Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Сочинение-рассуждение на лингвистическую или нравственно-этическую темы" для 9 класса
рабочая программа по русскому языку (9 класс) по теме

Свитина Елена Владимировна

Рабочая программа элективного курса по русскому языку может быть полезна для учителей, которым в 9 классе  выделяется один час для элективного курса, когда класс разбит на  две группы. За один урок мы успеваем прочитать,  разобрать текст с сайта ФИПИ и обучающиеся минут за 20 пишут сочинение по выбору на одну из предлагаемых тем (15.1, 15.2, 15.3).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs_po_russkomu_yazyku_v_9_klasse.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение № 2

к общеобразовательной программе

 среднего  общего образования  ФКГОС

муниципального автономного

общеобразовательного учреждения

 г. Калининграда

средней общеобразовательной школы № 5

утверждено

приказом от 27.05.2016 г, № 47

ПРОГРАММА

элективного курса по русскому языку

9 «А» класс

«Сочинение-рассуждение на лингвистическую и нравственно-этическую темы»

2016 -2017

17 часов (1 час в неделю)

                                                   

                                                                   

Разработана учителем  русского языка и литературы

Свитиной Е.В.

г. Калининград,  2016

Пояснительная записка  

I. Рабочая программа  элективного курса составлена на основании:

  1. Федерального закона  "Об образовании в Российской Федерации" (п. 22 ст. 2; ч. 1, 5 ст. 12; ч. 7 ст. 28; ст. 30; п. 5 ч. 3 ст. 47; п. 1 ч. 1 ст. 48);
  2. Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования (приказ Минобразования России «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» от 5 марта 2004 г. № 1089);
  3. Положения о профильном обучении учащихся  МАОУ СОШ № 5.
  4. Локального акта МАОУ СОШ № 5, регламентирующего единообразие оформления и структуры рабочей программы, утвержденного директором МАОУ СОШ №5 З.А. Чуевой, пр.  от  27.05.2016г, № 47                                
  5. Учебного плана школы на 2016-2017 учебный год Приложение № 2

к образовательной программе основного общего образования ФКГОС

утвержденного директором МАОУ СОШ № 5 З.А. Чуевой, пр. от 27.05.2016г,№ 47

Тип элективного курса

Курс «Теория и практика сочинения – рассуждения на лингвистическую тему»                                предметно-ориентированный, включает углубление и расширение тем по развитию речи базовой общеобразовательной программы, задача которого углубление и расширение знаний по русскому языку.

Место курса в образовательном процессе.

Программа элективного курса предназначена для изучения в 9-м классе, рассчитана на 1 ч. в неделю в течение двух четвертей.

Представленный элективный  курс поможет обучающимся подготовиться к сочинению – рассуждению на лингвистическую тему, предусмотренному новой формой итоговой аттестации в 9 классе.

В данном курсе приводятся в систему все знания, полученные учащимися при изучении тем по развитию речи, орфографии, морфологии  и синтаксису (5-8 кл).

Курс ориентирован на предпрофильную подготовку по русскому языку, на то, чтобы учащиеся получили практику, необходимую им для лучшего овладения общеучебными умениями и навыками, которые позволят школьникам успешно осваивать программу старшей профильной школы и на более высоком уровне подготовиться к сдаче экзаменов. Он является предметно ориентированным и даёт учащимся возможность проверить свои способности в этой области.                                

 Цели и задачи элективного курса: 

Теоретические: 

Освоение знаний о языке и речи: литературных нормах, видах речевой деятельности, функциональных стилях русской речи;

Развивающие: 

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей;

Практические: 

Совершенствование коммуникативных умений;

Овладение умением проводить лингвистический, стилистический анализ текста, понимать функции того или иного языкового явления, подбирать убедительные примеры функционирования языкового явления в тексте; логично и образно излагать свои мысли, составлять связное высказывание;

Воспитательные: 

Воспитание сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения;

Воспитание  стремления к самостоятельной работе по приобретению знаний и умений в различных областях жизни;

Основные методы и приемы изучения курса:

  • словесные методы: беседа, лекция;
  • написание сочинений, редактирование работ;
  • творческие задания.

Основные формы организации учебной деятельности школьников: индивидуальная и групповая форма работы.

Общие принципы отбора материала программы:

  • актуальность, научность, наглядность;
  • доступность для учащихся основной школы;
  • целостность, объективность, вариативность;
  • систематичность содержания;
  • практическая направленность;
  • реалистичность, с точки зрения возможности усвоения основного содержания программы за 17 часов.

Ожидаемые результаты:

Главная задача  элективного кура научить девятиклассников правильно и точно высказываться на лингвистическую тему. Оформлять это высказывание грамотно в письменной форме.

Примерное тематическое планирование.

Перечень разделов

Всего часов

Формы контроля

дата

1

Основные цели и задачи курса. Требования к творческой работе. Памятка  «Советы по написанию сочинения»

1

Коллективная работа.

