч.: какой номер при выполнении домашнего задания вызвали затруднения. Как вы считаете почему?

Обсуждают и разбирают труднее вопросы д/з.,осуществляют самоконтроль.

фронтальная работа

 ( традиционные технологии)

Уч.: решим устно № 170 , используя  рис. 44 в учебнике

Решают и формулируют ответы на вопросы, слушают и понимают речь других

Уч.: решим устно № 170

Уч.: решим устно №200, используя понятия " долг ", "прибыль", первоначальный капитал",  "доход"

3. Постановка проблемы. Целеполагание и мотивация

 

Уч.: Назовите  новые слова  или выражения , которые вы узнали с начала учебного года .(Помогает при затруднение. (Поворот, центр поворота, симметричные точки, центр симметрии, центрально симметричные точки, центрально симметричные фигуры, положительные числа, отрицательные числа, координатная прямая, координата точки, расстояние между точками координатной прямой, противоположные точки, противоположные числа, целые числа, рациональные числа, модуль числа ,трапеция, параллелограмм, параллельные прямые, перемещение по координатной прямой, алгебраическая сумма, законы арифметических действий)

Вспоминают, перечисляют

Организация учебной деятельности с учётом здоровьесберегающей технологии обучения
Учебная деятельность, организованная на уроке, способствует сохранению здоровья детей, а именно:
- своевременная подготовка к уроку и его мобилизующее начало;
- доброжелательная атмосфера, способствующая положительному эмоциональному настрою;
- антистрессовые  моменты, выраженные в стимулировании учащихся  к составлению различных по содержанию задач, а также к  использованию различных способов составления уравнений к одной задаче, без боязни ошибиться;
- смена видов деятельности учащихся.

Уч.: какие новые математические действия вы освоили(Строить фигуру, симметричную данной относительно точки, с помощью инструментов, достраивать, изображать от руки. Изображать центрально-симметричные фигуры. Находить центр симметрии фигуры, конфигурации. Находить в окружающем мире, на рисунках, чертежах плоские фигуры, симметричные относительно точки. Изображать положительные и отрицательные числа точками координатной прямой. Находить модуль данного числа.  Записывать число, противоположное данному с помощью знака (–).Находить число, противоположное данному числу. Выполнять арифметические примеры, содержащие модуль. Сравнивать с помощью координатной прямой положительное число ,нуль и отрицательное число .Представлять алгебраическую сумму в виде суммы положительных и отрицательных чисел. Вычислять значения буквенных выражений при заданных значениях букв.

Уч.: Видите как много новых слов и действий вы узнали за эти полтора месяца. Знания, которые усваивает человек, открывают ему с дверь к другим, новым знаниям и достижениям. И в зависимости от того, какие это знания – трудные или легкие, интересные или не очень, можно дать определение и той двери, которая перед нами открывается. – тяжелая металлическая или наоборот, невесомая, легкая из картона. Будем считать, что сложение и вычитание чисел с разными знаками  вы освоили.  Как для себя вы оцените эти знания, подберите наиболее соответствующее вашим ощущениям понятие – деревянная дверь, стеклянная дверь, металлическая дверь, потайная дверь, дверь черного хода, врата небесные, запасной выход, дверь с глазком, бронированная дверь,  опишите  вашу дверь на бланке оценивания. А как вы думаете, насколько хорошо вы поняли эту тему и умеете выполнять все эти действия?. На полях в тетради  поставьте себе оценку своего уровня знаний по пятибалльной системе.

Оценивают свои знания и умения

 

Уч.: а как вы думаете достоверно ли вы себя оценили? Может кто то поставил слишком низкую оценку, а кто то наоборот завысил .Как понять, как определить действительный уровень знаний ?( нужна независимая оценка).Хорошо, с этой задачей вы  справились. Теперь сформулируйте тему урока(оценить собственные знания по теме) и цель (определить насколько точно я определил уровень своих знаний)

Отвечают на вопрос. Формулируют цель и тему   урока, записывают в тетрадь

 

Уч.: Ребята скажите что вам даст в итоге знание о точности вашей оценки?( завысили, занизили или верно определили уровень знания). Как вы будите  это  использовать? А теперь я приглашу моих независимых экспертов, которые мне помогут  произвести независимую оценку.

