Проверочная работа по родной русской литературе для учащихся 9 класса
олимпиадные задания (9 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

 

Задания для проверки и оценки предметных компетенций по родной русской литературе РАЗДЕЛ 1. «РОССИЯ – РОДИНА МОЯ». Темы/подразделы: «Преданья старины глубокой», «Города земли русской», «Родные просторы». Соответствуют учебному пособию О.М. Александровой. Включают задания с выбором ответа, задания с кратким ответом, задания на установление соответствий и задания с элементами анализа текста.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

        Проверочная работа по родной русской литературе        

учени__ 9___ класса ___________________________________________

(Фамилия, имя)

РАЗДЕЛ 1. РОССИЯ – РОДИНА МОЯ

«Преданья старины глубокой»

1. Соедините  стрелками автора и название произведения:

А. С. Пушкин                                                          «Певец во стане русских воинов»

В. А. Жуковский                                                     «Полководец»

 

И. И. Лажечников                                                   «Генералам двенадцатого года».

М. И. Цветаева                                                       «Как не две тученьки не две грозныя…»

русская народная песня                                         «Новобранец 1812 года»                                                                  

                                                                                   

                                                                                  «Бородинская годовщина»

2. Кому из героев Отечественной войны 1812 г. посвящено стихотворение А.С. Пушкина «Полководец»?

А) П.И. Багратиону;                                           В) М.И. Кутузову;  

Б) М.Б. Барклаю-де-Толли;                               Г)  А.А. Тучкову 4-ому.

 

3. Кому из героев Отечественной войны 1812 г. посвящено стихотворение М.И. Цветаевой «Генералам двенадцатого года»?

А) П.И. Багратиону;                                         В) М.И. Кутузову;  

Б) М.Б. Барклаю-де-Толли;                             Г)  А.А. Тучкову 4-ому.

4. «Тогда я дал себе клятву исполнить моё намерение во что бы то ни стало, бежать из дому родительского…» Какое намерение хотел исполнить герой автобиографического очерка И.И. Лажечникова «Новобранец 1812 года» вопреки воле родителей? Удалось ли ему осуществить свою мечту?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. «Никто не понимал тогда великого полководца, который с начала войны до бородинской отчаянной схватки сберег на плечах своих судьбу России… Но ропот тотчас замолк: его мигом сдержал величавый, спокойный, холодный взор полководца. Ни малейшая тень смущения или опасения не пробежала по лицу его. В этом взоре не было ни угрозы, ни гнева, ни укоризны, но в нем было то волшебное, не разгадываемое простыми смертными могущество, которым наделяет провидение своего избранника и которому невольно покоряются толпы, будучи сами не в состоянии дать отчета, чему они покоряются. Мне случалось видеть, как этот холодный, спокойный, самоуверенный взгляд водил войска к победе, как он одушевлял их при отступлении… Русский солдат, всегда недовольный ретирадами, не роптал тогда, потому что, смотря на своего предводителя, уверен был, что не побежден, а отступает ради будущей победы».

О каком полководце говорится в данном фрагменте очерка И.И. Лажечникова «Новобранец 1812 года»?   ________________________________________________

«Города земли русской»

6. Соедините  стрелками автора и название произведения:

А. С. Пушкин                                    «Стихи о Петербурге» («Вновь Исакий в облаченьи…»)

О. Э. Мандельштам                           «Город пышный, город бедный…»

А. А. Ахматова                                   «Петербургские строфы»

Д. С. Самойлов                                   «Записки старого петербуржца»

Л. В. Успенский                                 «Над Невой» («Весь город в плавных разворотах…»)

7. «Фонарщик, перебегая зигзагом через улицу от фонаря к фонарю, зажигает их. За сколько времени успеет он осветить всю улицу, если длина улицы пятьсот семьдесят сажен, ширина двадцать сажен, расстояние между фонарными столбами сорок сажен, а на пробег от фонаря до фонаря…» Я смотрел, и мне казалось, что такие задачи явно не разрешимы» (Л.В. Успенский «Записки старого петербуржца»).

Почему эта задача казалась автору-рассказчику неразрешимой?

