Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»
рабочая программа по литературе (10 класс)

Лемудкина Наталья Владимировна

Рабочая программа элективного курса по литературе для 10 класса «Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon zarlitra10.doc69.5 КБ

Предварительный просмотр:

      

 

Рабочая программа

Элективного курса по литературе для 10 класса

«Сопоставительное изучение русской и англоязычной литературы»

 

Автор  программы: А.В. Леденев, Т.В. Леденева. Программы элективных курсов. Литература. Профильное обучение. 10-11 классы. М., Дрофа, 2007  

 

Автор-составитель:  Лемудкина Н.В.

г. Кстово 2018 г.

Сравнительное изучение русской и англоязычной литературы  

Цель курса – развитие умений и навыков сравнительного литературоведческого анализа произведений русских и англоязычных авторов на основе знаний по теории литературы, а также о русском и английском языке как системе, полученных в основной школе и расширяемых в данной программе.

Курс является интегрированным, так как старшеклассникам предлагается чтение отрывков художественных произведений иностранной литературы в оригинале. Он совмещает такие области знаний, как английский язык, литературу

Ставятся следующие задачи:

- познакомить учащихся с лучшими произведениями англоязычной литературы   в сопоставлении с русской;

- пополнить знания по теории литературы;

- развивать навыки дословного и творческого перевода;

- совершенствовать умение работать со справочной литературой и словарями;

Отбор художественного материала строится на углублённом изучении небольшого числа произведений разных авторов и различных жанров.  

 В учебно-тематическом  плане предусматриваются разнообразные формы работы (сравнительный анализ стихотворений, создание творческих и подстрочных переводов),  и промежуточного контроля по темам (написание эссе, выразительное чтение наизусть на русском и английском языках и пр.). В качестве итоговой зачетной работы может стать индивидуальный или групповой научно-исследовательский проект.

 Программа курса составлена на основе УМК А. В. Леденева и Т. В. Леденевой «Сравнительное изучение англоязычной и русской литературы».

 Планируемые результаты освоения образовательной программы.

 - овладеть практическими навыками сравнительного анализа русских и зарубежных литературных текстов;

 - развить свои способности к пониманию художественному тексту;

 - получить   навыки  сопоставительного литературоведческого анализа;

 - познакомиться с лучшими авторами и произведениями англоязычной литературы XX века;

 - уметь судить о «своем» и «чужом» в культуре;

 - выработать навыки продуктивного общения, умение слушать и слышать, понимать другого и спорить с ним,

 - приходить к общему решению;

 - знать/понимать значение новых лексических единиц, связанных с тематикой данного курса обучения

 - соответствующими ситуациями общения, отражающие особенности культуры страны изучаемого языка;

 

Содержание элективного курса.

 

  1. Введение. (2 часа)

Что такое сравнительное литературоведение и в чем смысл его изучения в школе.  Формы взаимодействия русской и англоязычной литературы: контакты, взаимовлияния, типологические параллели. Понятие об искусстве художественного перевода.

  1. Лирика Р. Бернса и ее трансформация в русском переводе. Перевод как особый вид речевой деятельности. Виды переводческих трансформаций: перестановки, замены, добавления, опущения. Переводы стихотворений Р.  Бернса «Любовь, как роза, роза красная, цветёт в моём саду..», «В горах мое сердце» в переводах С. Маршака и Ю. Князева.

  1. Рациональное и магическое в поэзии. Звуки и смысл. Э.А. По и русские поэты.  

Влияние стихотворения  Э. По «Ворон» на русскую поэзию серебряного века (К. Бальмонт Фантазия, З. Гиппиус. Никогда, Родина) Ворон как образец магической поэзии: анализ новаторских приемов Э. По  (композиция, ритм, лексические и синтаксические повторы). Сопоставительный анализ Ворона и Фантазии: жанр, ритмика, фонетический рисунок, взаимоотношения реального и потустороннего мира, своеобразие лирического героя, заглавных поэтических образов.

  1. Жанр новеллы в литературе. О.Генри., И.А. Бунин., И.А. Куприн.

