Что такое план текста?
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе "Что такое план текста?" поможет организовать повторение и систематизировать знания и умения, полученные по теме в начальной школе; учащимся предлагаются для изучения следующие типы плана: простой и сложный, а также назывной, вопросный, тезисный, план - опорная схема. Особое внимание уделяется составлению цитатного плана. Презентация содержит алгоритм по составлению плана и рекомендации для учащихся, задания для классной и домашней работы с опорой на произведения, изучаемые по литературе в 5 классе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 1627373275.924.ppt2.78 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Слайд 2

В. Осеева «Сыновья» О чём этот рассказ? О каком неписаном правиле говорит нам его автор?

Слайд 3

Согласны ли вы с матерью третьего мальчика, которая говорила, что в её сыне ничего особенного нет? Кого из героев этой истории вы хотели бы видеть своим другом и почему?

Слайд 4

Определимся с темой урока Ни строительство дома, ни путь капитана Не получатся, если их делать без ... . Будь, как строитель, как капитан: Готовишься к делу - обдумывай .... . плана план

Слайд 5

Что такое план текста? Тема урока:

Слайд 6

Что такое план? Чертёж, изображающий на плоскости какую-нибудь местность, сооружение. Заранее намеченная система мероприятий, предусматривающая порядок, последовательность и сроки выполнения работ. Предположение, предусматривающее ход, осуществление чего-нибудь. Взаимное расположение частей. (словарь С.И. Ожегова)

Слайд 7

Где в жизни человек сталкивается с планом?

Слайд 8

Что такое план текста? План - это последовательное представление частей содержания изученного текста в кратких формулировках, отражающих тему и/или основную мысль. Тема - это исходный пункт текста или его части, то, относительно чего нечто утверждается или спрашивается. Основная мысль - это то, что утверждается или спрашивается о теме.

Слайд 9

Зачем человеку нужен план? Если выйдет план удачным, работа пойдёт как по маслу... Ф.М. Достоевский

Слайд 10

Для чего нужно уметь составлять план текста? «...Работать над планом – это значит проникать в смысл читаемого, изучать построение произведения, вникать в его язык и в его образы» М.А. Рыбникова

Слайд 11

План учит: Отделять главное от второстепенного. Располагать материал в определённой последовательности. Устанавливать взаимосвязь между героями, событиями. Выражать мысли кратко и точно. Развивать устную и письменную речь.

Слайд 13

Простой план Простой план - это план, включающий название значительных частей текста. Графическая форма записи простого плана выглядит следующим образом: 1. 2. 3. и т.д.

Слайд 14

Сложный план Сложный план - это план, включающий название значительных частей текста, а также их смысловых компонентов. Графическая форма записи сложного плана выглядит следующим образом: 1. 1.1. 1.2. 2. и т.д.

Слайд 15

Сложный план представляет собой более совершенную систему, которая достаточно полно отражает работу автора над текстом и дает читателю ясное преставление о логике и композиции работы. В сложном плане практически каждый пункт имеет подпункты, в которых тема раскрывается более детально.

Слайд 16

Как составить план текста? Составляя план при чтении текста, прежде всего старайтесь определить границы мыслей . Эти места в книге тотчас же отмечайте. Нужным отрывкам давайте заголовки , формулируя соответствующий пункт плана. Затем снова просматривайте прочитанное, чтобы убедиться, правильно ли установлен "поворот" содержания, уточните формулировки. Стремитесь, чтобы заголовки-пункты плана наиболее полно раскрывали мысли автора . Последовательно прочитывая текст, составляйте к нему черновой набросок плана с нужной детализацией. Чтобы облегчить работу, самые важные места в книге отмечайте , используя для этого легко стирающийся карандаш или вкладные листки. Запись любых планов делайте так, чтобы ее легко можно было охватить одним взглядом.

Слайд 17

Работа над планом предполагает следующие этапы: Осмысление темы. Наброски основных (тезисных) тем в определенном порядке следования. Составление простого плана (перечень тем). Составление сложного плана (усложнение плана, деление пунктов на подпункты). Редактирование плана в процессе работы (перестановка пунктов, расширение или сокращение, уточнение формулировок). Окончательное оформление плана.

Слайд 18

Как составить план текста 1. Прочитай текст целиком. 2. Раздели текст на смысловые части. Начало и конец отметь карандашом (одна часть от другой отличается новым содержанием). 3. Прочитай первую часть, выдели главное. Подбери к ней заголовок. 4. Таким образом поработай над другими частями. 5. Запиши заголовки к каждой части (план). 6. Проверь себя: - отражает ли заголовок главное в части текста: - не повторяются ли заголовки; - не пропущено ли что-либо важное; - помогут ли твои заголовки пересказать текст.

Слайд 19

Планы бывают разные Форма записи в виде плана помогает восстановить в памяти содержание прочитанного. Планы бывают нескольких типов: вопросный, назывной, тезисный (цитатный), план – опорная схема .

Слайд 20

Вопросный план Записывается в форме вопросов к тексту; каждому информативному центру текста соответствует один вопрос. При составлении вопросного плана желательно использовать вопросительные слова, а не словосочетания с частицей ли (например: Как.., Сколько.., Когда.., Почему... и т. д., но не Есть ли..., Пришел ли... и т. п.).