06.09

2-3

Определение функционального стиля текста. Работа со смысловыми типами речи.  Сочинение на тему: «Выразительность – это свойство сказанного или написанного своей смысловой формой привлекать особое внимание читателя, производить на него сильное впечатление»

2

Коллективная работа

13.09

20.09

4

 Анализ текста художественного стиля  с грамматическим заданием. Сочинение на тему: «Нужно ли соблюдать нормы орфографии современному человеку»

1

Творческая работа

27.09

5

Обучающее сочинение по тексту художественного  стиля. Сочинение на тему: «Зачем нужны знаки препинания».

1

Творческая работа

04.10

6

Рецензирование, редактирование собственной творческой работы.

1

 Коллективная и самостоятельная работа

11.10

7

Анализ текста публицистического стиля с грамматическим заданием. Композиция. Сочинение на тему: «Местоимения – слова заместители».

1

 Коллективная и творческая работа.

18.10

8

Обучающее сочинение по тексту публицистического стиля. Сочинение на тему: «Один словарный состав без грамматики еще не составляет языка…» или на тему «Сила духа»

1

Творческая работа

25.10

9

Рецензирование и редактирование творческих работ.

1

Коллективная работа

08.11

10

Функциональные особенности научного стиля. «Точность слова является не только требованием стиля, требованием вкуса, но, прежде всего, требованием смысла».

1

Творческая работа

15.11

11

Анализ текста научного стиля с грамматическим заданием.

1

Творческая работа

22.11

12

Обучающее сочинение по тексту научного стиля. Сочинение на тему: «Грамматика позволяет нам связать между собой любые слова, чтобы выразить любую мысль о любом предмете» или на тему «Доброта»

1

Творческая работа

29.11

13

Рецензирование и редактирование творческих работ

1

Коллективная работа

06.12

14

Анализ текста разговорного стиля. Сочинение на тему:

«Читатель проникает в мир образов художественного произведения через его речевую ткань»

1

Творческая работа

13.12

15-16

Обучающее сочинение по тексту разг. стиля. Сочинение на тему: «Многоточие и его функции в письменной речи». Или

Сочинение на тему «Дружба»

Анализ творческих работ. Рекомендации по выполнению зачетной работы.

2

Творческая работа

20.12

 17

Функциональные особенности официально - делового стиля

Зачетная работа. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему.

1

Индивидуальная работа

27.12

     

 Оценка знаний, умений и навыков.

        Основными формами организации учебной деятельности являются  практические занятия, создание творческих работ, рецензирование и редактирование  работ, творческие работы оцениваются по критериям сочинения-рассуждения на ОГЭ, и за каждую работу выставляется оценка по пятибалльной шкале.

        Итоговой формой контроля, подводящей изучение курса к логическому завершению, является контрольная работа: сочинение - рассуждение на лингвистическую тему. В итоге каждый ученик получает оценку.

Список литературы

  1. О.В. Зарубина. Подготовка к написанию сочинения на лингвистическую тему.// Русский язык в школе, №9, 2009.
  2. О.В. Зарубина. Функции языковых явлений. // Русский язык в школе,№1-4, 2010.
  3. Г.Т. Егораева Русский язык. Выполнение задания С2. ОГЭ. Сочинение на лингвистическую тему. М.:Экзамен, 2015 
  4. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 9 классе. М.: Просвещение, 2011
  5. Григорьева Н.А. Практикум – справочник для подготовки к ОГЭ по русскому языку.  М.: Экзамен.: 2016  
  6. Н.А. Сенина. Русский язык 9-й класс. Подготовка к государственной итоговой аттестации –2016. Ростов-на-Дону, «Легион», 2016
  7. Гостева Ю.Н Васильевых И.П. Русский язык. ОГЭ 9 класс. Типовые тестовые задания. М.: Экзамен.: 2016  
  8. Тексты  для сочинений на лингвистическую и нравственно-этическую  темы на сайте fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 10 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс будет полезен учащимся старших классов при подготовке к ЕГЭ. Курс рассчитан на 68 часов( по 34 часа в 10 и 11 классах)....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку в 11 классе.Тема: "Русское правописание: орфография и пунктуация"

Данный элективный курс является продолжением предыдущего материала на моей странице.(Элективный курс по русскому языку в 10 классе) ....

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Секреты русского словообразования" 9 класс

Курс послужит достаточно сильным средством речевого раз­вития школьника, так как морфемно-словообразовательный ана­лиз опирается на языковую интуицию ребенка, развивает чув­ство родного языка, помогае...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку для 10 класса "Русское правописание: орфография и пунктуация" (34 часа)

Рабочая программа курса составлена на основе авторской программы С.И.Львовой (68 часов) с учётом необходимости подготовки к ЕГЭ - 2015. Учебный материал распределён в соответствии с тематикой уроков р...

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)

Рабочая программа элективного курса по русскому языку «Русское правописание: орфография» (10 класс)...