План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»
план-конспект урока по обществознанию (11 класс) на тему

Лущикова Галина Степановна

 

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи, дискуссировать, осуществлять проектную деятельность;

3) формировать чувство толерантности, непринятия проявлений национализма, расизма, антисемитизма.

Оснащение  урока: Схемы, пакет документов, презентация «Социальные и межнациональные конфликты».

Тип урока: урок – анализ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_po_obshchestvoznaniyu_v_11_klasse.docx22.34 КБ

Предварительный просмотр:

МКОУ «Колыбельская средняя общеобразовательная школа» Лискинского района Воронежской области

ШМО преподавателей гуманитарного цикла

План – конспект открытого урока по обществознанию в 11 классе по теме

«Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты»

Подготовлен: Лущиковой Галиной Степановной,

                                учителем истории и обществознания,

                     I квалификационная категория

Колыбелка – 2012

Цели и задачи урока:1) познакомить с уровнями межэтнических отношений, тенденциями в развитии межэтнических отношений, показать сущность межнационального сотрудничества, причины и природу межэтнических конфликтов, пути их предупреждения и преодоления;

2) развивать умения осуществлять поиск и систематизацию информации по теме, сравнивать, анализировать, делать выводы, решать познавательные и проблемные задачи, дискуссировать, осуществлять проектную деятельность;

3) формировать чувство толерантности, непринятия проявлений национализма, расизма, антисемитизма.

Оснащение  урока: Схемы, пакет документов, презентация «Социальные и межнациональные конфликты».

Тип урока: урок – анализ

                                                   ХОД УРОКА:

  1. Организационный момент.

Замечательный русский философ Н.А. Бердяев говорил: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть».  Прав ли был философ? Так ли это? Чтобы ответить на этот вопрос, нам придется поговорить о сложностях межэтнических отношений, проблемах национальной политики. Тема сегодняшнего урока «Межэтническое сотрудничество. Межнациональные конфликты». Прежде чем мы начнем исследовать проблему нашего урока, мы кратко повторим вопросы предыдущего занятия.

  1. Повторение изученного материала.
  1. Что такое межэтнические отношения?
  2. Назовите два уровня межэтнических отношений и раскройте их сущность на примерах?
  3. Какие тенденции в развитии межэтнических отношений вы знаете?
  1. Изучение нового материала.

Ребята, вы уже знаете, что межэтнические отношения могут быть дружественными или, наоборот, конфликтными, враждебными. Почему они бывают такими, мы выясним, проанализировав природу данных отношений.

План изучения темы:

  1. Межэтническое сотрудничество.
  2. Межнациональные конфликты.
  3. Регулирование межэтнических отношений.

Сейчас мы разделимся на две группы. Первая группа на основании изучения пункта 1 параграфа 9 анализирует вопрос «Межэтническое сотрудничество». Вторая группа на основании пункта 2 анализирует вопрос «Межнациональные конфликты».

Вопросы для первой группы:

  1. Как вы понимаете сущность термина «сотрудничество»?
  2. В чем оно может проявляться?
  3. Какие интеграционные тенденции проявлялись в течение XX века? Приведите примеры.
  4. Считаете вы создание и деятельность Европейского союза позитивным или негативным явлением? Свое мнение докажите.
  5. В чем выражается участие России в интеграционном процессе? Как вы относитесь к созданию СНГ, созданию общего российско – белорусского государства?

           Группа работает в течение 20 минут и в результате представляет свой проект презентации по теме.

                Вопросы для второй группы:

  1. Чем социальный конфликт отличается от межэтнического?
  2. Назовите и проанализируйте основные причины следующих межнациональных конфликтов:
  1. Территориальных;
  2. Экономических;
  3. Социальных;
  4. Культурно – языковых.
  1. Как вы относитесь к проблеме сепаратизма? Проанализируйте ее природу и аргументируйте свой ответ.
  2. Что такое ксенофобия? Приведите примеры этого явления и выразите свое отношение к нему.

В процессе работы учащиеся составляют схему – презентацию по межнациональным конфликтам, в которой указывают причины и типы конфликтов.

Далее учитель просит учащихся в качестве домашнего задания свои проекты оформить в виде презентаций.