Слайд 21

Тезисный план Это план из тезисов глагольного строя (например: Многие животные и птицы пользуются звуками, которые мы не слышим ). Тезис — это кратко сформулированное основное положение абзаца, текста лекции, доклада и т. п. Тезисы обычно совпадают с информативным центром абзаца.

Слайд 22

Назывной план Это план из тезисов номинативного строя (например: Использование животными и птицами неслышимых звуков ).

Слайд 23

План – опорная схема состоит из опор – слов и отрывков предложений, несущих наибольшую смысловую нагрузку. По опорам можно легко восстановить текст выступления или доклада. Выбор опор может зависеть от особенностей памяти пишущего, его целей и задач.

Слайд 24

Цитата - дословная выдержка из текста произведения или высказывания кого-либо.

Слайд 25

Правила составления цитатного плана Цитата должна быть заключена в кавычки. Если в качестве названия пункта плана используется часть цитаты, место пропуска слов обозначается многоточием. Для названия пункта плана следует использовать краткую, но точно отображающую смысл части цитату из текста.

Слайд 26

Храбрый опёнок (отрывок) Много по осени грибов уродилось. Да какие молодцы - один другого краше! Под тёмными ёлками деды боровики стоят. У них кафтаны белые надеты, на головах - шляпы богатые: снизу зелёного бархата, сверху коричневого. Загляденье! Под светлыми осинками отцы подосиновики стоят. Все в мохнатых серых курточках, на головах красные шапки. Тоже красота! Под высокими соснами братцы маслята растут. Надеты на них жёлтые рубашки, на головах картузики клеенчатые. Тоже хороши! Под ольховыми кустиками сестрицы сыроежки хороводы водят. Каждая сестрица в льняном сарафанчике, - голова цветным платочком повязана. Тоже неплохи!

Слайд 27

Составляем цитатный план текста «Храбрый опёнок» «Много по осени грибов уродилось». «...деды боровики стоят… Загляденье!» «…отцы подосиновики стоят… Тоже красота!». «…братцы маслята растут… Тоже хороши!» «…сестрицы сыроежки хороводы водят… Тоже неплохи!»

Слайд 28

Задание: Составьте план текста В. Осеевой «Сыновья»

Слайд 29

В.Осеева «Сыновья» Две женщины брали воду из колодца. Подошла к ним третья. И старенький старичок на камушек отдохнуть присел. Вот говорит одна женщина другой: - Мой сынок ловок да силен, никто с ним не сладит. - А мой поёт, как соловей. Ни у кого голоса такого нет, - говорит другая. А третья молчит. - Что же ты про своего сына не скажешь? - спрашивают её соседки. - Что ж сказать? - говорит женщина. - Ничего в нём особенного нету. Вот набрали женщины полные вёдра и пошли. А старичок - за ними. Идут женщины, останавливаются. Болят руки, плещется вода, ломит спину. Вдруг навстречу три мальчика выбегают. Один через голову кувыркается, колесом ходит - любуются им женщины. Другой песню поёт, соловьём заливается - заслушались его женщины. А третий к матери подбежал, взял у неё вёдра тяжёлые и потащил их. Спрашивают женщины старичка: - Ну что? Каковы наши сыновья? - А где же они? - отвечает старик. - Я только одного сына вижу!

Слайд 30

Цитатный план текста «Сыновья» «...женщины брали воду из колодца». «Мой сынок ловок да силён». «А мой поёт , как соловей». «Ничего в нём особенного нет». «Идут женщины, останавливаются». «Один... кувыркается». «Другой... соловьём заливается». «А третий...». «Я только одного сына вижу».

Слайд 31

Домашнее задание: Составить цитатный план рассказа В.П. Астафьева «Васюткино озеро» Примечание. За работу вы получите две оценки: Грамотность составления плана, подбор цитат из текста – по родному языку; Определение ключевых (главных) эпизодов рассказа – по литературе. Желаю удачи!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект по обществознанию в 7 кл "Что такое вина"

На уроке формируются  первоначальные представления о вине, как обязательном компоненте состава преступления.Раскрывается содержание понятия «вина»;расширяются представления учащихся о принципе не...

План урока по теме: Что такое функция.

Урок содержит определение что называется функцией, способы её задания и подробные решения примеров....

План урока по теме что такое функция

В плане раскрыта тема определения функции областей определения и значений, даны примеры функций и тренировочные упражнения из учебника....

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

План-конспект урока по обществознанию "Что такое экономика"

Разработка урока по обществознанию, предназначен для учащихся 6-го класса общеобразовательной школы...

ЕСТЬ ТАКОЙ ПЛАН... (авторская статья в газете "Новый город")

http://www.novygorod.ru/ru/news/volume3110/vzg/article21607/; - статья на сайте газеты "Новый город"...

План-конспект открытого занятия «Мы такие разные, но все- таки мы вместе»

Цель: формирование культуры толерантности у участников образовательного процесса при использовании психолого-педагогических технологий. Задачи:1.Формирование основ позитивного взаимодействия и эм...