Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.
рабочая программа по литературе (11 класс)

Шадрина Ирина Савельевна

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование коммуникативной и общекультурной литературной компетенции: развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по русскому языку и по теории литературы и расширяемых в старших классах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ek_lit_slovo_obraz_smysl_filologicheskiy_analiz.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Нефтеюганское районное муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение

«Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа»

посёлок Усть-Юган Нефтеюганского района

Ханты-Мансийского автономного округа-Югры

«Рассмотрено»

Руководитель методического объединения

И.С. Шадрина

__.09.2018 год

«Согласовано»

Заместитель директора

Т.В. Мирошникова

__.09.2018 год

«Утверждено»

Директор школы

А.В. Белкина

__.09.2018 год

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по литературе

 «Слово, образ, смысл: филологический анализ

литературного произведения»

11 класс

Количество часов в год: 17, в неделю – 0,5

ФИО учителя, составившего рабочую учебную программу:

            И.С. Шадрина, учитель русского языка и литературы

2018-2019 учебный год

Пояснительная записка

Данная рабочая программа элективного курса по литературе  для 11 класса составлена в соответствии со  следующими нормативными  документами:

- Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

- Приказ МО и Н РФ  «Об утверждении Федерального компонента государственных образовательных  стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 05.03 2004 №1089;

- Методическое пособие «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения»;

- Учебный  план НРМОБУ «Усть-Юганская средняя общеобразовательная школа» на 2018/2019 учебный год.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения русского языка, которые определены стандартом для базового уровня.

Общая характеристика учебного предмета

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс «Слово — образ — смысл: филологический анализ литературного произведения».

Цель курса: формирование коммуникативной и общекультурной литературной компетенции: развитие умений и навыков филологического анализа литературного произведения, полученных в 5-9 классах на основе системы знаний по русскому языку и по теории литературы и расширяемых в старших классах.

Курс направлен на решение следующих задач:

  • Систематизировать  и расширить   навыки анализа текста, сформированные в средних и старших классах.
  • Обучить   выявлению своеобразия художественного содержания текста с опорой  на знание теории литературы и системы единиц языка, полученные в ходе изучения курса русского языка.
  • Создать условия для учебно-исследовательской и творческой работы.

В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  • Самостоятельно  анализировать  литературно-художественные произведения и их фрагменты в единстве формы и содержания.
  • Писать сочинения литературоведческого характера, опирающиеся на знания теории литературы и навыки самостоятельного анализа литературных произведений.
  • Проводить самостоятельную аргументированную эстетическую оценку произведения.
  • Соотносить знание теоретико-литературных понятий с практикой филологического анализа.

Тематическое планирование рассчитано на работу по программе в течение года, параллельно с изучением основного курса русского языка и литературы. Однако занятия элективного курса, на которых углубляются навыки филологического анализа литературного произведения, не «привязаны» жестко к урокам основного курса литературы. Предполагается повторное обращение к ранее изученным произведениям, рассмотрение уже знакомого литературного материала под новым углом зрения; произведения, не входящие в действующую школьную программу, анализируются редко.

В основу планирования учебного материала положен ряд принципиальных соображений, связанных с организацией работы с учащимися и методикой проведения занятий элективного курса.

Расширение круга теоретико-литературных понятий не является основной задачей курса, однако в ряде случаев необходимо для того, чтобы обучающиеся овладели современными подходами к анализу литературного произведения. Введение новых терминов и понятий и их закрепление возможно как на материале, уже знакомом учащимся, так и на неизвестном, в том числе и на примере произведений зарубежной литературы.

Постоянное обращение к ранее изученному материалу диктует особые формы работы на занятиях. Слово учителя чаще всего сопровождается выписками, подбором определений, примеров из соответствующих разделов учебного пособия, построением классификаций, с которыми учащиеся предварительно знакомятся. Предпочтение отдается практическим формам работы, т. е. заданиям по анализу литературного произведения в одном из аспектов, самостоятельным разборам.

Последовательное обращение на нескольких занятиях к одним и тем же литературным произведениям (например, к комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума», роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин», роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени», поэме Н. В. Гоголя «Мертвые души») не случайно. Оно ставит задачу не только рассмотрения этих произведений под разными углами зрения, с позиции иного возраста и читательского опыта, но и формирования у будущих выпускников средней общеобразовательной школы навыков целостного анализа художественного произведения.

