Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ поэтического текста» (9 класс)
рабочая программа по литературе (9 класс) на тему

Бажан Светлана Михайловна

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 11_9.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс по литературе «Анализ поэтического текста»

Программа элективного курса «Анализ поэтического текста» (Развитие теоретико-литературных понятий. Обучение творческому письму) предназначена для обучения учащихся 9-х классов общеобразовательных школ; рассчитана на 17 часов (0,5 часа в неделю).

Цель курса:

- формирование умений творческого чтения и письма, анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по теории и истории литературы;

- развитие речи учащихся (умения строить высказывание, воспринимать семантику языковых единиц); развитие логического и образного мышления (умения анализировать, сравнивать, обобщать, начального умения интерпретировать текст); развитие    исследовательских    навыков и творческих способностей.

- воспитание интереса к художественному слову.

Задачи курса:

  • формирование духовно богатой, высоконравственной творческой личности через приобщение учеников к глубине и красоте поэтических текстов русских поэтов 19-20 веков;
  • развитие эмоционального восприятия художественного текста, творческого воображения, читательской культуры и понимания авторской позиции;
  • формирование потребности в самостоятельном чтении и интерпретации  поэтических текстов;
  • развитие устной и письменной речи учащихся в процессе обучения творческому письму;
  • развитие умения постигать содержание  художественного  произведения  на различных уровнях через языковые средства создания литературных образов, впечатлений, ассоциаций;
  • формирование навыка интерпретации теоретико-литературных понятий при анализе поэтического текста;
  • развитие умения создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения;
  • развивать потребность учеников к речевому самосовершенствованию.

Элективный курс предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов посвящён одной из ключевых задач литературного образования в школе - обучению творческому письму в процессе анализа художественного (поэтического) текста (в ходе работы с теоретико-литературными понятиями).

Курс ориентирован на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую для успешного овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов по литературе.

К сожалению, в основной школе материал по данному направлению работы рассчитан на несколько лет (с 5 по 9 кл.). Эпизодическая подача материала приводит к трудностям при анализе текстов и написании сочинений на литературоведческие темы. Поэтому необходимо научить школьников максимально полной интерпретации художественного текста  и поддерживать их интерес к этому виду деятельности. Такие знания, умения и навыки необходимы учащимся при подготовке к выпускным экзаменам в школе и вступительным  в вузы гуманитарного направления.

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку учащихся по литературе и русскому языку; даёт школьникам возможность освоить способы и приёмы анализа художественного текста, проверить свои способности в этой области и реализовать их в процессе создания творческой письменной работы.

Вопросы, рассматриваемые в данном курсе, тесно примыкают к обязательному содержанию образования по литературе. Поэтому данный элективный курс будет способствовать совершенствованию и развитию важных литературоведческих знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет учащимся оценить свои возможности по литературе и более осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

В содержании программы отсутствует дублирование тем, изучаемых в девятом классе, поэтому данный курс может быть предложен как в общеобразовательном, так и в предпрофильном (гуманитарном) классе.

Предполагаемые результаты обучения: элективный курс закладывает основы филологического взгляда на художественный текст, обеспечивает понимание художественного текста и помогает учащимся наиболее эффективно выразить свои мысли, чувства и ощущения по поводу прочитанного в устной и письменной форме. Данные навыки помогут воспитать читателей, способных к сопереживанию, разовьют потребность к речевому самосовершенствованию, научат чувствовать слово, выражать себя в слове, помогут овладеть школьникам богатыми ресурсами родного языка и научиться интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.

К концу 9 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:

  1. Выявлять роль изобразительно-выразительных средств языка в произведениях разных жанров.
  2. Определять, вычленять и оценивать структуру текста; самостоятельно анализировать тексты, показывая индивидуальность писателя.
  3. Идти при лингвистическом анализе от гипотезы идейно-тематического содержания к конкретному анализу языковых средств  и  снова возвращаться к высказанной гипотезе.
  4. При анализе произведения  на  различных  языковых  уровнях  (лексическом, фонетическом, комплексном и др.) отмечать обусловленность авторского отбора тех или иных языковых средств.
  5. Владеть специальной терминологией словесности; работать со словарями разных видов.
  6. Видеть и анализировать стилистические возможности языковых средств,  средства  художественной  изобразительности.
  7. Понимать композицию как систему динамического развертывания словесных рядов в сложном словесно-художественном единстве.
  8. Уметь интерпретировать теоретико-литературные понятия при анализе поэтического текста.
  9. Анализировать форму и содержание исходного текста, ориентируясь на творческие задания к нему.
  10. Создавать собственные образцы творческого письма (мини-сочинения) по результатам восприятия, истолкования и оценки поэтического произведения.