 

4. Выявление уровня знаний. Закрепление материала

 

Уч.: определять  уровень  успешности по теме  будем  по следующим параметрам. В первых выясним, как каждый из вас усвоил материал. Проведем мини самостоятельную работу на время по пройденным темам. Во  вторых оценим ваше умение работать  в группах

Слушают

Игровые технологии

№ 2,3,4

Уч.: задание первое индивидуальное. На слайдах  будут задания по вариантам. Каждый слайд рассчитан на определённое время. На листочках пишите фамилию, номер задания, решение  и ответ. Повторяю задание на время. Сосредоточитесь.

Контролирует выполнение ученикам задания и показ презентации.

Решают самостоятельную работу  на листочках

№ 5-12

Уч. Теперь давайте немного отдохнем и станцуем известный нам танец веселых математиков. Те из вас кто еще не совсем выучил движения, могут смотреть на слайде.

Выполняют движения по картинкам слайда.

 

Уч. : теперь проверим как вы умеете работать в команде. Вам на дом было заданно особое задание: объединиться в группы по 3 человека- создать команду. Придумать название из  5-8 букв. Зашифровать его на координатной оси, на которой будут расположены буквы русского алфавита, беря за начало координат букву О с координатой (0). и подготовить  зашифрованное название  на листочках в 5 вариантах по количеству групп.  Каждая команда получает по 4 слова, по одному на каждого участника группы, можно помогать  товарищу по команде. Расшифровав слово записывайте его на на листах и передавайте  моим помощникам. Чья первая команда справиться быстрее  получит дополнительный бал.

Слушают.

вместе с помощниками  проверяют самостоятельную работу.

Расшифровывают.

5. Подведение итогов. Рефлексия.

 

Учитель  раздает листы с оценками  за самостоятельную работу.

Записывают оценки в лист оценивания

 

Разбирают  задания вызвавшие наибольшее затруднение.

Расшифровывают.

Обсуждают и оценивают  с учениками итоги расшифровки названия команд.

Участвуют в коллективном обсуждении. Записывают оценки в лист оценивания.

Уч.: ребята , независимая оценка прошла.  Независимые эксперты оценили, как вы освоили тему, как дружно  танцевали и работали в командах. Напишите  на листах оценивания вывод: почему получились такие результаты, что  нужно или не нужно предпринять. Кто хочет озвучить результат  ? Вы  молодцы, проделали большую работу за урок.  

 

6. Информация о домашнем задании

 

Уч.: запишите домашнее задание : № 244 (а,в) , 248 (а,б), 249, 256

Записывают в дневниках

 

2.2.Учащихся предварительно разделяют на группы и дают дополнительное задание: объединиться в группы по 3 человека - создать команду. Придумать название из  5-8 букв. Зашифровать его на координатной оси, на которой будут расположены буквы русского алфавита, беря за начало координат букву О с координатой (0). И подготовить  зашифрованное название  на листочках в 5 вариантах по количеству групп.

Также  заранее необходимо пригласить 2-4 независимых экспертов- помощников. Это могут быть и родители учеников, и учителя. Они помогают при проверке самостоятельных работ и оценки групповых работ.

При проведении танца весело математика включается танцевальная музыка. И по окончании оценивается сплоченность   участников каждой группы.

В начале урока ученикам раздаются листы    успешности:

        ФИО :

моя дверь:

 

 

 

моя оценка освоений материала

оценка за самостоятельную работу.

оценка за умение быть одной командой.

оценка за умение работать в команде.

 

 

 

 

вывод:

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по русскому языку в 5-м классе по теме: "Морфемика" (обобщение и систематизация знаний по разделу)

Обобщение и систематизация знаний по разделу «Морфемика», проверить усвоение понятий однокоренные словаформа словазначимые части слова (приставка, корень, суффикс, окончание, основа);умения учащи...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол". /урок общеметодологической направленности/

Деятельностная цель  формирование у учащихся способностей к структурированию и систематизации изучаемого предметного содержанияСодержательная цель   выявление теоретических основ постро...

Конспект открытого урока в 4 классе "А" «Урок обобщения и систематизации знаний по грамматической теме «Времена группы «Present»

Данный конспект урока можно использовать на занятиях английского языка для закрепления грамматики по теме "Времена группы "Present"....