Рабочая программа элективного курса по русскому языку"Русское правописание: орфография" для учащихся 10 класса
календарно-тематическое планирование по русскому языку (10 класс) на тему

Вагизова Альфия Нурмихаммятовна

Программа  базируется на программно- методических материалах по русскому языку С.И.Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: "Дрофа", М., 2001г.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                          «Согласовано»                               «Утверждено»        

Руководитель ШМО                  Заместитель директора по УР       Директор МБОУ

_____ /ЗГ.М. Зиннатуллина/      МБОУ «Кемеш-Кульская СОШ»    «Кемеш- Кульская СОШ»                                                                                                    

                                                   _______/Е.А.Миннекаева               _______ Д.Т. /Кашапова/

Протокол №1                                от «26» августа 2011 г.                             Приказ № 61/11

от «26» августа 2011 г.                                                                     от «1» сентября 2011г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Русское правописание: орфография»

для учащихся 10 класса

Вагизовой Альфии Нурмихаммятовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

                                                               Рассмотрено на заседании                                                   педагогического совета

                                                                                                  протокол №  1      

                                 от «29»   августа 2011г.        

        2011-2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         (Автор программы С. И. Львова)

Раздел I. Статус документа

              Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: изд. «Дрофа», Москва, 2001 г.), которая   соответствует   стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

               В программе особое внимание уделяется ха рактеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфогра фией и пунктуацией русского языка, формирует уме ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска зывания, используя при этом возможности письма.  Центральными направлениями в работе стано вятся усиленное внимание к семантиче ской стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания.

             Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Вагизовой А.Н. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МБОУ «Кемеш – Кульская СОШ» на 2011-2012 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится  35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебные дни совпадают с праздничными (1.09; 23.02; 8.03; 1.05; 9.05), выполнение содержательной части программы уплотнено и реализуется за     32 часа.

Раздел II. Структура документа

    Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

При составлении программы были использованы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык  -  М.: Дрофа, 2007
  2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы», Учебник «Русский язык 11 класса», Л. М. Рыбченкова, 2001 года. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку.
  3. Нормы оценки знаний по русскому языку.

Тематическое планирование составлено на основании содержания  учебных программ, программно- методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РТ на 2011 – 2012 учебный год.

Раздел III. Цель обучения:

  1. научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения;
  2. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  3. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  4. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  5. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  7. повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

     Задачи преподавания:

        Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  1. систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  2. обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
  3. систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
  4. углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
  5. формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  6.  развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Раздел IV. Требования к подготовке учащихся:

     Учащиеся должны уметь:

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;  

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные  и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

   аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  4. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  2. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  3. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  4. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

     Учебно- методический комплекс выбран в соответствии с рекомендациями Министерства Образования и науки Республики Татарстан с учетом индивидуального подхода в обучении и рассчитан на углублённый уровень освоения знаний. 

     Базовый учебник для учителя и учащихся:

Программно- методические материалы. Русский язык 10- 11 классы/ Л. М. Рыбченкова- Москва: «»Дрофа», 2001 г.

Расписание учебного времени

Распределение учебного времени

Кол-во  часов

1

Всего часов по учебному плану

34

2

Количество часов в неделю

1

3

Запланировано на 1 четверть

4

Запланировано на 2 четверть

5

Запланировано на 3 четверть

6

Запланировано на 4 четверть

Планирование учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Особенности письменного общения

4

2

Орфография

28

4

3

Итого:

32

4

Лекции

7

5

Практикумы

21

6

Контроль знаний

4

Содержание программы

РАЗДЕЛ I. Особенности письменного общения (4 ч.)

Тема 1.Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Тема 2. Особенности устной речи. Фор мы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.

Тема 3.Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.

Тема 4. Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма.

РАЗДЕЛ II. Орфография (30 ч.)

Тема 5. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее пра вило для каждого из них.

Тема 6.Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ве дущий принцип русского правописания (морфем ный).

