Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература». 6-7 класс.
рабочая программа (6, 7 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; учебно-тематический план; содержание тем учебного курса; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodnaya_lit_6-7.docx46.46 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения

И.С. Шадрина

__.09.2018 год

«Согласовано»

Заместитель директора

Т.В. Мирошникова

__.09.2018 год

«Утверждено»

Директор школы

А.В. Белкина

__.09.2018 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

РОДНАЯ (РУССКАЯ) ЛИТЕРАТУРА

6-7 КЛАСС

Количество часов в год: 17, в неделю – 0,5

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:

            И.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

     Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» для обучающихся 7 класса муниципального общеобразовательного бюджетного учреждения «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» разработана на основе:

  1. Закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;
  2. Приказа Министерства образования и науки РФ № 1897 от 17 декабря 2010 года «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»;
  3. Приказа Министерства образования и науки РФ №1644 от 29.12.14 г. «О внесении изменений в приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 года №1897 «Об утверждении Федерального государственного стандарта основного общего образования»»;
  4. Учебного  плана НРМОБУ «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.


Структура документа

Рабочая программа по родной (русской) литературе представляет собой целостный документ, включающий: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; календарно-тематическое планирование; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

Общие цели основного общего образования с учетом специфики учебного предмета

Рабочая программа по курсу «Родная (русская) литература» направлена на решение важнейшей задачи современного образования – становление гармоничной личности, воспитание гражданина, патриота своего Отечества. Образовательные задачи курса связаны с формированием умений читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст.

Цели изучения курса «Родная (русская) литература»:

  • воспитание ценностного отношения к родной литературе как хранителю культуры, включение в культурно-языковое поле своего народа;

  • приобщение к литературному наследию своего народа;

  • формирование причастности к свершениям и традициям своего народа, осознание исторической преемственности поколений, своей ответственности за сохранение культуры народа.

  • назначение курса – содействовать воспитанию эстетической культуры учащихся, формированию интереса к чтению, освоению нравственных, гуманистических ценностей народа, расширению кругозора, развитию речи школьников.

Курс будет способствовать формированию следующих умений:

  • чувствовать основную эмоциональную тональность художественного текста и динамику авторских чувств;
  • видеть читаемое в воображении, представлять себе образы текста;
  • соединять образы, мысли, чувства, наполняющие текст с собственным личным опытом, с пережитым в реальности;
  • анализировать художественный текст, чувствовать красоту произведения, его идейное своеобразие и художественную форму;
  • соотносить музыкальную, театральную, изобразительную интерпретацию текста с авторской мыслью произведения.

Данная программа формирует следующие компетенции:

  • Коммуникативную, предполагающую понимание и передачу чужой речи, создание собственного произведения – сказки, рассказа, сценки, эссе.
  • Эстетическую, раскрывающую роль языка в обществе, его способность создавать художественный мир в произведении словесности;
  • Нравственную, которая поможет научить ценить художественные качества произведений, созданных писателями.

Место учебного предмета в учебном плане ОУ

Данная рабочая программа предусматривает обязательное изучение родной (русской) литературы в 6 (7)  классе в объёме 17 часов.

Планируемые результаты обучения

В результате изучения предмета «родная (русская) литература» ученик должен знать/понимать:

  • богатство лексики русского языка; особенности употребления лексики русского языка;
  • средства художественной изобразительности и их роль;
  • эпические жанры народной словесности и особенности их языка;
  • особенности языка эпических, лирических и драматических произведений.

В результате изучения предмета «родная (русская) литература» ученик должен уметь:

  • определять лексическое значение слова;
  • определять виды лексических единиц;
  • находить в текстах и определять роль изобразительных средств;
  • различать жанры народной словесности;
  • различать эпические, лирические и драматические произведения.

аудирование и чтение:  

  • выразительно читать тексты различной эмоциональной окраски и различных жанров;
  • пересказывать прозу;
  • работать со словарями;
  • находить в текстах лексические единицы;
  • говорение и письмо: строить диалог;
  • создание собственных текстов различных типов речи;
  • создание собственных текстов различных жанров;
  • употреблять лексические ресурсы языка в собственных высказываниях;
  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для осознания значения произведений словесности в жизни человека и общества; творческого овладения богатствами родного языка в освоении духовного опыта человечества.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Взаимоотношения человека и природы в русской литературе – 6 ч. 