Особенности жанра новеллы  в американской и русской литературе. Новеллы О. Генри «Последний лист» и И.А. Бунина «Лапти». Образ героя-спасителя, сюжетное сходство.  Тема надежды. Новелла О. Генри «Дары и волхвов» и И.А. Куприна «Куст сирени»: тема любви в произведениях.

  1. Женские образы в литературе 19 века. На примере произведений Ш. Бронте, И. С. Тургенева. И.С. Тургенев – непревзойдённый мастер по созданию женских образов.  Ася («Ася»), Лиза Калитина («Дворянское гнездо»). Внимание Бронте-реалистки   на исследовании личности героини в ее развитии и становлении.


        6.  Два лика героики. Р. Киплинг и Н. Гумилев. Героическая концепция личности в английской и русской лирике. Сравнительный анализ сказочной повести Р. Киплинга «Маугли» и поэмы Н. Гумилева «Мик»: признаки сходства тематического материала, экзотичность природного фона, сюжетных поворотов; признаки различия этических систем и их приоритетов. Киплинговкая ролевая маска и гумилевский лирический идеал: сопоставительный анализ стихотворений Р. Киплинга: Серые глаза - рассвет… « Если..»,  и Н. Гумилева «В пути», В пути, Я и Вы.

  1. Тема детства в «рождественских рассказах» Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского.  Интерес к детской психологии, к семейному и общественному быту детей и к вопросам воспитания. «Рождественская песнь в прозе» Диккенса и « Мальчик у Христа на елке» Достоевского. Причина страдания детей – в их стремлении защитить отцов и матерей.

  1. Детективный жанр в мировой литературе. Образ героя-сыщика  А. Конан-Дойл, Б. Акунин.

Новеллы об английском сыщике Шерлоке Холмсе  -  классический образец детективного жанра. Образ Шерлока Холмса в произведении Б. Акунина «Узница башни».

  1. Загадки природы и тайны человеческого существования в поэзии. З. Фрост и русские поэты XX века. Пейзажная лирика в русской и американской поэтических традициях. Сравнительный анализ стихотворений Б. Пастернака «Единственные дни» , И. Бунина «Последний шмель», С. Есенина «Береза», и Р. Фроста «оттепель на холме», «березы», «Желтоголовая славка». Сопоставление фактов и явлений природы, являющихся предметом изображения, форм наделения природы человеческими способностями, форм объективного видения и субъективного преображения природы, философских мотивов и эмоционально-психологических состояний, цвето-звуковой палитры.

  1. Миф и предание в поэзии. О. Мандельштам и У.Б. Йейтс. Сравнительный анализ стихотворений О. Мандельштама «Я не слыхал рассказов Оссиана»,  «Бессоница. Гомер…»,  «Айя-София», «Век» и У.Б. Йейтса «Волхвы», «Водомерка», «Леда и лебедь», «Второе пришествие». Мифологические и легендарные сюжеты и образы как способ лирической реализации идеи взаимосвязи различных исторических эпох. Лирические интерпретации тем любви, страдания.

  1. Эстетизм О. Уальда   в восприятии русских символистов. Особенности влияния творчества Оскара Уайльда на русских символистов : взгляды на собственное творчество, в  принципы критики, художественного осмысления действительности. Роман «Портрет Дориана Грея» в осмыслении русских поэтов.

  2. Поэзия как вызов своему времени. В. Маяковский и Т.С.Элиот. Сранительный анализ стихотворения В. Маяковского « Нате!», стихотворения А. Вознесенского «Монолог битника» и поэмы Т.С. Элиота «Полые люди». Художественные образы времени и толпы у русских и английских поэтов, национальная специфика лирического героя и его конфликта с толпой. Стилевые приемы выражения поэтического протеста.

  1. Гармония и хаос в мире природы. Т. Хьюз и Н. Заболоцкий. Сравнительный анализ стихотворений Н. Заболоцкого «Я не ищу гармонии в природе…» Журавли, Лесное озеро, Прогулка и Т. Хьюза «Ветер», Ястреб на дереве, Мысль-лиса. Сходства и различия в тематике, особенностях поэтического мышления, мотивно-образной структуре, средствах художественной выразительности.