Тема 7.Правописание корней. Правописание гласных корня. Правила, нарушающие единообразие написа ния корня (ы или и в корне после приставок), поня тие о фонетическом принципе написания.

Тема 8. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас        -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер-,•стил-стел- и др.

Тема 9. Контрольная работа №1. Промежуточное тестирование.

Тема 10.Правописание согласных корня: звонких и глу хих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со гласных в корне.

Тема 11. Использование орфографического и словообразо вательного словарей для объяснения правильного на писания корня слова. Этимологическая справка.

Тема 12.Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип на писания. Различение приставок при- и пре-.

Тема 13.Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа.

Тема 14. Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

Тема 15. Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

Тема 16. Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-

 (-ива-). Написание суффикса -е- или -и-, -ться и -тся в глаголах.

Тема 17. Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причас тий, отглагольных прилагательных.

 Тема 18. Правописание окончаний. Система правил, ре гулирующих написание окончаний разных частей речи.

Тема 19. О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употреб ление разделительных ъ и ь.

Тема 20. Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование.

Тема 21. Правописание согласных на стыке морфем [мат росский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфе мы и на стыке морфем.

Тема 22. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Тема 23. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.Работа с орфографическим словарем.

Тема 24. Слитные, дефисные и раздельные написания.Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.

Тема 25. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Тема 26.Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного на писания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни.

Тема 27. Грамматико-орфографические отличия пристав ки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи сания приставок в наречиях

Тема 28. Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.

Тема 29. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические от личия союзов чтобы, также, тоже, от созвучных сочетаний слов.

Тема 30. Образование и написание сложных слов (имена су ществительные, прилагательные, наречия). Смысло вые и грамматические отличия сложных прилага тельных, образованных слиянием, и созвучных сло восочетаний (многообещающий — много обещаю щий).

Тема 31. Употребление дефиса в словах разных частей ре чи. Работа со словарями, отражающи ми слитные и раздельные написания.

Тема 32. Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Календарно-тематическое планирование

По

плану

Факти

чески

Тема

Вид урока

РАЗДЕЛ I. Особенности письменного общения

1

8.09.

Речевое общение. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Лекция

2

15.09.

Особенности и формы устных высказываний.

Лекция

3

22.09.

Особенности письменной речи, её формы и признаки.

Практикум

4

29.09.

Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма.

Лекция

РАЗДЕЛ II. Орфография

5

6.10.

Орфография, её роль. Разделы русской орфографии.

Лекция

6

13.10.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем.

Лекция

7

20.10.

Правописание гласных корня, поня тие о фонетическом принципе написания.

Практикум

8

27.10.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас        -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и др.

Практикум

9

17.11.

Контрольная работа №1. Промежуточное тестирование.

Контроль знаний

10

24.11.

Правописание согласных корня: звонких и глу хих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со гласных в корне.

Практикум

11

1.12.

Использование орфографического и словообразо вательного словарей. Этимологическая справка.

Практикум

12

8.12.

Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип на писания. Различение приставок при- и пре-

Практикум

13

15.12.

Правописание суффиксов. Роль при этом словообразовательного анализа слова.

Практикум

14

22.12.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

Лекция

15

12.01.

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

Практикум

16

19.01.

Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-.

  (-ива-), -е- или -и-, -ться и–тся.

Практикум

17

26.01

Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причас тий, отглагольных прилагательных.

Практикум

18

2.02.

Правописание окончаний. Система правил, ре гулирующих написание окончаний разных частей речи.

Лекция

19

9.02

О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употреб ление разделительных ъ и ь.

Практикум

20

16.02.

Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование.

Контроль знаний

21

1.03

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн.

Практикум

22

15.03.

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Практикум

23

22.03

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Работа с орфографическим словарем.

Практикум

24

5.04.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа.

Практикум

25

12.04.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Практикум

26

19.04.

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного на писания не с разными частями речи.

Практикум

27

26.04.

Грамматико-орфографические отличия пристав ки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи сания приставок в наречиях.

Практикум

28

3.05.

Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.

Контроль знаний

29

10.05.