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

8. Ровесник XX века (родился в 1900 году), Л.В. Успенский вспоминает фонари Петербурга своего детства («Записки старого петербуржца», глава «Фонарики-сударики»). Укажите, в какой последовательности в начале прошлого века появлялись в городе эти фонари.

А) яркие керосинокалильные фонари грушевидной формы – красавцы на высоченных столбах;

Б) «простодушные стеклянные домики», «скворечники» с керосиновыми лампами внутри, стоящие на прямых, некрасивых, редких деревянных столбах; каждый вечер фонарщики с лесенками зажигали керосиновые лампы внутри «домиков»;

В) электрические фонари, освещавшие главные улицы Петербурга (Невский проспект); «вечером эти фонари загорались уже без фонарщика, все сразу по всему Невскому…» и издавали звук, похожий на пчелиное жужжание;

Г) газовые (газокалильные) фонари на набережных Невы.

____________________________________

«Родные просторы»

9. Соотнесите фрагмент произведения, автора и название:

А

Широко ли, далеко, степь, ты протянулася,
Протянулася,
От Саратова ты, степь, до села Царицына,
До Царицына;
Пролегала по степи большая дороженька,
Дорожка широкая...

Н.В. Гоголь  

«В степи»

Б

Кони мчат-несут.
Степь всё вдаль бежит;
Вьюга снежная
На степи гудит.

Снег да снег кругом;
Сердце грусть берёт;
Про моздокскую
Степь ямщик поёт…

Русская народная песня

«Степь»

В

Степь широко на просторе

Поперек и вдоль лежит,
Словно огненное море
Зноем пышет и палит.

И.З. Суриков

«Тарас Бульба»

Г

«Степь, чем далее, тем становилась прекраснее. Тогда весь юг, всё то пространство… было зелёною, девственною пустынею… Ничего в природе не могло быть лучше…»

П.А. Вяземский

«Уж ты, степь ли моя, степь Моздокская…»

А………….                             Б………….                        В………….                        Г………….

10. Прочитайте отрывок из повести А.П. Чехова «Степь» и выпишите из него примеры тропов. «…Роса испарилась, воздух застыл, и обманутая степь приняла свой унылый июльский     вид. Трава поникла, жизнь замерла. Загорелые холмы, буро-зеленые, вдали лиловые, со своими покойными, как тень, тонами, равнина с туманной далью и опрокинутое над ними небо, которое в степи… кажется страшно глубоким и прозрачным, представлялись теперь бесконечными, оцепеневшими от тоски... 

Летит коршун над самой землей, плавно взмахивая крыльями, и вдруг останавливается в воздухе, точно задумавшись о скуке жизни, потом встряхивает крыльями и стрелою несется над степью…  А вдали машет крыльями мельница...»

Сравнения: ___________________________________________________________________

Метафоры: ___________________________________________________________________

Эпитеты: _____________________________________________________________________

Олицетворения: _______________________________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Контрольная работа по родной русской литературе

Проблемные вопросы по литературе авторов 20 века: Г.Щербаковой, В.Солоухина, К.Симонова, А.Толстого, Б.Екимова....

Проверочная работа по родному (русскому) языку (8 класс) по разделу "Язык и культура"

Проверочная работа по родному (русскому) языку в 8 классе по разделу "Язык и культура"...

КТП для ИО по родному (русскому) и родной (русской ) литературе в 9 классе.

КТП для ИО по родному (русскому) и родной (русской ) литературе в 9 классе....

Итоговая контрольная работа по родной русской литературе в 8 классе

Итоговая контрольная работа для проведения промежуточной аттестации в 8 классе общеобразовательной школы (учебник п/р О.М.Александровой, М.А.Аристовой...). Цель - определение уровня подготовки обучающ...

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс

Итоговая контрольная работа по родной (русской) литературе 8 класс...

Проверочная работа по родной (чувашской) литературе

Проверочная работа по родной (чувашской) литературе предназначена для студентов первого курса СПО, может быть использована при зачете....

Контрольная работа по родной русской литературе по теме «Из литературы XIX века»

Форма проведения: комплексная контрольная работа по теме «Из литературы XIX века»Цель: оценить уровень освоения основной образовательной программы основного общего образования по родн...