План-конспект урока по обществознанию в 9 классе "Конституция 1993 года"
план-конспект урока обществознания (9 класс) на тему

Урок по данной теме проводится с целью формирования у учащихся знаний Конституции.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_uroka_v_9_klasse_konstituciya.doc54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение-

средняя общеобразовательная школа

План – конспект

открытого урока по обществознанию

в 9 классе «Конституция России.

Основы конституционного строя»

Учитель истории и обществознания 2-ой категории:

Калиниченко Н.Н.

с.Липовка

2009-2010 уч. год

Цели. 1. показать значение Конституции как документа;

           2. определить принципы устройства общества;        

           3. формировать умение работать с источником;

           4. воспитывать осознанное уважение к праву, к основному закону государства

Обучающиеся должны знать:

          1.Конституция обладает высшей юридической силой.

       2. Конституция провозглашает: «Человек, его права и     свободы являются высшей юридической силой».

          3. Признание, соблюдение и защита этих прав и свобод –  главная цель Основного закона.

Обучающиеся  должны понимать:

  1. Конституция – закон высшей юридической силы.
  2. Конституция базируется на ценностях нравственных, демократии, патриотизма.
  3. Перед Конституцией стоят задачи: закрепить фундаментальные права человека, упорядочить государственную власть, утвердить правосудие.

Обучающиеся должны уметь:

  1. Объяснять, почему Конституцию называют законом высшей юридической силы.
  2. Характеризовать смысл основных понятий.
  3. Анализировать тексты.

Тип урока – изучение нового материала (форма – урок-путешествие)

Ход урока

Я требую, чтобы государство защищало не только меня, но и других. Я требую, чтобы оно защищало свободу – и мою собственную, и всех окружающих людей.

                                                                               Карл Поппер

  1. Вступительное слово учителя.

Главное место в системе законодательства государства занимает Конституция.

Конституция это (лат. constitutio) – установление, учреждение, устройство.

Конституция – основной закон государства и общества, регулирующий важнейшие стороны их внутренней организации.

Конституция государства – это юридический, политический и идеологический документ, её содержание закрепляет соотношение социально-классовых сил в обществе, которые сложились к моменту принятия и введения в действие Конституции.

Конституция: закрепляет основы государственного строя, основные права и свободы, определяет форму государства, систему высших органов государственной власти; обладает высшей юридической силой; является источником права; характеризуется особым порядком принятия и изменения.

Конституция РФ была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года.

Конституция состоит из преамбулы, основной части (раздел 1), заключительных и переходных положений (раздел 2).

  1. Путешествие обучающихся по разделам Конституции..

Обучающиеся объясняют значение принятия Основного закона.

Преамбула – вступительная, вводная часть, в которой дана краткая характеристика целей, условий, мотивов принятия Конституции.

Основная часть составляет текст Конституции. Она включает 9 глав, 137 статей. (Приложение 1)

Заключительные и переходные положения содержат 9 частей, в которых устанавливается порядок вступления Конституции в законную силу, определяется порядок применения законов, содержатся правила о порядке и сроках вступления в силу новых норм.

Сущность Конституции, её задачи и высшая ценность для человека и общества состоят в правовом ограничении государственной власти, в установлении для неё известных правовых пределов, которые она преступить не имеет права.

Конституционный строй – это система общественных отношений в странах, в которой соблюдается порядок, установленный нормами конституции.

  1. Групповая работа по изучению Конституции РФ.

1 группа изучает главу 2 «Права и свободы человека и гражданина» и составляет схему «Классификация прав и свобод». (Приложение 2).

2 группа изучает главу 3 «Федеративное устройство» и заполняет схему «Типы субъектов РФ». (Приложение 3)

3 группа изучает главу 4 «Президент РФ» и составляет кластер «Полномочия президента». (Приложение 4)

4 группа изучает главу 5 «Федеральное собрание» и объясняет другим группам назначение, структуру и полномочия Федерального собрания.

5 группа изучает главу 6 «Правительство РФ» и рассказывает о полномочиях правительства.

6 группа изучает главу 7 «Судебная власть», составляет схему «Полномочия       судов РФ». (Приложение 5)

Все группы проговаривают свои задания и результаты друг другу. В конце выступления каждая группа делает вывод.

  1. Итог урока. Оценки.
  2. Домашнее задание §33. Подготовиться  к конкурсу на лучшее знание Конституции РФ.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

Глава 1. «Основы конституционного строя» (закрепляет принципы, определяющие государственный и общественный строй России).

Глава 2. «Права и свободы человека и гражданина» (устанавливает общие принципы правового положения личности в нашей стране, закрепляет ее основные права, свободы и обязанности, а также общие юридиче ские гарантии этих прав и свобод).

Глава 3 «Федеративное устройство» (определяет территорию и со став России как федеративного государства, предметы ведения РФ и субъектов РФ, закрепляет правовой статус субъектов федерации).

Глава 4. «Президент РФ» (определяет полномочия президента как главы российского государства).

Глава 5. «Федеральное собрание» (высший представительный и зако нодательный орган в стране).

Глава 6. «Правительство» (высший исполнительный орган).

Глава 7. «Судебная власть» (устанавливает основополагающие прин ципы отправления правосудия и основы организации судебной системы и органов прокуратуры).

Глава 8. «Местное самоуправление» (устанавливает основополагаю щие принципы организации местного самоуправления).

Глава 9. «Порядок изменения Конституции» (определяется порядок изменения Конституции, внесение в нее поправок или коренной ее пере смотр).

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Классификация прав и свобод

Права и свободы

                                      Личные                                             Культурные

                                                                  Социальные

                                    Экономические                               Политические

ПРИЛОЖЕНИЕ 3

Типы субъектов РФ

Республики

Края

Два города федерального значения

Одна еврейская автономная

Области

ПРИЛОЖЕНИЕ 4

Президент РФ

ПРИЛОЖЕНИЕ 5        

                                   Полномочия судов  РФ

Суды РФ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

план-конспект открытого урока по обществознанию в 8 классе.

План-конспект открытого урока в 8Б классе по теме "Предпринмаптельская деятельность" по программе Боголюбова....

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтн...

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема: "Времена года"

План-конспект открытого урока в 4 классе. Тема урока: "Времена года"...

План-конспект открытого урока по обществознанию в 9 классе. Тема: «Налоги»

Ход урока  Организационный момент I.Текущий контроль знаний и умений учащихся  1. Проверочные тесты  2. Вопросы и задания учащимся:      а) зада...

План-конспект открытого урока по Обществознанию по теме «Образование в жизни человека»

План-конспект открытого урока  по Обществознанию   по теме «Образование в жизни человека» Наименование учебного предмета: ОбществознаниеКласс: 5 -АУровень общего о...

План - конспект открытого урока по хореографии с воспитанниками 3 года обучения

Организационная часть:-построение-приветственное слово руководителя-поклон Основная часть:- разминка на середине зала;- прыжки на середине зала;- упражнение на укрепление мышц;- элементы классиче...