  2. Ими гордится Россия – 4 ч.

  3. Стремление человека к добру и счастью – 3 ч.

  4. Нравственный выбор героя –  3ч.

  5. Проект «Моя любимая книга» – 1 ч.

ИТОГО: 17

Календарно-тематическое планирование

№ урока

Тема урока

Изучаемые художественные произведения

Элементы содержания

Домашнее задание

Дата

План

Факт

Взаимоотношения человека и природы в русской литературе

1

Постижение

прекрасного в природе

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

Озорного, непоседливого Селюжонка однажды в пионерском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в руке, он решает расправиться с птицами, но замирает, завороженный пением соловья. Что- то стронулось в душе мальчика, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылепленная им из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил его, он поднял с кроватей всех ребят, чтобы те тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает, что постижение красоты в природе ведет к постижению красоты в искусстве, в себе.

Выучить наизусть стихотворение Есенина о природе

2

Любовь к природе и бережное отношение к ней

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

С.А. Есенин «Гой  ты, Русь моя родная…», «Зелёная причёска, девическая грудь…» и др. по выбору учащихся

Н.А. Некрасов. Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая их в лодку, вылечивает двух заболевших зверьков. Лес для него — родная стихия, и он переживает за всех его обитателей. Стихотворение даёт детям урок любви к природе, любви бережной и разумной.

С.А. Есенин. Одной из центральных тем лирики ярчайшего поэта XX века С.Есенина является природа родного края. В стихотворении «Гой  ты, Русь моя родная» поэт отказывается от рая ради родины, стая её выше вечного блаженства, которое он, судя по другой лирике, обретает лишь на русской земле. Таким образом, чувства патриотизма и любви к природе тесно переплетаются.

Прочитать роман  Б. Васильева «Не стреляйте в белых лебедей»

3-4

Человек и природа – единое целое

Б.Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

Человек и природа – единое целое. Все мы порождение природы, её часть. Об этом пишет Борис Васильев в романе «Не стреляйте в белых лебедей». Главный герой произведения Егор Полушкин беспредельно любит природу, все то, что его окружает. Работает он всегда на совесть, живет смирно, а всегда виноватым оказывается. Причиной этому то, что не мог Егор нарушить гармонию природы, боялся вторгаться в живой мир. Герой понимал природу, и она понимала его. Только Полушкин да и его сын Колька могли «собак самых злющих в два слова утихомирить». Только он умел «слышать и понимать тишину», видеть красоту «отдыхающей природы, ее сон», и единственное, что ему хотелось, так это «зачерпнуть ладонями эту нетронутую красоту и бережно, не замутив и не расплескав, принести ее людям». Но люди не понимали его и считали не приспособленным к жизни. А Егор призывал беречь и уважать родную землю. «Никакой человек не царь ей, природе-то. Не царь, вредно это — царем-то зваться. Сын он ее, старший сыночек. Так разумным же будь, не вгоняй в гроб маменьку». В конце романа Егор погибает от рук тех, кто не понимает красоту природы, кто привык только покорять ее. Но подрастает сын Полушкина, Колька, который, будем надеяться, сможет заменить своего отца. Станет любить и уважать родную землю, беречь ее…

Прочитать рассказ   В.М. Шукшина «Старик, солнце и девушка»

5

Влияние красоты природы на настроение и образ мыслей человека

В.М. Шукшин «Старик, солнце и девушка»

В рассказе Василия Макаровича Шукшина «Старик, солнце и девушка» мы видим изумительный пример отношения к родной природе. Старик, герой произведения, каждый вечер приходит в одно и то же место и смотрит, как заходит солнце. Рядом находившейся девушке-художнице он комментирует ежеминутно меняющиеся краски заката. Каким неожиданным будет для нас, читателей, и героини открытие, что дед-то, оказывается, слепой! Уже более 10 лет! Как надо любить родную землю, чтобы помнить в течение десятилетий ее красоту!!!

