Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)
рабочая программа по литературе (10 класс) на тему

Бажан Светлана Михайловна

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 12_10.doc131.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока

Кол-во часов

Дата

Тема 1.   Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста

2

1

Сущность  литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста

1

2

Сущность стилистического анализа.

1

Тема 2. .  Основные направления анализа прозаического текста

20

3

Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения.

1

4

Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и

1

5

Внешняя и внутренняя композиция рассказа Л.Н. Толстого «Три смерти».

1

6

Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре»

1

7

Пространство и время  литературного произведения.

1

8

Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN».

3

9

Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор».

1

10

Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»

1

11

Структурные мотивы художественного произведения.

1

12

Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон».

1

13

Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти».

1

14

Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас».

1

15

Семинар. А.П. Платонов «Такыр»

1

16

Субъектная организация литературного произведения.

1

17

А.П. Чехов «Спать хочется».

1

18

В. Набоков «Нежить».

1

19

Приемы создания художественного образа.

1

20

И.С. Тургенев «Певцы».

1

21

И. Бунин «Красавица».

1

22

Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»

1

Тема 3.  Основные направления анализа поэтического текста

9

23

Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия».

1

24

Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста С.Я. Надсон «Певец».

1

25

Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта.

1

26

А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»

1

27

Художественно-выразительные средства поэтической речи.

1

28

Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий».

1

29

Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».

1

30

Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна»

1

31

Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»

1

Тема 4. Итоговая читательская конференция

3

32

Человек в мире литературы.

1

33

Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

1

34

Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

1

Мостовский район  станица Андрюки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район

УТВЕРЖДЕНО

решение педсовета протокол № _1_

от 31    августа    2011   года

Председатель педсовета

                                                                                                ____________       Л.П.Лихова

                

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

«Анализ художественного текста»

по         Литературе           .

Ступень обучения (класс)         среднее (полное) общее, 10 класс                                     .   

Количество часов 34 ч.              Уровень базовый 

                                                                                                                               

Учитель    Бажан Светлана Михайловна 

  1. Пояснительная записка

Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно-профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей.

Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы.

Актуальность программы элективного курса «Анализ художественного текста» определяется необходимостью развития аналитических навыков старшеклассника и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям.

Содержание элективного курса «Анализ художественного текста», предлагаемого для изучения в 10 классе, состоит в том, направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области литературоведения, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.

Структурно элективный курс состоит из четырех разделов. Первый раздел: «Понятие литературоведческого и стилистического» направлен на систематизацию знаний по теории литературоведческого и стилистического анализа художественного текста. Во втором: «Основные направления анализа прозаического текста» и третьем: «Основные направления анализа поэтического текста»  разделах совершенствуются навыки анализа текста. Четвертый: «Итоговая читательская конференция», на которой обучающиеся представляют исследовательские работы как результат реализации своих творческих возможностей.

В результате изучения элективного курса обучающиеся должны:

знать пути анализа художественного текста;

изучить под руководством учителя ряд произведений, выходящих за рамки программы;

овладеть культурой чтения, эмоционального восприятия и оценивания произведений разных жанров;

уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению, выступать с сообщением на литературную тему;

уметь презентовать свою исследовательскую работу.

Цель курса:

расширение и углубление знаний обучающихся по анализу художественного текста;

развитие навыков самостоятельной аналитической и интерпретационной работы с художественным текстом.

Задачи курса:

формировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;

развивать навыки анализа художественно текста;

совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом анализа художественного текста.

Рабочая программа составлена на один учебный год

Таблица тематического распределения количества часов:

№ п/п

Разделы, темы

Количество часов

Примерная или

 авторская программа

Рабочая  программа

1.

Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста

2

2

2.

Основные направления анализа прозаического текста.

20

20

3.

Основные направления анализа поэтического текста

9

9

4.

Итоговая читательская конференция

3

3

  1. Содержание обучения.

Раздел 1. Понятие литературоведческого и стилистического анализа художественного текста (2 ч.)

1.1. Сущность  литературоведческого анализа прозаического и поэтического текста:  сюжет и композиция, пространство и время, структурные мотивы, субъектная организация литературного произведения.

1.2. Сущность стилистического анализа. Определение словесных средств художественной изобразительности: тропов (метафора, метонимия, гипербола, олицетворение, литота и др.) и стилистических фигур (анафора, антитеза, градация, параллелизм и др.); звуковых средств художественной изобразительности (благозвучие, аллитерация, ассонанс, звуковые повторы, звукопись); стихосложение (стопы, размер, рифма, строфа).

Раздел 2. Основные направления анализа прозаического текста (20 ч.)