Особенности написания производных предлогов. От личия союзов чтобы, также, тоже, потому от созвучных сочетаний.

Практикум

30

17.05.

Образование и написание сложных слов. Отличия сложных прилага тельных и созвучных сло восочетаний.

Практикум

31

24.05.

Употребление дефиса в словах разных частей ре чи. Работа со словарями, отражающи ми слитные и раздельные написания.

Практикум

32

31.05.

Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Контроль знаний

Литература для учащихся

1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2001.

2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.

3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правопи сания как основа методики его    

преподавания. — М., 1960.

Литература для учащихся

1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского язы ка.— М„ 1978.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б.  Современный русский язык: Пункту ация.— М., 1966.

6. Шапиро А.Б.  Русское правописание. — М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся  

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.  

Печатные пособия

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10 класса.

Мультимедийные пособия

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.
  4.  1С:Репетитор. Русский язык.

Интернет - сайты:

  1. http://www.mytests.ru/                 4.  http://www.superidea.ru/tm.htm/
  2. http://www.koob.ru/memory/      5. http://www.koob.ru/superlearning/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/         6. http://www.psy-files.ru/




Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»                          «Согласовано»                               «Утверждено»        

Руководитель ШМО                  Заместитель директора по УР       Директор МБОУ

_____ /ЗГ.М. Зиннатуллина/      МБОУ «Кемеш-Кульская СОШ»    «Кемеш- Кульская СОШ»                                                                                                    

                                                   _______/Е.А.Миннекаева               _______ Д.Т. /Кашапова/

Протокол №1                                от «26» августа 2011 г.                             Приказ № 61/11

от «26» августа 2011 г.                                                                     от «1» сентября 2011г.

Рабочая программа

элективного курса по русскому языку

 «Русское правописание: орфография»

для учащихся 10 класса

Вагизовой Альфии Нурмихаммятовны,

учителя русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

МБОУ «Кемеш- Кульская СОШ»

Мамадышского муниципального района РТ

                                                               Рассмотрено на заседании                                                   педагогического совета

                                                                                                  протокол №  1      

                                 от «29»   августа 2011г.        

        2011-2012

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

         (Автор программы С. И. Львова)

Раздел I. Статус документа

              Настоящая программа элективного курса по русскому языку предназначена для обучения учащихся 10 класса, базируется на программно-методических материалах по русскому языку С.И. Львовой (под редакцией Л.И. Рыбченковой: изд. «Дрофа», Москва, 2001 г.), которая   соответствует   стандартам по русскому языку. Используется в качестве программно-методического сопровождения.

               В программе особое внимание уделяется ха рактеристике речевого общения в целом, особенностям письменного общения, а также специфическим элементам речевого этикета, использующимся в письменной речи. Курс рассчитан на свободное овладение орфогра фией и пунктуацией русского языка, формирует уме ние применять правила, учитывая речевую ситуацию, потребность как можно точнее передать смысл выска зывания, используя при этом возможности письма.  Центральными направлениями в работе стано вятся усиленное внимание к семантиче ской стороне анализируемого явления и опора на этимологический анализ при обучении орфографии. Важнейшим направлением в обучении являются систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания.

             Для достижения основных целей курса используется работа с обобщающими опорными схемами и таблицами по орфографии и пунктуации, семантический анализ высказывания и поиски адекватных языковых средств для выражения смысла средствами письма. Широко используются такие виды работы как лекции, практикумы, тестирование как форма контроля.

Программный материал составлен и адаптирован учителем русского языка и литературы Вагизовой А.Н. с учетом индивидуального подхода в обучении в соответствии с требованиями Устава школы. По учебному плану МБОУ «Кемеш – Кульская СОШ» на 2011-2012 учебный год на изучение предмета «Русское правописание: орфография и пунктуация» в 10 классе отводится  35 часов (1 час в неделю). В связи с тем, что учебные дни совпадают с праздничными (1.09; 23.02; 8.03; 1.05; 9.05), выполнение содержательной части программы уплотнено и реализуется за     32 часа.