Требования к уровню освоения содержания курса

На занятиях данного элективного курса  предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: творческие мастерские, лабораторные занятия, практикумы, уроки-размышления, уроки-семинары, диалог с текстом, цветовой эксперимент, погружение в текст и другие.

Практика показывает, что с большей пользой проходят уроки общения, на которых учащиеся высказывают свою точку зрения, спорят, доказывают, и творческие мастерские, где ребята могут попробовать себя в роли исследователя и творца. На таких занятиях каждый ученик может побывать в роли учителя и ученика и оценить свой опыт и ответ одноклассника.

В технологии проведения занятий присутствует этап самопроверки, который предоставляет учащимся возможность самим проверить, как ими усвоен изученный материал. В свою очередь, учитель может провести обучающие самостоятельные работы, которые позволят оценить уровень усвоения изученного материала.

 Тематический план курса (17 часов)

№ п/п

Темы занятий

Количество часов

1.

Художественное произведение -  особый, законченный в себе мир

1 ч

2.

Интерпретация текста. Восприятие, истолкование, оценка. Алгоритм анализа поэтического текста.

Анализ стихотворения в контексте

1 ч

1 ч

3.

Ключевые образы стихотворения.

Сопоставление и развитие словесных образов.

1 ч

4.

Изобразительно-выразительные средства языка (тропика стихотворений).

1 ч

5.

Стилистические и риторические фигуры речи.

1 ч

6.

Работа эпитета как средства создания образности поэтического текста.

1 ч

7.

Роль метафоры  в создании многозначной образной системы поэтического текста.

1 ч

8.

Учимся видеть сравнения.

Способы выражения сравнения.

1 ч

9.

Олицетворения.

Творческие задания к тексту (работа с дидактическим материалом или с карточками)

1 ч

1 ч

10.

Звучание стиха. Стихотворный размер. Особенности ритма и интонации.

Строфика. Рифмовка. Два типа звуковых повторов: аллитерация и ассонанс.

1 ч

1 ч

 

 

11.

 Интонация и знаки препинания в стихотворении. Цветовой эксперимент.

1 ч

12.

Изобразительные возможности средств графики в поэтическом тексте.

Цветовая, звуковая, графическая гамма стиха.

1 ч

1 ч

13.

Авторская позиция.

Особенности художественного мира поэта.

1 ч

 

Всего часов

17 ч


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по литературе «Анализ художественного текста» (10 класс)...

Программа элективного курса по литературе. Анализ лирического произведения. 10 класс

Основная идея программы: формировать у старшеклассников эстетический вкус, гуманистическое мировоззрение, интерес к литературе, художественному творчеству и ценностям отечественной и мировой литератур...

Рабочие программы элективных курсов по русскому языку для 10-11 классов и программы кружков "Язык мой- друг мой"-11 класс, "Работа с текстом"-9 класс

Рабочие программы  элективных курсов " Русское правописание: орфография и пунктуация"  по русскому языку для 10-11 классов  и предметных кружков,  прошедших рецензирование на кафед...

рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста"

Рабочая программа Элективный курс по литературе "Анализ художественного текста" 8 класс...

Рабочая программа элективного курса по литературе "Техника написания сочинения". 11 класс

Новизна данного курса заключается в осуществлении системного подхода к организации деятельности учащихся по усвоению теории литературы и применению этих знаний на практике (при анализе художественного...

Рабочая программа элективного курса по литературе «Слово, образ, смысл: филологический анализ литературного произведения». 11 класс.

Данная программа разработана для организации работы с учащимися 11 класса средних общеобразовательных школ, выбравшими для изучения элективный курс по литературе. Цель курса - формирование к...

рабочая программа элективного курса «Основы химического анализа» для учащихся 9 класса

развитие и воспитание личности обучающегося, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления химического опыта своей страны и человечества в целом, актив...