План-конспект по обществознанию в 7 кл "Что такое вина"
план-конспект урока по обществознанию (7 класс) по теме

Анашкина Эльвира Адольфовна

На уроке формируются  первоначальные представления о вине, как обязательном компоненте состава преступления.Раскрывается содержание понятия «вина»;расширяются представления учащихся о принципе неотвратимости наказания за преступления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Urok_8______7_klass_obshch.doc55.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок 8                                                                                                          7 класс

Тема: Что такое вина.

Цель: создать первоначальные представления о вине как обязательном компоненте состава преступления.

Задачи:

раскрыть содержание понятия «вина»;

показать условия, в которых возникает или не возникает вина;

расширить представления уч-ся о принципе неотвратимости наказания за преступления.

Материалы к уроку:

Материалы прессы о действиях в условиях необходимой бороны и в состоянии крайней необходимости.

Ход урока

I. Проверка домашнего задания

1. Работа по карточкам-заданиям « Виды нарушений»

      2. Устный опрос по вопросам из § 2 (Соколов)

         Итог опроса:

II. Изучение нового материала

  1. На доске записаны выражения

Вопрос учащимся: Каким общим словом связаны эти выражения? («вина»)

      Записываем тему урока «Что такое вина».

Задание уч-ся: определите значение  слова «вина» самостоятельно.

На доске записываются варианты ответов. ( Обычно учащиеся говорят, что вина – это нарушение правил, закона).

  1. Обсуждение ситуации во вставке-задании с.19 (Соколов)

Вопросы для обсуждения.

   1. Как можно назвать данное деяние? – Преступлением, т. к. нарушена норма Уголовного кодекса.

  2. Знали (предполагали) ли подростки, что совершают противоправное деяние? - Скорее всего, да.

    3. Нужны ли были суду дополнительные доказательства противоправного поведения подростков? – Нет, их задержали в момент снятия магнитолы.

Итог сказанному: подростки сами, сознательно, понимая, что они совершают, пошли на противоправное деяние. Поэтому в совершении правонарушения есть их вина (она выражена в форме умысла).

3. Работа с учебником:

Задание: сформулировать юридическое определение понятия «вина» (отношение лица к своему противоправному поведению). (с.19)

Приведите примеры противоправных действий и бездействий.

  1. Вопрос о формах вины рассматривается на примере ситуаций, описанных во вставке – задании на с.22 учебника.

Вопросы для обсуждения:

1. Что общего в этих ситуациях? – В обеих речь идет о преступлениях, есть вина лиц, их совершивших.

2. Чем отличаются действия виновных? – В первом случае действие совершено умышленно, во втором – по неосторожности.

Итог: вина существует в двух формах – умысла и неосторожности.

  1. Понятия презумпция невиновности, необходимая оборона, превышение пределов необходимой обороны учащимися отрабатываются в игровой форме.

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.

( Вины стрелявшего здесь не было. Потому что он целился в утку или животное. никакого преступного умысла у него не было. С другой стороны. Он обязан был предвидеть возможные последствия любого выстрела и принять необходимые меры предосторожности.

Необходимо показать, что установить вину стрелявшего может по закону только суд, опирающийся на выводы следствия.  Возможно, что подследственный зарядил патроны с нарушениями правил безопасности, зная, к чему это может привести. Но при этом самонадеянно полагал, что « все обойдется». Тогда вина его будет доказана судом. До решения суда обвиняемый считается невиновным, т.е. действует принцип презумпции невиновности.)

Ситуация 2.

Случай 1-й из задания – вставки (с. 20 учебник)

Ситуация 3.

Второй случай из того же задания.

Домашнее задание.

§ 3 (Соколов) вопросы к нему, ст. 49 Конституции РФ (с. 24 учебника)

Виды нарушений

Название

нарушений

Что

нарушено

Примеры

нарушений

Виды

наказаний

1

2

3

4

1. Аморальный поступок- это деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы.

2. Правонарушение-

антиобщественное деяние, причиняющее вред обществу и караемое по закону.

А) административный проступок

Б) преступление- это виновное деяние, представляющее опасность для личности, государства и запрещенное уголовным законом.

Мораль

(нормы и правила, принятые в обществе).

Нормы административного права.

Нормы уголовного права.

Грубить, сплетничать, жадничать.

Распитие спиртных напитков в общественном месте; появление пьяного в общественном месте.

Применение насилия, не опасного для жизни.

Плохое отношение людей к нарушителям.

Штраф и др.

Штраф, арест, лишение свободы и др.

Виды нарушений

Название

нарушений

Что

нарушено

Примеры

нарушений

Виды

наказаний

1

2

3

4

1. Аморальный поступок-

2. Правонарушение-

А) административный проступок

Б) преступление-

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.

Ролевая игра

«Присяжные заседатели»

Вы - присяжные заседатели. Которым предстоит вынести одно из двух решений: «виновен» или «невиновен». Материалы следствия перед вами.

Ситуация 1.

Двое несовершеннолетних приятелей отправились на охоту. Во время выстрела у одного из них разорвало ружье. Стоявший рядом приятель получил тяжкие телесные повреждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"

Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции....

План – конспект интегрированного урока обществознания и английского языка в 7 классе на тему «Подросток в группе» «Teenager in a Group»

Разработка интегрированного урока английского языка и обществознания для 7 класса на тему "Подросток в группе", проведенного в рамках эксперимента "Интеграция английского языка и предметов школьной пр...

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богатые и бедные"

Методическая разработка урока по обществознанию в 8 классе по теме "Богаты и бедные"....

план-конспект урока по обществознанию с использованием ЭОР

план-конспект урока по обществознанию для 10 класса. "Политическая система общества"...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

План-конспект урока по обществознанию в 8 классе "Потребности человека"

Данный урок составлен по учебнику обществознания Кравченко А.И.           Представл...

План-конспект урока по обществознанию "Семейное право". 11 класс

Принимала участие в апробации УМК по Обществознанию для 10-11 кл. (базовый уровень) под редакцией Л.Н. Боголюбова издательства Просвещение. В рамках апробации представила свой опыт на курсах повышения...