Раздел II. Структура документа

    Документ включает в себя несколько разделов: пояснительную записку; содержание тем учебного курса; учебно-тематический план; требования к уровню подготовки учащихся; перечень учебно-методического обеспечения.

    Содержание рабочей программы реализуется через уроки- лекции, уроки- практикумы, уроки обобщения, уроки контроля.

При составлении программы были использованы:

  1. Федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования // Сборник нормативных документов. Русский язык  -  М.: Дрофа, 2007
  2. Программно- методические материалы «Русский язык- 10- 11 классы», Учебник «Русский язык 11 класса», Л. М. Рыбченкова, 2001 года. Оценка качества подготовки выпускников основной и средней школы по русскому языку.
  3. Нормы оценки знаний по русскому языку.

Тематическое планирование составлено на основании содержания  учебных программ, программно- методических материалов с учетом рекомендаций Министерства образования и науки РФ и Министерства образования и науки РТ на 2011 – 2012 учебный год.

Раздел III. Цель обучения:

  1. научить школьников практически владеть государственным языком Российской Федерации и Республики Татарстан, пользоваться русской речью в производственной и общественной деятельности как средством межнационального общения;
  2. воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;
  3. дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;
  4. освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;
  5. овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;
  6. применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике;
  7. повышение орфографической и пунктуационной грамотности учащихся, уровня речевой культуры, подготовка к успешной сдаче ЕГЭ по русскому языку.

     Задачи преподавания:

        Элективный курс по русскому языку в 10 классе предполагает углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в средних классах, закреплении правописных и речевых навыков, обогащение учащихся сведениями национально- коммуникативного плана. К задачам курса относятся:

  1. систематизация общих сведений о языке, о системе современного русского языка, о языковых единицах разных уровней, полученных в средней школе;
  2. обобщающее повторение орфографии и пунктуации, закрепление навыков правописания;
  3. систематизация и обобщение знаний в об ласти правописания, повышение функциональной грамотности учащихся;
  4. углублённое повторение сведений о русском языке, полученных в 5- 9 классах;
  5. формирование и развитие навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью;
  6.  развитие культуры письма, умения работать со справочной литературой, пользоваться необходимой информацией Интернет- ресурсов.

Раздел IV. Требования к подготовке учащихся:

     Учащиеся должны уметь:

- раскрывать роль русского языка в межкультурном общении;

- по стилям речи: определять стилевую принадлежность текста по его языковым особенностям;

обнаруживать в тексте образные средства языка; разграничивать лексическое и грамматическое значение слова; устанавливать стилевые различия между синонимами; выделять контекстуальные антонимы; разграничивать паронимы;  

-производить все виды разборов: фонетический, морфемный и словообразовательный, морфологический, синтаксический, стилистический;

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы в слове; подбирать однокоренные слова; находить производящую основу; определять способы словообразования;

- по морфологии: различать части речи по совокупности признаков;
по синтаксису: уметь определять синтаксические связи и отношения; разграничивать сочинительные  и подчинительные связи в словосочетании, предложении и тексте; различать изученные виды простых и сложных предложений; составлять разные виды простых и сложных предложений; составлять предложения с чужой речью; производить синтаксический разбор простых и сложных предложений;
по связной речи: указывать признаки текста; определять тему, основную мысль, озаглавливать текст; выделять микротемы, составлять план; определять тип речи, стиль, жанр; выявлять стилевые признаки текста; разграничивать сложное синтаксическое целое и абзац; заменять сложные предложения простыми осложненными, стилистически обоснованно использовать бессоюзные, сложносочиненные и сложноподчиненные предложения или синонимичные простые осложненные предложения; содержательно и стилистически оправданно использовать различные способы передачи чужой речи, различные способы цитирования; составлять устные и письменные высказывания типа описания, повествования и рассуждения в разных стилях;

по орфографии: находить изученные орфограммы в словах и между словами; правильно писать слова с изученными орфограммами; обосновывать выбор написания; находить и исправлять орфографические ошибки; классифицировать орфограммы по типам и видам; правильно писать изученные в 5–9-м классах слова с непроверяемыми орфограммами.

