Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса
занимательные факты по русскому языку (11 класс) на тему

Шило Наталья Николаевна

Рабочая программа элективного курса

 «Трудные вопросы орфографии  русского языка»

для 11 класса

Скачать:


Предварительный просмотр:

Рабочая программа элективного курса

 «Трудные вопросы орфографии  русского языка»

для 11 класса

                                                         Пояснительная записка

Педагогическая целесообразность программы

      Дополнительная образовательная программа по русскому языку «Трудные вопросы орфографии русского языка » предназначена для учащихся  11 классов и посвящена одной из важных задач филологического образования – формированию навыков грамотного письма.

Программа составлена в соответствии с целями, сформулированными в Стандарте образования по предмету  «Русский язык» и программе по русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской. Она  предполагает формирование способности комплексно  использовать знания по орфографии, синтаксису, пунктуации, лексике, словообразованию, морфологии, стилистике.

 Работа с тестами предполагает обобщающее повторение по предложенным

для тестирования  темам.  Материал повторения строится по принципу возрастающей сложности.

Ожидаемые результаты

   Требования, предъявляемые к уровню подготовки выпускников.

   Выполнение экзаменационной работы по русскому языку потребует от    

 выпускников следующих умений:

-активизировать, классифицировать языковые факты с целью  обеспечения  

 различных видов речевой деятельности;

-оценивать языковые факты с точки зрения правильности, точности   

 употребления;

-использовать основные приемы информационной переработки текста;

-оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового  оформления,  

 эффективности достижения поставленных задач;

-создавать собственное речевое высказывание в соответствии с  поставленными  

 задачами;

-осуществлять речевой самоконтроль.

Требования к уровню освоения содержания курса.

Дополнительная образовательная программа рассчитана на 1год.

На занятиях  предпочтительны формы работы, расширяющие классно-урочную систему: практикумы, семинары, занятия с использованием обучающих компьютерных программ и др.

В технологии проведения занятий присутствуют следующие этапы:

1. Справочно-ознакомительный (лекция учителя, составление таблиц, памяток, работа с литературой).

2. Тренировочный (тестовые задания).

3. Игровой (шарады, кроссворды).

4. Контролирующий (диктанты, тесты).

Содержание программы дополнительного образования детей

«Трудные вопросы русского языка»

На занятиях учащиеся занимаются разными видами деятельности: воспринимают знания, тренируются в их применении (репродуктивная деятельность), учатся творчески мыслить и решать практические задачи овладения языком (продуктивная деятельность).

Для организации деятельности применяются соответствующие методы обучения.

Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип) познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в следующих формах работы по темам.

1.Вводное занятие  Опознавательные признаки орфограмм. Расширение и углубление понятий об орфограммах. Вводное тестирование.

2. Части речи  Нахождение орфограмм в разных частях речи.

3. Орфограммы в корнях. Отработка умений «видеть» орфограмму в корне и объяснить её написание. Дифференцировать орфограммы корней , обогащать словарный состав. Гласные, проверяемые ударением; непроверяемые; чередующиеся. Правописание согласных в корне. О – Ё после шипящих в корне. Лекция с составлением опорных конспектов. Объяснительный диктант.

4. Правописание приставок. Закрепление умений находить орфограмму в приставках, объяснять правильность выбора. Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки. Исследование. Тестирование.

5. Орфограммы в суффиксах. Закрепление и углубление умений учащихся производить орфографический разбор. Семинар, составление опорных схем. Тестирование.

6. Орфограммы в окончаниях. Закрепление и углубление умений учащихся найти орфограмму в окончаниях разных частей речи и объяснить её написание. Падежные и родовые окончания. Правописание личных окончаний глаголов. Комплексный анализ текста. Тестирование с последующим анализом.

7. Правописание сложных слов. Соединительная гласная в сложных словах. Слитное и дефисное написание сложных существительных и прилагательных. Анализ условий выбора в трудных случаях употребления дефиса в сложных словах. Лекция. Тренировочные упражнения из мультимедийного «Репетитора».

8. Правописание числительных. Отработка трудных случаев правописания числительных. Мягкий знак на конце и в середине числительных. Склонение количественных и порядковых числительных. Работа с таблицей, карточками. Тестирование.