2.1. Сюжет и композиция как важнейшие структурные принципы организации произведения. Внешняя и внутренняя композиция рассказа А. Грина «Зеленая лампа» и Л.Н. Толстого «Три смерти». Семинар Ю.П. Казаков «Двое в декабре»

2.2. Пространство и время  литературного произведения. Причинно-следственные связи между временем и пространством в рассказе А.П. Чехова «Рассказ госпожи NN». Художественное время и пространство в рассказе А.П. Чехова «Вор». Семинар. А.П. Чехов «Устрицы»

2.3. Структурные мотивы художественного произведения. Мотив краденого счастья в рассказе И. Бунина «Ворон». Разнообразие мотивов в рассказе Л.Н. Толстого «Три смерти». Роль художественной детали в рассказе А. Грина «Голос и глас». Семинар. А.П. Платонов «Такыр»

2.4. Субъектная организация литературного произведения. А.П. Чехов «Спать хочется». В. Набоков «Нежить».

2.5. Приемы создания художественного образа. И.С. Тургенев «Певцы». И. Бунин «Красавица».

2.6. Зачет. Анализ рассказа Л. Андреева «Город»

Раздел 3. Основные направления анализа поэтического текста (9 ч.)

3.1. Особенности жанра, композиции, идейно-тематическое своеобразие стихотворного текста. Н.А. Некрасов «Элегия». С.Я. Надсон «Певец».

3.2. Особенности лирического героя произведения, выражение лирического «я» поэта. А.С. Кушнер «Поэзия – явление иной…»

3.3.Художественно-выразительные средства поэтической речи. Ритмико-интонационная организация стихотворения. А. Майков «Мечтания». Н. Заболоцкий «Прохожий».

3.4. Поэтическая фонетика. Н Заболоцкий «Журавли». Б. Пастернак «Зимняя ночь».

3.5. Лексические средства выразительности художественной речи. Е. Боратынский «Весна»

3.6. Стихосложение. Семинар. И. Бунин «Одиночество»

Раздел 4. Итоговая читательская конференция (3 ч.)

4.1. Человек в мире литературы. Интерпретация самостоятельно прочитанного художественного произведения (презентация)

3. Список рекомендуемой учебно-методической литературы:

 Для учителя

  1. Бахтин, М.М. Формы времени и хронотопа в романе [Текст]: / Бахтин, М.М. Вопросы литературы и эстетики [Текст]: / М.М. Бахтин. – М., 1975
  2. Гаспаров, М.Л. Избранные труды [Текст]: Т.2 о стихах. / М.Л. Гаспаров. – М., 1997. – С. 9 – 20.
  3. Гаспаров, М.Л. О русской поэзии [Текст]: Анализы, интерпретации, характеристики. СПб. / М.Л. Гаспаров. – азбука, 2001.
  4. Каганова, С.Л. Обучение анализу поэтического текста[Текст]:  Методическое пособие для учителей-словесников. / С.Л. Каганова. – М., ООО ТИД «Русское слово», 2006. – 112 с.
  5. Корман, Б.О. Практикум    по изучению художественного произведения [Текст]: Лирическая система. / Б.О. Корман. – Ижевск, 1978.
  6. Манн, Ю.В. Автор и повествование [Текст]: Историческая поэтика. Литературные эпохи и типы художественного сознания. / Ю.В. Манн . – М., 1994.
  7. Успенский, Б.А. Поэтика и композиции. [Текст]: / Б.А. Успенский. – СПб., 2000
  8. Федотов, О.И. Основы русского стихосложения. [Текст]: метрика и ритмика. / О.И. Федотов. – М., 1997

Для ученика

  1. Воробьева, Т.Л., Плохотнюк, Т.Г. Введение в литературоведение [Текст]: В –х частях. Учебно-методическое пособие. / Т.Л. Воробьева, Т.Г. Плохотнюк. – Томск: Изд-во НТЛ, 2004. – 204 с.
  2. Горшков, А.И. Русская словесность 10-11 классы [Текст]: учебник для 10-11 классов общеобразоват. учреждений / А.И. Горшков. – М., Дрофа, 2003. – 304 с.
  3. Магомедова, Д.М. Филологический анализ лирического стихотворения [Текст]: Учебное пособие для студ. филол. фак. высш. учебн. завед. / Д.М. Магомедова. – М., «Академия», 2004 – 192 с.
  4. Тексты художественной литературы

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического

объединения  учителей

филологии от ________ №__,

_______________    М.А.Чернова

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ Е.В.Панкова  

«______»  __________ 2011г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

___________Е.В.Панкова

«___» __________ 2011  года

Мостовский район  станица Андрюки

Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №6 станицы Андрюки муниципального образования Мостовский район

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ

ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА

По                  Литературе              .

Класс    10

Учитель Бажан Светлана Михайловна

Количество часов: всего 34 часа; в неделю  1  час;

Планирование составлено на основе рабочей программы Бажан Светланы Михайловны, утвержденной решением педагогического совета МОУ СОШ № 6 станицы Андрюки протокол № _1_ от «30» августа 2010года.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Язык художественной литературы»

Настоящий курс предназначен для более подробного изучения  языкахудожественной литературы.    Показать выразительные возможности слова, особенности организации текста как динамичн...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ...

Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс

Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

рабочая программа элективного курса «Основы химического анализа» для учащихся 9 класса

развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления химического опыта своей страны и человечества в целом, актив...