   аудирование и чтение

  1. использовать основные виды чтения в зависимости от коммуникативной задачи;
  2. извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.

говорение и письмо

  1. создавать устные и письменные, монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;
  2. соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;
  3. соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
  4. использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста.
  1. развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;
  2. увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
  3. совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению, сотрудничеству;
  4. самообразования и активного участия в производственной, культурной и общественной жизни государства.

Раздел V. Перечень учебно-методического обеспечения.

     Учебно- методический комплекс выбран в соответствии с рекомендациями Министерства Образования и науки Республики Татарстан с учетом индивидуального подхода в обучении и рассчитан на углублённый уровень освоения знаний. 

     Базовый учебник для учителя и учащихся:

Программно- методические материалы. Русский язык 10- 11 классы/ Л. М. Рыбченкова- Москва: «»Дрофа», 2001 г.

Расписание учебного времени

Распределение учебного времени

Кол-во  часов

1

Всего часов по учебному плану

34

2

Количество часов в неделю

1

3

Запланировано на 1 четверть

4

Запланировано на 2 четверть

5

Запланировано на 3 четверть

6

Запланировано на 4 четверть

Планирование учебного материала

Содержание

Кол-во часов

Кол-во прове-рочных работ

1

Особенности письменного общения

4

2

Орфография

28

4

3

Итого:

32

4

Лекции

7

5

Практикумы

21

6

Контроль знаний

4

Содержание программы

РАЗДЕЛ I. Особенности письменного общения (4 ч.)

Тема 1.Речевое общение как взаимодействие между людьми посредством языка. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Тема 2. Особенности устной речи. Фор мы устных высказываний и использование их в разных ситуациях общения.

Тема 3.Особенности письменной речи. Формы письменных высказываний и их признаки.

Тема 4. Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма.

РАЗДЕЛ II. Орфография (30 ч.)

Тема 5. Орфография как система правил правописания. Разделы русской орфографии и обобщающее пра вило для каждого из них.

Тема 6.Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем — ве дущий принцип русского правописания (морфем ный).

Тема 7.Правописание корней. Правописание гласных корня. Правила, нарушающие единообразие написа ния корня (ы или и в корне после приставок), поня тие о фонетическом принципе написания.

Тема 8. Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас        -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер-,•стил-стел- и др.

Тема 9. Контрольная работа №1. Промежуточное тестирование.

Тема 10.Правописание согласных корня: звонких и глу хих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со гласных в корне.

Тема 11. Использование орфографического и словообразо вательного словарей для объяснения правильного на писания корня слова. Этимологическая справка.

Тема 12.Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип на писания. Различение приставок при- и пре-.

Тема 13.Правописание суффиксов. Система орфограмм, отражающая написание суффиксов разных частей речи. Роль словообразовательного анализа.

Тема 14. Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

Тема 15. Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

Тема 16. Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме глагольных суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-

 (-ива-). Написание суффикса -е- или -и-, -ться и -тся в глаголах.

Тема 17. Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причас тий, отглагольных прилагательных.

 Тема 18. Правописание окончаний. Система правил, ре гулирующих написание окончаний разных частей речи.

Тема 19. О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употреб ление разделительных ъ и ь.

Тема 20. Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование.

Тема 21. Правописание согласных на стыке морфем [мат росский, петроградский); написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн внутри отдельной морфе мы и на стыке морфем.

Тема 22. Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Тема 23. Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем.Работа с орфографическим словарем.

Тема 24. Слитные, дефисные и раздельные написания.Роль смыслового и грамматического анализа при выборе слитного или раздельного написания.

Тема 25. Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Тема 26.Грамматико-семантический анализ при выборе слитного и раздельного на писания не с разными частями речи. Различение приставки ни- и слова ни.

Тема 27. Грамматико-орфографические отличия пристав ки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи сания приставок в наречиях

Тема 28. Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.