9. Правописание предлогов. Производные и непроизводные предлоги. Отработка правописания предлогов, в том числе трудные случаи с производными предлогами. Семинар. Комплексный анализ текста.

10. Правописание союзов. Отличие союзов от местоимений с предлогами. Практикум. Компьютерное тестирование.

11. Правописание частиц. Слитное и раздельное написание частиц. Различение НЕ и НИ. Выработка навыков правописания. Практикум. Объяснительный диктант.

12. Принципы и правила переноса. Закрепление навыка правильного переноса. Комплексный анализ текста.

13. Итоговая работа. Зачёт «По следам ошибок». Контроль уровня обученности. Ликвидация пробелов в знаниях, умениях и навыках учащихся.

Учебно-тематический план дополнительной образовательной программы по русскому языку

«Трудные вопросы русского языка»

занятия проводятся 1 раз в неделю

п/п

Перечень разделов и тем

Количество часов

Примечания

Теор.

Прак.

Всего

Вводные занятия (2часа)

1.

Опознавательные признаки орфограмм

1

1

Части речи (2часа)

2.

Части речи в русском языке

2

1

Орфограммы в корнях

3.

Безударные гласные в корнях, проверяемые ударением

1

Непроверяемые безударные гласные в корнях.

1

4.

Чередующиеся гласные в корнях

1

5.

Правописание согласных в корне

1

6.

О-Ё после согласных в корне

1

Правописание приставок 

7.

Изменяющиеся и неизменяющиеся на письме приставки

1

8.

Написание приставок, зависящее от значения

1

9.

Правописание приставок на З-С

1

Орфограммы в суффиксах 

10.

О-Ё после шипящих в суффиксах разных частей речи.

1

11.

Правописание глагольных суффиксов ОВА (ЕВА) – ИВА (ЫВА).

1

12.

Суффиксы страдательных причастий

1

Орфограммы в окончаниях 

13.

Безударные падежные окончания имён существительных

1

14.

Безударные окончания имён прилагательных

1

15.

Родовые окончания

1

16.

Правописание личных окончаний глаголов 1 спряжения

1

17.

Правописание личных окончаний глаголов 2 спряжения.

1

Правописание сложных слов 

18.

Соединительная гласная в сложных словах.

1

19.

Слитное и дефисное написание сложных существительных.

1

20.

Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.

1

Правописание числительных (18 часов)

21.

Мягкий знак на конце и в середине числительных.

1

22.

Склонение количественных числительных.

1

23.

Склонение порядковых числительных.

1

Правописание предлогов 

24.

Производные и непроизводные предлоги.

25.

Слитное и раздельное написание производных предлогов.

Правописание союзов 

26.

Слитное написание союзов.

1

Правописание частиц 

27.

Слитное и дефисное написание частиц.

1

28.

Различение НЕ и НИ. Их правописание с разными частями речи.

1

Принципы правильного переноса

29.

Принципы и правила переноса.

1

1

2

Итоговая работа (2 часа)

30.

Итоговая работа. Многовариантный тест.

1

1

31.

Зачёт «По следам ошибок».

1

Итого:     35 часов

Литература для учащихся.

1. Граник Г.Г., Бондаренко, КонецкаяЛ.А. Секреты орфографии. – М.1996.

2. Львова С.И. Этимология на службе орфографии. – М. Просвещение. 2002.

Мурашко А.С. Краткий орфографический справочник. Архангельск. 1995

3. Пахнова Т.Н. Готовимся к устным и письменным экзаменам по русскому языку. 9-11классы. – М: Просвещение. 1997.

4.Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М. Просвещение. - 2010.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА. Элективный курс «Трудные вопросы математики» 10-11 класс.

Пояснительная записка. Содержание обучения. Требования к подготовке учащихся. Список рекомендуемой учебно – методической литературы     ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА Элективного курса «Трудные вопросы обществознания» 9 класс...

Рабочая программа элективного курса "Трудные вопросы орфографии и пунктуации"

Результаты освоения, содержание, тематическое планирование...

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания»

Рабочая программа элективного курса: «Трудные вопросы обществознания»....

Рабочая учебная программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» в 8 классе

Программа элективного курса «Трудные вопросы пунктуации» актуальна для учащихся, так как формирование о пунктуационной зоркости, практическое использование лингвистических знаний и умений ...