  1. Роль искусства в жизни человека. Р. Бредбери, Н.В. Гоголь. Проблема восприятия произведения искусства.  Истинное и ложное искусство. Н.В. Гоголь «Портрет», Р. Брэдбери «451 градус по Фаренгейту»

  1. Силуэты женской души в зеркале американской лирики Э. Дикинсон и М. Цветаевой. Сравнительный анализ стихотворений Э Дикинсон «Я все потеряла дважды», «Мне говорят», и М. Цветаевой «Два солнца стынут», «Идешь на меня похожий». Сходства на уровне мотивов и средств художественной выразительности при радикальном различии культурно-литературных традиций.

  1. Этнографическое и общечеловеческое в литературе. Малая родина у У.Фолкнера и М. Шолохова. Сравнительный анализ рассказов У. Фолкнера «Уош» и М. Шолохова «Родная кровь». Сходства и различия в тематике, образах главных героев, средствах создания местного колорита.

  1. Вызов судьбе.  В. Астафьев «Царь-рыба» и повесть Э. Хемингуэя «Старик в море».

 Сходства и различия в жанровых особенностях, проблематике, образах главных и второстепенных героев, композиции, уровне символического обобщения.

  1. Я и Мы. Влияние прозы Е. Замятина на развитие антиутопического жанра в западноевропейской литературе. Сравнительный анализ фрагментов антиутопий Е. Замятина «Мы», и Д. Оруэлла «1984». Жанровые разновидности утопии и антиутопии. Сопоставление типов утопического общества, тематики, конфликта, системы персонажей, сюжета, системы мотивов.

  1. Литературная викторина. Вид  промежуточного контроля.

  1. Защита творческих проектов.

Тематическое планирование

 Учебно-тематический план

п/п

Тема

Кол-во

часов

1

Введение. История развития западноевропейской литературы  

2

2

Лирика Р. Бернса и ее трансформация в русском переводе.

3

3

Рациональное и магическое в поэзии. Звуки и смысл. Э.А. По и русские поэты.  

3

4

Жанр новеллы в литературе. О.Генри. И.А. Бунин.

3

5

Женские образы в литературе 19 века. На примере произведений Ш. Бронте, И. С. Тургенева, Ф.М. Достоевского

6

6

Два лика героики. Р. Киплинг и Н. Гумилев.

3

7

 Тема детства в «рождественских рассказах» Ч. Диккенса и Ф.М. Достоевского

2

8

Детективный жанр в мировой литературе. Образ героя-сыщика  А. Конан-Дойл, Б. Акунин.

4

9

Загадки природы и тайны человеческого существования в поэзии. З. Фрост и русские поэты XX века.

4

10

Миф и предание в поэзии. О. Мандельштам и У.Б. Йейтс.

4

11

Эстетизм О. Уальда   в восприятии русских символистов

4

12

Поэзия как вызов своему времени. В. Маяковский и Т.С.Элиот.

4

13

Гармония и хаос в мире природы. Т. Хьюз и Н. Заболоцкий

4

14

Роль искусства в жизни человека. Р. Бредбери, Н.В. Гоголь.

4

15

Силуэты женской души в зеркале американской лирики Э. Дикинсон и М. Цветаевой.

4

16

Этнографическое и общечеловеческое в литературе. Малая родина у У.Фолкнера и М. Шолохова.

3

17

Вызов судьбе.  В. Астафьев «Царь-рыба» и повесть Э. Хемингуэя «Старик в море».

3

18

Я и Мы, Влияние прозы Е. Замятина на развитие антиутопического жанра в западноевропейской литературе

4

19

Литературная викторина

2

20

Защита проектов

2

Итого

68

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа элективного курса по математике 10 класс

рабочая программа элективного курса "Уравнения и неравенства с параметрами" содержит пояснительную записку, содержание курса, тематическое планирование и список литературы...

Рабочая программа элективного курса по алгебре 11 класс

Рабочая программа по алгебре 11 класс "Решение уравнений и неравенств"...

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"

Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса в 10 - 11 классах «Деловой русский язык»

Элективный курс «Деловой русский язык» нацелен также на формирование и развитие  комплексной коммуникативной компетенции в деловом языке, представляющей совокупность знаний, умений, способностей,...

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...