Прочитать рассказ Ю. Яковлева «Он убил мою собаку»

6

Сострадание и жестокость к «братьям нашим меньшим»

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»  (отрывок о колченогой кошке)

С.А. Есенин «Песнь о собаке», «Корова»;

В.В. Маяковский «О чем плачут лошади» и др. по выбору учащихся

Сострадание мальчика и жестокость отца по отношению к собаке. Герой рассказа подобрал брошенную хозяевами собаку. Он заботится о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать собаку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал доверчивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.

Сострадание к «братьям нашим меньшим»: к кошке, собаке, корове, лошади…

Прочитать рассказ   К. Симонова «Солдатская слава», отрывки из повестей

В. Санина «Большой пожар» и  В.М. Шукшина

«Живёт такой парень»

Ими гордится Россия

7-8

Что такое подвиг?

К. Симонов «Солдатская слава»

В. Санин «Большой пожар»

(отрывок из повести)

В. М. Шукшин «Живёт такой парень» (отрывок)

Подвиг в военное и мирное время как героический самоотверженный поступок.

Прочитать «Повесть о настоящем человеке» Б. Полевого

9

Мужество и героизм человека на войне

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке» 

В основе драматической истории – реальные факты биографии летчика-истребителя Алексея Мересьева. Сбитый в бою над оккупированной территорией, он три недели пробирался по заснеженным лесам, пока не попал к партизанам. Потеряв обе ноги, герой впоследствии проявляет удивительную силу характера. Он вновь встаёт в строй и одерживает воздушные победы над врагом.

Прочитать поэму М. Алигер «Зоя»

10

Мужество и героизм человека на войне

М. Алигер «Зоя»

Поэма Маргариты Иосифовны Алигер "Зоя" посвящена московской школьнице Зое Космодемьянской. Материал о подвиге Зои был опубликован в газете "Правда" весной 1942 г.

Семнадцатилетняя девушка, по ее просьбе направленная в тыл врага, в партизанский отряд, была схвачена немцами. На допросах, выдержав жестокие пытки, Зоя ничего не сказала о партизанах, с которыми была связана, и даже имя себе придумала другое – Татьяна. Девушка была казнена в декабре 1941 г. – повешена в селе Петрищево в присутствии согнанных на показательную казнь жителей села.

Автор стремится понять и объяснить читателю характер героини, показать духовную жизнь девушки, ее внутреннюю чистоту, сделавшую невозможным предательство и приведшую к подвигу.

Прочитать очерк  В.Г. Короленко «Парадокс».

Стремление человека к добру и счастью

11-12

«Человек создан для счастья, как птица для полёта»

В.Г.Короленко «Парадокс».

И.А. Бунин «Вечер»,

А. Ахматова «Просыпаться на рассвете…», «Бухты изрезали низкий берег»,

Н. Асеев «Что такое счастье? Соучастье…»

Л. Рубальская «Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье» и др.

Ян Залуский – калека, но он считает, что «человек создан для счастья, как птица для полёта». Врождённое несчастье героя заставило его научиться мастерски владеть своим телом, удивляя окружающих и заставляя их поверить в то, что каждый человек – творец своего счастья.

Стихотворения на сайте

http://krasivye-stihi-poetov.ru/stihi/stihi-o-shastie.htm

Писатели и поэты о счастье.

Стихи о счастье (выразительное чтение)

13

Сочинение «Что такое счастье?»

Прочитать повесть

В. Быкова «Сотни-ков» 

Нравственный выбор героя

14

Нравственный выбор героя в Великой Отечественной войне.

В.Быков «Сотников»

В.Быков «Сотников»

На войне Сотников, выполняя приказ командира партизанского отряда, не утрачивает чести, попав в немецкий тыл, он принимает смерть, не отказавшись от своих убеждений. А Рыбак, чтобы спасти свою жизнь, оказывается предателем. Перед лицом смерти два человека показывают свою истинную сущность. Сотников сумел принять страдания за свой народ, сохранить веру, человеческое достоинство, честь.

