Главные вкладки

    Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс "Решение уравнений"
    рабочая программа по алгебре (6 класс) по теме

    Рабочая программа элективного курса по математике 6 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл programma_po_matematike_6_klass_fakultativ.docx23.54 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    «Средняя общеобразовательная школа № 9»

    Программа

    РЕШЕНИЕ УРАВНЕНИЙ И НЕРАВЕНСТВ:

     (факультативный курс по математике для учащихся 6 класса)

                                                                                                                   Автор программы

                                                                                          Учитель математики школы № 9

                                                                                          Юрченко Лариса Рустановна

    Учитель   ___________________           _________________________     ______________

                            (подпись)                               (расшифровка подписи)                  (дата)

    Проверено ___________________           _________________________     ______________

                            (подпись)                               (расшифровка подписи)                  (дата)

    2011 г.

    ВВЕДЕНИЕ.

            Факультативные занятия по математике в 6 классе являются одной из важных составляющих программы «Работа с одаренными детьми». На первых этапах проведения занятий определена цель – показать учащимся красоту и занимательность предмета, выходя за рамки обычного школьного учебника.

            Так, например, сегодня факультативный курс направлен на достижение следующих целей:

    • развитие логического мышления;
    • раскрытие творческих способностей ребенка;
    • воспитание твердости в пути достижения цели (решения той или иной задачи);
    • привитие интереса к предмету.

    Кроме того, факультативные занятия решают такие актуальные на сегодняшний день задачи, как:

    • работа с одаренными детьми в рамках подготовки к предметным олимпиадам и конкурсам.

    При разработке факультативного курса по математике учитывалась программа по данному предмету, но основными все же являются вопросы, не входящие в школьный курс обучения. Именно этот фактор является значимым при дальнейшей работе с одаренными детьми, подготовке их к олимпиадам различного уровня.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

    Математическое образование в системе основного общего образования занимает одно из ведущих мест, что определяется безусловной практической значимостью математики, её возможностями в развитии и формировании мышления учащихся, её вкладом в создание представлений о научных методах познания действительности. Актуальным остаётся вопрос дифференциации обучения математике, позволяющей с одной стороны, обеспечить базовую математическую подготовку, а с другой стороны удовлетворить потребности каждого, кто проявляет интерес и способности к предмету.

     Программа факультативного курса по математике для учащихся 6 классов направлена на расширение и углубление знаний по предмету, разработан в соответствии с интересами учащихся 6 класса, их возможностями. Программа курса включает информацию не входящую в базовую программу основной школы, но необходимую для решения олимпиадных задач, задач повышенного уровня сложности. Решение нестандартных задач будет способствовать развитию логического мышления; приобретению опыта работы с заданием более высокого уровня сложности по сравнению с обязательным уровнем; развитию навыков познавательной деятельности, формированию математической культуры учащихся.

    Структура программы концентрическая, т.е. одна и та же тема может изучаться как в 6, так и в 7 классах. Это связано с тем, что на разных ступенях обучения дети могут усваивать один и тот же материал, но уже  разной степени сложности с учетом приобретенных ранее знаний.

    Включенные в программу вопросы дают возможность учащимся готовиться к олимпиадам и различным математическим конкурсам. Занятия могут проходить в форме бесед, лекций, экскурсий, игр. Особое внимание уделяется решению задач повышенной сложности.

    Цели данного курса:

    • Создание условий для самореализации учащихся в процессе учебной деятельности.
    • Развитие математических, интеллектуальных способностей учащих.

    Задачи факультативного курса по математике определены следующие:

    • развитие у учащихся логических способностей;
    • привитие интереса к изучению предмета;
    • расширение и углубление знаний по предмету;
    • выявление одаренных детей;
    • формирование у учащихся таких необходимых для дальнейшей успешной учебы качеств, как упорство в достижении цели, трудолюбие, любознательность, аккуратность, внимательность, чувство ответственности, культура личности.

    Основные принципы отбора материала:

    • принцип доступности;
    • принцип дифференцированности;
    • принцип активности (разные виды деятельности: интеллектуальная, эмоциональная, игры);
    • принцип наглядности.

    Методы и формы обучения:

    • личностно-ориентированный подход;
    • самостоятельное добывание знаний;
    • тренировка в применении приобретённых знаний;
    • парная, фронтальная, групповая, самостоятельная работа.

    Для успешного достижения поставленных целей и задач  при формировании групп желательно учитывать не только желание ребенка заниматься, но и его конкретные математические способности.

    Итоговое занятие провести в форме игры с элементами занимательной математики.

     Программа рассчитана на 34 учебных часа.

    ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ.

    В результате изучения факультативных занятий у учащихся углубятся знания, связанные с содержанием программы школьного курса математики, сформирует положительное эмоциональное отношение к учебному предмету, расширит математический кругозор учащихся, что способствует развитию их интеллектуальных и творческих способностей и даёт возможность выявить одарённых и талантливых учащихся.