Тема 29. Особенности написания производных предлогов. Смысловые, грамматические и орфографические от личия союзов чтобы, также, тоже, от созвучных сочетаний слов.

Тема 30. Образование и написание сложных слов (имена су ществительные, прилагательные, наречия). Смысло вые и грамматические отличия сложных прилага тельных, образованных слиянием, и созвучных сло восочетаний (многообещающий — много обещаю щий).

Тема 31. Употребление дефиса в словах разных частей ре чи. Работа со словарями, отражающи ми слитные и раздельные написания.

Тема 32. Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Календарно-тематическое планирование

По

плану

Факти

чески

Тема

Вид урока

РАЗДЕЛ I. Особенности письменного общения

1

8.09.

Речевое общение. Виды речевой деятельности. Формы речевого общения.

Лекция

2

15.09.

Особенности и формы устных высказываний.

Лекция

3

22.09.

Особенности письменной речи, её формы и признаки.

Практикум

4

29.09.

Основные причины возникновения письменности. Этапы и истоки развития современного русского письма.

Лекция

РАЗДЕЛ II. Орфография

5

6.10.

Орфография, её роль. Разделы русской орфографии.

Лекция

6

13.10.

Правописание морфем. Принцип единообразного написания морфем.

Лекция

7

20.10.

Правописание гласных корня, поня тие о фонетическом принципе написания.

Практикум

8

27.10.

Группы корней с чередованием гласных: 1) -кас        -кос-, -лаг- — -лож-, -бир- - -бер-, -тир-тер, -стил-стел- и др.

Практикум

9

17.11.

Контрольная работа №1. Промежуточное тестирование.

Контроль знаний

10

24.11.

Правописание согласных корня: звонких и глу хих; непроизносимых; удвоенных. Чередование со гласных в корне.

Практикум

11

1.12.

Использование орфографического и словообразо вательного словарей. Этимологическая справка.

Практикум

12

8.12.

Правописание приставок: фонетический, морфемный принцип на писания. Различение приставок при- и пре-

Практикум

13

15.12.

Правописание суффиксов. Роль при этом словообразовательного анализа слова.

Практикум

14

22.12.

Типичные суффиксы имен существительных и их написание.

Лекция

15

12.01.

Типичные суффиксы имен прилагательных и их написание.

Практикум

16

19.01.

Типичные суффиксы глаголов и их написание. Различение на письме суффиксов -ова- (-ева-) и -ыва-.

  (-ива-), -е- или -и-, -ться и–тся.

Практикум

17

26.01

Суффиксы причастий при образовании причастий прошедшего времени. Суффиксы н и нн в полных и кратких формах причас тий, отглагольных прилагательных.

Практикум

18

2.02.

Правописание окончаний. Система правил, ре гулирующих написание окончаний разных частей речи.

Лекция

19

9.02

О и е после шипящих и ц в корне, суффиксе и окончании; правописание ы ии после ц; употреб ление разделительных ъ и ь.

Практикум

20

16.02.

Контрольная работа №2. Промежуточное тестирование.

Контроль знаний

21

1.03

Правописание согласных на стыке морфем; написание сочетаний чн, щн, нч, нщ, рч, рщ, чк, нн.

Практикум

22

15.03.

Ь после шипящих в словах разных частей речи.

Практикум

23

22.03

Этимологическая справка как прием объяснения написания морфем. Работа с орфографическим словарем.

Практикум

24

5.04.

Слитные, дефисные и раздельные написания. Роль смыслового и грамматического анализа.

Практикум

25

12.04.

Орфограммы, связанные с различением на письме служебного слова и морфемы.

Практикум

26

19.04.

Грамматико- семантический анализ при выборе слитного и раздельного на писания не с разными частями речи.

Практикум

27

26.04.

Грамматико-орфографические отличия пристав ки и предлога. Слитное, дефисное и раздельное напи сания приставок в наречиях.

Практикум

28

3.05.

Контрольная работа №3. Промежуточное тестирование.

Контроль знаний

29

10.05.

Особенности написания производных предлогов. От личия союзов чтобы, также, тоже, потому от созвучных сочетаний.