Прочитать 1 часть  повести

В. Кондратьева «Сашка»

15

Нравственный выбор героя в Великой Отечественной войне

В. Кондратьев «Сашка»

В. Кондратьев «Сашка»

Сашка – рядовой боец, добросовестно выполняющий свой солдатский долг. Сашка честен во всём и до конца. Он хорошо знает ценность жизни. 

Сашка – настоящий друг. Рискуя жизнью и преодолевая страх, он ползет за валенками для своего ротного командира,  помогает отнести за овраг раненного в ногу политрука, в то время как остальные бойцы бросились бежать. А в бою отдает свой запасной диск растерявшемуся было ротному и вскоре сам остается без оружия…

Прочитать отрывок из повести К. Воробьева «Убиты под Москвой»

16

Нравственный выбор героя в Великой Отечественной войне К. Воробьев «Убиты под Москвой»

К. Воробьев «Убиты под Москвой»

Повесть К. Воробьева «Убиты под Москвой» как автобиографическое  произведение.

В центре сюжета – страшные события осени 1941 года, когда на оборону Москвы была брошена элитная рота курсантов Кремлевского училища...

Суровая правда о войне, чувство ответственности и долга.

В центре произведения – обычные люди с их страхами, сомнениями и отчаянием, что делает их более близкими, понятными, человечными.

Работа над проектом «Моя любимая книга»

17

Проект «Моя любимая книга»

Рекомендации для летнего чтения

Перечень учебно-методического обеспечения

(изучаемые художественные произведения)

Взаимоотношения человека и природы в русской литературе

Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями»

Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы»

С.А. Есенин «Гой  ты, Русь моя родная…», «Зелёная причёска, девическая грудь…» и др. по выбору учащихся

Б. Васильев «Не стреляйте в белых лебедей».

В.М. Шукшин «Старик, солнце и девушка»

Ю. Яковлев «Он убил мою собаку»

А.И. Солженицын «Матрёнин двор»  (отрывок о колченогой кошке)

С.А. Есенин «Песнь о собаке», «Корова»

В.В. Маяковский «О чем плачут лошади»

Другие стихи, рассказы и повести о животных по выбору учащихся

Ими гордится Россия

К. Симонов «Солдатская слава»

В. Санин «Большой пожар» (отрывок из повести)

В. М. Шукшин «Живёт такой парень» (отрывок из повести)

Б. Полевой «Повесть о настоящем человеке»

М. Алигер «Зоя» (отрывок)

Стремление человека к добру и счастью

В.Г. Короленко «Парадокс».

И.А. Бунин «Вечер»

А. Ахматова «Просыпаться на рассвете…», «Бухты изрезали низкий берег…»

Н. Асеев «Что такое счастье? Соучастье…»

Л. Рубальская «Сегодня кто-то продавал на перекрестке счастье» и др.

Нравственный выбор героя

В. Быков «Сотников»

В. Кондратьев «Сашка» (1 часть повести)

К. Воробьев «Убиты под Москвой» (отрывок из повести)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература для 6 класса"

Программа по родной (русской) литературе для 6 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература для 8 класса"

Программа по родной (русской) литературе для 8 класса  составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государст...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература для 9 класса"

Программа по родной (русской) литературе для 9 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственном...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература для 11 класса"

Программа по родной (русской) литературе для 11 класса составлена на основе требований к предметным результатам освоения основной образовательной программы, представленной в федеральном государственно...

Рабочая программа по предмету "Родная русская литература". 8-11 классы.

Данная рабочая программа по предмету "Родная русская литература" для 8-11 классов составлена к учебнику В.Я.Коровина. Программа рассчитана на 17 часов в год в каждом классе  (2 часа в м...

Рабочая программа по предмету "Родная (русская) литература" (10-11 классы)

Материал представляет собой рабочую программу по родной (русской) литературе для 10-11 классов....

Рабочая программа по предмету «Родная (русская) литература» 5-9 классы

Изучение предмета «Родная (русская) литература» обеспечит:- получение доступа к языковому и литературному наследию и через него к сокровищам отечественной и мировой культуры и достижениям ...