    Учащиеся, посещающие факультатив, в конце учебного года должны уметь:

    • находить наиболее рациональные способы решения логических задач;
    • оценивать логическую правильность рассуждений;
    • решать простейшие комбинаторные задачи путём систематического перебора возможных вариантов;
    • уметь составлять занимательные задачи;
    • применять некоторые приёмы быстрых устных вычислений при решении задач;
    • применять полученные знания, умения и навыки на уроках математики.

    УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ  ПЛАН

    п\п

    Изучаемый материал

    кол-во часов

    1

    Свойства сложения, вычитания, умножения.

    3

    2

    Развитие вычислительной культуры. Методы устных и письменных вычислений.

    3

    3

    Признаки делимости. Принцип Дирихле.

    2

    4

    Десятичная запись натурального числа. Алгоритм Евклида.

    3

    5

    Решение арифметических задач на движение с помощью уравнений.

    3

    6

    Решение задач на взвешивание с помощью уравнений.

    3

    7

    Целые числа. Диафантовы уравнения.

    4

    8

    Удивительные равенства.

    3

    9

    Задачи международного математического конкурса «Кенгуру».

    3

    10

    Олимпиадные задачи различного уровня.

    3

    11

    Математические игры.

    3

    12

    Итоговое занятие.

    1

    Итого

    34

    ЛИТЕРАТУРА:

    1. «Все задачи "Кенгуру"», С-Пб,2010г.
    2. А.Я.Кононов. «Математическая мозаика», М., 2004 г.
    3. Б.П. Гейдман. «Подготовка к математической олимпиаде», М., 2007 г.
    4. Балаян Э.Н. Готовимся к олимпиадам по математике : 5–6 классы / Ростов на Дону: Феникс, 2010. —180 с.
    5. Е.В. Смыкалова. Математика. Дополнительные главы. Учебное пособие к учебнику математики для 5-го класса. – СПб, СМИО Пресс, 2007. – 88 с.  
    6. Е.В. Смыкалова. Математика. Дополнительные главы. Учебное пособие к учебнику математики для 6-го класса. – СПб, СМИО Пресс, 2007. – 88 с.  
    7. Е.В.Галкин. «Нестандартные задачи по математике», М., 1996г.
    8. Е.Г.Козлова. «Сказки и подсказки», М., 1995г.
    9. Е.И. Игнатьев В царстве смекалки/Е.И. Игнатьев. – М.: Наука, 1978. – 190 с.
    10. Е.И.Игнатьев. Математическая смекалка. Занимательные задачи,   игры, фокусы, парадоксы. – М., Омега, 1994 г.
    11. И.Я. Депман, Н.Я. Виленкин. «За страницами учебника математики: Пособие для учащихся 5 – 6 классов сред школ. – М.: «Просвещение», 1989 г.
    12. Л.М. Лихтарников. «Занимательные задачи по математике», М.,1996г.
    13. М.Ю. Шуба. Занимательные задания в обучении математике: Кн. Для учителя. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1995. – 222 с.
    14. Т.Д.Гаврилова. «Занимательная математика», изд. Учитель, 2005 г.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Рабочая программа элективного курса по математике «Построение графиков функций, уравнений и соответствий», 9 класс

    Рабочая программа содержит пояснительную записку, цели и задачи элективного курса, требования к знаниям и умениям учащихся, формы и методы, используемые в преподавании, учебно-тематический план....

    Рабочая программа элективного курса по математике "Путешествие в страну Уравнений", 9 класс

    Программа содержит цели ,задачи, тематическое планирование...

    Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения и неравенства, содержащие переменную под знаком модуля".10 класс

    Данный материал помогает овладеть методикой выбора более удобного способа решения уравнения и неравенства с переменной под знаком модуля, пользуясь предварительным анализом, производить вычисления, гр...

    Рабочая программа элективного курса по математике "Уравнения"

    Предлагаемый элективный курс «Уравнения» позволяет осуществлять задачи предпрофильной подготовки учащихся 9 классов. Курс рассчитан на 34 часа. Данный элективный курс направлен, прежде всего...

    Рабочая программа элективного курса 10-11 класса «Уравнения, неравенства и их системы повышенной сложности».

    Материалы Единого государственного экзамена, конкурсные задания в вузы содержат уравнения, неравенства и их системы, методы решения которых не рассматриваются в основном курсе обучения математике. Спо...

    Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений, неравенств и их систем" для 10 класса

    Данный элективный  курс выполняет функцию поддержки основных курсов цикла математического образования старшей школы.Программа элективного курса состоит из одного образовательного раздела  пр...

    Рабочая программа элективного курса "Нестандартные методы решения уравнений и неравенств", 10 класс

    Представленная программа элективного курса предполагает решение дополнительных задач, многие из которых понадобятся как при подготовке к экзаменам, в частности ЕГЭ, так и при учебе в высших учебных за...