Практикум

30

17.05.

Образование и написание сложных слов. Отличия сложных прилага тельных и созвучных сло восочетаний.

Практикум

31

24.05.

Употребление дефиса в словах разных частей ре чи. Работа со словарями, отражающи ми слитные и раздельные написания.

Практикум

32

31.05.

Итоговая контрольная работа. Тестирование.

Контроль знаний

Литература для учащихся

1. Рыбченкова Л.М. Программно- методические материалы: Русский язык 10-11 классы. М.: Дрофа, 2001.

2. Блинов Г.И. Методика изучения пунктуации в школе. — М.,1990.

3. Букчина Б.З. Орфографический словарь русского язка.- М.,1990.

4. Алгазина Н.Н. Формирование орфографических навыков.- М., 1987.

5. Валгина Н.С. Трудности современной пунктуации.- М.,2000.

6. Львова С.И. Язык в речевом общении. – М., 1995.

7. Разумовская М.М. Методика обучения орфографии. М., 1996.

8. Розенталь Д.Э. Вопросы русского произношения и правописания. – М., 1997.

9. Львова С.И. Использование схем при обучении орфографии и пунктуации.- М., 1970.

10. Рождественский Н.С. . Свойства русского правопи сания как основа методики его    

преподавания. — М., 1960.

Литература для учащихся

1. Скворцов Л. И. Культура русской речи: Словарь-справочник. — М., 1995.

2. Скворцов Л. И. Правильно ли мы говорим по-русски?— М., 1983.

3. Горбачевич К.С. Нормы современного русского язы ка.— М„ 1978.

4. Баранов М.Т. Школьный словарь образования слов русского языка. — М.

5. Шапиро А.Б.  Современный русский язык: Пункту ация.— М., 1966.

6. Шапиро А.Б.  Русское правописание. — М., 1951.

7. Шварцкопф Б.С. Современная русская пунктуация. —М„ 1988.

8. Ушаков Д.Н., Крючков С.Е.Орфографический словарь для учащихся  

общеобразовательных школ, гимназий.— 43-е изд.— М., 2001.

9. Одинцов В.В., Иванов В.В., Смолицкая Г.П. и др. Школьный словарь

иностранных слов / Под ред. IIИ. Иванова.—4-е изд. — М., 1999

10. И.П. Цыбулько, В.П. Капинос и др. ЕГЭ 2010. Русский язык. Федеральный банк экзаменационных материалов– М.: Эксмо, 2010.  

Печатные пособия

Таблицы и раздаточный материал по русскому языку для 10 класса.

Мультимедийные пособия

  1. «Фраза» Программа-тренажер по правилам орфографии и пунктуации для школьников и абитуриентов.
  2. 1-С Репетитор «Русский язык» Обучающая программа для школьников старших классов и абитуриентов.
  3. Тестирующая программа для школьников и абитуриентов.  Кирилл и Мефодий.
  4.  1С:Репетитор. Русский язык.

Интернет - сайты:

  1. http://www.mytests.ru/                 4.  http://www.superidea.ru/tm.htm/
  2. http://www.koob.ru/memory/      5. http://www.koob.ru/superlearning/
  3. http://ru.wikipedia.org/wiki/         6. http://www.psy-files.ru/



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Рабочая программа элективного курса «Деловой английский» для организации профильной подготовки учащихся 9 класса по предмету «Английский язык»

г. Лабинск 2014год Пояснительная записка В это стремительно развивающееся и меняющееся время, ко¬гда наша страна перешла на рыночные отношения, по¬следовал подъем деловой активности и установлени...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Деловой английский» для учащихся 10-11 классов

Программа "Деловой английский" разработана как элективный курс для учащихся 10-х и 11-х классов экономического профиля, а также для учащихся 10-х и 11-х классов, желающих овладеть основ...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку «Практика речи» для 11 класса

Курс «Практика речи» предназначается для учащихся старших классов, проявляющих  интерес к изучению английского языка, предполагающих прохождение итоговой аттестации по английскому язы...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...