Практически на каждом занятии предполагается работа над заданиями, помещенными в рубрике «Тема для обсуждения», непосредственно подводящей к анализу конкретного литературного произведения в заданном аспекте. Необходимым условием рациональной организации работы на занятии должно быть наличие у учащихся художественного текста. В отдельных случаях (например, при работе с небольшими по объему произведениями) планируется обращение сразу к нескольким художественным текстам.

Занятия элективного курса проводятся со старшеклассниками, у которых уже сформирован устойчивый интерес к чтению и присутствует мотивация к углубленному изучению литературы, работе с художественным текстом и дополнительными источниками. Важно поддерживать и развивать этот интерес, используя активные методы обучения, элементы занимательного литературоведения, обращаясь к заданиям не только «ретроспективного», но и «перспективного» типа,  т. е. на материале произведений, которые будут изучаться по программе основного курса литературы несколько позже.  Кроме  того, в качестве одного из непременных условий  эффективной   работы следует    рассматривать опору на реальный читательский опыт школьников, их самостоятельное чтение, индивидуальные читательские предпочтения.

Формы текущего и итогового контроля в процессе организации работы учащихся по программе элективного курса в выпускном классе необходимо соотносить с реальными возможностями обучающихся. Объемные письменные работы (сочинения, рефераты – не менее трёх и не более пяти за курс обучения)  планируются в качестве домашнего задания в течение учебного года.

 Основная форма проведения занятия — уроки  общеметодологической направленности и развивающего контроля,  объединяющие элементы лекции, практикума, консультации, зачета и т. д. Однако в ряде случаев, исходя из конкретных условий работы (особенностей класса, интересов самого учителя), возможно обращение к проблемной лекции или практической работе, выполняемой учащимися под руководством учителя или самостоятельно.

Место предмета в учебном плане

Элективный курс по литературе  «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения» предназначен для учащихся 11 класса и рассчитан на 1 год обучения – 0,5 часов в неделю, 17 ч. в год.

Календарно-тематическое планирование

Тема

Дата

План

Дата

Факт

1

Филологический анализ литературного произведения.

05.09

05.09

2

Сущность художественного образа.

19.09

19.09

3

Художественная форма и художественное содержание.

03.10

03.10

4

Художественный стиль. Психологизм как стилевое явление.

17.10

17.10

5

Автор — текст — читатель.

07.11

07.11

6

Адресат реальный и условный.

21.11

21.11

7

Типы и формы повествования.

05.12

05.12

8

Монолог и диалог.

19.12

19.12

9

Понятие о композиции литературного произведения.

16.01

09.01

10

Анализ композиции конкретного литературного произведения.

30.01

23.01

11

Фабула и сюжет.

13.02

06.02

12

Внефабульные (внесюжетные) элементы литературного произведения.

Лирические, публицистические, философские отступления.

27.02

20.02

13

Сильные позиции художественного текста.

13.03

06.03

14

Художественная речь: поэзия и проза; ритм и метр.

10.04

20.03

15

Художественная речь: тропы и фигуры.

24.04

03.04

16

Индивидуальный стиль писателя.

08.05

10.04

17

Художественное содержание. Тематика и проблематика произведения. Идейное содержание и пафос произведения. Образ автора.

22.05

15.05

Критерии оценивания

В ходе изучения предмета оценки в журнал не выставляются.

Для отслеживания уровня сформированности общекультурной литературной компетенции используются письменные работы и устный опрос:

«зачтено» - правильно выполнено 60% и более от заданного материала.

«не зачтено» -  менее 60 %

Список литературы

  1. Е.А.  Зинина. Теория и практика анализа художественного  текста. 10 – 11 классы.  Учебное пособие.  - М.: Дрофа,  2007
  2. И.Е. Каплан. Анализ произведений русской классики. Школьный курс. - М.: Новая школа,  1997.
  3. И.Е. Каплан. Анализ лирики в старших классах. 10-11  классы. -  М.: Экзамен,  2006.
  4. В.Ф. Чертов и др.. Слово. Образ. Смысл. Филологический анализ литературного произведения. 10-11  классы. Методическое пособие. - М.: Дрофа,  2007