Далее идет изучение третьего вопроса по плану – «Регулирование межэтнических отношений» (Слайды)

     Учитель говорит о том, что сегодня в мире накоплен значительный опыт по регулированию и решению национальных конфликтов: от организации переговорного процесса до физического разведения враждующих сторон посредством введения миротворческих сил и просит учащихся привести примеры решения межнациональных конфликтов разными способами. Эти способы фиксируются на интерактивной доске.  Далее идет работа с документом «Этика межнациональных отношений» (В.С. Соловьев)

Перед вами документ. Внимательно его изучите и ответьте на вопросы.

Этика межнациональных отношений

Высший нравственный идеал требует, чтобы мы любили всех людей, как самих себя, но так как люди не существуют вне народностей (как и народность не существует вне отдельных людей)... то прямой логический вывод отсюда есть тот, что мы должны любить все народности, как свою собственную. <...>

Требование любить другие народности, как свою собственную, вовсе не означает психологической одинаковости чувства, а только этическое равенство волевого отношения: я должен так же хотеть истинного блага всем другим народам, как и своему собственному... Разумеется, такая этическая любовь связана с... пониманием... положительных особенностей... чужих наций, преодолев... бессмысленную и невежественную национальную вражду, мы начинаем знать и ценить чужие народности... Но эта «любовь одобрения» не может быть тождественна с тою, которую мы чувствуем к своему народу, как и самая искренняя любовь к ближним, этически равная любви к самому себе, никогда не может быть с нею психологически одинаковою. За собою, за своим народом остается неизменное первенство исходной точки» (В.С. Соловьев).

Вопросы и задания

1.Почему, говоря об отношении к другим народам, как к своему собственному, философ не ставил знака равенства между

«психологической одинаковостью чувства» и «этическим

равенством»? В чем тут различия?

2.Что означают слова «этическая любовь»? С чем она связана,

как формируется, к чему ведет?

3.Что означают слова «любовь одобрения»? Почему она

не тождественна с чувствами к своему народу? Какой извест¬

ный вам моральный закон (норма, правило) лежит, согласно

мнению В.С. Соловьева, в основе межнациональных отно¬

шений? Найдите в учебнике положение, близкое по смыслу

нравственной позиции В.С. Соловьева.

4.Какие национальные конфликты в нашей стране вы считае¬

те наиболее сложными? Почему? Существуют ли пути их

решения?

( Ребята отвечают на вопросы)

           

А теперь представьте, что вы работаете в правительстве и отвечаете за национальные отношения. Какие первоочередные шаги вы бы предложили сделать?

Примерный ответ: 1) Смягчение и предотвращение конфликтных ситуаций путем регулирования межэтнических отношений. 2) Гуманистический подход в реализации регулирования межэтнических отношений.

  1. Воспитание толерантности, которая будет определять сознание и поведение отдельной личности, групп населения, представителей властных органов. 4) Использование правовых механизмов и организация переговорных процессов. 5) Использование информационного способа и др.

(результаты отображаются на экране)

На этом наш урок закончен. Спасибо за активную работу. Еще раз напоминаю домашнее задание: прочитать пункты 1, 2, 3 параграфа 9 и сделать презентации по своим вопросам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»

План-конспект открытого урока по физике 10 класса по теме: «Газовые законы. Изотермический процесс»...

План-конспект открытого урока во 2-ом классе на тему "Друзья"

Тема интересная.  У детей развивается монологическая и диалогическая речь. Умение правильно использовать глаголы в единственном и множественном числах. Ознакомление с пословицами о дружбе на...

План-конспект открытого урока в 5 «А» классе по теме «Free Time»

Конспект урока на тему "Свободное время"...

План-конспект открытого урока в 7 "а" классе по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"

План-конспект открытого урока по теме "Обработка боковых срезов прямой юбки"...

План - конспект открытого урока в 9 «А» классе на тему: Великие люди эпохи Возрождения

Урок посвящен выдающимся людям и открытиям эпохи Возрождения. Особое внимание уделено Вильяму Шекспиру....

План-конспект открытого урока географии в 6 классе по теме «Земля во Вселенной»

Цели1.     Образовательные:-обобщение и систематизация знаний учащихся о Земле как части Солнечной системы;-объяснение главных отличий Земли  от других планет.2....